КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расточительства. Закон демонстративного
Закон демонстративного Т. Веблен Врезка Заметна аналогия между одеяниями женщин и домашней прислуги, в особенности ливрейных лакеев. И те и другие старательно являют свидетельство излишней дороговизны. В обоих случаях заметно игнорируется физическое удобство одежды. Однако одежды госпожи, вид которой старательно привлекает внимание если не к физической немощи, то к праздности владелицы, преуспевают в этом больше, чем одежда прислуги. Так и должно быть, ибо в теории, согласно идеальным принципам денежной культуры, госпожа дома — главный слуга дома. Помимо слуг существует категория лиц, чей наряд уподобляет их классу слуг, проявляя в себе многие из признаков, составляющих женственность женской одежды. Это категория священнослужи- телей. Священнические облачения в подчеркнутой форме выражают те характерные особенности, которые являются доказательством зависимого статуса и показного образа жизни. Еще более поразительным образом, чем это проявляется в повседневном образе жизни священника, являются облачения, которые, соответствуя своему названию, чрезмерно украшены, нелепы, неудобны и стесняют движения вплоть до мучения. В то же время священнику полагается воздерживаться от полезной работы и являть на людях бесстрастное печальное лицо, что очень близко к манерам хорошо обученной прислуги. Еще одной особенностью, производящей такое же впечатление, является выбритое лицо священника. Уподобление класса священнослужителей классу прислуги по поведению и одежд6 обусловлено сходством экономической роли обеих категорий. Теоретически, с точки зрения экономики, свя-щенник является слугой, косвенно находящимся 35 Surovell J. Capitalist Russia and the West. Ashgate, Aldersot, England; Burlington, Vermont, USA, 2000- поведения человека, который подразумевает символы и маркеры, адресуемые не к предпринимателям, бизнесменам и менеджерам, занятым выполнением своих профессиональных обязанностей, а к посторонней аудитории, грубо выражаясь зевакам и обывателям, которые никак не задействованы в экономическом процессе, составляют его периферию, но способны по достоинству оценить внеэкономические репрезентации типа «это круто», «шикарная тачка» и т.п. Так, Владимир Брынцалов, известный русский богач и кандидат в президенты (1996), рассказывал, как он, однажды идя по улице, злился, что никто не знает, какой он богатый. Тогда он зашел в магазин и купил дорогой кожаный ремень. И, говорит, полегчало36. Стремление отделить себя от толпы при помощи престижных и дорогих маркеров в России конца XX — начала XXI в. тем более важно, что никаких других водоразделов между слоями и классами еще не возникло либо они только начинали формироваться. Первое поколение «новых русских», быстро сколотивших себе состояние в начале 1990-х гг., жили в тех же самых микрорайонах, домах и квартирах, что и обычные русские. Первым социальным разграничителем стали иномарки, вторым — предметы роскоши, третьим — загородные дома. Все они — предметы статусного потребления. Как только классовые различия в нашем обществе станут делом привычным, богатство будет считаться нормальным, а не полукриминальным явлением, то и шикарная одежда, дорогие часы и другая атрибутика принадлежности к высшему классу может не понадобиться. Во всяком случае в США и Европе давно уже не принято одеваться так, как это было свойственно буржуазии XIX в. в личном услужении у божества, чью ливрею он носит. Его ливрея очень дорогого свойства, но ливрея для того и создана, чтобы показать, что ее ношение доставляет мало или вовсе не доставляет физического удобства тому, кто ее носит, потому что является предметом показного потребления и происходящий от ее потребления почет следует относить за счет отсутствующего хозяина, а не слуги. Мода на корсет — лишь кажущееся исключение из правила. При более тщательном рассмотрении видно, что исключение — всего лишь подтверждение правила, гласящего о том, что мода на определенную модель одежды основана на ее полезности в качестве доказательства денежного положения владельца. Общеизвестен факт: в промышленно развитых странах корсетом пользуются лишь представители определенных социальных слоев. Женщины из слоев победнее, особенно из сельского населе- ния, им не пользуются, разве что по праздникам, как роскошью. Женщинам из этих социальных групп приходится усердно работать, им нет надобности каждый день подвергать свое тело мучениям. Пользование этим приспособлением по праздникам вызвано подражанием законам благопристойности обеспеченных социальных слоев. Во всех странах, унаследовавших ношение корсета, оно сохраняется, поскольку служит знаком почтенной праздности, доказывая физическую нетрудоспособность той, которая его носит. Разумеется, это правило применимо и к другим уродливым уловкам, призванным умалить видимую работоспособность индивида, как, например, ношение напудренных париков и золотых кружев, а также обычай постоянного бритья бороды и усов. Сокращено по источнику: Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. С. 184-199. 36 Kopocmuicoea Т. Богатого делают часы // Аргументы и факты. 1998. № 20. Хотя и в конце XX в. социальная модель поведения американцев мало изменилась по сравнению с прошлым. Об этом совершенно справедливо пишет В.И. Ильин. Современный западный или японский автомобиль за 10 тыс. долл. в течение пяти-семи лет имеет столько же шансов сломаться, как и купленный за 30—50 тыс., предельная скорость на американских дорогах в большинстве штатов (70 миль в час) также легко доступна дешевым моделям, которые по этому параметру не уступают дорогим (потенци&чь-ная суперскорость дорогих моделей потребляется лишь для удовлетворения тщеславия), а прочие полезные функции дорогих моделей (автоматический подъем стекла и регулировка сидений, измерение температуры воздуха, кондиционер и т.п.) на самом деле стоят столько же, как один-два относительно дешевых автомобиля. Поскольку люди с достатком в США меняют новые автомобили через 5— 6 лет после покупки, то их долговечность для них имеет небольшое значение. Плата идет за престижность модели, а составной частью покупки престижа является регулярное обновление автомобиля37. Дорогая одежда, хороший автомобиль, квартира в престижном районе — это не только комфорт, но и демонстрация своего богатства, истинного или мнимого, окружающим людям. Особенно она характерна для общества крупных городов, где о человеке практически ничего не известно: это вам не деревня, где приличным «прикидом» нельзя замаскировать прохудившуюся крышу или убогое хозяйство. В городе больше судят по одежке, роль которой выполняет в том числе и автомобиль. Одежка должна соответствовать, иначе не пробиться в приличное общество. Поэтому и в столицах, и в провинции можно увидеть дорогие автомобили, припаркованные возле обшарпанных малосемеек18. Наиболее ярко показное потребление проявляется в периоды первоначального накопления капитала, когда возникают новые богачи (nouveau riches — нувориши). В США возникновение новой касты выпало на вторую половину XIX в. Страна не знала унаследованной знати, аристократии по крови, как Западная Европа. Отбросы общества, заселившие 200 лет назад Северную Америку, к тому времени успели разбогатеть, но как вести и отличить себя от прочего люда еще не знали. Самый простой способ выделиться для той социальной страты, про которую говорят «из грязи — в князи», — это демонстративная роскошь в одежде, питании и жилье. Когда в конце XX в. американцы провели статистическое исследование своих предков, то оказалось, что более 80% богатого класса США, теперь относящихся к «старой гвардии», окончили начальную школу, реже — полную среднюю школу, колледж или университет, а некоторые вообще были чуть ли неграмотными. Естественно, что самый понятный способ выделиться в толпе — нарядиться в яркие одежды. Спросим себя: многим ли от них отличались 37 Ильин В.И. Поведение потребителей: Учеб. пособие. СПб., 2000. № Виноградова Т. Скучный тип - миллионер (http://komok.ru). «новые русские» 1990-х гг., многие из которых имели незаконченное ПТУ и криминальное прошлое? Малиновые пиджаки, шикарные шубы, браслеты на запястье, несколько иномарок и крутой бритый загривок — вот социальные маркеры, демонстрирующие их показное величие. Демонстративное поведение, спускаясь вниз по социальной пирамиде, порождает явление, которое В.И. Ильин39 правильно называет символической социальной мобильностью. К показной роскоши и нормам приличествующего поведения, которые задают богатые, стараются приобщиться и другие классы общества. Но для них это требует гораздо больших усилий и средств. Шикарная машина для миллионера — покупка, которую он производит, не задумываясь о ее стоимости. Для среднего класса чуть скромнее иномарка потребует длительных накоплений, урезания других потребностей. Для низшего класса и она — запредельная мечта, посему его представители, если они включились в престижную гонку, ограничиваются подделкой под настоящую вещь. Для обозначения своего статуса последние вынуждены потреблять на грани своих финансовых возможностей. Не участвующий в гонке рискует оказаться в социальной изоляции. Приобретая дорогие вещи, представители низших классов стремятся если не по существу, то по видимости поднять свой статус, перейти как бы в иную категорию. Это и есть символическая вертикальная мобильность. Ценности показного потребления становятся своего рода социальными универсалиями и ориентирами для всех слоев общества. Новые богатые запускают механизм показного марафона, участвовать в котором обязаны и другие, даже те, у кого нет для этого соответствующей финансовой базы. Целиком и полностью скопировать потребительский комплекс праздного класса другим слоям не удается, но они могут приобрести «пиджак с чужого плеча», дорогую подделку, дешевую имитацию или иным способом блефовать. Художественная литература XIX в. показывает немало историй о помещиках, включившихся в разорительную гонку показного благодушия. Увязнув в долгах, они вынуждены тем не менее организовывать балы, содержать роскошные экипажи, покупать дорогую одежду и жить в особняках, обслуживаемых огромным штатом слуг, только для того, чтобы удержаться в границах того класса, где они были рождены и прошли социализацию. Символическая мобильность в низших и средних классах, особенно если страна небогатая, служит причиной возникновения еще одного поразительного феномена — недопотребления при видимом сверхпотреблении. Попытка жить по чужим стандартам приводит к тому, что многим приходится экономить на хлебе, чтобы пить французский коньяк или содержать «Мерседес». Американских туристов, приезжающих в Россию или Китай, часто удивляет обилие предметов высокостатусного потребления — дорогих линкольнов, бьюиков и кадиллаков, какие показывают только в голливудских фильмах, — на фоне относительной бедности или откровенной нищеты. Показное потребление имеет и ряд плюсов. К примеру, оно служит залогом для получения фирмой или отдельным предпринимателем крупных кредитов. Дорогая одежда молодого москвича или провинциала гарантирует получение хорошей работы, поскольку создает образ преуспевающего че- 39 Ильин В.И. Поведение потребителей: Учеб. пособие. СПб., 2000. ловека с хорошим вкусом. Правда, служащий, одевающийся лучше своего шефа, рискует потерять имеющуюся должность либо может не рассчитывать на повышение. Хотя, как знать, возможно, она создаст иллюзию у шефа того, что за тем «кто-то стоит» и лучше его повысить по службе. Из кейнсианской экономики известно, что увеличение затрат приводит к оздоровлению и росту. В развитых странах в производство товаров вкладывается в десятки раз меньше средств, чем в позиционирование товара, — до 80% бюджета корпораций. Вовсе не случайно специалисты заявляют о том, что информационное общество — это общество, где основным производством становится производство образов. Для его обозначения Ги Дебор придумал особое название — Общество спектакля (о нем мы писали в одном из предыдущих томов «Фундаментальной социологии»). Под спектаклем он понимал совокупность общественных отношений, обусловленных образами. С этим вполне корреспондирует мысль Лукмана и Бергера о том, что реальность — это социальный конструкт (или артефакт, если хотите). Примером такого артефакта, доказывающим значение престижного поведения в современном обществе, служит приобретение дорогих часов.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |