Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Куда делись новые русские?




В. Панюшкин

Врезка

ПРЕСТИЖНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ

Теория спроса и формирования предпочтений потребителей основыва­ется на посылке, что товары и услуги приобретаются с учетом пользы, ко­торую они предлагают покупателю. Каждый потребительский товар рас­сматривается как набор потребительных свойств, которые сравниваются потенциальными покупателями со свойствами конкурирующих товаров и

Если отвлечься от снобистских предрассудков, диктующих надевать на скачки серую визитку с цилиндром, а на вечерний прием — смокинг (при­чем с черными носками, а не с белыми), — если отвлечься от всего этого этикета и посмотреть правде в глаза, то придется признать, что стиль «новых русских» красив некоторой наивной, дет­ской красотой.

«Новые русские» оделись попугаями и выстави­ли напоказ все свои сокровища — как дети хва­стаются друг перед другом блестящим стеклыш­ком или выломанным из игрушечного автомо­бильчика выключателем. Детские сокровища просты и наивны, как наивны были все эти вы­кладываемые на стол мобильные телефоны, вы­ставляемые напоказ золотые цепи. Подобную первобытную красоту не встретишь, пожалуй, нигде, кроме как у папуасов. Я имею в виду моду Манхэттенского Гарлема либо богатых пригородах Бомбея. Беда только в том, что гар-лемские миллионеры зарабатывают свои милли­оны на музыкальных скороговорках, называемых рэпом; на торговле наркотиками; на обмане пра­вительства, каковому поясняют, сопровождая по­яснения взятками, что банды «Крипе» и «Бладс» не торгуют крэком, а сражаются с расовой диск­риминацией. Одним словом, в [арлеме заняты биз­несом, который именно что предполагает одевать­ся попугаем, носить пистолет, ездить на лимузи­не и заливать «Доном Периньоном» простую китайскую еду в бумажном пакетике.


«Новые русские» тоже, конечно, торговали нар­котиками, тоже стреляли и тоже коррумпирова­ли правительство. Однако же предметом их вож­деления был не шоу-бизнес, не наркотрафик и не проституция. «Новые русские» в силу географи­ческого положения и принципиальной неритмич­ности вскормившей их страны стремились к конт­ролю над нефтью и алюминием, — а этими зем­ными благами торгуют либо арабы, либо люди в пиджаках.

Кабы «новые русские» искали партнеров в Гар­леме, то мобильные телефоны на столах, золо­то на бычьих шеях и пыльные алмазы величиной с перепелиное яйцо стали бы в России предме­тами хорошего тона. Однако «новые русские» искали партнеров на Уолл-стрит. Партнеров тол­ком не нашли, но вынуждены были в процессе поисков научиться пользоваться салфеткой и рыбной вилкой; выбирать правильную марку машины, а не ту, которая нравится; носить «Ар-мани», а не «Хьюго Босс» и так далее — тысячам предрассудков, насаждаемых колонизаторами. Кто не научился пользоваться рыбной вилкой, погиб по-македонски, «с двух рук». Если появление «новых русских» было явлени­ем эстетическим, то исчезновение их — явление социальное. Среда задавила. В силу климатичес­ких, экономических и социальных особенностей России богатые люди в ней считают свою жизнь фильмом «Однажды в Америке».

Сокращено по источнику: Панюшкин В. Куда де­лись новые русские? // Коммерсантъ-ВЛАСТЬ, 2002. № 34.

которые прямо определяют уровень спроса на данный продукт5. Так пред­ставляли дело классики экономической мысли. Они полагали, что большин­ство покупок совершается исключительно ради удовлетворения личных потребностей. Общественность или «значимые другие» в расчет не включа­лись. Позже оказалось, что проблема в них как раз и заключается. Важно учитывать ценности покупки в глазах других людей, чьим мнением доро­жит покупатель.

Вот тогда-то и возникла проблема престижного, демонстративного или показного потребления (conspicuous consumption). Оно, как утверждает Р. Мейсон6, связано прежде всего с хвастливой демонстрацией богатства, ибо мотивируется желанием произвести впечатление на других людей способ­ностью заплатить особенно высокую цену за престижный продукт. В осно­ву покупки заложена уже не экономическая или психологическая полез­ность продукта, а его социальная цена. Демонстративное потребление — расточительность, приобретение дорогих и бесполезных вещей, предметов роскоши — является особой формой публичного признания денежного ус­пеха.

Вторая половина XIX в. в США отмечена стремительным развитием ка­питализма. Появляется сословие нуворишей — «новых американцев», ко­торые 25% накопленного капитала тратят на то, чтобы купать своих лю­бовниц в ваннах из золота, наполнен­ных шампанским, раздавать друзьям поселки из 50 домов.

Когда человек принимает решение о покупке, руководствуясь лишь жела­нием (а может быть, всего лишь своей прихотью) продемонстрировать свои материальные возможности, так ска­зать, покупательную мощь, утилитар­ное назначение веши его вовсе не ин­тересует. Куда, к примеру, вы денете золотой унитаз? А джип «Чероки» — разъезжать по деревне и кур пугать? На первый план выходят уже совсем иные ценности, например выставляемое напоказ богатство хозяина. Если так, то и дешевая цена вас не устроит. Она лишь будем умалять приобрета­емое богатство. Действительно, как ведет себя нормальный покупатель на оптовом рынке или в городском магазине? Ищет товар подешевле. А как ведет себя тот, кем овладело престижное потребление? Ищет товар подоро­же. Он называется эксклюзивным, т.е. таким, какого нет у других людей.

Показное потребление — очень древнее явление. Свое происхождение оно ведет от знаменитых ритуалов потлача, известного антропологам по реконструкции первобытного общества и эпохи вождеств. На языке индей-цев-нутка «патсхатл» означает давать подарок. Этим словом индейцы-чи­нуки обозначали «питание» или «кормление», но со временем оно начало означать ритуальное празднество обмена дарами. В русских источниках

5 Mason R.S. Conspicuous Consumption. A Study of Exceptional Cosumer Behaviour. Westmead,
Farnborough, Hampshire, 1981.

6 Ibid.

XIX в. потлач именуется «игрушками». Он представляет собой обрядовое действо, сочетающее светские и сакральные элементы, и предназначен про­демонстрировать богатство и могущество социального статуса субъекта та­кого действия. В социологии и антропологии он обозначает социальный ин­ститут и социальную практику одновременно. У большинства народов, его использовавших, потлач представлял собой способ приобретения или под­тверждения социального статуса и отмечал важнейшие события цикла че­ловеческой жизни. По различным свидетельствам, продолжительность по-тлача могла быть разной — от 5—7 дней до двух недель. Церемониал прове­дения и этикет потлача были тщательно разработаны. За его соблюдением следили специально назначенные лица, «хранители порядка мест». Обря­довые имена вождей и знати выкликались назначенным для этого глашата­ем. Приглашенным на потлач соплеменникам или представителям чужих племен за присутствие и подтверждение статуса и прав хозяина потлача платили распределением имущества, которое являлось как бы капиталом, вложенным с процентами7.

Поводом для устроения потлача могло служить как событие социальной жизни (совершеннолетие или рождение ребенка, женитьба или похороны вождя), так и личный почин устроителя — вещий сон, или сверхъестествен­ное происшествие, или просто притязание на определенные права. Поли­незийские вожди устраивали пышные застолья, демонстрируя подданным свою власть и материальное могущество.

7 Ващенко А. В. Повествовательный фольклор индейцев Северо-западного побережья Северной Америки (http://skydger.twilight.ru).

Итак, архаический обычай обмена сакральными предметами получил в науке наименование потлача. Он представляет собой празднество, во вре­мя которого режут скот, уничтожают орудия труда, лодки, ковры, деньги, домашнюю утварь. Европейские наблюдатели, впервые столкнувшиеся с потлачем, посчитали его признаком дикости, бескультурья. Однако Б. Ма­линовский, первым давший ему научное объяснение, указал на другую, непрагматическую функцию обычая: он удостоверяет бескорыстие жертво­вателя, демонстрирующего, что для друзей ему ничего не жаль. В потлаче экономический успех измеряется раздачей, а не накоплением.

Достаточно подробно потлач как ритуальное угощение первобытного коллектива со стороны вождя или бигмена описал Марсель Мосс в своем «Эссе о даре»8. Мосс видит в основе института потлача заботу о поддержа­нии и повышении престижа племени. Обычай дарообмена и коллективно­го угощения был органично вплетен в существовавшую систему власти и распределения статусов. Вожди ранжируются отдельно — среди других вож­дей. Ранг определяется через механизм престижных церемоний, включа­ющих сравнение вождей по объему собранного урожая и раздаточного уго­щения (кула). Рождение наследника вождя, женитьба влиятельного чело­века племени, спор между двумя претендентами на пост вождя — все эти события отмечались потлачем, торжественно, с речами и возбужденными восклицаниями. Потлач служил одной из форм борьбы между вождями за престиж и социальный статус9.

Потлач характерен как для индейцев, так и для племен Меланезии, Па­пуа, Африки, Полинезии и Малайзии. В том или ином виде этот ритуал проявлялся, вероятно, во всех архаических культурах. Утлинкитов выделял­ся траурный аспект коллективного пиршества: гости приглашались, чтобы соболезновать утрате вождя и признать права преемника усопшего. У ква-киутлей, нутка и белла-кула потлач отличался плясками и действами тай­ных союзов. У индейцев северо-запада Америки институт потлача выражен наиболее четко. Значительную роль в этом ритуале играет понятие чести. В некоторых видах потлача от человека требуется истратить все, что у него есть. Тот, кому предстоит быть самым богатым, должен быть также самым безумным расточителем. Политический статус индивидов в кланах дости­гается «войной имуществ» так же, как и войной, удачей, наследованием, союзом или браком. Тяга к соперничеству между вождями подогревалась со­перничеством родов и знати. Имущество стали интенсивнее добывать во­енными набегами, а во время потлачей раздача часто заменялась уничтоже­нием; таким образом, обрядовое состязание как бы уподоблялось войне, тем более что крупные военные конфликты постепенно становились невоз­можными и статус можно было приобретать только посредством потлача. Ф. Боас в 1895 г. услышал характерное свидетельство участника потлача: «Те­перь мы сражаемся своим богатством... мы не сражаемся оружием, мы сра­жаемся имуществом»10. Во время потлачей в большом количестве выбрасы­вали в море припасы, разламывали ладьи, сжигали бочками рыбий жир, уби-

8 Mauss M. Essai sur le Don, forme archaique de I'change. // «L'Annue sociolodique» (n.s.). 1924. Vol. 1.
Мосс М. Эссе о даре. Фрагменты: Пер. с фр. А.Б. Гофмана. М., 1996.

9 Suttles W. Affinal Ties, Subsistance and Prestige among the Coast Salish //American Anthropology. 1960.
Vol. 62.

10 Boas F. The Social Organization and the Secret Societies of the Kwakiuti Indians. Wash., 1897. P. 343.

вали напоказ рабов (или отпускали на свободу, т.е. символически «уничто­жали» их как невольников). Ценностными единицами, предметами разда­чи и уничтожения или покупки служили лодки, сосуды или емкости с жи­ром, короба ягод, накидки и одеяла, рабы и особые медные пластины, по­скольку они играют в мифах важную роль".

В ряде случаев имущество даже не дарят, а просто разрушают. При этом разрушение является высшей формой траты. У цимшиан ее называют «уби­вать имущество». Один вождь цимшиан проиграл даже детей и родителей. При этом этикет требует, чтобы выигравший оставлял свободу проигравше­му, его жене и детям. Нарушение правил потлача влечет за собой утрату че­сти и «лица», т.е. души. У тлинкитов тех, кто медлит, прежде чем прийти на потлач, относят к «женщинам». Отказавшийся обнаруживает свою боязнь оказаться «уничтоженным», «потерять вес» своего имени из-за неспособно­сти ответить на подарок более щедрым подарком12.

С точки зрения классической экономики, потлач — антирациональное потребление, даже какая-то аномальная форма человеческого поведения. Его цели противоположны здравому смыслу и целям накопительства. Дей­ствительно, на некоторых островах Меланезии состоятельные лица систе­матически уничтожали запасы циновок, считавшихся здесь одним из мерил богатства. Зачем мы идем в магазин? Разумеется, для того чтобы приобрес­ти циновку и положить ее в ванную комнату. Суть потребительского пове-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.