Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М. Мосс Потлач




Врезка

Племена, о которых пойдет речь — все обитают на побережье северо-запада Америки, Аляски и Британской Колумбии. Они промышляют больше морской и речной рыбной ловлей, чем охотой, у них нет земледелия. Они, однако, очень богаты, и даже сейчас рыбная ловля, охота, меха остав­ляют им значительные излишки. Их социальная жизнь представляет собой что-то вроде непрерывного брожения. Тут и постоянные визиты целых племен, кланов и семей друг к другу, и повторяющиеся затяжные праздники, каждый из которых зачастую весьма продолжи­телен. По случаю бракосочетания, различных ритуалов, ради повышения статуса расходуют, не считая, все, что было в течение лета и осени накоплено промыслом на одном из самых бога­тых побережий мира. Сама частная жизнь про­текает таким же образом: приглашают людей из своего клана, когда убивают тюленя, когда от­крывают сосуд с консервированными ягодами


или кореньями, созывают всех, когда на берег выбрасывает кита.

У них существуют братства, часто межнацио­нальные. Часть даров и ответных поставок пред­назначены для оплаты последовательно дости­гаемых степеней и возвышений в братствах. Все это осуществляется в ходе непрерывного потла­ча. Существуют потлачи в любом направлении, соответствующие другим потлачам в любом на­правлении. Это постоянный процесс give and take («даем — получаем»).

Сам потлач, характерный для этих племен, есть не что иное, как система взаимообмена дарами. Потлач отличает вызываемое им буйство, изли­шества, антагонизмы, с одной стороны, а с дру­гой — некоторая скудость юридических понятий, простая и грубая структура. Тем не менее на прак­тике принципы определенны и достаточно ясны. Два понятия в них, однако, выражены совершен­но четко: кредит и честь.

Во всех своих предприятиях индеец полагается на помощь своих друзей. Он обещает заплатить им за эту помощь впоследствии. Если оказанная

" Ващенко А.В. Повествовательный фольклор индейцев Северо-западного побережья Северной Америки (http://skydger.twilight.ru).

12 Мосс М. Очерк о даре // Общества. Обмен. Личность: Тр. по социальной антропологии / Пер. с фр., послесловие и комментарии А.Б. Гофмана. М., 1996; Агапкина Т.А., Виноградова Л.Н. Благо-пожелание//Славянские древности. Т. 1. М, 1995. С. 188-191.

дения заключается в том, чтобы использовать приобретенную вещь. Но не уничтожать ее. А суть престижного потребления в ряде случаев, как свиде­тельствует история, заключается в противоположном — демонстративном уничтожении на глазах у других людей. Публичное уничтожение дорогой вещи показывает, как дорого вы стоите и как высоко стойте на социальной лестнице. Демонстрация статусного превосходства достигала умопомрачи­тельных масштабов, нередко доводя хозяев до полного разорения. Зареги­стрирован самый большой потлач, данный вождем нимкишей Дэном Кран-мером в 1921 г., когда между 300 гостями в течение 6 дней было распределе­но имущество, накопленное за 8 лет труда, эквивалентное стоимости 30 тыс. одеял-накидок13.

Если стремление к показной роскоши было своеобразным законом жиз­ни в первобытном обществе, то с возникновением первых государств оно превратилось в уголовно наказуемое деяние. Во многих античных государ­ствах принимались законы против роскоши и намеренно насаждались ус­тановки к простой жизни. Особенно преуспела на этом поприще Спарта. Прокламируемая простота образа жизни распространялась на все сферы быта, уменьшая тем самым социальную зависть и обеспечивая моральное единство общества. Богатые и знатные внешне ничем не отличались от бед­няков, их дома были так же просты, а стол — так же скромен, как у менее удачливых сограждан. Фукидид в своем очерке истории Греции писал о

помощь заключается в ценных вещах, измеря­емых индейцами в одеялах, он обещает вернуть стоимость займа с процентами. Индеец не рас­полагает системой письменности, и поэтому, что­бы обеспечить гарантии соглашению, оно совер­шается публично. Получение в долг, с одной сто­роны, оплата долга, с другой — это потлач. Эта экономическая система развита до такой степе­ни, что капитал, которым владеют все индивиды, объединенные в племя, намного превышает ко­личество наличных ценностей, находящихся в распоряжении.

Необходимо понять, что индеец, приглашающий всех своих друзей и соседей на большой потлач, где на первый взгляд растрачиваются результа­ты труда многих лет, преследует две цели, кото­рые мы не можем не признать разумными и дос­тойными похвалы. Первая цель — оплатить свои долги. Это совершается публично, с большими церемониями и в манере нотариального акта. Другая цель состоит в таком размещении плодов своего труда, чтобы извлечь наибольшую выго­ду как для себя, так и для своих детей. Те, кто получает подарки на этом празднике, получают их как заемы, которые они используют в своих теперешних предприятиях, но по прошествии нескольких лет они должны вернуть их с выгодой


для дарителя или его наследника. Стало быть, потлач в конечном счете рассматривается индей­цами как способ обеспечить благосостояние сво­их детей в случае, если они оставят их сиротами в юном возрасте.

Весьма значительна роль, которую в соглашени­ях индейцев играет понятие чести. Потребление и разрушение при этом действительно не знают границ. В некоторых видах потлача от человека требуется истратить все, что у него есть, и ниче­го не оставлять себе. Тот, кому предстоит быть самым богатым, должен быть самым безумным расточителем. Сжигают целые ящики рыбьего жира, сжигают дома и огромное множество оде­ял, разбивают самые дорогие медные изделия, выбрасывают их в водоемы, чтобы подавить, унизить соперника. Таким образом обеспечива­ют продвижение по социальной лестнице не толь­ко самого себя, но также и своей семьи. Отдавать — уже значит разрушать. Часть риту­алов дарения включает разрушения. Например, ритуал выплаты приданого, или, как называет его Ф. Боас, «выплаты брачного долга», содержит церемонию, которая называется «топить лодку». Иногда это церемония символическая. Но иног­да поездки на потлач включают реальное разру­шение лодок прибывших после усердной помощи

13 Лверкиева Ю.П. Индейцы Северной Америки. М., 1974.

Спарте: «Лакедемоняне первыми стали носить простую одежду нынешне­го времени, и у них люди более состоятельные вели большей частью образ жизни одинаковый с простым народом». За этим тщательно следили эфо­ры, которые даже царей заставляли следовать неписаным законам, направ­ленным против роскоши.

В Спарте пресекались все внешние проявления роскоши, начиная от одежды и заканчивая жилищным строительством. Дома спартиатов долж­ны были строиться только с помощью топора и пилы и не выделяться раз­дражающей сограждан роскошью. Даже письменная культура приравнива­лась в Спарте к предметам роскоши и рассматривалась как нечто неумест­ное и опасное.

И настороженное отношение к иностранцам было вызвано той же при­чиной. К примеру, все ремесленники-иностранцы (своих не было), произ­водившие предметы роскоши, как-то: изготовители благовоний, красиль­щики шерсти, ювелиры, подвергались в Спарте ксенеласии, т.е. насиль­ственному выдворению за границу.

Конечно, широко рекламируемое в Спарте равенство всегда оставалось фикцией. Государство не могло надолго сохранить даже иллюзию экономи­ческого равенства, но зато оно могло заставить имущую часть своих граж­дан придерживаться строго очерченных норм поведения14.

при выгрузке всего, что в них было. Затем при отъезде гостям отдаются лучшие лодки. Но раз­рушение в собственном смысле составляет, по-видимому, высшую форму траты. Ее называют «убивать собственность». В действительности так обозначают даже раздачу одеял: «сколько одеял было потеряно, чтобы его увидеть». Обязанность давать составляет сущность потла-ча. Вождь должен устраивать потлач за себя, своего сына, зятя или дочь, за своих умерших. Он сохраняет свой ранг в племени (и в деревне, даже в собственной семье), он поддерживает свой ранг среди вождей в национальном и меж­дународном масштабе, только если доказывает, что духи и богатство постоянно посещают его и ему благоприятствуют, что богатство это облада­ет им, а он обладает богатством, и доказать на­личие этого богатства он может, лишь тратя его и распределяя, унижая других, помещая их в тени своего имени. Об одном из великих мифических вождей, не дававшем потлача, говорится, что у него было «испорченное лицо». На северо-запа­де Америки потерять престиж — значит одновре­менно потерять душу. Раздача богатств играет роль покаяния, искупительной жертвы духам и восстановления общности с другими людьми. Потлачи искупления ритуальных ошибок у кваки-ютлей многочисленны. Надо устроить потлач


тестю, чтобы вернуть жену, ушедшую от вас... очевидно, по вашей вине. Принцип может упо­требляться фиктивно: когда вождь хочет найти повод для потлача, он отсылает свою жену к те­стю, с тем чтобы иметь возможность для новой раздачи богатств.

В одном мифе хайда племени массет рассказы­вается, как один старый вождь устроил недоста­точно солидный потлач; другие его больше не приглашают, он умирает от этого, его племянни­ки сооружают его статую, устраивают праздник, десять праздников от его имени — тогда он вос­кресает.

Обязанность достойно возмещать носит импера­тивный характер. Если не одаривают или не раз­рушают эквивалентные ценности, навсегда теря­ют лицо. Санкцией для обязанности одаривать служит рабство за долги. Индивид, который не смог вернуть долг или потлач, теряет свой ранг и даже ранг свободного человека. Когда индивид, дискредитированный таким образом, берет взай­мы, он «закладывает свое имя» и (синоним это­го выражения) «он продает раба».

Сокращено по источнику: Мосс М. Очерк о даре // Общества. Обмен. Личность: Труды по социаль­ной антропологии / Пер. с фр., послесловие и ком­ментарии А.Б. Гофмана. М., 1996.

14 См.: Печатнова Л.Г. История Спарты (период архаики и классики). СПб., 2001.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.