КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расчет весового балла дифференцирующих понятий
относительно «смысловых терминов-полюсов»
Первая плоскость — положение (П) — характеризуется оценкой пространственного положения исследуемого объекта в системе ценностей "Откровения": глубь — высь, исподь — земля, ник — пик, низь — вершь, бездна — небо, падь — гора. Среднее значение весового балла по группе П составило 0.46. Второй аспект — качество (К) понятия — характеризуется оценкой слова как семантической единицы в системе ценностей "Откровения": хаос — космос, беспорядок — порядок, минус — плюс, тьма — свет, низведение — возвышение, голыдьба — раздолье. Среднее значение весового балла по группе К составило 0.66. Третий аспект — эмоциональная оценка или чувства (Ч) — характеризуется как оценка чувства, которое возникает в ходе анализа объекта в соотношении с дифференцирующими понятиями: безобразное — прекрасное, ложь — истина, зло — добро, плохо — хорошо, конец — начало, горе — радость. Среднее значение весового балла по группе Ч составило 0.74. Каждая оценочная плоскость представляет собой ось координат. При помощи трех координатных осей (П, К и Ч) исследуемый объект сориентирован в семантическом трехмерном пространстве "Откровения". Человек, исследуя какой-либо объект (понятие, образ, предмет, символ и т. д.), оценивает его в соответствии с данными шкалами (П, К, Ч) и тем самым ориентирует точку, соответствующую данной оценке, в объективно существующем семантическом поле. Отношение нескольких объектов друг к другу определяется степенью их семантической близости (CDO), которая рассчитывается по формуле:
CDO = √ (П1 — П2)2 + (К1 — К2)2 + (Ч1 — Ч2)2, [36]
где CDO — семантический дифференциал "Откровения", показывающий смысловую близость исследуемых понятий между собой; П1, П2 — координаты по оси П первой и второй точек; К1, К2 — координаты по оси К первой и второй точек; Ч1, Ч2 — координаты по оси Ч первой и второй точек. в) Оценка надежности и валидности СДО. Шкалы СДО и СД применялись совместно в единой системе для оценки надежности и эмпирической валидности СДО (нечетная пара — СД, четная — СДО). Совпадение СД и СДО при оценке семантической близости исследуемых понятий на одной и той же выборке испытуемых (165 человек) показало, что эмоциональная и интеллектуальная характеристики семантического пространства испытуемых хотя и тесно связаны между собой, но не идентичны. Коэффициент корреляции Пирсона составил 0,4 (p≤0.05). Параллельное тестирование испытуемых при помощи интеллектуальных тестов (оценка IQ, методика Равена, тест C.F.2A, САД) выявило значимую связь СДО и показателей интеллектуальных тестов на уровне p≤0.03, что подтверждает гипотезу о возможности оценки содержательной характеристики личностного смысла при помощи СДО. В заключение следует отметить, что разработанный метод СДО может применяться как самостоятельно, так и совместно с СД для определения содержания индивидуального семантического пространства испытуемых в целях оценки мотивации профессиональной деятельности. Регистрационный бланк СДО представлен на рисунке 12.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |