КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Назначение асфальтобетонной смеси
Конструкция дорожной одежды в зависимости от принятых расчетных параметров предопределяет в проекте тип асфальтобетона, предусматриваемого для данной дороги. Однако в зависимости от наличных материалов лаборатории строительства определяют вид смеси и ее состав для передачи на завод для приготовления. В соответствии с принятой классификацией асфальтобетонов и смесей для них следует различать смеси, по физическому состоянию и удобообрабатываемости разделяемые на укатываемые и литые. Укатываемые характеризуются созданием асфальтобетонов с остаточной пористостью верхнего слоя не менее 2.5 до 5% по объем и тем, что требуют для получения покрытия обязательной укатки их катками различных типов. Литые смеси могут образовать плотные асфальтовые бетоны и благодаря большему содержанию битума и большей температуры нагрева легко распределяются и получают конечную плотность при разравнивании брусом укладчика. Укатываемые смеси в зависимости от вязкости применяемого в них битума и температуры при укладке в покрытие подразделяют на горячие, теплые и холодные. По виду примененного в их составе минерального материала подразделяют на щебеночные, гравийные и шлаковые. По наибольшему размеру зерен минерального материала- смеси и асфальтобетоны из них подразделяют на крупнозернистые (зерна размером до 40 мм), среднезернистые (зерна размером до 20 мм), мелкозернистые (зерна размером до 15 мм) и песчаные (зерна размером до 5 мм). Горячие и теплые укатываемые смеси (по ГОСТ 9128—76) применяют всех перечисленных видов. Холодные и горячие литые смеси изготовляют преимущественно мелкозернистые. _ Горячие и теплые укатываемые асфальтобетонные смеси подразделяют на плотные, применяемые в верхних слоях покрытий, и пористые (без минерального порошка), применяемые в нижних слоях. Плотные бетоны в зависимости от содержания в них минеральных материалов подразделяют на типы (табл. 34).
Плотные горячие и теплые асфальтобетоны в зависимости от качества минеральных материалов и физико-механических показателей подразделяют на четыре маяки (табл. 35), холодные асфальтобетоны — на две. Горячие и теплые укатываемые асфальтобетонные смеси по зерновому составу минеральной части и содержанию в них битума подразделяют на 17 разновидностей плотных и 6 пористых смесей. Соответственно различают 6 зерновых составов холодных смесей. Таким образом, в ГОСТ 9128—76 содержится большой набор смесей. Горячие асфальтобетонные смеси приготовляют с применением вязких битумов и укладывают при температуре не ниже 120 °С. Формирование покрытия заканчивается в основном после остывания уплотненного слоя асфальтобетона. Асфальтобетон из горячей смеси применим во всех дорожно-климатических зонах для всех категорий дорог, так как он является наиболее прочным и обладающим наибольшим сроком службы. Теплые асфальтобетонные смеси приготавливают с применением менее вязких, преимущественно жидких битумов. Укладывают их при температуре не ниже 70— 80° С, скорость формирования покрытия из теплых смесей колеблется от нескольких часов до 15 сут. Покрытия из теплых смесей с маловязким битумом можно сразу открывать для движения после уплотнения. С жидким битумом теплый асфальтобетон в течение 1—2 недель требует доуплотнения движением транспортных средств, которое следует регулировать Асфальтобетон из теплых смесей применяют на дорогах всех категорий в I дорожно-климатической зоне, на дорогах III и IV категорий во II—V дорожно-климатических зонах. Асфальтобетон из теплых смесей менее прочен и покрытия из пего обладают меньшим сроком службы, чем из горячих смесей. В северных районах часто более пригодны теплые смеси при условии их достаточной прочности и водостойкости. Покрытия из холодных асфальтобетонных смесей (ГОСТ 9128—76) применимы только на дорогах 111 и IV категорий во II—V дорожно-климатических зонах Холодные асфальтобетонные смеси приготовляют с применением жидкого битума и укладывают при температуре окружающего воздуха не ниже (-5° С весной и не ниже +10° С осенью. Формирование покрытия протекает медленно (20—40 сут) и зависит от марки битума, погодных условий, интенсивности движения и грузоподъемности автомобилей. Покрытия из холодных асфальтобетонных смесей обладают меньшей прочностью и сроком службы и менее трещиностойки, чем покрытия из горячих и теплых смесей. Покрытия из холодного асфальтобетона даже относят к усовершенствованным покрытиям облегченного типа. В зависимости от вида, качества и крупности минерального материала следует учитывать следующее. Гравийные материалы (без передробления) применимы только в асфальтобетоне III и IV марок. Асфальтобетонные покрытия из крупнозернистых смесей обладают большей пористостью и их нецелесообразно применять в 1 и II дорожно-климатических зонах. Асфальтобетонные покрытия из мелкозернистых смесей, особенно с малым содержанием щебня и низких марок, обладают недостаточной шероховатостью и требуют при.строительстве специальных способов придания им шероховатости. При выборе и назначении типа и вида асфальтобетона для верхнего слоя покрытия необходимо учитывать службу асфальтобетонных покрытий и обнаруживаемые на них в процессе эксплуатации деформации и разрушения. Покрытия из горячих смесей обладают высокой сдвигоустойчивостью и работоспособностью. Их ровность сохраняется значительно дольше, чем у покрытий из теплых или холодных смесей. Объясняется это тем, что с течением времени плотность покрытия из горячего асфальтобетона хотя и повышается, но весьма незначительно. Плотность же асфальтобетона из теплых и особенно холодных смесей повышается в большей степени и в течение более длительного времени. Асфальтобетоны из смесей с малым содержанием щебеночного материала или с материалом недостаточной износостойкости, легкой шлифуемости приводят к скользкости покрытий и росту числа дорожно-транспортных происшествий. Для повышения длительной их шероховатости необходимо применение смесей типов А и Б. Важна однородность смесей, так как при неоднородном составе в слабых местах в первую очередь возникают выбоины и другие разрушения. В целях повышения производительности и снижения стоимости строительства асфальтобетонную смесь укладывают толстыми слоями. В этом случае для верхних слоев необходимы щебенистые смеси с таким содержанием зерен крупнее 5 мм (50—60%), чтобы в слое образовался пространственный каркас. Это необходимо и для достижения ровности поверхности толстых слоев. Кроме того, смеси должны содержать оптимальное количество битума, определенное при предельно возможном уплотнении, при нормативной ровности основания или нижележащего слоя. Развитие теории асфальтобетона и поиски новых способов улучшения качества асфальтобетона при назначении смесей требуют учитывать еще следующее. Для улучшения сцепления битума с минеральными материалами, особенно кислых горных пород, необходимо в битум добавлять поверхностно-активные вещества (ПАВ), необходимо учитывать оптимальную структуру смеси при местных климатических условиях, интенсивности и составе движения. Для получения более устойчивых покрытий применяют смеси с предварительной физико-химической активацией минеральных материалов. Применение активированных минеральных материалов снижает расход битума, повышает плотность асфальтобетона, ускоряет формирование теплых и холодных асфальтобетонов, такие асфальтобетоны менее водопроницаемы. Для повышения прочности и сдвигостойкости, увеличения сроков службы покрытий применяют смеси, в которых к битуму добавляют эпоксидную или полиэфирную смолу, поливинилхлорид и другие аналогичные материалы. Действие их эффективно, но многие из них токсичны, усложняют приготовление смеси, а главное значительно повышают стоимость и смесей, и асфальтобетонных покрытий. В последние годы Союздорнии рекомендует как наиболее экономичные резиновую крошку и ДСТ (дивинилстирол), но работа с последним опасна в пожарном отношении. На ответственных объектах, при строительстве покрытий на больших уклонах, на крутых поворотах или на дорогах с движением автомобилей на шинах с шипами для снижения расхода битума целесообразно применение асфальтобетонных смесей с полимерными материалами. Примесь к битуму полимерных материалов создает совершенно новые по технологическим свойствам асфальтобетоны и, очевидно, покрытия из них будут значительно прочнее и с большим сроком службы. Чтобы повысить удобообрабатываемость горячих смесей, их пластичность и избежать трещин при уплотнении, смеси применяют с добавками (3—5% от битума) олигомеров, например олигомера стирола. Таким образом, имеется широкий выбор состава смеси и типа асфальтобетона с учетом местных условий. Утвержденный проект обязателен к применению, но в нем может не быть детально обоснованного состава смеси для покрытия, поэтому строители должны проанализировать проектные предложения, исправить с учетом изменившихся местных условий или возникших предложений по их улучшению. Это также касается окончательного назначения и выдачи состава смеси заводом, обеспечивающим строительство асфальтобетонной смесью. Центральная лаборатория строительства или обл(край) авто-дора на основе намеченных к применению материалов устанавливает окончательный тип, вид и состав смеси, которые утверждает главный инженер строительства.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |