Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как учить




Вы будете учить ребенка переносить нес тела в сторону. Тренироваться вы уже начали (см. параграф ОМ.А.53). Продолжайте выполнять описанные в этом параграфе упражнения.

Поставьте малыша у стола, дохо­дящего до уровня его груди, так, что­бы он положил на него свои ручки. Положите примерно на расстояние одного метра игрушку и привлеките к ней внимание ребенка. Станьте на ко­лени позади него и, обхватив его бед­ра, перенесите вес малыша на ногу, про­тивоположную направлению движения. Помогите ему сделать ненагруженной ногой один шаг в сторону, затем пере­несите вес его тела на эту ногу и пе­реместите другую ногу в том же на­правлении. Аккуратно передвиньте одну ручку за другой в ту же сторону по поверхности стола так, чтобы кор­пус малыша был выпрямлен и нахо­дился на одной линии с бедрами. По­вторяйте эти движения, пока не дойдете до игрушки. Все это время разговаривайте с ребенком — ему нужно знать. что вы собираетесь делать.

Малышу может понравиться следующее упражнение: вы ставите его на доску-качалку и начинаете медленно и плавно наклонять ее из стороны в сторону. Это упражнение сложнее, чем балансирование на ваших коленях. Вам может понадобиться чья-нибудь помощь: один из вас будет наклонять доску, а другой придерживать ребенка.

Отрабатывайте упражнение с использованием различных опорных пред­метов — журнального столика, кушетки, края ванны.

Можно придумать ситуации для тренировки движения в сторону. Сядьте в один угол кушетки, поставив малыша у другого угла, либо поставьте его у кровати и попросите "разбудить папу".

Многие дети с пониженным мышечным тонусом страдают плоскосто­пием, и поэтому им могут понадобиться сапожки, чтобы ступня и лодыжка имели дополнительную поддержку. Если вы тревожитесь за ноги своего малыша, посоветуйтесь со своим врачом. Неплохо отрабатывать этот на­вык, надев на малыша спортивные штаны, а не громоздкие памперсы. Если он опирается на широко расставленные ноги, вспомните о повязках на ноги (ОМ.А. 12).

ОМ.А.57 Подтягивается на руках, чтобы встать, проходя через позицию "стоя на одном колене, ступня другой ноги впереди"

Теперь малыш из положения стоя на коленях может подтянуться и встать на ножки. Он все еще опирается на руки, чтобы с их помощью подтянуться и сохранить равновесие. Но, несмотря на это, ноги ребенка становятся все сильней, и все активней выполняют свою часть работы.

Здесь мы снова убеждаемся в том, насколько ребенку необходимо уме­ние переносить вес своего тела. В таком положении — стоя на коленях, малыш перемешает вес своего тела на одну ногу, высвобождает другую ногу из-под себя и помещает ее ступню на пол перед собой. После этого он переносит вес тела на эту самую ступню и подтягивается на руках, чтобы встать. Пока это получается у него не очень хорошо из-за недостаточно развитого умения управлять движениями, и тем не менее, это неплохое начало.

Как оценить

Способ: Поместите ребенка в положение "стоя на коленях" или в позицию для ползания рядом с невысоким столиком. Убедитесь, что малыш знает о том, что на стекле лежат игрушки. Побудите малыша встать.

Результат положительный, если малыш подтянется на руках и встанет, быстро пройдя через позицию "стоя на одном колене, ступня другой ноги впереди".

Как учить

До этого момента, когда малыш подтягивался, чтобы встать, его ноги рабо­тали синхронно. Теперь ребенок должен научится передвигать одну ногу независимо от другой, а многим детям сделать это не так легко.

Мы снова возвращаемся к позиции "сидя на боку, лодыжки скрещены. колено к небу". Теперь руки малыша не будут находиться на полу. Вместе: этого поставьте рядом с ребенком низкий табурет или журнальный столик Пусть на нем лежит рука малыша.

Теперь, придерживая ребенка за лодыжку и подмышку его опорной руки, помогите ему встать. Он будет опираться этой рукой на стол и ступ­ней на пол. Вы заметите, что для того, чтобы подняться, ребенку легче оттолкнуться от низкого предмета мебели.

Отрабатывайте "отжим" по очереди то одной рукой, то другой. Вы: увидите, что малышу больше нравится отталкиваться какой-либо одной рукой, чем другой. Поэтому старайтесь уделять больше времени на трени­ровку "неудобной" руки.

Очень часто малыш делает первые самостоятельные попытки подтя­нуться и встать, находясь на полу у ваших колен, когда вы сидите. Если он пробует это сделать — помогите ему: согните одну его ногу в колене и поставьте ее ступню ровно на полу, положите обе его руки себе на колени. Если малыш нуждается в большей помощи, поддержите его за подмышку одной руки, но следите, чтобы его руки оставались у вас на коленях. Если вы дадите ребенку свою руку, чтобы он ухватился за нее, он почувствует, что ему нужно всегда за что-то хвататься, чтобы подтянуться, а эта привыч­ка может ограничить количество мест, где он сможет пробовать встать.

Любимым местом отработки этого навыка может стать край ванны, ведь награда за усердие — возможность увидеть журчащую и пузырящую­ся воду.

Если вы сядете на пол, малышу наверняка захочется встать, особенно, если он будет знать, что после этого вы крепко-крепко его обнимите!

ОМ.А.58 Путешествует вокруг мебели, повернувшись вполоборота к направлению движения

Этот навык является логическим продолжением ОМ. А.56. Теперь малыш умеет поворачиваться вполоборота к направлению движения. Такое дви­жение — более сложный вариант ходьбы. Он включает в себя некоторое вращение таза и сгибание ноги.

Как оценить

Способ: Поставьте ребенка у невысокого стола. С помощью игрушек по­будите его пройти вокруг стола.

Результат положительный, если ребенок движется вокруг стола, повер­нувшись вполоборота к направлению движения.

Как учить

Как только ваш малыш научится уверенно передвигаться боком (см. пара­граф ОМ.А. 56), начинайте убирать игрушки со стола, а класть их где-нибудь вблизи стола - так, чтобы обернувшись вполоборота, он мог их увидеть. Попрактиковавшись, ребенок вскоре освоит это умение.

ОМ.А.59 Стоит при поддержке за одну руку

Малыш уже достаточно хорошо управляет своим телом, и поэтому может стоять на ногах, когда вы просто держите его за руку (умение ходить с поддержкой за одну руку придет позже).

Как оценить Способ: Поставьте малыша так, чтобы он держался только одной рукой.

Результат положительный, если малыш сможет удержаться в такой позиции.

Как учить

Вся работа, которую проводили вы и ваш малыш до этого времени, была направлена на то, чтобы малыш смог овладеть данным навыком. Если он не сможет сделать того, что предполагает данный параграф, продолжите отра­ботку предыдущих упражнений, связанных с умением стоять.

Ребенок должен стоять ровно, на прямых ногах, с подобранной попкой. Если это у него не получается, возвратитесь к более ранним упражнениям.

ОМ.А.60 Сидит в разных позициях

С развитием способности управлять корпусом в положении сидя малыш получает возможность класть ноги по-разному и оказываться в таких по­ложениях, которые, например, могут быть функционально очень удобными.

Кроме того, теперь малыш легко переходит из положения сидя в поло­жение для ползания и наоборот.

Если ваш ребенок имеет пониженный мышечный тонус, не оставляйте его сидеть с широко расставленными ногами. Чтобы держать его носки вместе, используйте повязку (типа головной повязки теннисиста) или что-нибудь другое в этом роде.

Как оценить

Способ: Понаблюдайте за малышом, когда он сидит на полу со своими игрушками.

Результат положительный, если малыш, играя, меняет положение ног, переходя в позицию "сидя боком", и, кроме того, переходит в позицию для ползания и выходит из нее.

Как учить

Самый важный фактор сохранения равновесия в положении сидя — хоро­шее управление корпусом. Детям с пониженным мышечным тонусом рекомендуется надевать на ноги повязки, способные держать его ноги вместе (см. ОМ.А. 12). Таким малышам будет очень трудно научиться управлять своим корпусом, если они для сохранения равновесия будут опираться на широко расставленные ноги, что, в свою очередь, серьезно повлияет на двигательную способность в будущем. Если ваш малыш, сидя, все же широ­ко расставляет ноги, вы можете не снимать с его ног повязку (или то, что вы используете вместо нее), В ТЕЧЕНИЕ ЦЕЛОГО ДНЯ, так как способ­ность управления корпусом развивается при любых движениях. Закрепите умение малыша сидеть боком - поиграйте с ним в таком положении.

Самое главное - никогда не разрешайте ребенку просто сидеть, широ­ко расставив ноги!

Продолжайте поднимать, носить, опускать на пол и кормить малыша так, как описано в параграфах ОМ.А.8, 11, 17, 20, 25, 30, 34, 39, 50 и 51.

ОМ.А.61 Сидя, опирается сзади на вытянутые руки, чтобы не упасть

Это заключительное умение ребенка защитить себя в положении сидя ру­ками от столь часто грозящего ему падения. Оно приобретается в после­днюю очередь — после овладения умением опираться на руки, выставлен­ные вперед или в сторону.

Как оценить

Способ: Посадите малыша, и, взяв его сзади за одно плечо, слегка потяните к себе.

Результат положительный, если малый;, чтобы не упасть, выставит руку назад (дальше линии бедер).

Как учить

Лучше всего учить малыша, расположившись следующим образом. Сядьте на колени, опустившись на пятки. посадите к себе на колени ребенка так, чтобы он сидел лицом к вам. Обхватите легонько его туловище, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Затем — достаточно быстро — наклони­те его назад. При этом малыш выбросит одну руку назад, чтобы не упасть. Постарайтесь отклонить его не просто назад, а под некоторым углом — по диагонали. Тогда он не только закрепит умение двигаться по диагонали, но ч легче сможет произвести необходимое действие. Отрабатывайте это уме­ние, наклоняя ребенка в разные стороны.

ОМ.А.62 Из положения стоя опускается на пол, держась рукой за предмет мебели

Вместо того, чтобы "падать" в положение сидя, малыш научится самостоятель­но опускаться на пол. Все это благодаря лучшему управлению мышцами ног. Однако для устойчивости ему еще приходится за что-нибудь держаться.

Как оценить

Способ: Поставьте ребенка около стола, высотой до уровня его груди, а на полу положите несколько игрушек. Побудите малыша опуститься на пол и взять игрушки.

Результат положительный, если малыш сможет, контролируя свои дви­жения, опуститься на пол, совершив следующие действия: согнет обе ноги в коленях и сядет, пройдя через положение "стоя на одном колене, ступня другой ноги впереди".

Как учить

Поставьте ребенка у невысокого столика. Сзади него поместите небольшой пуфик, пенопластовый блок, или просто станьте сами. Затем попросите ма­лыша повернуться лицом к тому, что находится сзади него, и помогите опустить на этот предмет (или на ваше колено) свободную руку. После этого ребенок должен опустить вторую руку и сесть на пол.

Если он не в состоянии согнуть ноги в "запертых на замок" коленях, обхватите его коленки руками и аккуратно сделайте это сами.

Следующий этап — побудить ребенка опуститься на пол сразу, не ища опоры на полпути.

ОМ.А.63 Встает на ноги из положения "стоя на одном колене" или "сидя на корточках" с минимальной опорой на руки

Сейчас ваш малыш уже способен встать, выпрямив ноги. Ему больше не нужно подтягиваться на руках.

Когда он как следует закрепит это умение, он будет вставать, производя вполне предсказуемую последовательность движений

1. Стоит на коленях.

2. Стоит на одном колене, ступня другой ноги впереди.

3. Когда малыш переносит вес своего тела вперед, на согнутую в коле­не и выдвинутую вперед ногу, и начинает подниматься, он быстро пере­носит заднюю ногу вперед, оказываясь сидящим на корточках.

4. Из данного положения выпрямляет обе ноги одновременно.

Как оценить

Способ: Поместите ребенка в положение "сидя" или "стоя на коленях" рядом с невысоким столиком. Покажите ему какую-нибудь интересную вещь, и положите ее на столик. Побудите малыша встать.

Результат положительный, если малыш поднимется, воспользовавшись позицией "стоя на одном колене, ступня другой ноги впереди" или этой же позицией в сочетании с позицией "сидя на корточках".

Как учить

Убедитесь, что ваш ребенка хорошо освоил умение, представленное в пара­графе ОМ.А.57.

• На данном этапе дети начинают садиться на корточки не только для того, чтобы подтянуться и встать, но и для того, чтобы поиграть. Эта пози­ция пригодится им и на втором году, и даже позднее.

Помогите малышу привыкнуть сидеть на корточках. Поддерживайте его в таком положении во время игры, взявшись за его колени сверху. Сделайте так, чтобы центр тяжести ребенка находился скорее впереди. Если вам трудно посадить малыша на корточки, поверните его спиной к себе, поднимите вверх, согните его ножки в коленях, а затем снова опустите на пол. Постепенно сводите на нет свою помощь.

Когда ребенок привыкнет сидеть на корточках, вы можете начинать помогать ему вставать, не подтягиваясь на руках. Когда малыш будет си­деть на корточках, подойдите к нему сзади, одной рукой обхватите его колени, а другой — грудь под мышками. Наклоните его корпус немного вперед и начните помогать ему подниматься. Возможно, вам придется на­жимать ему на колени, чтобы он догадался, что ему нужно выпрямить ноги. Вскоре вы сможете свести свою помощь на нет.

ОМ.А.64 Ходит боком вдоль стенки

Это умение реально приближает нас к ходьбе! Ребенок принимает весь вес собственного тела на ноги, а поддержкой ему служит только вертикальная поверхность, на которую для сохранения равновесия он опирается раскры­той ладонью.

Как оценить

Способ: Поставьте малыша лицом к стене и попросите его пойти, например, посмотреть картинку. Повторите то же в другую сторону.

Результат положительный, если малыш сможет пройти 1,5 м в каждую сторону, опираясь о стену.

Как учить

Подберите какие-нибудь яркие интересные картинки или фотографии, и прикрепите их к стене на уровне глаз малыша. Поставьте его лицом к стене на расстоянии 1 м от картинки. Укажите на картинку и скажите что-нибудь ироде: "Подойди к картинке". Подождите, когда ребенок сделает первый шаг (ведь он должен уметь свободно передвигаться вокруг мебе­ли). Если он этого не делает, помогите ему переместить одну ногу по направлению движения, а затем дождитесь, когда он перенесет и другую ногу (см. параграф ОМ.А.56, посвященный переносу веса тела с одной ноги на другую во время движения). Держите руки ребенка прижатыми к стене — малыш не должен разворачиваться и хвататься за вас. Может быть, вам понадобится положить одну ладонь ребенка на стену, но вторую он должен положить сам. Ни руки, ни ноги не должны уходить друг от друга слишком далеко. Если все-таки это происходит, напомните малышу: "Переставляй ручки", "Шагай ножками". Обучение этому навыку доставит малышу осо­бое удовольствие, если, например, его старшая сестра будет двигаться за стеклянной дверью кухни, а малыш станет шагать, чтобы вместе с ней при­жаться к стеклу носом! Не забывайте отрабатывать это умение, двигаясь в обе стороны.

ОМ.А.65 Ходит при поддержке за обе ручки

Когда ребенок делает свои первые шаги, он выглядит страшно забавно. В действительности, он полностью полагается на чьи-то руки, поддерживаю­щие его, и если одну руку отпустить, малыш упадет. Это происходит пото­му, что способность правильно переносить вес тела с одной ноги на другую развита еще не достаточно хорошо. Ребенок наклоняется вперед и, опира­ясь на вашу руку, ведет ногу в сторону, поворачивая ее и сгибая, в основ­ном, у бедра, и лишь немного в колене — так он делал при передвижении в сторону. Но это временное явление, потому что умение управлять собой при движении в сторону станет частью умения делать правильные шаги при движении вперед.

Как оценить

Способ: Станьте позади ребенка и возьмите его за ручки, вытянутые впе­ред на уровне груди.

Результат положительный, если малыш с вашей помощью (вы будете держать его за ручки) пройдет 2 метра вперед. Он должен выносить ноги вперед, а не в сторону.

Как учить

Станьте позади ребенка, слегка наклонитесь и возьмите его за руки, припод­няв их до уровня его плеч (вы и ваш малыш стоите лицом в одну и ту же сторону)- Пусть ребенок возьмется за ваш указательный палец (большой палец его руки с одной стороны, остальные с другой -также, как малыш держится за перильца, когда стоит). Вам придется наклоняться довольно далеко поэтому, если у вас спина не совсем в порядке, попросите кого-нибудь другого сделать это за вас.

Перемещение боком вокруг стола - лучшая подготовка к ходьбе, по­этому позволяйте ребенку практиковаться в этом как можно больше. Реко­мендуем надевать на ноги малышу сапожки, высотой до лодыжки. Для детей с плоскостопием и слабыми лодыжками это очень важно.

Постарайтесь поставить или положить что-нибудь интересное в стороне от малыша, чтобы ему было к чему стремиться; для начала пусть расстоя­ние между ним и предметом будет не более пяти — шести шагов. Старай­тесь держать его руки хорошо вытянутыми вперед, чтобы центр тяжести его тела был перенесен вперед и находился впереди ступней. Ни на одной стадии обучения не следует разрешать ребенку отклоняться назад, к вашим ногам.

По мере того, как малыш будет двигаться все более самостоятельно, вам нужно постепенно опускать его руки, пока они не будут вытянуты на уров­не пояса. В таком положении ему придется почти весь свой вес переносить собственными силами.

Всегда, или, когда есть возможность, отрабатывайте этот навык без шта­нишек, чтобы ноги малыша передвигались беспрепятственно. Вы увидите, что ему понравятся такие прогулки, и скоро вы сможете ходить с ним на более длинные расстояния — от кровати до кухни, по коридору, от машины к дому, а постепенно — и вокруг дома или сада, останавливаясь в излюб­ленных местах, чтобы поиграть. Разговаривайте с малышом о "ходьбе" — он должен знать смысл этого слова.

Важно помнить, что дети с пониженным мышечным тонусом могут не начать ходить до 18 месяцев и даже дольше. Не следует приступать к ходьбе вперед до тех пор, пока ребенок не попрактикуется вволю в самостоятельной ходьбе боком.

 

ГЛАВА 2

ОМ. Б:

Умение сохранять равновесие, ходить и бегать

Эта большая группа навыков является прямым продолжением главы ОМ.А (Умения малыша, который еще не ходит) и помогает ребенку от начала и до конца научиться свободно бегать и хорошо сохранять равновесие.

Умение хорошо сохранять равновесие очень важно для всех навыков общей моторики, которые охватывает наша программа. Все движения, которым нужно научиться, требуют умения переносить свой вес — попробуйте сами представить себе, что происходит, когда мы ползаем, садимся или ходим. Малыш, который научится ходить, не научившись хорошо сохранять равновесие, столкнется с серьезными проблемами. Он может упорно продолжать ходить с широко расставленными ногами (для сохранения равновесия), двигаться вперед, не отрывая ног от пола, вместо того, чтобы переносить вес своего тела с одной ноги на Другую. Его походка будет напряженной, как у заводной куклы, т.к. он не научился поворачивать туловище. Бывает, что ребенок не в состоянии сохранять правильную осанку из-за того, что мышцы его живота и бедер не удерживают таз в правильном положении: он может выставлять вперед подбородок и сутулиться, так как он не научился управлять своим корпусом. Некоторые думают, что люди с задержкой развития, особенно с синдромом Дауна, ходят именно таким образом, но это совсем не обязательно, и внимание, проявленное к ранним навыкам общей моторики, устранит или сведет к минимуму все проблемы такого рода.

Осанка, конечно, имеет большое значение, но также важно, чтобы движение доставляло радость ребенку, и, если он умеет хорошо сохранять равновесие, он будет двигаться с удовольствием. Малыш будет уверенно вступать в игру со сверстниками и не будет бояться, что его могут толкнуть. Он будет получать удовольствие от лесенок и горок на детской площадке, а не сторониться их.

Даже если малыш уже ходит, стоит проверить его способность сохра­нять равновесие в положении сидя. Сначала проверьте свою способность сохранять равновесие. Пусть кто-нибудь толкнет вас в сторону, когда вы сидите на стуле, а вы проанализируйте, что происходит. Правильная реакция на то, что вас вывели из состояния равновесия, должна быть такой:

1. Вы переносите свой вес на более "короткую" сторону туловища.

2. Растягиваете мышцы той стороны туловища, на которую приходился вес.

3. Делаете ту сторону, которая не несет нагрузку, короче (сжимаете мышцы).

4. Поворачиваете туловище так, что плечо стороны, несущей вес, поворачивается вперед в сторону бедра, на которое не ложится нагрузка.

Если бы вы не смогли проделать эти четыре шага, вы бы упали и боялись двигаться в сторону. Понаблюдайте теперь, достаточно ли хорошо ваш малыш умеет сохранять равновесие, когда сидит.

Если ваш малыш еще не ходит, и у вас есть сомнения относительно его способности сохранять равновесие, то есть сомнения относительно его умения управлять головой и туловищем, его способности переносить вес и поворачивать тело, когда он сидит или ползает, оцените его возможности в соответствии с главой ОМ.А прежде, чем будете продолжать выполнять упражнения данного раздела.

Допустим, малыш получил положительные оценки по всем пунктам главы А, и он готов идти дальше и выполнять упражнения главы Б. Как мы отмечали выше, умение сохранять равновесие остается вопросом первосте­пенной важности для правильного обучения малыша свободной ходьбе и бегу, и конечно, умению бросать мяч, ездить на велосипеде и карабкаться по лестнице! Таким образом, умение сохранять равновесие присутствует во всех навыках, описанных в этой программе.

Дополнительные упражнения

Кроме упражнений, описываемых в данной главе, существует множество других, которые заставят соответствующие мышцы работать, как "одна команда" и помогут вашему малышу научиться сохранять равновесие и обрести правильную осанку. Ниже мы приводим описание комплекса упражнений, которые, в принципе, рекомендуются всем детям.

Упражнения на доске для резки хлеба Эти упражнения должны помочь ребенку научиться контролировать мышцы туловища, бедер и коленей. Лягте, положите себе на бедра доску для резки хлеба (или что-либо подобное) и поставьте на нее малыша. Возьмите в руки книгу и помогите малышу принять устойчивое положение, положив кисти его рук плоско на книгу. Затем медленно и осторожно начните сгибать и разгибать колени. Если ребенок не может поддерживать себя сам

с помощью книги, когда вы двигаете доску, то вы можете придержать его за бедра или за ножки на уровне колеи.

Стремитесь к тому, чтобы, как только малыш научится контролировать свое положение, вам можно было бы уменьшить поддержку и увеличить скорость движения доски.

Во время выполнения этого упражнения ребенку будет необходимо согнуть колено той ноги, которая поднимается вверх. Побудите малыша посмотреть назад, поверх того плеча, которое тоже идет вверх, когда т): двигаете доску, так, чтобы он "изогнул" свое тело, сохраняя при этом равновесие.

Упражнения с опорой на стену

Данные упражнения должны заставить мышцы бедер и живота малыша работать "одной командой". Это поможет ему, стоя, сохранить хорошую осанку.

Попросите ребенка опереться на вытянутые вперед руки. Расположите его ступни так, чтобы они плоско стояли на земле или на столе. Тело малыша должно оставаться прямым, а попка не выпячиваться. Постарайтесь сделать так, чтобы малышу было интересно выполнять это упражнение - пусть он делает его, опираясь на зеркало или на стеклянную дверь, когда за ней кто-нибудь стоит

Во время выполнения этого упражнения вам следует проделать сле­дующее:

1. Поддерживая малыша за туловище, покачайте его вперед и из сто­роны в стороны.

2. Побудите его повернуться и посмотреть на вас.

3. Покачайте его, когда он опирается на одну руку, держа в другой игрушку.

4. Побудите малыша постоять на одной ноге, опираясь о стену только противоположной рукой.

5. Покачайте малыша, когда он стоит только на одной ноге.

Упражнения на ступеньке

Эти упражнения должны помочь малышу научиться контролировать мышцы спины. Эти мышцы помогают стоять прямо на одной ноге, прыгать, скакать. лазить и т.д.

Поставьте ребенка так, чтобы одна его ступня располагалась на земле, а другая на маленькой ступеньке, деревянном бруске или телефонной книге Вы также можете сесть на землю, вытянув ноги, и поставить малыша между своих ног, поместив одну из его ножек к себе на бедро. Возможно, сначала эти упражнения покажутся ребенку слишком трудными. Если это так, минимально поддерживая его за бедра и согнутое колено, поиграйте с ним в "ладушки", или в игру "Делай как я", или спойте с ним песенки, которые сопровождаются различными действиями — так, чтобы он не цеплялся за вас (ручки вверх, ручки в стороны, ручки на головку и т.д.).

Как только ребенок освоит это положение без посторонней помощи, слегка покачайте его вперед, назад и из стороны в стороны, но так, чтобы он не упал. Для разнообразия слегка повращайте согнутое колено малыша, он при этом должен сохранить равновесие.

Цель упражнения — научить ребенка стоять прямо на одной ноге. Ступенька здесь нужна лишь для поддержания равновесия, и малыш не должен наклоняться в сторону или вперед, выпячивая попку.

Упражнения на батуте

Маленький батут является идеальным приспособлением для выполнения упразднении, т.к. предоставляет много возможностей для тренировки реакций сохранения равновесия и одновременно доставляет массу удовольствия!

Поставьте малыша на батут, осторожно нажмите на его поверхность и покачайте из стороны, вперед и назад.

Положите на батут мяч и попросите малыша стукнуть по нему ногой. Если ребенок увидит, что мяч возвращается обратно, сколько будет смеха)

Если малыш может спокойно стоять на батуте, бросьте ему мяч и попросите бросить его обратно. Это действие требует для сохранения равновесия в значительной степени использовать стопы.

Занимаясь на батуте, не забывайте об осторожности — выбирайте плав­ные упражнения и всегда присматривайте за малышом.

Упражнения на балансире

Балансиры очень полезны для развития реакций сохранения равновесия ребенка. Когда малыш научится успешно сохранять равновесие, стоя у вас на коленях (на доске для резки хлеба), предложите ему проделать то же самое на балансире. Это плоская доска-качалка с небольшой амплитудой движения.

Крепко держите доску, пока малыш забирается на нее, а затем очень осторожно покачайте ее из стороны в сторону. Когда ребенок освоит это упражнение, начинайте качать быстрее.

Когда малыш сможет стоять на доске уверенно, без посторонней помо­щи, предложите ему поиграть: бросать и ловить мяч, ударять по маленькому мячу битой или ракеткой. Тогда упражнения доставят ему больше радости и удовольствия.

Эту доску можно использовать на всех стадиях развития малыша — от периода, когда он еще только лежит или сидит, до ползания и стояния.

1. Упражнения на доске для резки хлеба 2. Упражнения с опорой на стену

 

 

3. Упражнения на наклонной плоскости 4. Упражнения на лестнице

 

5. Упражнения на лестнице 6. Упражнения со шваброй

 
 

7. Упражнения на качелях

 

Упражнения на качелях

Эти упражнения отлично помогают ребенку научиться управлять коленями,что необходимо для хорошо контролируемой ходьбы и уверенного участияв большинстве подвижных игр

Пусть малыш станет посередине доски, пока вы держите свои руки на его бедрах. Затем осторожно покачайте доску вверх и вниз. Постепенно он научится делать это без чьей-либо помощи.

Пусть малыш пройдет по доске качелей начиная опущенного конца,проявляя особую осторожность посередине, затем спустятся вниз к противоположному концу. Для начала упражнения возьмите ребенка за руку.

Пусть малыш стоит в центре доски, широко расставив ноги, и попытает­ся сохранить при этом равновесие. Если ему удастся это сделать, посмотрите, как он будет ловить мяч или отбивать его битой или ракеткой, стоя на качелях!

Карабкание по наклонной плоскости

Эти упражнения очень важны для тренировки мышц, которые поддержива­ют туловище в правильном положении. Это также важно как для осанки, так и для сохранения равновесия.

Важно помнить, что при "медвежьей" ходьбе, малышу нужно сгибать колени. Чем круче сделать наклонную плоскость, тем сильнее малышу придется работать, и тем сильнее сгибать колени.

Чтобы соорудить наклонную плоскость, можно взять доску для глажки белья, положить один ее конец на ступеньку, низко растущую ветку или кушетку, и пусть малыш, как медвежонок, поднимается на нее и опускается вниз. ("Медвежья " ходьба — это ходьба на четвереньках с опорой на руки и стопы.) На более поздней стадии развития малыш сможет подниматься вверх и спускаться, а на ранней стадии он будет карабкаться вверх, поворачиваться и съезжать на попке вниз - это всегда очень весело'

Упражнения на лестнице

Эти упражнения являются вариантами рассмотренных выше упражнений на качелях и наклонной плоскости. Положите лестницу на пол, и пусть малыш переползает или переваливается через перекладины, как медведь. Когда он научится делать это, он сможет ходить между перекладинами, и, конечно, просто ступать по ним!

Упражнения со шваброй

Эти упражнения также помогают косым мышцам живота и задним мышцам бедра поддерживать правильную осанку и, кроме того, способствуют сохранению равновесия. Возьмите в руки швабру. Встаньте перед ребенком и попросите его нажимать на нее, так сильно, как это только возможно. Затем поверните ее — "скрутите", и подвигайте из стороны в сторону, вверх и вниз. Пусть малыш продолжает нажимать на швабру, в то время, как ноги его остаются на одном месте. Попка ребенка не должна слишком сильно выпирать. Это упражнение доставит массу веселья!

06 этой группе умений

Не только специальные упражнения развивают у ребенка умение сохранять равновесие. Способ, которым вы изо дня в день по много раз берете малыша на руки, также может очень помочь. Когда ребенок попадает в трудное положение, не спешите вытащить его — воодушевите его найти выход самостоятельно. Помогайте ему, только если это действительно необходимо. На первый взгляд такой подход может показаться несколько жестоким, но, поступая так, вы окажете большую услугу ребенку.

Столько написано об умении сохранять равновесие — а как же хождение, бег? Мы так внимательно рассматриваем здесь умение сохранять равновесие, поскольку никому из родителей не надо объяснять, что умение ходить — это важно! Легко принять умение ходить за главную задачу — суть и конечную цель физического развития. Но не менее важно качество хождения. Важна способность ребенка, свободно двигаясь, радоваться жизни. Важно, конечно, и то, что чувствует ребенок, наблюдая за другими и сравнивая с ними себя. Хорошее качество хождения зависит от умения ребенка сохранять равновесие, поворачивать (или "скручивать") свое тело, управлять мышцами таза, корпуса и шеи и от умения уверенно преодолевать препятствия. Когда пойдет малыш, — важно, конечно, но не менее важно и то, как он пойдет.

Эта группа объединяет много умений, и, возможно, ребенок будет осваивать их не точно в той последовательности, в какой они здесь приведены. Когда вы будите тестировать малыша, не останавливайтесь на начальных умениях, если они вызовут затруднения. Просмотрите весь список навыков, возможно, найдется какой-то из них в конце списка, с которым малыш может справиться или которому может научиться прямо сейчас. Ниже приведен список умений, рассматриваемых в данной главе. /2 — 15 месяцев

66. Путешествует от одного предмета мебели к другому, преодолевая пространство.

67. Ходит, толкая тележку.

68. Встает на колени без посторонней помощи.

69. Стоит самостоятельно в течение 10 секунд.

70. Ходит, поддерживаемый за одну руку.

71. Поднимается с пола без посторонней помощи.

72. Ходит самостоятельно, высоко подняв руки.

15-18 месяцев

75. Ходит без посторонней помощи, ручки свободны и расслаблены.

76. Тащит за веревочку игрушку на колесиках.

77. Наклоняется к полу и возвращается в исходное положение.

78. Встает с маленькой табуретки.

79. Бежит (быстро идет), опустив глаза к полу.

18 месяцев — 2 года

81. Ходит, может внезапно остановиться и повернуться.

82. Ходит с помощью взрослого по доске шириной 30 см, лежащей на полу.

83. Садится спиной или забирается боком на маленький стульчик.

От 2-х до 3-х лет

87. Носит большой (до 30 см в диаметре) предмет.

88. Во время ходьбы перешагивает через препятствия.

89. Ходит между двумя параллельными линиями, находящимися на рас­стоянии 30 см друг от друга.

90. Ходит задом наперед..

91. Не теряя равновесия, садится на корточки, чтобы играть.

92. Встает с маленького стульчика, не пользуясь руками для поддерж­ки.

93. Толкает и тянет большую игрушку.

94. Бежит вперед очень напряженно, наступая на всю ступню.

95. Проходит 4 шага по брусу.

96. Стоит на цыпочках.

97. Стоит на одной ноге в течение трех секунд.

98. Ходит без посторонней помощи, делая шаг то одной, то другой ногой, по доске шириной 20 см, лежащей на полу.

От 3-х до 4-х лет

116. Ходит прямо, задом наперед и боком, тащит большую игрушку.

117. Проходит на цыпочках 3 метра.

118. Ходит с поддержкой по брусу, поднятому на высоту 10 см.

119. Ходит без поддержки по узкой линии на полу.

120. В течение 5 секунд балансирует на одной ноге — той, на которой ему легче сохранять равновесие.

121. Бегает, останавливается, поворачивает за угол, огибает препятствие

122. Бежит, перенося вес на ногу, которая находится впереди, взмахивая при этом противоположной рукой.

 

ОМ. Б. 66 Путешествует от одного предмета мебели к другому, преодолевая пространство

Если малыш закончил освоение навыков, описанных в разделе ОМ.А, он должен лини) минимально использовать свои руки для поддержки, т.к. для управления туловищем он и большей степени использует бедра и ноги.

Сейчас малыш более отважен, чем раньше, и не ограничивается стоянием около какого-нибудь одною предмета мебели. Он начинает пересекать пространство, перемещаясь к предметам, которые находятся на расстоянии чуть больше длины руки.

Как оценить

Материалы: Опора, высотой до уровня груди ребенка, например, стул или журнальный столик, другая опора, расположенная под углом к первой на расстоянии одного-двух шагов. Игрушки. Способ: Поставьте малыша около первой опоры. Положите на другую опору игрушки. Побудите ребенка дотянуться до второй опоры, и, когда он ухватится за нее, передвинуть к ней поближе ножки.

Результат положительный, если малыш сумеет сам добраться от одной опоры до другой.

Как учить

Если малыш подготовлен к данному навыку, ему не требуется особая помощь для его освоения. Если же он не может без труда преодолеть пространство с помощью тех способов, которые указаны ниже, продолжайте выполнять упражнения, описанные в параграфе ОМ.А.65.

Для обучения этому навыку, вы можете помогать малышу протягивать ручки ко второй опоре и, если это необходимо, направлять его бедра так, чтобы он передвинул свои ножки. Эту помощь нужно свести на нет, как только это будет возможно.

Когда малыш поймет, что от него требуется, добавьте еще какой-нибудь предмет, расположив все три опоры в линию или по кругу. Добавьте более сложные для малыша опоры, например, вертикальную поверхность.

Постепенно делайте промежутки между опорами все больше и больше, и вы не успеете «тянуться, как ребенок пойдет.

Если у малыша пониженный мышечный тонус, возьмите эластичную повязку для головы (как описано в главе ОМ.А), чтобы помочь ему ставить ноги близко одну к другой. В противном случае ребенок может продолжать ходить с широко расставленными ногами. Чтобы помочь себе сохранять равновесие, малыш должен научиться использовать туловище, даже если это займет много времени.

Одновременно с обучением этому навыку, вы можете заниматься с малышом другими умениями ходить и стоять, описанными в данной главе и относящимися к 12-15- месячному уровню развития.

ОМ.Б.67 Ходит, толкая тележку

Это следующая ступенька на пути к умению ходить без посторонней помощи. Малыш все еще пользуется опорой, но она полностью находится под его контролем, и если он не будет пользоваться ею правильно, она не будет поддерживать его — это вам не мамочкины руки.

Как оценить

Материалы: Прочная деревянная тележка — нагруженная, если необходи­мо, кубиками — или прочная деревянная колясочка для кукол. Плоская нескользкая поверхность.

Способ: Поставьте ребенка так, чтобы он держался за ручку тележки, и попросите его пойти.

Результат положительный, если малыш сможет идти вперед, толкая тележку, и в достаточной степени контролировать свои действия, чтобы суметь останавливаться и сохранять равновесие, если она движется слиш­ком быстро.

Как учить

Если малыш освоил все умения, описанные ранее, вам не придется учить его данному навыку. При освоении этого умения ваши пальцы заменяются ручкой от тележки. Ручка тележки должна быть чуть выше уровня груди ребенка, свои ручки малыш должен вытянуть вперед и стоять прямо позади тележки. После освоения навыков, описанных в главе ОМ.А, ребенок привыкнет к тому, что когда он идет, вы стоите позади него, поэтому сейчас нужно приучить его к тому, что вы будете находиться сбоку, а затем — впереди тележки.

Поместите пальцы ребенка на ручку тележки так, чтобы он схватился за нее, а сами встаньте на колени рядом и крепко возьмитесь за тележку, чтобы она не покатилась вперед. Когда малыш научится уверенно стоять, держась за тележку, покатите ее вперед на 15 см, затем остановите. Такого расстояния будет вполне достаточно, чтобы ребенок потерял равновесие, наклонившись вперед. Если он машинально не шагнет вперед, скажите ему, что надо это сделать; затем, если он все-таки не сделает шаг сам, своей свободной рукой согните ближайшее к вам колено малыша и перенесите его ступню вперед.

Если малыш чувствует себя радостным и уверенным, когда вы двигаете тележку, стоя сбоку, продвиньте ее на несколько шагов, став впереди тележки. Двигаясь задом - наперед на коленях, медленно тяните тележку вперед на небольшие расстояния — каждый раз ждите, чтобы ребенок сделал шаг, приставив вторую ногу, затем опять двигайте тележку. Упражняйтесь на совершенно нескользкой поверхности, например, на ковре или на траве. Еще немного, и малыш будет готов попытаться управлять тележкой самостоятельно. Нагрузите тележку телефонными книжками или брусками

и начните упражняться, как и ранее, на нескользкой поверхности. Непременно находитесь рядом, чтобы остановить движение неуправляемой тележки, а то ребенок может испугаться.

Малыш может не знать, как толкать тележку, т.к. прежде он только держался за ручку, и тележка двигалась. Прежде, чем помочь ему покатить тележку, скажите: "Толкай тележку", чтобы он знал, что когда вы толкнете тележку, она будет двигаться. Малышу потребуется немного тренировки, чтобы определить, с какой силой надо толкать тележку, поэтому стойте рядом до тех пор, пока он не научится управлять ей уверенно.

Освойте сначала одну поверхность, прежде, чем пытаться использовать другую, т.к. при использовании иной поверхности ребенку будет необходимо заново учиться толкать тележку. Одна мама обнаружила, что ее сын научился толкать тележку, когда увидела, как он быстро пронесся в дверном проеме, стараясь не отстать от тележки! Закончилось это тем, что в конце коридора малыш перевернулся вместе с тележкой, однако скоро он научился не опираться на ручку слишком сильно.

Вы можете придать большее значение этому упражнению, если положи­те в тележку покупки, игрушки или игрушечную "дочку" и возьмете их всех на прогулку.

Учась толкать тележку, ваш малыш непременно несколько раз упадет — как все дети. Старайтесь быть рядом, чтобы ребенок не ушибся, однако на падениях дети учатся, поэтому не старайтесь каждый раз ловить малыша.

Покупая тележку, ищите такую, которая выглядит достаточно прочной, • имеет широкое основание и широкую ручку, прикрепленную штифтами. Если ручка слишком высока, малыш будет пытаться прикладываться к ней ртом и жевать, поэтому при покупке возьмите ребенка с собой, чтобы убедиться в правильности выбора высоты ручки. Деревянная кукольная колясочка марки "РОО" идеальна для начинающих "пешеходов".

ОМ.Б.68 Встает на колени без посторонней помощи

К данному моменту малыш уже должен обладать хорошими реакциями сохранения равновесия во всех положениях, кроме положения стоя. Кроме того, он должен научиться хорошо управлять туловищем и уметь одновре­менно пользоваться и туловищем, и бедрами, что может позволить ему становиться на колени.

Как оценить

Материалы: Низкая опора и несколько игрушек. Способ: Посадите малыша на пол. Поднесите к нему игрушку, держа ее достаточно высоко - так, чтобы ребенку нужно было бы встать на колени,

чтобы дотянуться до нее. Или положите игрушку на низкую подставку, чтобы он должен был встать на колени, чтобы достать ее.

Результат положительный, если малыш сумеет встать на колени, чтобы поиграть с игрушкой. Он может помогать себе, опираясь только одной рукой на плоскую поверхность или на мгновение прикоснувшись грудью к опоре. Ему не нужна больше ваша помощь, чтобы сохранять это положение.

Как учить

Положите игрушки малыша на низкую опору и побудите его поиграть в таком положении.

Мы можем считать, что малыш освоил данный навык, если он в состоя­нии наклоняться в разные стороны, чтобы взять с пола упавшую игрушку. Помогите ему сделать это, поддерживая его за бедра. Постепенно уменьшайте свою помощь.

ОМ.Б.69 Стоит самостоятельно в течение 10 секунд

Умение сохранять равновесие без посторонней помощи, стоя на двух ногах, является необходимым навыком для приобретения уверенной поход­ки. Это умение не всегда приходит прежде, чем малыш научится ходить самостоятельно — некоторые дети могут пойти до того, как научатся стоять самостоятельно в течение 10 секунд — но это не значит, что они научились ходить: им необходимо перемещаться от одной опоры к другой, и, если они не доберутся до опоры, они упадут. Поэтому, если малыш попытается пойти прежде, чем научится стоять, это не значит, что вы можете пренебречь навыком, которому посвящен данный параграф — ребенку необходимо освоить этот навык, и только тогда он начнет контролировать свою походку.

На данной ступени развития, для дополнительной устойчивости, малыш, стоя, будет держать ручки так, что они образуют вместе с плечами букву "V/". Также для большей устойчивости он расставит ножки.

Как оценить

Способ: Поставьте малыша посередине пола. Можно позволить ему опе­реться о стену, а затем легонько потянуть назад, от стены. Можно также прислонить ребенка к кушетке и побудить его стоять самостоятельно.

Результат положительный, если малыш простоит без поддержки 10 секунд. Как учить Существуют два способа обучения ребенка умению стоять.

Способ 1

Встаньте на колени позади ребенка, когда он стоит. Дайте ему что-нибудь подержать в руках, а сами поддерживайте его за бедра. Пока малыш стоит, постепенно уменьшайте свою помощь, пока не сможете поддерживать его только одним пальцем. Понаблюдайте за ступнями ребенка: если центр тяжести его переместится несколько вперед, пальцы его ног как бы вцепятся в пол, а если он наклонится немного назад, пальчики приподнимутся, чтобы помочь малышу снова выпрямиться. Это движение стоп является важным моментом сохранения равновесия, в положении стоя. По мере совершенствования умения сохранять равновесие, ребенок все больше будет использовав) мышцы стоп.

Способ 2

Другой способ обучения малыша умению стоять самостоятельно заключа­ется в следующем. Вам нужно поставить малыша около своих ног, лицом в противоположную от вас сторону, затем легонько подтолкнуть его вперед (согнув при этом свои колени). Если вы чувствуете, что малыш в состоянии контролировать свое положение, очень осторожно выпрямите свои ноги — не оказывая при этом малышу никакой поддержки. Неоднократно повторяйте это упражнение, т.к. ребенок будет чувствовать себя в безопасности, если вы рядом.

Вы можете обнаружить, что малыш непроизвольно освобождается от поддержки, когда, играя, прислоняется к маленькому столику или дивану. Очень забавно наблюдать за выражением лица ребенка, когда он понимает, что стоит самостоятельно. Обычно это так поражает его, что он тут же падает.

Если мышцы бедер ребенка еще не совсем окрепли, делайте с ним побольше необходимых упражнений, но не ожидайте, что он сразу же научится стоять самостоятельно. Обратитесь к упражнениям на доске для резки хлеба, приведенным во введении к данной главе. Проделайте также упражнения с опорой на стену, чтобы помочь малышу научиться контролировать мышцы живота и бедер, которые должны работать со­вместно.

ОМ.Б.70 Ходит с поддержкой за одну руку

Постепенно при ходьбе вы все меньше и меньше будете поддерживать малыша. Ходьба с поддержкой за одну руку требует большого умения сохранять равновесие, поскольку поддержка несимметрична.

Это приятное занятие для родителей, теперь вы можете ходить с малы­шом так, как вы ходите обычно (может быть вам придется лишь слегка согнуться, в зависимости от соотношения вашего роста и роста ребенка!).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.