Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема происхождения религии




ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЛИГИИ. РАННИЕ ФОРМЫ ВЕРОВАНИЙ И КУЛЬТА

При рассмотрении проблемы происхождения религии исследовате­ли сталкиваются с тремя очень сложными вопросами: Когда возникла религия? В каких формах она существовала на ранних этапах своего развития? Какова природа религиозных феноменов? Долгое время отве­ты на эти вопросы казались очевидными, по крайней мере, для людей, исповедовавших иудаизм, христианство и ислам. Приверженцы авра-амических религий верили в то, что Бог создал человека из праха зем­ного, «вдунул в лице его дыхание жизни» и вступил с ним в непосред­ственные отношения. Следовательно, согласно иудаистской, христиан­ской и мусульманской традициям, религия имеет божественную приро­ду, она возникает вместе с человеком и притом сразу же в виде моноте­изма (веры в единого Бога).

Конечно, со времен Демокрита и Эвгемера выдвигались и другие теории происхождения религии, которые обнаруживали ее корни в страхе перед грозными и непонятными силами природы, в своекорыст­ном обмане народа власть имущими, в невежестве и забитости масс, в сложностях процесса познания и т. п. Но эти теории носили в основном спекулятивный характер, имели хождение в узком кругу интеллектуа­лов, а если и выходили за рамки этого круга, то вызывали негативную реакцию и достаточно быстро вытеснялись на периферию обществен­ного сознания.

Лишь во второй половине XIX в. богословская концепция «сотворе­ния религии» была подвергнута серьезной критике. Этому предшество­вало накопление эмпирического и теоретического материала в таких об­ластях знания, как сравнительное изучение мифологии, фольклористи­ка, языкознание, археология, этнография, антропология, психология, со­циология. На стыке этих бурно развивающихся наук возникло религио­ведение, которое с самого начала поставило своей задачей не апологию


существующих верований, а беспристрастное исследование религий мира.

В ходе такого исследования было установлено, что монотеизм явля­ется не исходным пунктом религиозной истории, а продуктом длитель­ной эволюции религии. К простейшим формам религии были отнесены верования и обычаи так называемых «диких народов», свидетельства о которых были собраны, тщательно изучены и систематизированы этно­графами, этнологами и антропологами. Затем следовал ряд более слож­ных форм религии, сильно варьировавшихся в зависимости от социо­культурных условий их возникновения и развития. Завязи же и редкие плоды монотеизма располагались в пышной кроне генеалогического древа религий. Правда, оставался открытым вопрос о корнях этого дре­ва, которые уходили в глубь человеческой истории и были сокрыты от глаз исследователей. Это создавало возможности для выдвижения чисто умозрительных теорий и гипотез.

Одна из них была выдвинута околоцерковными и богословскими кругами и вошла в историю изучения религии под названием концеп­ции «прамонотеизма» или первобытного монотеизма. Впервые в сжа­том виде она была формулирована шотландским литератором и ученым Э.Лэнгом (1844—1912) в его работе «Становление религии». Однако в наиболее полной форме она была изложена католическим патером В.Шмидтом (1868—1954), который посвятил обоснованию этой кон­цепции 12-ти томную работу «Происхождение идеи Бога». Суть теории «прамонотеизма» сводится к тому, что за всем многообразием сущест­вующих верований, в том числе верований «диких народов», можно об­наружить остатки древнейшей веры в единого Бога-Творца. Именно она предшествовала всем формам религии, и лишь впоследствии к ней при­мешались загрязнившие ее элементы. Для подтверждения этой теории В.Шмидт привлек огромный массив исторических, этнологических и лингвистических фактов, но давал им богословскую интерпретацию, а факты, которые не укладывались в его схему, оставлял вне поля своего зрения.

Не менее произвольно обращались с эмпирическим материалом ре­лигиоведы, выдвинувшие теорию существования «дорелигиозного пе­риода» в истории человечества. Сторонники этой теории утверждали, что у людей, живших на ранних этапах развития общества, не было ре­лигиозных верований, ибо их сознание было непосредственно вплетено в практику и не могло создавать каких-либо абстракций, в том числе ре­лигиозных. Так была подготовлена теоретическая ниша, которую с за­видной настойчивостью пытались заполнить «достоверными свидетель­ствами» многие этнографы, антропологи и религиоведы XIX—XX вв. Со всех концов света до научного сообщества доходили сведения о су-

4 - 3404 49


ществовании племен столь низких в своем культурном развитии, что у них якобы полностью отсутствовали религиозные представления и по­нятия. Но после тщательного изучения жизни этих племен, их обычаев, языка, особенностей мышления, после установления с ними доверите­льных контактов исследователи неизменно обнаруживали у них зачатки религиозных верований и культовой практики. Поэтому теория о суще­ствовании «дорелигиозного периода» осталась гипотезой, которую на данном этапе развития наук о человеке невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть.

Учитывая, что процесс антропогенеза растянулся на 2—3 млн. лет и что большая часть человеческой истории до сих пор недостаточно изу­чена, современные религиоведы скептически относятся как к теории «прамонотеизма», так и к теории существования «дорелигиозного пери­ода». В настоящий момент можно с уверенностью утверждать лишь то, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление человека современного типа (homo sapiens), который сильно отличался от своих предполагаемых предшественников физическим строением, физиологи­ческими и психологическими характеристиками. Но самое главное его отличие состояло в том, что он был человеком разумным, способным к анализу конкретной ситуации, к созданию общих понятий и довольно высокого уровня абстракций, к осознанию самого себя и своего места в окружающей действительности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.