Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития древнегреческой религии




РЕЛИГИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Древние греки — одна из ветвей древних индоевропейцев. Выде­лившись из индоевропейского конгломерата на рубеже IV—III тыс. до н. э., племена, говорившие на греческом языке, мигрируют на новые земли — юга Балкан и островов Эгейского моря. Здесь греки встрети­лись с более развитыми культурами, история которых насчитывала бо­лее тысячи лет. В ходе миграций, которые на материковой части Греции не прекращались вплоть до начала II тыс., на основе синкретизма веро­ваний аборигенного и пришлого населения формируется древнейший пласт греческой религии.

Наиболее яркими очагами культуры уже в конце III тыс. становятся островные царства, позднее объединившиеся вокруг Крита (минойская цивилизация), и с XVII в. до н. э.— прибрежные государства материко­вой Эллады, среди которых — Микены. С XV в. до н. э. Микены пре­вращаются в один из крупнейших центров «эгейских» обществ (микен­ской цивилизации). Минойская и микенская цивилизации были тесно связаны и типологически близки, что позволяет объединять их в кри-то-микенскую культурную формацию.

Ныне установлено, что этнокультурный стержень этих цивилиза­ций, а значит, и религий крито-микенской эпохи составлял греческий субстрат. При всей значимости морской торговли и ремесла «эгейские» общества оставались в своей основе аграрными, поэтому в религиозной жизни определяющую роль играли древнейшие культы плодородия. Становление монархической государственности и развитие социального неравенства стимулировали дифференциацию религиозной жизни кри-то-микенских обществ: над архаической религией сельских общин над­страиваются дворцовые культы, связанные с возросшим статусом царей и религиозными претензиями аристократии. Рост социально-политиче­ского влияния отдельных родов и династические принципы правления обусловили резкое возрастание значения культа предков и усложнение погребальной обрядности. Заполненные дорогой утварью, украшения-


ми шахтные и купольные гробницы — характерное явление религии микенских греков.

Религия крито-микенских греков, вобравшая элементы аборигенных верований, на всем протяжении своего развития испытывала влияние со стороны ближневосточных культов. Морская торговля, греческие фак­тории в Сирии, Палестине и Египте, малоазийские города-колонии тес­нейшим образом связывали ахейских, ионийских, эолийских греков с культурой Ближнего Востока, откуда эллины восприняли образы неко­торых богов и отдельные, но порой очень существенные элементы ку­льта. Ближневосточные верования были третьим фактором, из сложения которых развилась крито-микенская религия.

В конце II тыс. крито-микенские общества переживали глубокий кризис, последствия которого были усугублены вторжением дорий­цев — последней волны греческой миграции на юг Балкан. Многие го­рода были разгромлены, иные запустели. Значительная часть ахейских греков переселилась на Крит и в малоазийские города. Политическая и социальная структуры, культурные центры микенской цивилизации де­градировали. Период с XII по IX вв. до н. э., по образному выражению Дж. Мюррея,— «темные века» греческой истории. Глубокий разлом, разделивший эпохи греческой истории, очевиден. Нельзя, однако, усматривать в «темных веках» полный разрыв в преемственности куль­турного, в том числе и религиозного, развития древних греков.

Дорийские греки и пришедшие с ними вместе с севера на Пелопон­нес другие грекоговорящие племена принадлежали к общей греческой культуре, но стояли на более примитивной ступени. Религия дорий­цев-завоевателей — религия родового общества, живущего военной до­бычей и сельским трудом. Разрушив ахейские города вместе с дворца­ми, святилищами и гробницами знати, дорийцы осели в сельской мест­ности, где их религия встретилась с близкими по сути своей аграрными культами оставшихся микенских греков. В отличие от элитарной рели­гии микенских городов религия ахейских земледельческих общин в силу присущего аграрным культам консерватизма меньше пострадала от внутренних и внешних катаклизмов, добивших городскую культуру. В течение «темных веков» шел подспудный процесс сращивания фраг­ментов микенского религиозного наследия и религии дорийцев.

О частичном сохранении ахейского наследия и усвоении его дорий­цами свидетельствуют эпические песни, восходящие к XIII в. до н. э. и собранные ок. VIII в. до н. э. в общий текст «Илиады» легендарным Го­мером. Не исключено, что фрагменты этого текста некогда были запи­саны микенским письмом Б, благодаря чему на протяжении веков пере­давались по традиции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.