Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозные общины




У греков общее название жрецов — . 'Этим словом

обозначали круг людей, имевших непосредственное отношение к «святому»: они совершали священнодействия и были при-

частны к актам явления святого. Слово обозначало катего-

рию жрецов-иерофантов, буквально — «являющих священное»;

жрец другой категории,— «начальствующий над священнодейст­вием, жертвоприношением».

Жречество, очень важная в религиозной иерархии группа, не явля­лось вплоть до эпохи эллинизма в греческом обществе обособленным сословием. В античных текстах крайне редки упоминания о жречестве как отдельной части общества, равнозначной ремесленникам, земле­дельцам и воинам2. Отсутствие следов жреческой социальной обособ­ленности ставит под сомнение универсальность концепции Ж. Дюмези-ля о тройном делении индоевропейского общества. Религиозная выде-ленность тех индивидов и групп, что напрямую были причастны к свя­щенному, не имела четко закрепленного социального статуса.

Фактически, совершать ритуальные манипуляции со священными предметами (например, с жертвенным животным) мог каждый полно­правный гражданин по своему решению либо по общественному уста­новлению. Глава семьи брал на себя функции жреца в пределах своей домашней общины. Полис как религиозное сообщество процедурой вы­боров и назначений определял круг должностных лиц, выполнявших жреческие обязанности и представлявших граждан перед богами. Су­ществовал также институт наследования жреческих должностей, кото­рые занимали из поколение в поколение члены уважаемых родов. Этим людям принадлежало почетное наследственное право отправлять те или иные ритуалы. Так, в Элевсинских мистериях ведущая роль принадле­жала семье Эвмолпидов, ведущих свою родословную от легендарного сына Посейдона Эвмолпа, учредившего мистерии в Элевсине. В цар­скую эпоху положение басилея обязывало правителя отправлять особо

Зелинский Ф. Ф. Религия эллинизма. Томск, 1996. С. 104. См. напр.: Бенвенист Э. Словарь... С. 193.


важные государственные обряды, в этих случаях он выступал в роли верховного жреца.

Заметный стимул к специализации в области религиозной практики был подан развитием храмовых культов. Служба конкретному богу в храме этого бога требовала особых знаний, особого образа жизни, ино­гда— даже особого психического склада. В Дельфах, где формирова­ние жречества как особой корпорации впервые в Греции начинает при­нимать наиболее отчетливые формы, служба Аполлону требовала от жриц-прорицательниц особой предрасположенности к вхождению в эк­статические состояния.

Не только семья со своими обожествленными предками и полис с богами-покровителями определяли своим составом религиозную общи­ну. Семьи и роды образовывали фратрии — братства не по крови, а по согласию вести свою родословную от общего предка, культ которого становился объединяющим началом членов фратрии. Фратрия могла основываться также на почитании общих богов, завещанных предками. Фратрии объединялись в филы, которые тоже образовывали особые ре­лигиозные сообщества со своим культом, мифологией, святилищами и жрецами. Профессиональные группы, например, гончаров, торговцев, моряков, имели своих богов-покровителей, ритуальные даты и обряды, связывавшие их в особые религиозные сообщества.

В Греции в VI—V вв. до н. э. формируется тип религиозной общи­ны, основанной на почитании харизматического лидера, утвердившего новое учение, особый культ и образ жизни. Речь идет прежде всего о пифагорейцах, последователях Пифагора (540—500 гг. до н. э.), кото­рый развил мистико-этическое учение и создал общину, крепко связан­ную личной преданностью учителю, аскезой, строгими предписаниями и общностью имущества. Вмешательство в политическую жизнь на­влекло на пифагорейцев волну гонений и к концу V в. до н. э. пифагей-ская община фактически прекратила существование. В учении пифаго­рейцев нашли отклик более ранние идеи орфиков, создавших свой тип религиозного сообщества, с особой мифологией, религиозной доктри­ной, обрядами посвящения, иерархией и нравственными нормами.

Почитание общих богов греческими государствами создавало пред­посылки для возникновения культовых федераций—амфиктионий (греч. Амфиктионий, союзы нескольких государств, со-

здавались для отправления общего культа и охраны культовых центров. Так, святилище в Дельфах служило объединяющим началом Пилейско-го союза, храм Аполлона на острове Делос стягивал несколько госу­дарств в Делосский союз.

Греки, собиравшиеся со всех эллинских государств на игры в Олим­пию — на общегреческий праздник, панегиреи осоз-


навали себя членами огромной общины, почитавшей в священном мес­те общего бога — Зевса. К числу великих панегирей кроме Олимпий­ских игр принадлежали Пифийские в честь Аполлона, Немейские в честь Зевса и Истмийские в честь Посейдона.

Возвращаясь к теме организации религиозных сообществ, обратим внимание на характерную тенденцию, знаменующую от самого начала эпоху эллинизма,— на возрастание роли жречества. Растет численность жречества и оно все четче приобретает корпоративные черты. В значи­тельной степени тому способствовало распространение ближневосточ­ных культов, где жреческие корпорации, специализировавшиеся на по­читании того или иного божества, имели давние традиции. Жречество ближневосточной школы оказалось востребованным греческой религи­озностью, в которой тяга к привратности и даже интимности культа становилась все более сильной. В культе Исиды, «при многочисленно­сти жреческого персонала было возможно гораздо более интимное, лич­ное отношение жреца к посвящаемому, чем в древнегреческих культах с их немногими жрецами и жрицами...»1. К тому же, добавляет Ф. Ф. Зе­линский, здесь впервые осуществляется представление о жреце как о духовном отце.

Старые традиции сменялись новыми, пролагая путь религиозному перевороту — началу распространения христианства.

Зелинский Ф. Ф. Религия эллинизма. С. 65.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.