Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Греческий пантеон




Верхнюю ступень в иерархическом порядке мироздания занимали боги. Происхождение греч. «бог» лингвистами определенно соот-

носится с и.-евр. основой -, которая «означает некое религиозное понятие или религиозный ритуал, смысл которого установить уже не­возможно»1. Слово исконно греческое: как показывают расшифро­ванные микенские тексты, микенские греки пользовались словом te-o в значении «божество».

Божество, как мыслили его греки, в максимальной форме выражало признаки силы, жизненности и на этом основании обладало полнотой святости. Могущество и жизненность божества проявлялись в бессмер­тии. Бессмертие и сверхчеловеческая сила выступали важнейшими от­личительными признаками божества в сравнении с человеком. В боль­шинстве других свойств греческие боги походили на людей, превосходя их степенью свойства — например, сверхмудростью, предельным вели­чием и т. д. Типичное положение, которое квалифицирует богов в ан­тичных греческих текстах — (предмет благоговения)2. Семантика

греч. подчеркивает возвышенное и величественное в тех объек-

тах, к которым эти понятия прилагались. Но кроме богов, как показыва­ют тексты, это слово, например, употребляется применительно к ору­жию, предмету благоговения для Одиссея-воина, к матери — высоко­чтимому для сыновних чувств грека существу.

Божественная инаковость, согласно греческим воззрениям, онтоло­гически не запредельна человеческому уделу. Это инаковость в досто­инстве, указывающая на более высокое положение богов по отношению к человеческому состоянию. Даже бессмертие в исключительных случа­ях могло быть даровано избраннику богов, каким был, к примеру, Ге­ракл. Ариадне, по упоминанию Гесиода, тоже было даровано бессмер­тие (Теогония 949).

Геракл относится к особой категории существ — героев, «полубо­гов», как их называет Гесиод в «Трудах и днях» (158—160). Герои, со-

Бенвенист Э. Словарь... С. 320.

См.: Софокл. Филоктет 1289; Софокл. Царь Эдип 830; Эврипид. Циклоп 580. 156


гласно мифологическим систематизациям Гесиода, Аполлодора и дру­гих древних авторов, были рождены от брака божества и человека и своими деяниями исполняли на земле замыслы бога. В персоне героя греческая идея божества развивала представления о существовании пе­реходных от божественного к человеческому. В реальной истории гене­зис идеи героя связан прежде всего с культом мертвых, поскольку гре­ческий культ мертвых предполагал почитание умершего в качестве бо­жества. Примечательно, что в послегомеровский период возникает практика учреждения культа героя по установлению общины. Она рас­пространялась не только на умерших людей, но и на живых. Человек мог приобрести статус героя при жизни и рассчитывать на божествен­ные почести после смерти в тех случаях, когда община признавала за ним заслугу основания общины (герои-ктисты общины) или ее спасе­ния от гражданских распрей (герои-законодатели), военной угрозы (ге­рои-воители)1.

Таким образом, греческая идея божества допускала наличие суще­ственных соответствий между природой богов и природой людей. Эти соответствия нашли выражение в представлениях о внешнем облике бо­гов, их характере, образе жизни, которые имели черты ярко выраженно­го антропоморфизма. Образы зооморфных богов вторичны, хотя отдель­ные зооморфные признаки свойственны многим греческим богам (на­пример, у Афины — глаза совы). Греки наделяют богов способностью к разнообразным превращениям (зооморфным, тератоморфным и др.). Особенной склонностью к метаморфозам отличался Зевс. За этими пре­вращениями стоит сохранившая свою силу архаическая идея оборотни-чества. Фрагменты фетишизма сохранялись в представлениях о том, что божество может являть свое присутствие и силу в предметах — груде камней, обрубке дерева, статуе и т. д.

Известные по древним текстам боги греческих верований персони­фицированы, наделены именем, местом в общей иерархии и набором функций. Указание на отсутствие у бога имени или запрет на его произ­несение — явление редкое для Греции, развившееся довольно поздно и свойственное обычно эзотерическим культам. Функции богов, как пра­вило, выражали особенности генезиса культа божества. Так, божества, возникшие как олицетворение небесных явлений, регулировали состоя­ние погоды, деификация водных источников наделяла богов функцией дарителей плодородия. В греческой религии был деифицирован широ­кий круг явлений природной, общественной и частной жизни. Совокуп­ность этих деификаций образовала три категории богов: уранические

См. об этом: Зелинский Ф. Ф. Религия эллинизма. Томск, 1996. С. 94—96.


(небесные) боги — Зевс, Афина и др., хтонические (подземные) боги — Аид, Деметра, Эринии, др., ойкуменические (земные) — Гес-тия, богиня домашнего очага, др.

В сонме богов микенской религии, насколько об этом можно судить по сохранившимся сведениям, первоначально главенствующее место за­нимала Великая богиня, Владычица — женское божество плодородия. Культ великого женского божества в Средиземноморье уходит корнями к эпохе неолита и далее в глубь истории. На Крите обнаружены культо­вые скульптурные изображения женской фигуры со змеями в руках. Прочитанные тексты минойско-микенской цивилизации открыли, что объектом почитания нередко выступал двойной образ — «Две Влады­чицы»2. Широкое распространение, судя по сохранившимся фрескам и рисункам на печатях, имел образ божественного быка. В качестве одно­го из наиболее чтимых религиозных предметов, атрибутов верховного божества, выступал двойной топор — лабрис.

В микенский пантеон входили также из известных божеств Зевс, Афина, Гера, Посейдон, Гермес, Артемида, Арес, Эриния. Зевс — ис-конногреческое божество, его имя Zetx; родственно, например, д.-инд. deva — «бог», dyaus — «небо», и означает «ясное небо». Зевс — деифи-кация дневного неба. Он связан также с небесной влагой, грозой и гро­мом3. Афина, чье имя не поддается точной этимологизации (возможно, это указывает на негреческие корни божества), на ранней ступени есть одно из олицетворений богини плодородия. Ее древнейший образ носил черты змеевидного существа, известно, что змеи в арахических верова­ниях связаны с подземным миром и плодородием. К культу архаическо­го женского божества восходит также почитание Геры, имя которой означает «охранительница», «госпожа». Древнейший Посейдон для гре­ков материковой Греции — бог коней и землетрясений, для островной Греции — он бог моря. В основе образа — архаическое божество пло­дородия, отсюда вероятное истолкование имени как «супруг земли» и изначальная связь Посейдона с влагой, питающей плодоносные силы. Поклонение Гермесу в своем происхождении связано с древним почита­нием путевых камней, герм, по-видимому, первоначально воздвигав­шихся на местах погребения. Изначально Гермес — покровитель путни­ков; Артемида, чье имя (apxejais), возможно, означало «медвежья боги-


ня», в своем древнейшем образе — богиня охоты, владычица диких зве­рей.

Усиление в греческих государствах во второй половине II тыс. мо­нархических начал правления, дальнейшее обособление аристократии и другие общественные перемены привели к значительной трансформа­ции пантеона богов. На первый план выходит мужское божест­во — Зевс. Его положение среди других богов становится подобным по­ложению царя-басилевса среди аристократии и простых подданных. По мере распада микенской религии и перехода к религии «гомеровского века» продолжился процесс преображения старых божеств (например, Афродиты — изначально малоазийской богини жизнетворящей любов­ной силы) и внедрения новых. Пожалуй, самый известный из богов, чей культ получает распространение в VIII—VII в. до н. э.— Дионис, фра­кийский и фригийский бог растительности и виноделия.

Результатом этой трансформации стал олимпийской пантеон. В сис­тематизации пантеона, как уже говорилось выше, приняли участие большие интеллектуальные силы, в первых рядах здесь стояли Гомер и Гесиод.

В утвердившейся в «гомеровский век» олимпийской мифологии пантеон структурируется по модели важнейших общественных и се­мейных отношений. Зевс и Гера образуют божественную пару, олим­пийский образец семьи и верховной власти. Одного поколения с ними Посейдон и Деметра, родственники первой пары, обладающие веским правом голоса. Младшее поколение сыновей (Аполлон, Гефест, Арес) и дочерей (Афина, Артемида, Афродита) — исполнители воли миропра-вителя Зевса, каждый из них получает во власть свою часть мироуст­ройства. Вошедшие в пантеон иноземные боги, как, например, Дионис, чаще всего также включались в систему родственных отношений и ста­новились покровителями той или иной области мироустройства, что приводило к совмещениям функций разных богов.

Формирование пантеона было тесно связано с процессом становле­ния общегреческого содружества полисов. Каждый из богов некогда имел род, племя или местность, где он пользовался особым почитани­ем. Родовые и полисные боги по мере осознания общегреческого един­ства включались в сонм богов с последующей, порой очень существен­ной, переработкой. В ходе этой переработки некоторые из локальных богов стали объектом общеэллинского почитания (как, например, Афи­на), другие были слиты с более могущественными богами. Но, сменив имя и преобразившись, они, как правило, сохраняли свои функции и значение для местного населения.

Греческая мысль мирилась с той идеей, что отношения внутри бо­жественного сообщества далеки от гармонии, его раздирают интриги,


своеволие, корысть или дурной нрав божества. Показательна в этом от­ношении фигура Ареса, бога вероломной войны и оружия, который не­навистен даже отцу — Зевсу. Однако вместе олимпийцы выступают га­рантами упорядоченного космоса и гармоничного социума1.

Олимпийские боги — боги-победители — согласно мифологии, одержали верх над богами первого поколения (Ураном, Кроносом, тита­нами и др.), поэтому они, как и положено победителям, держат в подчи­нении или заточении своих божественных противников. Противники олимпийцев выступают олицетворениями первозданных стихий, носи­телями мощных хаотических потенций. Антагонисты олимпийцев обра­зуют особую категорию божественных сил, создающих актуальную уг­розу миропорядку. Их присутствие задает греческому религиозному чувству особый драматизм, замешанный на ужасе, и служит оправдани­ем деспотической власти олимпийских богов.

По мере развития общества и религии, распространения культов иноземных богов структура пантеона усложнялась, однако основные контуры, сложившиеся в главных чертах на излете микенской культуры, сохранялись. При этом представления греков об общеэллинском панте­оне, о котором рассказывали поэмы Гомера или творения других мыс­лителей, не имели для конгломерата религиозных общин, каким был полисный мир Греции, императивного характера. Пантеон выступал мифологическим идеалом общегреческого содружества, но это отнюдь не мешало каждому полису в первую очередь чтить своих местных бо­гов. Реальную религиозную практику определяла полисная теология, имевшая гораздо более обязательный характер для полисного религиоз­ного сознания, чем общеэллинская.

Пожалуй, только Зевс, олицетворение греческого космоса, мог в полной мере претендовать на статус общеэллинского бога. На поздней стадии, в эллинистический период, почитание Зевса как «владыки вла­дык» начинает привносить в политеизм греческой религии монотеисти­ческие начала, которые, впрочем, заявляли о себе лишь в некоторых те­чениях греческой религиозной мысли.

В классический период получают распространение культы абстрак­тных божеств — Ники (Победы), Демократии, Мира и др. В общем рус­ле греческой склонности к антропоморфизму абстрактные понятия при­обретают конкретные образы, среди которых наиболее известен в своих скульптурных образцах образ Ники.

Чувственно-конкретный характер представлений эллинов о божест­ве в значительной мере объясняется особенностями греческого воспри-

Из последних зарубежных исследований см. об этом: Burkert W. Greek religion: Arc­haic and classsical. Oxford, 1985.


ятия теофании. Для греков теофания — явление если не заурядное, то
уж во всяком случае отнюдь не исключительное. Мифы, известные гре­
ку с детства, красочно рассказывали о многочисленных историях явле­
ния богов людям. Поводом к богоявлениям могли быть события истори­
ческой важности, но иногда бог являлся смертным просто из прихоти
|или, например, под влиянием любовного чувства, чтобы разделить ложе

с объектом страсти. Регулярно теофания повторялась в праздниках в

честь божества. Собственно, понятие ( —«бог» и

— «являть, обнаруживать») первоначально и употреблялось для обозначения ежегодных весенних праздников в Дельфах по случаю яв­ления Аполлона — Феофаний (Геродот, «История», 1.51). Чрезвычайно живые, образные представления греков о подробностях теофании дали повод скептически настроенным умам для сомнений, объектом которо­го стали не только расхожие повествования о земных похождениях бо­гов, но и сами боги.

Греческая демонология (низшая мифология)

Именно из истории греческой религии в позднейшее европейское употребление переходит понятие «демон». На его современное толкова­ние заметный отпечаток наложила христианская трактовка демона как нечистого духа, носителя богопротивной природы. Не так представляли себе демона сами древние греки.

Представления о укоренены в наиболее архаических религи-

озных воззрениях греков. Со времени выхода фундаментальной работы Карла Фридриха фон Негельсбаха «Гомеровская теология»1, где этим представлениям уделено много внимания, они достаточно хорошо изу- чены наукой2. Г. Узенер указывал, что греки, различая богов и демонов, наделяли их сходными признаками — обладание бессмертием и силой3. А. Ф. Лосев настаивал на том, что у Гомера демон «есть именно мгно­венно возникающая и мгновенно уходящая страшная и роковая сила, о которой человек не имеет никакого представления, которую не может назвать по имени и с которой нельзя вступить ни в какое общение»4. В

Nagelsbach С. F. von. Homerische Theologie. Nurnberg, 1861.

См., напр., работы: Brunins-Nilsson E. DAIMONIE. An Inquiry into a mode of Apostrop­he in old Greek Literature. Uppsala, 1955; Detienne M. La notion de daimon dans le pythago-risme ancien. Paris, 1963; Gernet L. Le genie grec dans la religion. Paris, 1932; La notion du devin depuis Homer jusqu'a Platon. Geneve, 1952; Usener H. GOtternamen. Versuch einer Leh-re von der religioOsen Bergiffsbildung. Bonn, 1896.

3 Usener H. G6tternamen. S. 248.

Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом рзавитии/Шосев А. Ф. Мифоло­гия греков и римлян/Сост. А. А. Тахо-Годи. М, 1996. С. 69.

11-3404 161


образе демона обнаруживают представления о «неопределенных силах, вторгающихся в человеческие дела»1. Сходную трактовку образа демо­на мы находим у М. Детьена, который прямо сближает понятие с религиозными понятиями типа мана и говорит о магическом характе­ре этой силы2.

Если исследователи, настаивающие на такой трактовке, правы, тог­да следует признать, что представления о демонах обнаруживают преа-нимистическую стадию греческой религии или ее рудименты. Однако этот вывод в духе теории «динамизма» нуждается в дальнейшем обо­сновании. С другой стороны, можно предположить, что архаические греки обозначали этим понятием не некую неопределенную самостоя­тельную «силу», а проявление божественного могущества. Представле­ния о неотвратимо настигающей человека власти божества со временем вполне могли перерасти в понятие об особых, самостоятельно действу­ющих сущностях и даже наделить демонов личным статусом в согласии с греческой склонностью к антропоморфизации. Согласно Гесиоду, де­моны— это люди «золотого поколения», жившие в эпоху правления Кроноса, волею Зевса получившие более высокое, «царственное» поло­жение (Труды и дни 121—126).

Судя по античным текстам, в век Гесиода и классический период представления о демонах сопрягаются с представлениями о богах. В орфических гимнах олимпийских богов именуют демонами: Плу­тон-Аид— «державнейший демон»3, Уран — «высший из демонов»4, Деметра — «многославнейший демон»5. Демоны обладают божествен­ными именами и отчетливой определенностью — Афину поэт называет «демон победный»6. Деметру именует «вскармливающий демон»7. Складывается даже некий культ демонов: Плутарх помнит о «двух жре­цах» эллинов, из которых «один занимался почитанием богов, дру­гой— демонов» (Греческие вопросы 292с)8.

Не всегда греки! видели в демоне негативную, разрушительную силу, но обязательно — загадочную и роковую. Демон в греческом вос­приятии— начало амбивалентное: его участие в человеческой судьбе

La notion du devin depuis Homer jusqu'd Platon. Geneve, 1952. P. 52.

Detienne M. La notion de da'fmon dans le pythagorisme ancien. Paris, 1963. P. 29.

Орфические гимны. К Мусею 12 (Цит. по: Античные гимны. М., 1988).

Орфические гимны. Урану 9 (Там же).

Орфические гимны. Деметре Элевсинской 1 (Там же).

Орфические гимны. Афине 14 (Там же).

Орфические гимны. Артемиде 9 (Там же).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 969; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.