Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Демонология




В каждой семейной общине издревле существовал культ пена­тов — домашних богов, выполнявших функцию охраны домашнего оча­га и припасов (лат. penus — съестные запасы, кладовая; внутренняя часть жилища или храма; см.: Цицерон, «О природе богов», II, 68). Свои пенаты были и у полисной общины — их, по преданию, привез Эней из Трои. Культ пенатов Рима находился в ведении прежде всего жриц Весты, в храме этой богини в недоступном для непосвященных месте хранились изображения пенатов. В государственном культе пена­ты Рима чтились как защитники общины, гаранты благоденствия наро­да.

К глубокой архаике относятся культы ларов — семейных богов, вы­полнявших сходные с пенатами функции охраны домашнего благополу­чия. Лары — хранители нравственных устоев, норм взаимоотношений между членами семьи. Под надзором ларов находились домашние рабы, которых семейные боги ограждали от чрезмерной жестокости хозяев. Глава римской большой семьи (фамилии) совершал в культе ларов важ­нейшие священнодействия. В культе ларов принимали участие также и рабы. Наряду с семейными (фамильными) ларами римляне знали также ларов — богов соседской общины, общей территории. Этих богов-хра­нителей почитали на перекрестках дорог, ведущих к соседним усадь­бам. От названия перекрестков (лат. compitum) ритуалы в честь «компи-тальных» ларов назывались компиталиями.

Цит. по: Тертуллиан. Избранные произведения. Пер. с лат. М., 1994.


С домашней религией связан культ гениев — генеалогических бо­гов, богов рода (от лат. gens — род), в которых видели олицетворение порождающего начала. Гений, изначальная животворящая сила, стал также олицетворять физические и духовные качества мужчины как гла­вы семьи, превратившись со временем в бога-покровителя мужчины. Городские, профессиональные и другие сообщества, согласно веровани­ям римлян, тоже имели своих гениев — духов-хранителей. Город-госу­дарство Рим находился под опекой особого гения — «гения римского народа» (genius populi Romani). Сенат имел своего гения сената, которо­го представляли бородатым старцем. Культу императоров сопутствова­ло распространение культа гения императора.

Пенаты, лары, гении — преимущественно добрые божества рим­ской демонологии. Зачастую лары и гении отождествлялись с манами, в которых римляне видели прежде всего духов загробного мира, умерших родственников; на поздней стадии возникает воззрение, что маны — добрые души умерших.

Наряду с духами-хранителями в состав римского пандемониума входили и злонамеренные существа. К этой категории римляне относи­ли ларвов и лемуров. Ларвы — это злые души умерших, мстящие жи­вым, а также духи-мучители, пребывающие в подземном мире. Лемуры, образы которых часто совмещались с образами ларвов, выступали в роли злонамеренных духов мертвых. Лемурами становятся после смер­ти нечестивцы, злодеи или люди, лишенные правильного погребения. Такие призраки мертвых бродят по земле и творят злодеяния, мстя жи­вым.

Религиозная картина мира римлян предполагала присутствие при каждом локусе пространства, при каждом значимом объекте или дейст­вии особых духов. Религиозная предусмотрительность римлян, опасав­шихся оставить без внимания любой объект, не знала границ. Жители «вечного города» почитали богиню сточных каналов Клоакину и гениев бань. «Римский религиозный практицизм приводил к обожествлению разных мельчайших событий жизни и к обожествлению отдельных или частичных функций богов и людей. Были не только богини или демоны рождения человека, но и лежания его в колыбели, первого его крика, первого произнесенного им слова, его еды и питья, его первого выхода на улицу, его хождения по улице, его возвращения домой и т. д.»1. Духи мест, действий, предметов и функций наполняли римский пандемониум практически неисчислимым сонмом демонов. Исторически достоверно судил об этой стороне римской набожности Тертуллиан: «Римляне, не

Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии//Лосев А. Ф. Мифоло­гия греков и римлян. М, 1996. 73.


довольствуясь тем, что признали богами таких, которых прежде видели, слышали и осязали, чьи изображения известны, деяния рассказаны, па­мять о ком повсеместно распространена, требуют каких-то бестелесных и бездушных теней, собственно, названий вещей, и признают их бога­ми, поручая отдельным божествам всякое состояние человека с самого зачатия во чреве» («К язычникам», И)1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.