КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Религиозная община. Учреждение и упорядочение важнейших священнодействий римская традиция приписывала царю Нуме
Обряды Учреждение и упорядочение важнейших священнодействий римская традиция приписывала царю Нуме. Первейшей заслугой Нумы было будто бы введение календаря, определившего правильную последовательность религиозных праздников и обрядов. Предания об установлениях Нумы очень характерны для римской религиозной истории, значительная часть которой действительно связана с волеизъявлением государственных институтов или высших должностных лиц. Этими решениями из общего сонма богов выделялись наиболее предпочтительные боги (так было, например, с Капитолийской триадой), учреждались храмы и устанавливался официальный порядок почитания этих богов в специальные сроки и по особому обряду. В царский период важнейшие обряды государственного культа отправлял сам царь. Позднее обряды государственной религии находились в ведении назначенных высших распорядителей культа из числа жрецов (понтифики, фламины) или гражданских лиц (диктаторы, консулы и др.). Верховный понтифик в первый день каждого месяца по лунному календарю (в календы) на Капитолийском холме торжественно обращался к богам с молитвой о благоденствии Рима. В середине месяца (в иды) он же осуществлял жертвоприношение богам-покровителям римского народа. Одним из важнейших государственных культов был культ Весты. Весте, богине-хранительнице Рима, был посвящен храм, по преданию, построенный Нумой, где горел неугасимый священный огонь — символ благоденствия города и воплощение самой Весты. Ритуал поддержания огня городского очага исполняли весталки, жрицы Весты. Каждый год 1 марта повторялся обряд возжигания этого священного огня. Кроме регулярных государственных обрядов в честь богов, покровительствовавших Риму, отправлялись и окказиональные, вызванные грозными или, напротив, благоприятными обстоятельствами. Так, после тяжелой войны, сопровождавшейся зловещими небесными знамениями, сенатом, чтобы «прогнать страхи, было назначено трехдневное праздне- Цит. по: Тертуялиан. Избранные произведения. Пер. с лат. М., 1994. ство, когда толпы мужчин и женщин заполняли храмы, моля богов о мире» (Тит Ливии, «История Рима...», III, 5, 14). К окказиональным обрядам относились люстрации — очистительные обряды и лектистер-нии — ритуальные пиры для богов. Молитвы, жертвоприношения, заклятия и клятвы при заключении договоров, обеты, торжественные процессии под звуки труб и флейт определяли основной состав римской обрядности. С глубокой древности римляне держались обычая обращаться к богам, покрыв голову: «Богов же почитают, покрывая голову или в знак благочестивого смирения, или, скорее, оберегая свой дух во время молитвы от дурных и зловещих слов; поэтому и натягивают плащ до самых ушей» (Плутарх, «Римские вопросы», 10). Исключительную роль в государственном культе играли птицегада-ния. Птицегадания, ауспиции (от лат. aves — «птица» и spcio — «наблюдать), были непременным условием начала всякого важного дела, государственного или частного. Римляне непреложно верили, что полет птиц, их крик или склевывание курами зерна при особых обстоятельствах должно быть понято как знамение, открывающее волю богов. Толкованием поведения птиц занимались особые лица — авгуры и магистраты. Занятие авгура было почетной и пожизненной государственной должностью. Тит Ливии описывает типичный пример ауспиций, проведенных накануне провозглашения Нумы царем. Авгур усадил Нуму на камень лицом к югу, а сам «с покрытою головой, сел по левую его руку, держа в правой руке кривую палку без единого сучка, которую называют жезлом. Помолившись богам и взяв для наблюдения город с окрестностью, он разграничил участки от востока к западу; южная сторона, сказал он, пусть будет правой, северная — левой; напротив себя, далеко, насколько хватал глаз, он мысленно наметил знак. Затем, переложив жезл в левую руку, а правую возложив на голову Нумы, он помолился так: «Отец Юпитер, если боги велят, чтобы этот Нума Помпилий, чью голову я держу, был царем в Риме, яви надежные знаменья в пределах, что я очертил». Тут же он описал словесно те предзнаменованья, какие хотел получить. И они были ниспосланы, и Нума стал царем» («История Рима...» I, 18, 7—10). Ауспиции служили легитимным основанием государственных решений и государственных должностей. Ауспиции проводились в римском стане перед началом военных действий, поэтому в обозе армии всегда возили священных кур. К ауспициям были близки авгурии — другая разновидность римских дивинаций. К особому типу дивинации относились гадания по внутренностям жертвенных животных, особое внимание при этом уделялось печени. Такими приемами мантики владели гаруспики, по боль- шей части они были этрусками. Этруски вообще долгое время считались в Риме лучшими знатоками божественных знамений. Гаруспиция, практика гаруспиков, включала также толкование молний. Мантика га-руспиков не имела официального статуса, хотя к ней часто прибегали при решении вопросов государственной важности. В позднем Риме отношение к гаруспикам становится весьма критическим, очень показателен своим скептицизмом трактат Цицерона «О дивинации». В качестве предмета мантических обрядов могли выступать не только внутренности животных или птичьи крики, но фактически любые явления, в которых настороженный римский взор усматривал тайную примету — выползшая змея, бегущий волк, замеченные огни и т. д. На высокую ступень была возведена римлянами астрология. Толкованием снов занимались онирокритики. Государственное значение имели «Си-виллины книги» — тексты пророчеств, хранившиеся в храме Юпитера на Капитолии. Когда государству грозили несчастья, сенат прибегал к помощи особых жрецов, которые извлекали из книг подходящий способ умилостивления богов. «Сивиллины книги» обладали высоким авторитетом даже в глазах интеллектуалов позднего Рима. Общенародный характер имели луперкалий (от лат. lupus — «волк»). Первоначально луперкалий были весенними пастушескими обрядами пастухов. Молодые нагие жрецы 15 февраля после жертвоприношений собаки, козлов и коз бежали вокруг Палатинского холма и хлестали встречных ремнями из козлиных шкур. Считалось, что удары служат магическим средством очищения, способствуя тем самым усилению животворящих сил, плодородию. Молодые женщины искали ударов ремня, чтобы повысить свою детородную силу. Некоторые второстепенные элементы луперкалий (бичевание юношей и др.), возможно, указывают на рудименты архаических инициации. В центре луперкалий стоял культ Фавна — одного из наиболее чтимых римских богов, бога растительности, животных. Фавн, носитель плодотворящих сил, в изображении римской мифологии отличался безудержной сексуальностью; ему приписывались также способность насылать безумие и дар пророчества. Помимо луперкалий в круг связанна... с аграрной магией праздников римской общины входили октябрьские фонтиналии, декабрьские сатурналии и др. Сколь бы ни была значительна в Риме роль коллективных ритуалов гражданской общины, каждая семья, фамилия прочно держалась своих родовых религиозных традиций. Родовая община имела свои святилища, участки земли для отправления культа (loca religiosa), отдельные места погребения. Семьи почитали своих духов-хранителей и умерших
предков, изображения которых хранились в домах в виде масок. Родильная, свадебная, погребальная обрядность составляла основу домашних культов. Погребальные ритуалы занимали в религии римлян особое место, считалось, что они должны были быть по возможности максимально торжественными — со скорбной процессией плакальщиц, жертвоприношениями, состязаниями (например, гладиаторскими боями), возведением гробницы. Власти были вынуждены даже принимать специальные законы, ограничивавшие расходы на похороны. Римляне верили, что каждый человек имеет своего гения, духа-покровителя. Жертвоприношения гению, обращения к нему с молитвами, восхваления складывались в индивидуальный культ. По мере развития римской обрядности значение индивидуального начала возрастало. В среде римлян была распространена лечебная, любовная (приворотная) виды магии, но особенно широкое хождение имела «черная», вредоносная магия: наведение порчи, сглаз, ворожба, пресечение роста посевов и др. Для защиты от вредоносного воздействия римляне прибегали к оберегам, заклинаниям и прочим средствам охранительной (апотропеической) магии. Ко II в. до н. э. в Риме под влиянием греческой и восточной культур возникают мистериальные обряды, восходящие к Элевсинским мистериям, культам Исиды, Осириса и других ближневосточных богов. Одни мистериальные культы, например, мистерии Митры, получают официальное признание. Другие встречают настороженный прием и даже преследования властей, яркий пример тому — мистерии Вакха. В мистериальных культах, подобных вакхическим, римскую общественность больше всего беспокоил закрытый характер собраний, таинственность ночных ритуалов, эзотеризм вероучения. Все это резко противоречило публичности и открытости — отличительным чертам традиционной римской обрядности. На архаической стадии ритуалы по большей части отправлялись под открытым небом, в рощах, при особых деревьях, у источников, на полях. Культ священных рощ и деревьев был очень развит среди италиков. Места для общественного отправления культа определенного бога решением государства отчуждались в пользу божества и объявлялись «священными» (losa sacra). Здесь ставилось святилище, совершались жертвоприношения, а когда в Риме получила распространение практика храмостроительства, возводился храм. В храмах хранились изображения богов, религиозные святыни, священные тексты, а также архивы, сокровища, произведения искусства. Из древнейших родовых, территориальных и племенных общин, проживавших на месте будущего Рима и в окрестностях, сложилось вместе с формированием города единое религиозное сообщество «римского народа». Полисная община имела общие обряды, общие ритуальные дни, общие святилища, коллективные религиозные интересы и цели. Как единое целое община «римского народа» противостояла общине богов. Отношения между общиной города-государства и богами римского пантеона строились, с одной стороны, на основе верности людей обязательствам перед богами, доверии (fides) их покровительствующей силе, с другой — на благорасположении богов городу, взятому под покровительство. В сношения с богами «римский народ» вступал при посредстве государственных лиц. Заветной целью «римского народа» выступал «мир с богами» (pax deorum), гарантировавший процветание и величие Рима. Высшие гражданские и высшие религиозные ценности в сознании «римского народа» совмещались, образуя идеологическую основу города-государства. Религиозная целостность «римского народа», опиравшаяся на почитание общих богов в коллективных ритуалах, допускала существование под контролем государства публично действующих религиозных сообществ. К наиболее архаическому религиозному делению относились мужские и женские культовые союзы: мужчины, преимущественно из низов, особыми обрядами чествовали бога Сильвана, у женщин были свои культы (богини Карменты, Bona dea, «Доброй богини», и др.). На устоях патриархального прошлого держались семейно-родовые, фамильные религиозные объединения. К римской старине восходили территориальные соседские сообщества, отправлявшие общие культы местных богов и духов. Деление «римского народа» на 30 курий допускало наличие у каждой курии своего культа. Две основные социально-политические группы — патриции и плебеи — связывали себя с двумя разными триадами богов и имели свои святилища. Патриции, разделенные на сословия сенаторов и всадников, различались также и своими культовыми приоритетами (всадники отдавали предпочтение культу Диоскуров). У каждой профессиональной группы были не только свои боги, но и свои обряды, свои дни священнодействий. Так, коллегии ремесленников объединялись вокруг почитания Минервы, образуя при храме богини свою культовую корпорацию. Коллегия торговцев чтила Меркурия. Во главе общины-фамилии стоял отец семейства, отправлявший важнейшие домашние обряды. В царскую эпоху общину «римского народа» представлял царь, обладавший верховной законодательной, воен- ной и религиозной властью. В республиканский период «римский народ» представляли перед богами высшие администраторы, занимавшие гражданские должности (магистратов — консулов, трибунов) или жреческие. По преданию, царь Нума Помпилий своим установлением положил начало разделению функций царя и учредил должность жреца, исполнявшего царские священнодействия. Должность высшего римского ритуалмейстера (rex sacrorum, «царь священнодействий», или rex sacri-ficulus, «царь жертвоприношений») во времена республики стала пожизненной выборной. Нуме приписывались также другие начинания по формированию жреческих должностей: при нем птицегадатели-авгуры стали жрецами с пожизненным государственным статусом, были введены жреческие должности для обслуживания культов Юпитера, Марса, Квирина, Весты, установлена должность понтифика. В сложившемся виде римское жречество представляло собой сложную по составу корпорацию. Ее основными звеньями были жреческие коллегии, специализированные объединения жрецов. На вершине жреческой иерархии стояла коллегия понтификов — наиболее авторитетная группа должностных лиц (5—15 чел.) во главе с верховным понтификом, надзиравшая за всеми общественными и частными богослужениями, правильностью исполнения божественного права (fas), занятая составлением календаря, толкованием знамений и контролем за другими жреческими коллегиями. Фламины, жрецы определенного бога, составляли многочисленные коллегии, занятые обслуживанием культа отдельного божества (Юпитера, Марса, Весты и т. д.). Коллегия фециалов отправляла культы, связанные с объявлением войны и заключением договоров. Авгуры ведали ауспициями. Особую коллегию составляли толкователи Сивиллиных книг. Коллегия курионов объединяла жрецов курий. В коллегию «арвальских братьев» входили жрецы, которые своими молитвами, магическими заклинаниями способствовали урожаю. Жречество занимало в общине «римского народа» почетное положение, обладало привилегиями и реальной властью. Никогда, однако, жречество не превращалось в Риме в замкнутое сообщество, действовавшее в узкокорпоративных целях. Оно всегда оставалось составной частью взаимосвязанной организации граждан. Жреческие должности и коллегии учреждались государством, гражданин, получив жреческое звание, по-прежнему участвовал в общегражданских делах (Цицерон, например, был жрецом-авгуром). Жречество правильными священнодействиями обслуживало отношения «римского народа» с богами, опираясь на опыт и тексты толковало полученные свыше знамения, внося тем самым свою лепту в общественное самоуправление. «Римский народ», заключая с соседями политические союзы, дополнял эти соглашения учреждением общего культа. Так, объединение ла- тинов в Латинский союз было закреплено учреждением царем Сервием Туллием культа Дианы, италийской богини растительности. Богине был построен в Риме храм. Позднее к этому храму тянулись попадавшие в Рим пленные из латинских земель, другие чужаки, рабы, так что в конце концов Диана стала богиней-покровительницей обездоленных и рабов. Таким способом в религиозное сообщество Рима за его долгую историю были инкорпорированы с разной степенью полноты многие этнорелигиозные общины. Культовые союзы создавали вокруг первичной общины «римского народа» сложную конфигурацию этнорелигиозных сообществ. К I в. н. э. в границах Римского государства возникло религиозное пространство, где каждый народ, каждый общественный слой, вплоть до рабов, был причастен к какой-то общей части религиозной жизни империи. Народ Рима, отменив в республиканский период различия в религиозном положении патрициев и плебеев, поступившись ради величия города различиями между своими и чужими культами, возведя уравнительность и космополитизм в норму жизни, создал предпосылки для возникновения мировой религии.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |