КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пантеон и пандемониум кельтов
Боги, владевшие магическими приемами и предметами, были главными носителями магических сил. При этом само могущество богов во многом определялось присутствием или отсутствием магического оснащения. См. подробнее: Широкова Н. С. Культура кельтов... С. 147—172. См.: Битва при Маг Туиред//Предания и мифы средневековой Ирландии. М., 1991. С. 47. Там же. Античные сведения о кельтских богах весьма скупы. Цезарь, сообщая о галльских богах, называет их римскими теонимами: Меркурий, наиболее почитаемое божество, изобретатель искусств, покровитель дорог, путешествий и торговли; Аполлон, отвращающий болезни; Минерва, дарительница первых навыков ремесла и искусств; Юпитер, царящий на небесах; Марс, управляющий ходом войны («Записки о Галльской войне», VI, 17). В другом фрагменте Цезарь сообщает, что друиды учат почитать Диспатера как родоначальника галлов (VI, 18). Свидетельство Лукана дополняет перечень кельтских богов именами Тевтатеса, Езуса и Тараниса. В кельтских надписях, обнаруженных в ареале кельтской цивилизации (эпиграфические, нумизматические данные), упомянуто множество имен других богов, однако о функциях этих богов почти ничего не известно. В древних кельтских надписях часто встречаются обращения к «Матерям», женским божествам кельтского пантеона, некоторые из них названы по имени (Эпона, Росмерта и др.). Топонимика и фольклор местных кельтских традиций открывают следы почитания богов Луга, Бригиты и некоторых других. Установление строгих соответствий между богами, сведения о которых дошли из разных мест кельтского мира, чрезвычайно затруднительно. В регионах этнических контактов происходило совмещение некоторых кельтских богов с иноэтническими. Характерный тому пример — Меркурий, божество галло-римского культурного круга. Многие боги носили узколокальный характер или имели позднее происхождение (таковы, например, некоторые боги ирландской мифологии). Имена многих богов явно указывают на племенную принадлежность. Так, упомянутое Луканом имя Тевтатеса обозначало не какое-то особое божество общекельтского пантеона, а буквально «бога племени» (от *te-uta" — «племя», «народ»). К таким богам племени относились Ара-мо — бог племени арамиков, Воконтия — богиня воконтиев, Сан-тий — бог сантонов и др. С почитанием этих богов было связано представление о племенной обособленности. Тем не менее определенные схождения, намечающие путь к определению общекельтских богов, все же имеются. Так, современные реконструкции с большой долей вероятности сближают упомянутого Цезарем галльского Меркурия с ирландским Лугом, имя которого встречается и в Галлии. Очевидно, Луг — общекельтское божество, воспринявшее в галло-римской культуре имя Меркурия. Имя Луга, означающее «сияющий», и ряд его функций обнаруживают солярную природу этого божества. Луг выступал как владеющий магическими приемами бог-воитель, побеждающий враждебных людям чудовищ, как бог-покровитель ремесел и искусств, как гарант могущества правителя. Иногда с Мерку- рием-Лугом связывают широко распространенные в Галлии изображения трехголового бога. Таранис, чье имя означает «гром», это, по-видимому, кельтский бог-громовик, бог грозового неба и молнии, бог-воитель. Имя и функции сближают Тараниса с германским Донаром. Римляне видели в Та-ранисе Юпитера. Бригита, которую Цезарь, по-видимому, упоминает под именем Минервы, почиталась как богиня мудрости, материнства, плодоношения, водных источников. Поклонение Бригите восходит к архаическому культу Великой матери; иногда ее образ утраивался. К числу общекельтских принадлежит и бог Огма (Огмиос), воин и маг-мудрец, в заслугу которому ставили изобретение огамической письменности. В романизированной ипостаси Огма ассоциировался с Геркулесом. Галльский бог Суцелл, которого обычно изображали с молотом в руке, был, согласно современным реконструкциям, богом смерти и подземного мира. С представлением о божественной мудрости и сытом благоденствии связан бог Дагда, бог-друид, почитание которого островными кельтами восходит к общекельтской традиции. Прототипом галльского бога Беленоса и ирландского бога Беля было кельтское божество солярной природы. Его солярная сущность подтверждается именем (bel- «блещущий») и, как предполагают исследователи, близостью, вплоть до отождествления с Аполлоном. Ограниченность сведений о кельтских богах не помешала обоснованию двух теоретических подходов к интерпретации кельтского пантеона. Ряд исследователей, среди которых из наиболее авторитетных— Ж. Вандри, склоняются к трактовке кельтских богов как богов прежде всего племенных, локальных1. В этом случае говорить об общекельтском пантеоне можно лишь условно. Другие исследователи допускают, что в кельтском религиозном сознании было развито представление об универсальном божестве, которое в ходе своих теофаний принимает разный облик (часто — трехликий), разные имена и выполняет разные функции2. Фигура этого бога могла выступать структурообразующим началом общекельтского пантеона. Предполагается, что на роль универсального, многоликого и полифункционального общекельтского божества мог бы в первую очередь претендовать Луг3. Обе концепции имеют свои сильные и слабые стороны. Сложность реконструкции архаического учения о богах объясняется, возможно, не только неполнотой сведений или позднейшими искажениями, но также и тем, что «не- См.: Vendrves J. La Religion des Celtes//Les Religions de l'Europe ancienne. T. III. Paris, 1948. См., напр.: Lambrechts P. Contributions a l'etude des divinites celtiques. Brugge, 1942; Le Roioc F. Introduction generate a l'etude de la tradition celtique//Ogam. 1967. T. XIX. См. обоснование этой гипотезы: Широкова Н. С. Культура кельтов... С. 270—279.
которая аморфность пантеона и его сопротивляемость строгой классификации» являются «изначальным и необходимым его свойством»1. Образы кельтских богов преимущественно антропоморфны. Примечательной особенностью некоторых галльских изображений богов является их трехголовость (или трехликость). Встречаются, однако, и изображения козлоногих, рогатых богов. Континентальные кельты почитали Эпону, покровительницу всадников, чье имя производно от галльского названия лошади; эту богиню изображали восседающей или стоящей рядом с лошадью, не исключено, однако, что у истоков этого почитания был культ лошади. Широко распространены среди кельтов были культы быка, вепря, медведя, волка, ворона. Почитание животных было тесно связано с верой в оборотничество. Вера в духов-оборотней была глубоко укоренена в кельтской традиции. Сага «Битва при Мак Туиред» помнила о временах, когда «с клинков вещали демоны». Эта же сага рассказывает о духе ядовитого зелья, который мог уничтожить многотысячное войско. Кроме демонов, оружия и ядов, духов-оборотней, кельты почитали огромный сонм благожелательных или злонамеренных духов природы. Реки, ручьи, водные источники, особые деревья, камни имели своих духов. Подземный мир, мир сидов, был населен обитателями, обладавшими магическими способностями. Демонические персонажи мифологии островных кельтов, судя по сагам, имели примечательную особенность — очень часто это были существа «с одной ногой, одной рукой и одним глазом»2. Такой облик свойственен фоморам — пожалуй, наиболее опасной и могущественной группе демонических существ. Иногда, правда, и божественные персонажи принимают сходное обличье. Это очень характерно: кельтское религиозное сознание в трактовке пантеона и пандемониума не доходит до крайностей дуализма.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |