КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пантеон германцев
Тацит сообщает, что германцы «славят порожденного землей бога Туистона», сын которого, Манн,— «прародитель и праотец их народа» («Германия», 2). Западногерманский Туистон (его имя намекает на «двуполость») типологически подобен, по-видимому, скандинавскому первосуществу Имиру, имя которого тоже указывает на двуполость. В истории религии андрогинность выступает распространенным признаком архаических первотворцов. Мать-земля названа римским историком Нертой, под этим именем ее чтили лангобарды, верившие, что «она вмешивается в дела человеческие и навещает их племена» («Германия», 40). Нерта — германская хтоническая богиня плодородия. Возможно, божество плодородия было представлено в древнейших германских верованиях супружеской парой — на это указывает родственное мужское Soderblom N. Das Werden des Gottesglaubens. Untersuchungen iiber die Anfange der Religion. Leipzig, 1916. S. 66—67. 15 - 3404 225 имя скандинавского Ньёрда, бога плодородия. Германцы чтили также, согласно Тациту, богов, которых историк обозначает римскими именами— Меркурий, Геркулес, Марс, а также Кастор и Поллукс. Германское имя двух последних, юных братьев,— Алки («Германия», 9, 43). Северогерманские данные свидетельствуют, что германцы выделяли в пантеоне две основные категории богов — асов и ванов. Асы составляют большинство пантеона, ваны — малую группу богов плодородия. Скандинавской традицией прочно удержана память о войне асов и ванов, которая завершилась обменом заложниками, примирением и включением ванов в сообщество асов. Дуалистические воззрения германцев на состав пантеона и мифологема распри богов восходят, возможно, к праиндоевропейскому фонду религиозных идей (ср. противоборство ахуров (асуров) и дэвов в индоиранской традиции). С другой стороны, высказывается предположение, что германское учение о распре богов наследует «доисторической «религиозной революции», в ходе которой древние хтонические божества прагерманцев ваны (с ними связан культ предков и семейной солидарности) были низложены. На смену им пришли новые боги — асы, носители героической и солярной морали»1. Возможно также и то, что на представления о войне асов и ванов наложили отпечаток обстоятельства германской колонизации и сопровождавшего ее соперничества германских, пришлых культов и аборигенных культов. Нельзя исключать, что противоборство двух групп богов могло отражать социальные коллизии. «Младшая Эдда» устанавливает: «Есть двенадцать божественных асов». Из этих двенадцати бог Один «знатнее и старше всех асов, он вершит всем в мире, и как ни могущественны другие боги, все они ему служат, как дети отцу»2. Один (Вотан, западногерманский вариант) первоначально выступал как бог воинов, сочетавший с военными функциями шаманские — носителя сокровенной мудрости, поэтического дара и экстатического вдохновения. На связь Одина с экстазом и исступлением указывает его имя, в основе которого лежит слово со значениями бешенства, ярости, поэтического вдохновения, а потому Один — «предводитель ярости», «неистовствующий». По своей природе Один — хтони-ческое божество смерти, войны («отец павших, «бог повешенных»), мудрости («бог меда поэзии»). По-видимому, именно Одина Тацит называл именем Меркурия, с которым Одина сближает причастность царству мертвых, обладание особой мудростью и магическими приемами (обоим богам в этом отношении был близок кельтский Луг). На позднем этапе развития пантеона Один обретает черты бога-мироправителя, Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987. С. 107. Младшая Эдда. С. 39. отчасти — бога-творца («должно величать Одина Всеотцом, ибо он — отец всем богам и людям, всему, что мощью его было создано»1). После Одина «Младшей Эддой» в составе асов выделен Тор (Аса-Top, «Тор асов») — бог-воитель, «громовик», которому соответствует древнегерманский Донар (имя Тор означает «гром»). Под именем Геркулеса Тацит, очевидно, разумел именно Тора-Донара, великого богатыря, разящего демонов своим молотом Мьёлльниром (имя молота родственно славянскому «молния»). Весьма вероятно, что исторически молни-евержец Тор, ясно соотнесенный с праиндоевропейским богом-громови-ком, стоял выше Одина, бога воинских и шаманских практик, но затем был оттеснен на второй план. Третий среди асов «Младшей Эдды» — Ньёрд, хтонический бог плодородия и богатства, изначально входивший в категорию ванов. Четвертый ас — Тюр (Тиу, Циу), бог неба, имя которого восходит к имени праиндоевропейского бога неба (deiwos); Тюр дарует победу в бою и мудрость. По-видимому, Марс Тацита — именно Тюр. В числе первых двенадцати асов названы также Браги, Хеймдалль, Хёд, Видар, Али (Вали), Улль, Форсети и Локи. К асам относились и другие боги — например, дети «старших» асов. Локи — одна из наиболее ярких и неординарных фигур скандинавского пантеона. «Младшая Эдда» аттестует его «зачинщиком распрь между асами, сеятелем лжи и позорищем богов и людей»2. Локи — оборотень, многоликий клеветник. Хитроумный ас Локи часто действует на руку демонам, в последней битве, повествует «Старшая Эдда», Локи будет править кораблем, с которого высадятся на землю демоны и великаны. С другой стороны, Локи-Лодур участвовал в создании людей и добыче многих необходимых благ. Вероятно, Локи и Один образуют нередкую в архаических мифологиях модель «братьев-демиургов»: «Один — первый «шаман», отец других асов, добытчик священного меда, довершивший вместе с Локи творение людей, а Локи — отец хтонических чудовищ, виновник появления смерти, но также изобретатель рыболовной сети, добытчик сокровищ асов (чудесных первопредметов) и т. п.»3. В категорию асов входят женские божества, образующие с мужскими пары. «Славнейшая из богинь» — Фрейя, хтоническая богиня плодородия («богиня ванов»), покровительница любви, а также богиня павших на поле боя воинов (половина павших героев достается Одину, половина— Фрейе). Фрейе равна в славе и близка по функциям другая богиня — Фригт, прекрасная супруга Одина, мать асов. «Младшая Младшая Эдда. С. 27. 2 Там же. С. 48. Мелетинский ЕМ. Поэтика мифа. М, 1995. С. 192. 15* 227 Эдда» выделяет очень важную характеристику религии германцев: в сопоставлении с мужской частью пантеона богини, жены асов, «столь же священны, и не меньше их сила»1. Богини германцев — преимущественно хтонические божества плодородия и покровительницы любви, семейной жизни, мудрости, врачевания. Боги древних германцев — персоны, каждый обладает именем и определенными функциями. Письменные источники и археологические данные свидетельствуют также о том, что германцы имели изображения богов. Правда, в качестве культового «изображения» могли выступать резные фигуры животных — спутников богов (возможно, тотемов), а также священные предметы, воплощавшие бога: например, щит, фрамея (копье германцев), меч выступали «богами супружества» (Тацит, «Германия», 18); копье служило также воплощением Одина. Богов окружал «исполненный тайной ужас и благоговейный трепет перед тем, что неведомо и что могут увидеть лишь те, кто обречен смерти» («Германия», 40). Скандинавские источники, отражавшие поздний этап германской набожности, представляют богов вполне антропоморфно: так, Один одноглаз, седобород, в низко надвинутой на глаза шляпе. Боги рождаются и умирают, их захватывают в плен и возвращают за выкуп, их обманывают, но и они способны на коварство. Боги подобны могучим воинам и вождям, коннунгам, в иных случаях — колдунам. Боги уже не столько грозные стихии, сколько носители воинской мощи и власти, сокровенных знаний и магического мастерства. •Исторические трансформации религиозных воззрений и состояние источников затрудняют строгую классификацию германского пантеона. Так, остается неясной принадлежность Мимира — владельца чудесного медвяного источника, текущего у корней Иггдрасиля в стране инеистых великанов. В источнике Мимира сокрыты знание и мудрость. Одину, возжелавшему напиться меда из источника мудрости, пришлось уступить владельцу свой глаз. Накануне последней битвы с демонами «Один скачет к источнику Мимира и испрашивает совета у Мимира для себя и своего воинства»2. Повествователи скандинавских преданий иногда отождествляют ва-нов, богов плодородия, с альвами. Альвы — духи плодородия: светлые альвы «обликом своим прекраснее солнца», они живут в Альвхейме, великолепной небесной обители, «темные альвы, живут в земле, у них иной облик и иная природа»3. Альвы стоят по обе стороны аморфной черты, отделяющей пантеон от пандемониума. Младшая Эдда. С. 39. 2 Там же. С. 90. Там же. С. 36.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |