КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема реконструкции славянской религии
Достоверных данных, непосредственно свидетельствующих о религии праславян, сохранилось немного. Письменные источники византийских, арабских авторов относятся ко второй половине I тыс. н. э., в содержательном отношении они скудны, разрознены, неточны, так что на их основании восстановить сколько-нибудь цельную картину религиозной жизни славян невозможно. Письменность у славянских народов появляется поздно, при этом сведения об исконных верованиях приводятся авторами-христианами преимущественно в контексте осуждения современного им язычества. Надежные древнеславянские религиозные тексты, подобные греческим или римским, науке не известны. Подлинность получившей известность «Велесовой книги» вызывает у специалистов большие сомнения. Археологические данные о праславянской эпохе служат серьезным подспорьем при реконструкции славянских древностей, однако этническая идентификация ряда археологических памятников как именно славянских остается спорной. Славянские религиозные древности в своем исконном виде почти не оставили о себе свидетельств. Вместе с тем древнеславянская религия не исчезла целиком ни в процессе крещения славян, ни много позже принятия христианства. После христианизации древние формы религиозной жизни перешли эпоху Средневековья на положение «неофициальных», языческих верований и обрядов, бытуя во всех слоях общества, включая зачастую и духовенство (особенно сельское). В ряде мест — на Руси в XII в., среди полабских славян вплоть до XIV в.— древнеславянская религия переживала периоды возрождения и усиления. В целом, древнеславянская религия выступала важной составной частью славян- ских культур эпохи Средневековья, а затем фрагментарно перешла в более поздние эпохи. Средневековые поучения против язычества, номоканоны, фольклорные и этнографические памятники религиозного синтеза, получившего не очень удачное название «двоеверия»,— эти и другие источники несут в своем составе важные сведения о праславянских верованиях. Как показывает опыт Полесской экспедиции под руководством Н. И. Толстого, даже в конце XX в. фольклорно-этнографическое исследование славянских ареалов вскрывает живые фрагменты религиозной архаики. При изучении данных о древнеславянских верованиях, сопутствовавших христианству, нельзя рассчитывать на то, что религиозные древности сохранялись в своем исконном виде. Следует прежде всего учитывать процессы деградации древней традиции. Однако под влиянием христианства древняя традиция не только разрушалась, но и эволюционировала: христианство способствовало трансформации языческого пантеона, внедряло новые идеи или подавало стимул к переосмыслению старых. Так, распространившееся среди славян, особенно южных, учение богомилов, построенное на последовательно дуалистических воззрениях, способствовало кристаллизации бытовавших в народе древних космогонических и этических представлений, в наивных понятиях пестовавших мысль о противоборстве света и тьмы, добра и зла1. Определение «христианизированных» версий славянского язычества— процедура чрезвычайно сложная, но, как подтвердили еще в XIX в. разыскания А. Н. Веселовского, весьма необходимая.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |