Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема реконструкции славянской религии




Достоверных данных, непосредственно свидетельствующих о рели­гии праславян, сохранилось немного. Письменные источники византий­ских, арабских авторов относятся ко второй половине I тыс. н. э., в со­держательном отношении они скудны, разрознены, неточны, так что на их основании восстановить сколько-нибудь цельную картину религиоз­ной жизни славян невозможно. Письменность у славянских народов по­является поздно, при этом сведения об исконных верованиях приводят­ся авторами-христианами преимущественно в контексте осуждения со­временного им язычества. Надежные древнеславянские религиозные тексты, подобные греческим или римским, науке не известны. Подлин­ность получившей известность «Велесовой книги» вызывает у специа­листов большие сомнения. Археологические данные о праславянской эпохе служат серьезным подспорьем при реконструкции славянских древностей, однако этническая идентификация ряда археологических памятников как именно славянских остается спорной.

Славянские религиозные древности в своем исконном виде почти не оставили о себе свидетельств. Вместе с тем древнеславянская рели­гия не исчезла целиком ни в процессе крещения славян, ни много позже принятия христианства. После христианизации древние формы религи­озной жизни перешли эпоху Средневековья на положение «неофициа­льных», языческих верований и обрядов, бытуя во всех слоях общества, включая зачастую и духовенство (особенно сельское). В ряде мест — на Руси в XII в., среди полабских славян вплоть до XIV в.— древнеславян­ская религия переживала периоды возрождения и усиления. В целом, древнеславянская религия выступала важной составной частью славян-


ских культур эпохи Средневековья, а затем фрагментарно перешла в бо­лее поздние эпохи. Средневековые поучения против язычества, номока­ноны, фольклорные и этнографические памятники религиозного синте­за, получившего не очень удачное название «двоеверия»,— эти и другие источники несут в своем составе важные сведения о праславянских ве­рованиях. Как показывает опыт Полесской экспедиции под руководст­вом Н. И. Толстого, даже в конце XX в. фольклорно-этнографическое исследование славянских ареалов вскрывает живые фрагменты религи­озной архаики.

При изучении данных о древнеславянских верованиях, сопутство­вавших христианству, нельзя рассчитывать на то, что религиозные древ­ности сохранялись в своем исконном виде. Следует прежде всего учи­тывать процессы деградации древней традиции. Однако под влиянием христианства древняя традиция не только разрушалась, но и эволюцио­нировала: христианство способствовало трансформации языческого пантеона, внедряло новые идеи или подавало стимул к переосмысле­нию старых. Так, распространившееся среди славян, особенно южных, учение богомилов, построенное на последовательно дуалистических воззрениях, способствовало кристаллизации бытовавших в народе древних космогонических и этических представлений, в наивных поня­тиях пестовавших мысль о противоборстве света и тьмы, добра и зла1. Определение «христианизированных» версий славянского язычест­ва— процедура чрезвычайно сложная, но, как подтвердили еще в XIX в. разыскания А. Н. Веселовского, весьма необходимая.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.