КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пандемониум. Наряду с представлениями о высших богах в исконнославянской религии существовали верования в богов низшего уровня, духов, оборотней, которые в совокупности
Наряду с представлениями о высших богах в исконнославянской религии существовали верования в богов низшего уровня, духов, оборотней, которые в совокупности составляли славянский пандемониум. См. подробнее: Комарович В. Л. Культ рода и земли в княжеской среде XI—XIII вв.//Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 16. М.— Л., 1960. См.: Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987; Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1994. См., напр., последние работы: Клейн Л. С. Памятник языческого бога Рода//Язычест-во восточных славян: сборник научных трудов. Л., 1990; Зубов Н.И. Научные фантомы славянского Олимпа//Живая старина. 1995. № 3. Веселовский А. Н. Судьба-доля в народных представлениях славян// Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха.— Сборник отделения русского языка и словесности. СПб., 1889. Т. 46. № 6. С. 179. Веселовский А.Н. Цит. соч. С. 189. Уже у Прокопия Кесарийского есть упоминание о почитании славянами рек. О культе водных источников (рек, озер, родников, колодцев) и рощ дружно говорят средневековые авторы.Древнерусский текст свидетельствует, что многие «чеснок боготворят». Эти верования строились на анимистических представлениях о природных объектах и развивали тенденцию к деификации духовных двойников рек, озер, растений. Данные фольклора позволяют уверенно судить о том, что некоторые де-ифицированные сущности были отчетливо персонифицированы (см., например, былинный образ Дуная-богатыря). За редким исключением, средневековые тексты скупо упоминают о демонологии славян. Поэтому материал для реконструкции славянской демонологии черпается прежде всего из данных этнографии и фольклористики, которые извлечены из стихии поздних, синкретических верований. Существенно дополняют картину реликты языкового наследия, открывающие доступ к праславянским представлениям. Вместе оба источника — фольклорно-этнографический и лингвистический — позволяют воссоздать хотя и не бесспорную, но все же достаточно верную панораму славянской демонологии. Значительный отряд демонологичеких персонажей составляли существа, именовавшиеся бесами. Общеславянское слово ЬеБъ этимологически родственно санскр. bhayate «бояться», лат. foedus «гадкий, отвратительный, отталкивающий»2. Очевидно, в круг исходных значений слова besb входят значения «пугающий, страшный, отвратительный». Из славянских соответствий (болг. бяс «дикая ярость, злоба», макед. бес «бешенство, ярость, злоба» и др.) проясняются значения злобности, буйности существ, номинированных именем «бесы». Бесам религиозное сознание славян приписывало злонамеренность и губительную силу. В первую очередь, к бесам относились духи опасных для посещения мест: лесной глуши (у восточных славян — леший, лешачиха), болот (зыбочник, болотник восточных славян, болотник кашубов, др.), омутов, коварных водных стихий (водяной, водяниха восточных славян, отчасти вилы, самовилы южных славян, др.). В поле, по поверьям, обитали полудницы, злобные женские духи, появлявшиеся в полдень и олицетворявшие солнечный удар. Слово некоего христолюбца, ревнителя правой веры//Красноречие Древней Руси. (XI—XVII вв.). М, 1987. С. 126. См.: ЭССЯ. 2, 89; Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. Т. I.It, 1958. С. 60. К категории наиболее враждебных и опасных бесов принадлежала «группа полудемонов человеческого происхождения, к которым относятся, по древним языческим представлениям, люди, не избывшие свой век, пришедшие «в мир иной» неестественным образом, без необходимых обрядов и т. п. и потому не порвавшие с земной жизнью, наполовину оставшиеся в мире земном. Таковы упыри, вурдалаки, вещицы (или ведуницы), отчасти русалки и др. Они вредят роду человеческому и потому их следует опасаться»1. Рядом с этими застрявшими на границе земного и загробного миров существами религиозное сознание поставило образы призраков, духов коварных наваждений. Славянская тапьjа, манья — безобразный призрак умершей старухи, разыскивающей по свету погубленного ею сына. В общем значении манья — «привидение», «вводящий в наваждение призрак». По-видимому, понятие об этих призраках, восходящее к прас-лавянскому тапа, родственно древнеримским представлениям о manes — «душах умерших», maniae — «призраках мертвых». Оба понятия берут начало от индоевропейского та «махать рукой» и демонстрируют общее семантическое развитие: «манящее движение (руки)», «соблазн, наваждение», «призрак, привидение», «злой дух». Прямое отношение к смерти имели олицетворения болезней. «Се-верновеликорусские вещицы — воплощения болезней — могут подразделяться согласно своей специализации: среди них есть тресея, огнея, мимохода, лихорадка и т. п.»3. Недуги считались следствиями происков духов болезней. Смерть, мор были персонифицированы общеславянским образом мары (марухи, мора, кикиморы) — женского смертоносного существа. Образ мары связан в славянской традиции с другим олицетворением смерти — богиней Мареной (Мараной, Маржаной). Сокрытое в семантике слова «бес» значение отталкивающего своим видом существа вполне соответствует тому облику бесов, который удержан славянским фольклором. Водяного представляли стариком с одутловатым лицом, длинной зеленой бородой, раздутым животом; кикимора — существо уродливое, косоглазое, с заиканием или немотой; упырь — ходячий покойник, наводящий страх своим видом, багровым Толстой Н. И. Каков облик дьявольский?/Яолстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С. 260. См.: Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. М., 1991. С. 217. Толстой Н. И. Каков облик дьявольский?//Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С. 260. лицом, хвостом. По своему виду бесовская сила «может быть антропоморфна (в облике человеческом), зооморфна (в облике зверином), «ну-леморфна» (бесплотна) и смешанно антропозооморфна (в облике получеловека-полузверя). Последняя форма у славян, надо полагать, достаточно поздняя...»1. Природа и даже наименования большинства персонажей низшей мифологии соотнесены с архаической картиной мира, разделенного на разные локусы, на «чужие» («дикие») места — водяной, леший, болотник, и «свое» («освоенное») пространство — дома (домовой), овина (овинник), двора (дворовый) и др. По мнению А. К. Байбурина, «почти весь восточнославянский демонический «пантеон» (домовой, леший, полевой, подяной и т. д.) можно рассматривать как религиозно-мифологическое выражение идеи дискретности окружающего мира, его расчлененности на лес, поле, море, дом и т. п.»2. В культах рощ, деревьев, родников находили свое проявление представления о соответствующих духах. Отмечается характерная градация демонологических существ, обусловленная изменением свойств локусов пространства — нарастанием «опасности, нечистоты по мере удаления от центра освоенного пространства»: «Так, например, домовой считается в основном добрым существом, помощником семьи; дворовой имеет более злой нрав и, наконец, баенник (банник) может причинить человеку несчастье, замучить его до смерти...»3. Можно предположить, что в архаической славянской демонологии демоны освоенного пространства, демоны-охранители (например, домовой, овинник), духи благих объектов (колодцев, родников, др.), злаков (житные духи) и некоторые другие не входили в состав бесов. Группа существ низшей мифологии представляла персонифицированные понятия о судьбе — таковы Доля, Недоля, Нужа Лихо, Горе, Среча, Несреча, Усуд, и др. Их образы антропоморфны и нарративны, т. е. связаны с мифологическими повествованиями. «Носительниц тайной неисповедимой судьбы естественно было удалить подальше от людей, окружить тайной; решающим могло явиться представление судьбы Толстой Н. И. Каков облик дьявольский?//Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С. 252. Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983. С. 109. Байбурин А.К. Цит. соч. С. 36. как преимущественно несчастное, недоли. <...> Такие олицетворения поневоле принимали демонический оттенок: их представляли себе в лесу, в болоте...»1. К персонификациям судьбы примыкали олицетворения этических понятий, наиболее известные из них — Правда и Кривда. В синкретической религии древнеславянский пандемониум пополнился некоторыми образами, заимствованными из ближневосточной и греческой демонологии. Для обозначения демонологических существ в славянском религиозном языке наряду со словом «бес» использовалось слово «черт». Фо-льклорно-этнографические данные позволяют вскрыть, по утверждению Н. И. Толстого, некоторые общеславянские и даже общеиндоевропейские признаки черта: «Черт локально не ограничен, его пребывание и место жительства не ограждено домом, или лесом, или водным пространством, как у домового, лешего или водяного. Он может появляться «на грешной земле» везде, даже в церкви и в неурочный час. Это одно из главных его свойств. Другим его свойством является отсутствие сезонности— он может появляться в любое время года. <...> Есть, разумеется, и любимые места его пребывания — «расходные дороги» (развилки дорог, росстани), болота, топи, лесные чащобы и «меречи»,— и излюбленное место действия — полночь или вообще время от захода солнца до первых петухов (реже полдень), в году — Святки и канун Ивана Купалы и т. п.; но это время не лимитировано строго, и в общем черт может появиться везде и всегда на зов или без зова»2. Архаический славянский черт зооморфен или антропоморфен, «но наиболее ярким показателем черта оказывается его пристрастие к быстрым метаморфозам, из которых обычно завершающей оказывается превращение в вихрь, т. е. обретение нулевой «морфности»3. Показания языка надежно подкрепляются фольклорно-этнографиче-скими свидетельствами о верованиях в особое пристрастии чертей к перекресткам и развилкам дорог, к порубежным моментам времени. Эти данные указывают на то, что представления о черте могут восходить к вере в магическую силу границ, порубежных черт4. Магия и мифология границ были тесно соотнесены с представлениями о смерти и посмертном существовании, с культом мертвых — тех, кто перешел границу посмертного существования. Веселовский А. Н. Судьба-доля в народных представлениях славян//Сборник отделения русского языка и словесности. СПб., 1889. Т. 46. № 6. С. 221. Толстой Н И. Каков облик дьявольский?//Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С. 262. Там же. 4См.:ЭССЯ. 4. 164—166.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |