Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозная организация. Базовыми ячейками религиозной организации древних германцев были семья и племя




Базовыми ячейками религиозной организации древних германцев были семья и племя. Семейная община держалась на культе предков, главным действующим лицом домашних ритуалов был глава семьи. Племенная религиозная жизнь опиралась на почитание племенных бо­гов (Алки — у наганарвалов, Бадугенны — у фризов, т. д.) и тотемов. След тотемизма заметен в названиях некоторых германских племен (так, этноним «херуски» производен от herut — «олень»).

Организация племенной религиозной жизни германцев сочетала де­мократические начала (большую роль играли общие собрания) с иерар­хическими — в религиозной среде явно главенствовали вожди (цари), старейшины (знать) и жречество. Царь древних германцев в религиоз­ном отношении был близок типу священного царя архаических об­ществ.

Германские племена объединялись в культовые союзы. Племена, входившие в такие союзы, почитали общих богов, имели общие свя­тилища и держались провозглашенных заклятий, скреплявших их единство.

Культ межплеменных и племенных богов обслуживали жрецы. Ин­ститут жречества играл заметную роль в религиозном сообществе древ­них германцев, однако с точки зрения внутренней организованности и авторитетности германское жречество уступало римскому и кельтскому. Жрецы германцев участвовали в отправлении коллективных священно­действий, обслуживали святилища, наводили должный порядок на пле­менных собраниях, где верховодили вожди и старейшины. В ряде слу­чаев жрецы от имени бога вершили суд, но правовое регулирование не было их исключительной прерогативой жречества (вожди и старейши­ны тоже отправляли правосудие). Жрецы были важными действующи­ми лицами коллективных обрядов гаданий, однако и на область манти-ки они не имели исключительных прав.

И у континентальных, и у островных германцев огромным автори­тетом пользовался немногочисленный, но крайне влиятельный в рели­гиозной общине слой прорицателей, чья практика восходила, как выше указывалось, к шаманскому визионерскому опыту. Среди прорицателей большинство составляли женщины, некоторые среди них (Веледа, Аль-бруна и др.) снискали своим даром почти божественные почести (Та­цит, «Германия», 8) Согласно верованиям германцев, даже община бо-


гов нуждается в советах пророчиц, которым порой ведомо больше, чем богам.

Религиозная организация германцев, особенно на ранних ступенях развития, включала в свою структуру мужские и женские союзы. Наи­более заметный след в истории древнегерманской религии оставили мужские воинские общества — братства берсерков. Название членов этих братств указывало на их особый наряд — медвежьи шкуры (бер-серки — «ряженые под медведя»). Медвежья шкура или шкура вол­ка — атрибут берсерка, отмечающий не просто принадлежность к муж­скому братству, но именно особую природу воина, магически причаст­ного зверю, а через него — богу войны. Волки Гери, «Жадный», и Фре-ки, «Прожорливый», выступали в северогерманской мифологии спутни­ками Вотана-Одина.

Мужчина мог стать членом воинского союза, только пройдя через ис­пытания— воинские инициации (см., напр.: Тацит, «Германия», 31). В этих испытаниях вдохновленный мифологией войны берсерк «должен преобразить свою человеческую сущность, продемонстрировав агрессив­ное и устрашающее исступление, которое отождествляет его с разъярен­ными дикими животными. Он «разогревается» до наивысшей степени, его захватывает таинственная сила, нечеловеческая и неодолимая, так что боевой порыв исходит из самой глубины его существа. Древние герман­цы называли эту силу «Вут» — термин, который Адам Бременский пере­водил как «ярость» (furor). Это своего рода демоническое безумие, кото­рое повергает в ужас и парализует противника»1. Берсерк имел высший образец своему исступлению — Вотана-Одина, имя которого производно от обозначения «бешенства», «ярости». Вотан-Один — одержимый яро­стью предводитель воинского братства. У этой религиозной группы было свое мифологическое соответствие — эйнхерии, армия Вота­на-Одина, ждущая своего часа в Вальхалле.

Структура древнегерманской общины, включавшей деление на муж­ские и женские культовые сообщества, демонстрировала очень архаиче­ские черты, свойственные, впрочем, и многим другим сторонам рели­гии германцев.

Элиаде Мирча. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М, 1999. С. 218—229.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.