КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Религиозная организация. Базовыми ячейками религиозной организации древних германцев были семья и племя
Базовыми ячейками религиозной организации древних германцев были семья и племя. Семейная община держалась на культе предков, главным действующим лицом домашних ритуалов был глава семьи. Племенная религиозная жизнь опиралась на почитание племенных богов (Алки — у наганарвалов, Бадугенны — у фризов, т. д.) и тотемов. След тотемизма заметен в названиях некоторых германских племен (так, этноним «херуски» производен от herut — «олень»). Организация племенной религиозной жизни германцев сочетала демократические начала (большую роль играли общие собрания) с иерархическими — в религиозной среде явно главенствовали вожди (цари), старейшины (знать) и жречество. Царь древних германцев в религиозном отношении был близок типу священного царя архаических обществ. Германские племена объединялись в культовые союзы. Племена, входившие в такие союзы, почитали общих богов, имели общие святилища и держались провозглашенных заклятий, скреплявших их единство. Культ межплеменных и племенных богов обслуживали жрецы. Институт жречества играл заметную роль в религиозном сообществе древних германцев, однако с точки зрения внутренней организованности и авторитетности германское жречество уступало римскому и кельтскому. Жрецы германцев участвовали в отправлении коллективных священнодействий, обслуживали святилища, наводили должный порядок на племенных собраниях, где верховодили вожди и старейшины. В ряде случаев жрецы от имени бога вершили суд, но правовое регулирование не было их исключительной прерогативой жречества (вожди и старейшины тоже отправляли правосудие). Жрецы были важными действующими лицами коллективных обрядов гаданий, однако и на область манти-ки они не имели исключительных прав. И у континентальных, и у островных германцев огромным авторитетом пользовался немногочисленный, но крайне влиятельный в религиозной общине слой прорицателей, чья практика восходила, как выше указывалось, к шаманскому визионерскому опыту. Среди прорицателей большинство составляли женщины, некоторые среди них (Веледа, Аль-бруна и др.) снискали своим даром почти божественные почести (Тацит, «Германия», 8) Согласно верованиям германцев, даже община бо- гов нуждается в советах пророчиц, которым порой ведомо больше, чем богам. Религиозная организация германцев, особенно на ранних ступенях развития, включала в свою структуру мужские и женские союзы. Наиболее заметный след в истории древнегерманской религии оставили мужские воинские общества — братства берсерков. Название членов этих братств указывало на их особый наряд — медвежьи шкуры (бер-серки — «ряженые под медведя»). Медвежья шкура или шкура волка — атрибут берсерка, отмечающий не просто принадлежность к мужскому братству, но именно особую природу воина, магически причастного зверю, а через него — богу войны. Волки Гери, «Жадный», и Фре-ки, «Прожорливый», выступали в северогерманской мифологии спутниками Вотана-Одина. Мужчина мог стать членом воинского союза, только пройдя через испытания— воинские инициации (см., напр.: Тацит, «Германия», 31). В этих испытаниях вдохновленный мифологией войны берсерк «должен преобразить свою человеческую сущность, продемонстрировав агрессивное и устрашающее исступление, которое отождествляет его с разъяренными дикими животными. Он «разогревается» до наивысшей степени, его захватывает таинственная сила, нечеловеческая и неодолимая, так что боевой порыв исходит из самой глубины его существа. Древние германцы называли эту силу «Вут» — термин, который Адам Бременский переводил как «ярость» (furor). Это своего рода демоническое безумие, которое повергает в ужас и парализует противника»1. Берсерк имел высший образец своему исступлению — Вотана-Одина, имя которого производно от обозначения «бешенства», «ярости». Вотан-Один — одержимый яростью предводитель воинского братства. У этой религиозной группы было свое мифологическое соответствие — эйнхерии, армия Вотана-Одина, ждущая своего часа в Вальхалле. Структура древнегерманской общины, включавшей деление на мужские и женские культовые сообщества, демонстрировала очень архаические черты, свойственные, впрочем, и многим другим сторонам религии германцев. Элиаде Мирча. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М, 1999. С. 218—229.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |