КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Религиозная организация
В «Записках о Галльской войне» Цезарь отмечает, что ежегодно в священном месте, находящемся на землях племени карнутов, собирались друиды, прибывшие сюда от разных кельтских племен (VI, 13). Такие регулярные собрания указывают на существование кельтского меж- Битва при Маг Туиред/ЯТредания и мифы средневековой Ирландии. М., 1991. С. 45. племенного религиозного союза, деятельность которого требовала единого культового центра и общих священнодействий, ради отправления которых и сходились жрецы разных племен. Характерно, что в кельтском религиозном центре собиралось именно жречество. У друидов была своя межплеменная организация, построенная иерархически: известно, что на собраниях избирался верховный жрец, занимавший эту должность пожизненно. В социальной структуре отдельных кельтских сообществ друиды составляли влиятельные корпорации, попасть в которые можно было только после многолетнего обучения «тайному знанию», заговорам и чарам. Высокая степень выделенности религиозного статуса друидов и их коллегий не приводила, однако, к формированию замкнутой религиозной группы, особой касты. Друиды освобождались от воинской службы, вели уединенный образ жизни, преимущественно в лесной глуши. При этом они, конечно, при необходимости активно участвовали в общественной жизни. В их обязанности входило отправление коллективных жертвоприношений, контроль за соблюдением правил священнодействий, гадание, толкование знамений, магическая практика, хранение и передача сокровенного религиозного знания. В религиозной структуре кельтских обществ отдельное место занимали поэты-песнопевцы (галльские барды, ирландские филиды). Их песнопения обладали высоким религиозным смыслом: песни, которые они исполняли, несли знание о тайнах начала и конца мира; героические сказания филидов о славных победах, богатых добычах воспринимались как магическое средство, способное обеспечить повторение успеха; песенная хула филида была направлена на то, чтобы не только нанести урон репутации, но и магически обессилить противника. Вдохновенный певец в религиозном сознании обретал облик вещуна, прозревающего волю богов. Обладание силой магического слова, знание прошлого, дар прорицания будущего — все это ставило поэта-песнопевца в особое религиозное положение. В религиозной иерархии статус поэтов был ниже статуса друидов. «Место филида, по существу, промежуточное— владение сакральными приемами поэтического искусства позволяло ему как бы расщеплять реальность прошлого и настоящего, возводя ее к более высокому единству, космическому порядку, хранителями знания о котором были уже друиды»1. В архаической религиозной общине, в сущности, любой человек мог владеть навыками магического мастерства. Некоторые владели эти- Шкунаев С. В. Герои и хранители ирландских преданий//Предания и мифы средневековой Ирландии. М., 1991. С. 27. ми навыками лучше других, освоив их, например, по наставлениям друидов. Так, сага «Сватовство к Этайн» повествует о некоей Фуамнах, которая воспитывалась у друида, «провидца Бресала», под началом которого она «стала мудра, осторожна и сведуща в чарах и тайном знании»1. Такие знатоки могли не составлять в религиозном сообществе отдельной категории, но, тем не менее, находиться на особом положении людей, сведущих в колдовстве. Примечательно, что «мудрая» чаро-деица Фуамнах одновременно аттестована сагой и как «безумная». Очевидно, магические практики кельтов предполагали опыт экстатических состояний. Власть короля имела в сознании кельтов высокое религиозное измерение. На короле лежала обязанность отправления важнейших коллективных священнодействий. Витальность правителя, его нравственные качества были магическим образом связаны с природными стихиями и благоденствием подданных, поэтому король выступал носителем не только политической, но и магической власти. Причастность кельтского правителя к магическим основам природного и социального порядка указывает на его близость типу «священного царя» архаических обществ. Подтверждением тому могут быть языковые данные, посредством которых выражались представления о правителе. Статус короля в кельтских языках номинировался словами, восходящими к индоевропейской основе reg- (в латинском им сответствовали гех, regis). Э. Бен-венист, исследуя семантику понятий, выраженных посредством reg-, установил: «Индоевропейское гех — понятие более религиозное, чем политическое. Обязанности гех не повелевать и не вершить власть, а устанавливать правила и определять то, что относится к «праву» в прямом смысле этого слова. Определенный таким образом гех оказывается значительно ближе к жрецу, чем к самодержцу. Царская власть такого рода сохранялась, с одной стороны, у италийцев и кельтов, с другой— в Древней Индии»2. Принимая в расчет некоторую категоричность формулировок Э. Бенвениста, следует, по-видимому, в целом согласиться с его наблюдениями. Фактически, именно правитель стоял во главе всей религиозной иерархии племенного или раннегосударственного кельтского сообщества. Деятельность друидов и поэтов-песнопевцев сопровождала исполнение верховным правителем своих религиозных обязанностей. Сватовство к Этайн//Предания и мифы средневековой Ирландии. М, 1991. С. 64. Бетенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М, 1995. С. 252.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |