КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Германцы и исторические судьбы древнегерманской религии
РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ Германцы — этническая общность индоевропейского корня, выделившаяся из состава древнеевропейцев. О ранних этапах истории германцев, локализации племен, путях миграций мало достоверных сведений. Археологические данные указывают на причастность прагерман-цев к утинецкой археологической культуре и культуре полей погребальных урн, общей для других древнеевропейских народов (италиков, кельтов, иллирийцев, славян и балтов). По-видимому, обособление прагерманцев в отдельное сообщество начинается около XI в. до н. э. Первой определенно германской археологической культурой является ясторфская, датированная серединой VIII в. до н. э. Ареалом формирования прагерманских племен была Северная и Центральная Европа. До II—I в. до н. э. южный рубеж германских племен проходил по при-рейнским землям. Археологические показания, тексты античных авторов и другие исторические данные свидетельствуют об активных миграциях германских племен в границах прародины. С конца II в. до н. э. боевые дружины и племена германцев теснят соседей на своих южных и западных границах. Военная экспансия и хозяйственное освоение в течение последующих пятисот лет значительно расширили территорию германцев, потеснивших соседей, в первую очередь, кельтов на землях Западной Европы. Германский мир, раскинувшийся на территории островной и континентальной Европы, представлял собой огромный конгломерат племен, в котором выделяют северогерманские, западногерманские и восточногерманские группировки. Они находились на разных ступенях развития и имели разные темпы исторических изменений. Западногерманские группировки в силу территориального соседства с кельтами и римскими владениями развивались быстрее, отчасти кельтизировались и романизировались. Северогерманская ветвь оставалась более архаичной и традиционной. В историко-культурном отношении германцы имели много общего с кельтами. Близость германцев и кельтов приводила к тому, что античные авторы часто путали этническую принадлежность некоторых племен. Древний германский племенной мир по условиям формирования и развития не мог выработать единого религиозного мировоззрения. Размеры территории, особенности ландшафта препятствовали регулярному сообщению племен. Архаическая германская религия — по сути, религия племен и племенных объединений. Постоянное движение дружин и переселения племен отрывали германские общины от земли предков, от святилищ и могил, и как следствие — деформировали традиционные устои их религии. Миграции вели к смешению верований, обрядов в германской среде, но также и к усвоению иногерманских традиций. По-видимому, говорить о древней общегерманской религии можно лишь с учетом значительных религиозных различий в германской среде. Начавшееся в IV в. обращение германских племен в христианство подорвало древние верования, но отнюдь их не искоренило. В эпоху раннего средневековья сформировалась синкретическая религиозность населения германских королевств, в котором христианство прочно переплеталось с язычеством. В массиве религиозного синкретизма, свойственного как простонародной культуре, так и культуре аристократической и даже культуре духовенства, древнегерманские верования сохранялись на протяжении всего средневековья. И далее, вплоть до XX в., в аграрных культах, в домашней обрядности крестьяне, городские обыватели Германии и Северной Европы хранили следы религии своих предков. В начале XIX в. в совершенно иной среде — среде элитарной культуры— возникают импульсы к возрождению древнегерманской религии. Германия этого времени — страна, где в среде образованной молодежи и творческой богемы шло романтическое брожение умов. В середине века немцы стали на путь создания могучего государства и укрепления национального единства. Своего рода национальным гимном зазвучала музыка Вагнера, вдохновленная темами древней германской мифологии и воспевавшая силу «германского духа». В начале XX в. рвавшимися к власти национал-патриотическими кругами была востребована религиозная идея, способная толкнуть немцев на передел границ. Христианство мало годилось на роль идеологии войны, тогда как религия воинственных древних германцев вполне ей соответствовала. В сознание немцев была внедрена и до высокого градуса разогрета мифологема «арийской» расы и особого «нордического» типа личности — германца, поднявшего из глубин своего естества особые витальные качества, свойственные его предкам, некогда установившим в борьбе с Римской империей «новый порядок». Этот «чистокровный» немец, «белокурая бестия» стал главным героем мифологии германского неоязычества. Прилив «арийской» экзальтации сделал популярными сюжеты и образы германского эпоса, старинные народные песни. Появились молодые энтузиасты, отмечавшие языческие праздники и совершавшие обряды кровавых жертвоприношений. Возникли религиозные сообщества, поднявшие на щит неоязыческую мифологию («Немецкое движение за веру» и другие, более радикальные). С конца 20-х годов неоязычество получает массовый характер и жесткую организованность. К. Г. Юнг увидел в духовной жизни Германии пробуждение древнейших религиозных пластов, связанных с языческим образом Вотана (Одина). «Гитлеровское движение буквально подняло всю Германию — от пятилетних детей до стариков — на ноги, и породило образ нации, передвигающейся с одного места на другое. Бог Вотан пустился в свое странствие»1. Нацистские приветствия, массовые парады на новых культовых сооружениях — огромных стадионах, гитлерюгенд и обряды посвящения во взрослые члены нацистской партии — все это знаменовало стремление утвердить неоязыческий культ. В Германии 20-х — начала 40-х годов язычество праздновало победу. Следует признать, правда, что это была не возрожденная религия древних германцев, но именно новая религия, хотя некоторые, порой очень существенные, признаки древней в ней действительно проявились. Что представляла собой исконногерманская религия?
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 943; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |