КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Синто сегодня
В Японии наших дней, согласно официальной статистике, последователями национальной религии синто (путь богов) себя считают 118 млн. человек. Кроме этого в Японии примерно 96 млн. буддистов и 1,5 млн. христиан, при том, что общее население страны составляет около 130 млн. человек. Удивительная статистика вполне объяснима — позиция японца в сегодняшнем мире, как и концепция его мировосприятия с раннего средневековья опирается на соединение синто и буддизма. Он принадлежит той и другой религиозным общностям. Однако развивающееся от родового культа и обожествления природы, прошедшее длительный исторический путь синкретизма с буддизмом и конфуцианством, синто к началу XXI века во многом меняет свой облик и позиции. Синто сегодня отличается значительной модификацией и мобильностью деятельности. Синтоистские организации чутко реагируют на жизнь и деятельность своей высокоразвитой индустриальной страны и все более усиливают участие в социальной жизни, предельно активизируя социальную причастность в разнообразных сферах функционирования общества. С одной стороны — четкое сохранение ритуальных обрядовых программ, мацури, восстановление, реставрация самых сложных синтоистских ритуалов. С другой — фактически отход от специфически религиозного аспекта и усиления активности в разных и очень широких сферах общественной жизни. Прежде всего — это многоплановая работа в синтоистских общинах. Каждый квартал в городе или деревне приписан к тому или иному храму или святилищу. За последние годы все большая часть высокообразованных служителей синтоистских приходов начинает заниматься общественной деятельностью среди разных слоев населения, культурно-просветительской работой с детьми, молодежью, пожилыми японцами, а также научно-исследовательской деятельностью по истории формирования и развития синтоизма, буддизма, конфуцианства. История «фурусато» (малая родина) становится задачей исследования множества провинциальных школ; синтоистские общины в этой сфере тоже весьма активны. Представители объединения синтоистских храмовых программ вместе с общественными организациями в последнее десятилетие принимают широкое участие в экологическом движении, в борьбе против когай (нанесение вреда природному окружению
человека). Для синтоистских общин, территориальных храмовых объединений, в течение веков стоявших на позициях преклонения перед природой и ее почитания, это участие в широком, охватившем всю страну общественном движении, вполне соответствовало исходным религиозным установкам. Общество в период индустриального скачка (так называемого японского «экономического чуда»), оказавшееся на грани экологической катастрофы, начало приближаться к пониманию ценностей синто с точки зрения потребностей сегодняшнего и завтрашнего дня. Чем является для японца современное синто? В силу того, что синто было самой древней, исконно сложившейся религиозной системой, выстраивавшей взаимодействие человека с окружающим его природным и социальным миром, отношения с ней приобрели оттенок некоего интеллектуального и даже ментального автоматизма. Этому содействовал житейский стереотип — с раннего детства в лоне семьи и в обществе японец всегда находился в рамках постоянной, разнообразной религиозной практики (ритуальные, календарные обычаи, праздники, торжественные службы, целый сонм семейных событий и т. д.). Известно, что синтоистское святилище было всегда и является сегодня организующим и объединяющим началом жизни малой социальной ячейки — квартала, как в большом, так и малом городе, в поселке и деревне. На этой основе всегда осуществлялось, не размываясь и под-держиваясь, издревле сформировавшееся коллективистское начало в социально-психологической структуре социума, а также держалась непрерывная связь поколений, и общество избегало губительного разрыва во времени. Фундаментальные приоритеты синто — культ природы и предков — в современном мире с его насилием, жестокостью и беззаконностью оказываются как никогда ранее востребованными гуманитарными ценностями, обретают непреходящий моральный смысл и важное значение для формирования мировоззрения молодого поколения. Попытки упорядочивания знаний о мире в синто шли всегда рядом со стремлением ввести «порядок», «гармонию» в социальные отношения. Ритуал здесь играл постоянное и все усиливавшееся значение нормативной модели всех отношений поведенческой практики. Концепция пространства, трактующая его как воплощение космической энергии — символа упорядоченности системы, гармонии, порядка была чрезвычайно важна для организации городского и сельского населения. Ритуал не только определял практику строительства города как космогонической схемы мира, но и выступал началом, организующим про- странство как основу духовно-практической деятельности человека и сферы социальной адаптации. Именно сегодня Япония в своей сложной и напряженной социальной жизни все чаще нуждается в том, что может дать и дает синто. Целая система разнообразных мацури с точной рассчитанностью на целый год помогает снимать напряженное, стрессовое состояние. Медитативные и эстетические достоинства красочных представлений способствуют релаксации участников церемоний. Отсутствие фанатизма и исторически сложившаяся веротерпимость синто — весьма важные факторы стабилизации общественной системы Японии, лояльности японца режиму, его готовности к сотрудничеству и консенсусу. Это особенно необходимо в современном мире. Психологическое здоровье человека и общества в условиях все усиливающегося социального пресса урбанизации, обстановки активного разрастания сверхуплотненных городских агломераций становятся серьезной проблемой японского государства. Недаром в последнее время к исследованиям не только истории синто, но и его духовному наследию, специфике его духовной сферы, обратилась наука (различные конференции, симпозиумы, широкая издательская деятельность). Вся историческая эволюция страны, фактически переплетенная с формированием и развитием древней национальной религии, свидетельствует о существенной роли синто в складывании социально-психологического пространства японского этноса, в развитии и сохранении своеобразной культуры.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |