Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование синто




Синто — исконная национальная религия японцев, возникшая на основе объединения верований, культов. Термин «синто» появился в Средневековье (VI—VII вв.) и обозначает «путь богов». Сын или ка-ми — это боги, духи, которые по представлениям древнего японца насе­ляют весь окружающий человека, мир — небо, светила, землю, горы, реки и леса. Любой предмет может быть воплощением коми. Наиболее распространенным воплощением таинственной «божественной силы» — монокэ — является камень. Такие предметы — синтай («тело бога») — обычно представляют собой символ святости и объект покло­нения. Вместе с тем формировались и основы взаимоотношений древ­него японца с окружающим его миром, и система образного осмысле­ния структуры мироздания.

Этот процесс был длительным и многослойным по характеру ока­зываемых на него разнообразных влияний. Жизнь родоплеменных организаций на японских островах не была изолирована от обширного дальневосточного ареала — этнических массивов Китая, Корейского полуострова, Приморья, Юго-Восточной Азии и островов так называе­мых Южных морей (современная Индонезия), каждый из которых имел свой уровень историко-культурного развития.

Особенно большое влияние оказывала древнекитайская цивилиза­ция. Появившаяся за четыре тысячи лет до рассматриваемого времени, она уже в XIV—XIII вв. до н. э. имела сложную политическую и эконо­мическую организацию, письменную культуру и политическую мысль, разработанную систему традиций и ритуалов.

Однако нельзя и абсолютизировать масштабы этого влияния — ро­довые общины жили в островной стране, отрезанной от материковой цивилизации просторами морей и океана. К тому же горные массивы, покрывающие японские острова, содействовали разобщенности племен, отдельных локальных регионов, охватывающих пригодные для жизни


долины и равнинные территории. Поэтому во многом основой их само­стоятельного (как и у многих других народов) изначального знания о процессах космического порядка стали поэтическая интуиция и вооб­ражение и собственная жизненная практика.

В самых разных контактах с окружающим миром формировались попытки понять тайны мироздания, а потом и получить защиту высших сил. Эта возможность для древнего японца воплотилась в художествен­но-метафорических структурах архаического сознания, символически отображающего явления — солярные, астрономические, теллурические, сезонные и т. д. Вслед за этим появляется стремление отразить в образ­ной, символической форме осмысление структуры космоцентрической взаимосвязи человека и природы. Выявленный археологическими рас­копками план неолитического поселка Торо в современной префектуре Сидзуока это подтверждает. В нем символ солнца — круг, выступая в качестве выражения реального взаимодействия природы с жизнью че­ловека, используется как система расположения древних жилищ — та-тэана.

Форма круга — символ солнца, неба, встречается на раннем этапе жизни первобытнообщинных объединений и в качестве культовой системы, сложенной из камней и представляющей образную картину Вселенной. Для человека, воспринимающего природу как результат действия высших сил, естественной была сакрализация всех природных форм. Каменный алтарь, найденный в Оу (префектура Акита), состояла из разложенных на земле в виде круга, мелких и крупных камней, почи­таемых как обиталище божества — ивакура.

Однако вездесущность божества, его присутствие в горах и доли­нах, лесах и реках с течением времени потребовали более конкрет­но-локальной репрезентации. Дальнейшая стадия развития социально­го, в том числе религиозного, сознания обусловила формирование но­вой системы символов. Так появилась сакрализация самого природного пространства — засыпанная белой галькой (или белым дробленым кам­нем) площадь стала воплощением божества, его жизни здесь. Развитие земледелия, тайна произрастания злака дали серию новых символов, отражающих непосредственную связь деятельности человека с ритми­ческой заданностью мироздания, с цикличностью времен года. Одним из таких символов стал амбар миякэ, где хранили урожай риса. Пло­щадь вокруг амбара превратилась в культовое место, где в жертву боже­ствам приносились первые ростки риса, а после сбора урожая устраива­лось празднество.

Мифологическая традиция, содержащаяся в первых письменных па­мятниках Японии (Кодзики, (712), Нихон секи (720) и др.) отразила


сложный путь формирования системы синтоистских культов. В официа­льный мифологический комплекс вошли, как божества племен Северно­го Кюсю, постепенно проникших с миграцией населения в централь­ную Японию, так и боги, обитавшего здесь автохтонного населения.

Попытки реконструкции японского мифа на основе тщательного изучения фольклора привели к выводу, что одним из самых древних бо­гов, верховным и главным аграрным божеством был Сусаноо но мико-то. Формирование культа богини Аматэрасу и его вхождение в состав общеяпонского пантеона произошло гораздо позднее.

Борьба между переселенцами и местными этническими группами отразилась в мифологии — в споре и борьбе между Сусаноо и «солнеч­ной» богиней Аматэрасу. Местные боги постепенно утрачивали свое приоритетное положение; верховным божеством становилась богиня Солнца Аматэрасу-омиками, создательница японского архипелага, по­ложившая начало «божественной» императорской династии.

Синто имеет множество божеств (ками), но первостепенное значе­ние для древнего японца имели родовые божества— удзигами. Деяте­льность удзигами носила охранительный характер, они покровительст­вовали жизни и деятельности членов рода.

Наряду с родовыми божествами большую силу имели и божест­ва— повелители разнообразных природных стихий: ураганов, земле­трясений, тайфунов и снежных бурь, а также многочисленные боги ло­кального значения (боги гор, лесов, озер), охранительная сила которых распространялась на окружающую местность, и, как правило, превыша­ла возможности главных божеств синтоистского пантеона.

Синто, особенно на ранних этапах развития, отличается отсутстви­ем упорядоченной системы верований. Каноны и строгая система об­рядности не существовали и на начальном этапе формирования синто­изма. Рождение синто произошло из объединения разнородных культов природы, поклонения родовым и племенным божествам. Конечно, за период длительного существования содержание и формы культа претер­пели значительную эволюцию.

Развитие синто шло как формирование сложного синкретического единства, включавшего религиозные, мифологические представления не только племен мигрантов, завоевателей и аборигенов отдельных ре­гионов японского архипелага, но и мифологические традиции матери­ковых и территориально-островных культур иных анклавов.

Возникновение раннефеодального государства оказало значитель­ное воздействие на процесс объединения черт разных культов. Четкой религиозной системы, исключающей неоднородность, так и не было со­здано, хотя происходило формирование многих общих внешних форм


функционирования разнородных храмовых объектов в широком и слож­ном обрядовом комплексе.

Центральную часть синтоистского религиозного поклонения состав­ляет культ предков. Поскольку мир человека не отделяется от мира бо­гов, в некотором смысле человек и есть коми, для него не актуальна за­дача поиска спасения в потустороннем мире. Спасение — в вознесении благодарности ками и своим предкам, в жизни в гармонии с природой, в постоянной духовной связи с богами. Коллективный образ жизни, коллективистское сознание содействовали тому, что обрядность синто, входящая в жизнь японца с первых дней детства, сопровождающая жизнь его семьи, соседей, друзей — входила в жизнь человека не на уровне моральных норм или нравственного критерия, а посредством эмоционального отклика на зовы бытия.

В известной мере, предельная простота синто, не требующая осо­бой умственной работы по формированию сложной идеологии или норм религиозной этики, стала основой необычайной стойкости синто, дошедшего из глубокой древности и успешно сохраняющего свои пози­ции в современной Японии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.