КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ханьское конфуцианство
Философ и государственный деятель, «Конфуций эпохи Хань» (206 до н. э.— 220 н. э.), Дун Чжуншу (190—179 до н. э.), придавший конфуцианству характер государственной идеологии, был инициатором введения основанных на конфуцианских канонах государственных экзаменов на чиновничьи должности, положив начало экзаменационной системе—важнейшему социально-идеологическому институту китайского государства вплоть до начала XX в. Дун Чжуншу известен как учитель Сыма Цяня (II в. до н. э.) в императорской высшей школе. Наследие Дун Чжуншу представлено собранием 82 философских и социально-политических эссе — «Чунь цю фань лу» («Обильные росы «весен и осеней»), а также «Тремя докладами о Небе и человеке», включенными в «Хань шу». Дун Чжуншу создал в рамках конфуцианства высокоразвитую натурфилософию, синтезируя идеи даосизма и школы инь-ян. По Дун Чжуншу, все в мире происходит из «первоначала» —юань, аналогичного «Великому пределу» (Тай цзи), состоит из «пневмы» (ци) и подчиняется неизменному дао. Отсюда следует взаимодействие сил инь и ян и «взаимопорождание» и «взаимопреодоление» пяти элементов» (пяти движений — у син). Тем самым Дун Чжуншу впервые в китайской философии свел воедино двоичную и пятеричную классификационные схемы, охватывающие весь универсум. «Пневма» наполняет Небо и Землю как незримая вода, а человек — подобный рыбе микрокосм, до мельчайших деталей аналогичный макрокосму (Небу и Земле). Подобно монетам, Дун Чжуншу наделял Небо духом (шэнь) и волей (чжи). Не говоря и не действуя, Небо проявляет себя через совершенномудрых (шэн жэнь) и природные знамения. Относительно индивидуальной природы человека Дун Чжуншу выдвинул новые идеи. Подчиняясь универсальному дуализму инь и ян, человеческая природа делится на добротворную (ян) и злотворную (инь), связанную с чувственностью (цин). При этом добро (шань) как атрибут человеческой природы относительно: человек добрее птиц и зверей, а у «совершенномудрых» природа выше, чем у «средних» людей, а у последних — иная, нежели у «ничтожных». Философ полагал, что добро потенциально присуще человеку от рождения: «Человеческая природа подобна рису на корню, добро — рису в зерне». Признание актуальной нейтральности изначальной человеческой природы сближает Дун Чжуншу с Конфуцием, оценка ее как потенциально доброй — с Мэн-цзы, а внимание к социализации как фактору формирования добра в человеке — с Сюнь-цзы. Легистский метод наград и наказаний он интерпретировал как необходимую фазу инь наряду с морально-духовным воздействием фазы ян. Дун Чжуншу признавал наличие двух видов судьбоносного «предопределения»: одно — великое — происходит от природы, другое — изменяющееся— происходит от человека (общества). История для Дун Чжуншу — циклический процесс, проходящий три этапа, символизируемые цветами — черным, белым и красным и добродетелями — «преданностью», «культурой» (вэнь). На этой основе во II в. н. э. Хэ Сю развил историофилософское «учение о трех эрах» («Великого спокойствия», «приближения к спокойствию», «упадка и смуты»), традиционное для китайской культуры вплоть до Кан Ювэя (1858—1927). Важным этапом в развитии конфуцианства стала принадлежащая Дун Чжуншу целостная онтолого-космологическая интерпретация общественно-государственного устройства, основанная на учении о взаимном «восприятии и реагировании Неба и человека». По Дун Чжушу не «Небо следует дао», как у Лао-цзы, а «дао исходит из Неба», связывая Небо, Землю и человека. Наглядно это воплощено в иероглифе ван (правитель), состоящем их трех горизонтальных черт (символ триады: Небо — Земля — человек) и пересекающей их вертикали (символ дао). Соответственно, постижение дао — главная функция правителя. Фундамент общественного и государственного устройства составляют «три устоя» (сань ган), производные от неизменного, как Небо, дао: «Правитель служит устоем для подданного, отец — для сына, муж — для жены». В этом небесном «пути правителя» (ван дао) первый член каждой пары знаменует собой активную силу ян, второй — подчиненную силу инь. Подобная конструкция близка к тезисам Хань Фэя, (III в. до н. э.), что отразило влияние легизма на социально-политические взгляды ханьского и более позднего официального конфуцианства.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |