Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ханьское конфуцианство




Философ и государственный деятель, «Конфуций эпохи Хань» (206 до н. э.— 220 н. э.), Дун Чжуншу (190—179 до н. э.), придавший конфу­цианству характер государственной идеологии, был инициатором введе­ния основанных на конфуцианских канонах государственных экзаменов на чиновничьи должности, положив начало экзаменационной систе­ме—важнейшему социально-идеологическому институту китайского государства вплоть до начала XX в. Дун Чжуншу известен как учитель Сыма Цяня (II в. до н. э.) в императорской высшей школе. Наследие Дун Чжуншу представлено собранием 82 философских и социально-по­литических эссе — «Чунь цю фань лу» («Обильные росы «весен и осе­ней»), а также «Тремя докладами о Небе и человеке», включенными в «Хань шу».

Дун Чжуншу создал в рамках конфуцианства высокоразвитую на­турфилософию, синтезируя идеи даосизма и школы инь-ян. По Дун Чжуншу, все в мире происходит из «первоначала» —юань, аналогично­го «Великому пределу» (Тай цзи), состоит из «пневмы» (ци) и подчиня­ется неизменному дао. Отсюда следует взаимодействие сил инь и ян и «взаимопорождание» и «взаимопреодоление» пяти элементов» (пяти движений — у син).

Тем самым Дун Чжуншу впервые в китайской философии свел вое­дино двоичную и пятеричную классификационные схемы, охватываю­щие весь универсум. «Пневма» наполняет Небо и Землю как незримая вода, а человек — подобный рыбе микрокосм, до мельчайших деталей аналогичный макрокосму (Небу и Земле). Подобно монетам, Дун Чжун­шу наделял Небо духом (шэнь) и волей (чжи). Не говоря и не действуя, Небо проявляет себя через совершенномудрых (шэн жэнь) и природные знамения.

Относительно индивидуальной природы человека Дун Чжуншу вы­двинул новые идеи. Подчиняясь универсальному дуализму инь и ян, че­ловеческая природа делится на добротворную (ян) и злотворную (инь), связанную с чувственностью (цин). При этом добро (шань) как атрибут человеческой природы относительно: человек добрее птиц и зверей, а у «совершенномудрых» природа выше, чем у «средних» людей, а у по­следних — иная, нежели у «ничтожных». Философ полагал, что добро потенциально присуще человеку от рождения: «Человеческая природа


подобна рису на корню, добро — рису в зерне». Признание актуальной нейтральности изначальной человеческой природы сближает Дун Чжуншу с Конфуцием, оценка ее как потенциально доброй — с Мэн-цзы, а внимание к социализации как фактору формирования добра в человеке — с Сюнь-цзы. Легистский метод наград и наказаний он ин­терпретировал как необходимую фазу инь наряду с морально-духовным воздействием фазы ян.

Дун Чжуншу признавал наличие двух видов судьбоносного «предо­пределения»: одно — великое — происходит от природы, другое — из­меняющееся— происходит от человека (общества). История для Дун Чжуншу — циклический процесс, проходящий три этапа, символизиру­емые цветами — черным, белым и красным и добродетелями — «пре­данностью», «культурой» (вэнь). На этой основе во II в. н. э. Хэ Сю раз­вил историофилософское «учение о трех эрах» («Великого спокойст­вия», «приближения к спокойствию», «упадка и смуты»), традиционное для китайской культуры вплоть до Кан Ювэя (1858—1927).

Важным этапом в развитии конфуцианства стала принадлежащая Дун Чжуншу целостная онтолого-космологическая интерпретация об­щественно-государственного устройства, основанная на учении о вза­имном «восприятии и реагировании Неба и человека». По Дун Чжушу не «Небо следует дао», как у Лао-цзы, а «дао исходит из Неба», связы­вая Небо, Землю и человека. Наглядно это воплощено в иероглифе ван (правитель), состоящем их трех горизонтальных черт (символ триады: Небо — Земля — человек) и пересекающей их вертикали (символ дао). Соответственно, постижение дао — главная функция правителя. Фунда­мент общественного и государственного устройства составляют «три устоя» (сань ган), производные от неизменного, как Небо, дао: «Прави­тель служит устоем для подданного, отец — для сына, муж — для жены». В этом небесном «пути правителя» (ван дао) первый член каж­дой пары знаменует собой активную силу ян, второй — подчиненную силу инь. Подобная конструкция близка к тезисам Хань Фэя, (III в. до н. э.), что отразило влияние легизма на социально-политические взгляды ханьского и более позднего официального конфуцианства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.