КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Новые религиозные движения в США и Западной Европе
В 60—70-е годы XX века нетрадиционные верования захватили различные слои населения США и стран Западной Европы. Ускоренными темпами происходил процесс сотворения новых кумиров, новых учений, новых вер. Возникают и распространяются необычные группы, создаются разные общины, братства, коммуны. Множатся ряды исповедующих верования, альтернативные «официальным» религиям, а чаще всего откровенно враждебные им. Американские исследователи обратили внимание на увеличение численности нетрадиционных учений еще в довоенный период. В 1936 г. большим тиражом публикуется книга «Хаос культов», из которой американский читатель мог впервые получить целостное представление о природе, вероучениях и формах распространения религиозных новообразований. Книга написана Карелом ван Бааленом — пастором христианской реформатской церкви. Нескрываемое враждебное отношение к «культам» сочетается в книге с детальным анализом вероучи-тельных доктрин десятков самых разнообразных религиозных течений. Отвергая культы как противоречащие Библии, ван Баален в то же время связывает возникновение новых религиозных движений исключительно с ослаблением позиций традиционных религий. Он призывал помнить, что культы — неоплаченные счета церкви1. Сразу же после Второй мировой войны исследователи отмечают появление от 500 до 600 новых религиозных групп. Свыше 100 из них принадлежали к этническим религиям и рекрутировали последователей исключительно из небольших замкнутых групп населения. Они разговаривали на своем родном языке, воздвигая тем самым преграды на пути распространения вероучения за пределами группы. В 50—60-е годы в США возникают и получают распространение многочисленные группы, вероучения и обрядовая практика которых радикально расходятся с доктринальными нормами традиционных религий. Кроме того, такие группы призывали своих последователей разорвать устоявшиеся социальные связи, начать жить заново, полностью передоверяя свою судьбу «пророкам новой истины». Шумно заявившие о себе религиозные новообразования сразу же вызвали повышенный интерес средств массовой информации. Репортажи о культах с экзотическими названиями, их лидерах, провозглашающих себя мессиями и божествами, передавались по каналам телевидения, публиковались в самых авторитетных и многотиражных изданиях. Hexhram J., Poewe К. New religions as global cultures. Colorado, 1997. P 3. Основной упор делался на разоблачении изощренных приемов, с помощью которых людей завлекали в культы. Сообщалось об огромных богатствах лидеров культов, добытых нечестными путями — вымогательством, обманными посулами и обещаниями повершившим им людям. Подобные репортажи формировали представление американского общества о новых религиозных движениях. Они дополнялись обширной информацией обличительного содержания, исходящей из конфессиональных кругов, главным образом протестантских деноминаций. С этими стереотипами не соглашались исследователи, занимавшиеся изучением природы новых религиозных движений и конкретных проявлений данного феномена. В публикуемых ими работах отмечалось, что реальная численность последователей новых религиозных групп значительно уступает сведениям СМИ. Зачастую к приверженцам этих групп причисляют посетителей какого-либо семинара, проводимого «культом». Было установлено, что только «свидетели Иеговы», «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны) имеют своих последователей на всей территории США. Все же остальные религиозные новообразования получили распространение лишь в некоторых районах страны. Из групп, возникших в XX в., только «Американская мусульманская миссия» насчитывает свыше 10 тыс. последователей. А чаще всех оказывающаяся в центре внимания СМИ «Церковь объединения» (последователи учения Муна) имеет не более 7—8 тыс. адептов1. Американские ученые призывали к объективному осмыслению природы новых религиозных движений, подвергали сомнению обоснованность мнения об охватившей Америку «эпидемии культов». В своей книге «Странные культы» социологи Д.Бромлей и А.Шьюп отмечают, что мы точно не можем сказать, как много культов действует в США и сколько в них вовлечено людей. В то же время, по подсчетам Д. Бром-лея и А.Шьюпа, реальная численность последователей шести самых известных новых религиозных движений намного меньше данных, появляющихся в СМИ2. Согласно данным, полученным другими американскими исследователями, в 1995 г. в США насчитывалось около 600 новых религиозных движений с общей численностью от 150 до 200 тыс. последователей. Иные сведения о масштабах распространения новых религиозных движений содержатся в публикациях американских исследователей Р. Старка и В.Бэйнбриджа. Используя методы комплексного статистического анализа, они приходят к таким выводам: в 1985 г. в США насчи- Hexhram J., Poewe К. New religions as global cultures. Colorado, 1997. P 18. Bromley D, Shupe A. Strange gods. Boston, 1981. P. 24—56. тывалось 417 сект и 501 культовое движение. Около 7 млн. американцев или 3 % населения страны вовлечены в новые религии. Эти сведения мало чем отличаются от данных опроса, проведенного в 1987 г. институтом Гэллапа: 2 % американцев заявили о своей принадлежности в другими религиям. Примечательно, что молодежь оказалась более восприимчивой к другим религиям (5 %). Вопреки утверждениям о повальном увлечении американцев новыми религиозными движениями социологические исследования выявляли охваченность такими движениями довольно узкого сегмента населения США. Так, в религиозных новообразованиях восточной ориентации представлена в основном молодежь (18—25 лет), в то время как другие возрастные группы обнаружили невосприимчивость к восточной экзотике. При этом последователи восточных культов и крупных объединений иной вероучительной ориентации в основном принадлежат к выходцам из средних классов. Университетские кампусы стали излюбленным местом рекрутирования приверженцев новых религиозных движений группами миссионеров. Такие исследователи новых религиозных движений, как Р.Мелтон, Г. К. Нельсон, Т. Роббинс, Р. Старк, В. Хаак, связывают возникновение данного феномена с социальными болезнями современного мира, экономическими и экологическими кризисами, демографическими сдвигами в 60—70-е годы, приведшими к увеличению доли молодежи в структуре населения США. Изучая причины распространения в середине XX в. восточных культов, американские ученые указывали на связь этого феномена с широкой эмиграции в США из азиатских стран, наблюдавшейся во второй половине XX в. Уже тогда в городах Западного побережья появились буддийские и индуистские миссионеры. В 60-е годы XX в. в Северную Америку устремились выходцы из Индии, Японии, стран Юго-Восточной Азии. Вместе с ними прибывает и внушительное количество учителей и гуру. Они превратились в существенный фактор быстрого распространения восточных религий. Именно в их пользу делали свой выбор молодые американцы, ища ответы на мучающие их вопросы. Светские исследователи обратили внимание на связь распространения новых религиозных движений с процессами, протекающими в религиозной жизни государства или региона. По мнению некоторых из них, значительная доля успеха новых религиозных движений обусловлена отчуждением групп населения, прежде всего молодежи, от традиционных церквей, которые воспринимаются как институты с застывшими учениями и преобладанием внешних форм религиозности. Часть американской молодежи восстает против жестких правил «институаль-ных церквей» и стремится отойти от религиозных традиций своих предков. «Антикультовое движение» Рост новых религиозных движений вызвал озабоченность различных кругов американского общества. Группы населения и влиятельные институты заявляли о своем отрицательном отношении к появлению никогда ранее не существовавших религиозных объединений. Их противостояние нашествию культов имело неодинаковые мотивации и осуществлялось религиозными способами. Возникает, организационно, но весьма громко заявившее о себе, образование, получившее в США и западноевропейских государствах название «антикультового движения». Активными участниками «антикультового движения» стали организации, специально создаваемые для противодействия распространению новых религиозных движений. Одним из центров, ведущих борьбу против новых религиозных движений, была «Сеть информирования о культах» (CAN). CAN занималась сбором и распространением сведений негативного содержания, в основном о деятельности саентологов и Церкви Объединения. Атаки на новые религиозные движения стали вестись и из ИНТЕРНЕТА. При поддержке психиатров и прессы бывшие члены новых религиозных движений распространяли конфиденциальную информацию о внутренней жизни в движениях, в которых они состояли. С самого начала наиболее непримиримую позицию по отношению к новым религиозным движениям заняли в США протестантские течения. Именно теологи фундаменталистских направлений в протестантизме были первыми авторами специальных публикаций, обративших внимание на феномены новых религиозных движений. Ими же были запущены в оборот такие термины, как «культы», «деструктивные культы», а позднее — «тоталитарные секты». Причисляя религиозные новообразования к «культам», протестантские фундаменталисты отрицают религиозный характер этих новообразований. Их вероучительные доктрины оцениваются как псевдорелигиозные конструкции, искусственно сконструированные и неукорененные в глубокие традиции. Отвергаются как недостоверные откровения, полученные свыше основателями новых религиозных движений, и лежащие в основе созданных ими вероучений1. Не изменяя общего враждебного отношения к новым религиозным движениям, некоторые традиционные религии в то же время отказываются от осуждения таких движений, как зловредных ересей, возникаю- Макдауэлл Д., Стюарт Д. Обманщики. СПб., 1997. С. 15—26. щих в результате козней дьявола, обмана и шантажа. В 1986 г. Ватикан публикует документ, озаглавленный «Феномен сект, или новые религиозные движения, пастырский вызов». Впервые в нем часть ответственности за распространение сотен религиозных объединений возлагается на католическую церковь. В документе перечисляются серьезные изъяны в различных сферах деятельности католицизма, позволяющие миссионерам новых религиозных движений беспрепятственно и эффективно действовать в странах, которые традиционно считались «католическими». С самого начала к «антикультовому движению» примкнули родственники последователей новых религиозных движений. Родители, в основном принадлежащие к среднему классу, создают местные и национальные объединения, основной задачей которых должно стать противостояние «деструктивным культам»—в первую очередь тем, в которых под жестким духовным и организационным контролем оказались тысячи молодых американцев. В 1971 г. в Далласе была проведена первая массовая акция, участники которой обвиняли культы в разрушении семей, принуждении своих последователей бросать учебу и работу. Одним из непосредственных поводов этой акции послужил конфликт родительской пары со скандально известным религиозным объединением «Дети Бога». Безуспешные попытки вызволить дочь из общины данного объединения родителей через средства массовой информации вынудили их искать поддержку у американского общества. Они получили поддержку со стороны родителей, чьи дети также оказались вовлеченными в объединение «Дети Бога». После встреч и обмена опытом в 1972 г. была учреждена организация «Свободу Детям Бога». Однако уже вскоре выяснилось, что отнюдь не только родители и родственники последователей религиозного объединения «Дети Бога» сталкиваются с трудными, часто драматическими проблемами. И в 1974 г. в Денвере организационно оформляется движение «Американский семейный фонд». В него вошли родители, испытавшие страх и тревогу за детей независимо от их возраста, ставших последователями той или иной разновидности новых религиозных движений. В 1975 г. численность активных участников родительских объединений превысила 1500 человек. В этот период их основные усилия были направлены против «Церкви объединения», основатель которой — Сан Мен Мун — к этому времени обосновался в США. При поддержке сенатора Р.Доула в конгрессе были проведены слушания, во время которых приводились факты негативного воздействия культов на здоровье людей, разрушения семей, вымогательства. Укреплению позиций антикультового движения способствовали трагические события в Гайане (ноябрь 1978 г.), повлекшие гибель сотен последователей движения «Народный храм». Это вызвало появление нескольких общенациональ- ных и местных организаций, выступавших против культов. К ним присоединились некоторые социальные психологи и психиатры, в том числе профессор Гарвардского университета Д.Р.Кларк. Родители, тяжело переживавшие уход детей из семьи и отказ от семейной веры, обвиняли религиозные группы в привлечении в них молодежи при помощи гипноза, «промывания мозгов», изоляции от мира. Все эти и иные приемы вовлечения в группы и контроля за обращенными получили наименование «программирования» — навязывания системы (программы) взглядов и поведения, выгодных группе. И наиболее эффективным средством освобождения от сформированных представлений и жизненных идеалов некоторые родители считают «депрограмми-рование». Профессиональные депрограммисты, главным образом психиатры и психологи, берутся избавить (часто жесткими методами) последователя того или иного культа от ложной веры и возвратить к вере истинной. В 70-е годы депрограммисты появляются в Великобритании и Германии. Средняя продолжительность процесса депрограммирования длится не менее двух недель, однако бывает и так, что этот процесс занимает несколько месяцев1. В странах Западной Европы новые религиозные движения распространяются в 70—80-е годы XX в. Многие тысячи людей были увлечены неорелигиозными идеями самого различного содержания. Так, например, миссионеры многих религиозных новообразований находили во Франции заинтересованных слушателей в молодежной среде. Студенты университетов и колледжей стали первыми последователями десятков групп, попавших во Францию из США и восточных стран. В отличие от США деятельность новых религиозных движений во Франции находится под постоянным контролем законодательной и исполнительной власти. Еще в 1978 г. правительство Франции заявило о необходимости тщательного исследования функционирования возникших религиозных групп. В 1983 г. депутат Национального собрания (парламента) А.Вивьен обнародовал в своем докладе список из 174 наименований неорелигий. Затем он подготовил доклад для правительства, который был озаглавлен «Секты во Франции. Выражение моральной свободы или факторы манипуляции». В докладе детально рассматривались наиболее активно действующие во Франции религиозные новообразования, излагались подробности их миссионерской деятельности, приводились факты нарушений религиозными группами гражданского и уголовного законодательства. БаркерА. Новые религиозные движения. СПб., 1997. С. 114. В июле 1995 г. была сформулирована парламентская комиссия по расследованию деятельности новых религиозных групп. К работе комиссии были привлечены историки, юристы, лингвисты, священнослужители, бывшие члены новых религиозных движений. Итогом работы комиссии стал обширный доклад, в котором упоминается 172 новые религиозные организации, состоящие из 160 000 последователей и 100 000 сочувствующих. В докладе даются рекомендации по проведению в средствах массовой информации разъяснительных кампаний о новых религиозных движениях1. В ноябре 1996 г. премьер-министр А.Жюппе основал межведомственный наблюдательный Совет по борьбе с опасными новыми религиозными группами. В июне 2000 г. Национальное собрание единогласно приняло закон, в котором впервые в мировой практике вводится понятие такого уголовного преступления, как «манипулирования сознанием». За совершение этого преступления предусматривается ответственность в виде пяти лет тюремного заключения или штрафа от 300 до 500 тыс. франков. К тексту законопроекта прилагается список религиозных организаций, которые, по мнению экспертов национального собрания, могут угрожать обществу. В список включены религиозные объединения численностью от 50 до 10 тыс. последователей. Традиционные религии (прежде всего католическая церковь) выражают озабоченность вовлечением в неорелигии «потенциальных» католиков, признавая при этом неспособность духовенства эффективно противодействовать наступлению новых религиозных движений. Созданная в середине 70-х годов «Ассоциация в защиту семьи и личности» неоднократно выдвигала против различных неорелигиозных групп обвинения в нарушении устоев общества, в сокрытии ими своих истинных целей и организации тотального контроля за последователями. Не обошли стороной веяния времени и Великобританию. Большинства новых религий, распространившихся в Великобритании в 60—70-е годы, происходили из США. Корни этих движений находятся не только в рамках иудо-христианских традиций, но и в самых различных традициях, до этого чуждых традициям Запада. Некоторые неорелигиозные учения принесли с собой иммигранты, а также миссионеры ряда групп, возникших в Англии. В целом за последние четверть века в Великобритании около миллиона человек в течение какого-то времени увлекались тем или иным типом неорелигий. К ним следует добавить 250 тыс. приверженцев колдовства и язычества, около полумиллиона человек приня- Морено П. К Свобода вероисповедания во Франции // Мировой опыт государственных церковных отношений. М, 1998. С. 108—109. ли участие в семинарах, курсах и богослужениях новых религиозных движений. Несмотря на наличие государственной церкви, Англия выделяется среди других европейских государств своим либеральным отношением к новым религиозным движениям. В то же время у некоторых из них возникают проблемы при получении статуса религиозной организации. В Великобритании государственные инстанции, в том числе и суды, придерживаются установки, согласно которой религией признается система взглядов, имеющая теистическое содержание. Основываясь на ней, суды отказываются признать саентологам в праве получения статуса благотворительной организации, освобожденной от уплаты налогов, поскольку саентология является «философией существования, а не религией»1. Распространение новых религиозных движений привело к возникновению исследовательских центров и групп, изучающих природу этого феномена, особенно его проявления в британском обществе. Среди академических организаций, занимающихся исследованием проблематики религиозных новообразований, наибольшую известность получила «Информационная сеть по религиозным движениям» (ИНФОРМ). Основная задача ИНФОРМ — предоставлять общественности объективную, всеобъемлющую информацию о новых религиозных движениях. Основными способами реализации этой задачи является сбор, анализ и публикация сведений о разнообразных верованиях, практике, составе и структуре религиозных новообразований, а также о последствиях их деятельности. Кроме ИНФОРМ на изучении новых религий специализируются Центр новых религий при королевском колледже в Лондоне и Центр новых религиозных движений при колледже Селли Оук в Бермингеме. Религиозная ситуация в Германии отличается большой пестротой, может быть, из-за мощной волны иммиграции. Новые религиозные движения в Германии представлены группами, отличающимися друг от друга вероучительными доктринами, численностью последователей, организационными структурами. В настоящее время действуют движения буддийской и индуистской ориентации — Ананга Марга, Брахма Кумо-рис, Шри Чинмоя, Сахаджи-Йога, Трансцендентальная медитация, за исключением Международного общества сознания Кришны. Самым крупным новым религиозным движением является новоапостольская церковь (около 500 тыс. последователей). Ее приверженцы Кемпер П. Религиозная свобода в Великобритании // Мировой опыт государственных церковных отношений. М., 1998. С. 56—58. Баркер А. Новые религиозные движения. М., 1997. С. 161. 658 считают свои объединения равнозначными общинам первых христиан. При этом утверждается, что только апостолы новоапостольской церкви способны завершить дело Иисуса Христа. Во главе новоапостольских объединений стоит первоапостол. Признаются три таинства: крещение водой, воскресное причастие (и то, и другое совершается проповедником) и запечатление Духом Святым — совершается только апостолом над верующими, уже доказавшими прочную веру и имеющими духовный опыт. Как и в других западноевропейских странах, в Германии отмечается активность Церкви объединения и саентологов. Большинство исследователей новых религиозных движений считают эти объединения не религиями, а «психокультурами». Серьезное противодействие распространению религиозных новообразований оказывают протестантские церкви. Одним из видных экспертов по проблемам новых культов является лютеранский пастор Т. Ган-доу. В издаваемом им журнале «Берлинер-Диалог» публикуются материалы, относящиеся к различным аспектам деятельности новых религиозных групп не только в Германии, но и в других странах мира, включая Россию.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 6853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |