Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новые религиозные движения в России




Никогда раньше за столь короткий срок в России не появлялось та­кого множества новых религиозных движений, как за последнее десяти­летие. В изданной в 1912 г. «Настольной книге для священнослужите­лей» перечисляются и рассматриваются вероучения и обряды 209 «рас­колов, ересей и сект», дано определение 32 философским и «против­ным христианству» направлениям. В 1997 г. миссионерский отдел Мос­ковской патриархии публикует справочник «Новые религиозные орга­низации России деструктивного и оккультного характера». В нем содер­жится анализ 101-й группы и объединения, претендующих называться религиозными.

Сравнение упомянутых изданий обнаруживает существенные разли­чия в характеристиках новых религиозных движений в России начала и конца XX в. Значительная часть приводимых в «Настольной книге свя­щеннослужителя» «расколов, ересей и сект» (свыше 60 %) восходят к культурным и религиозным традициям России. В то же время в обшир­ном списке религиозных групп и объединений, содержащемся в «Спра­вочнике» 1997 г., не более чем у пяти прослеживаются связи с вероучи-тельным и культурным наследием народов России. Подавляющее же


большинство зародилось в среде, чуждой сложившимся религиозным взглядам и образу жизни.

Широкое распространение новых религиозных движений в России наблюдается в конце 80-х годов. К факторам, благоприятствующим по­явлению религиозных новообразований, следует отнести глубокий кри­зис, а затем и распад существовавшей экономической и идеологической системы. В то же время последствия происходящих перемен выбивают у многих миллионов людей почву из-под ног, порождают чувства стра­ха и неуверенности. Отсюда проистекают и воспроизводятся противо­речия между стремлением человека к лучшей жизни и реальными фак­тами социального бытия. К тому же в условиях инфляции, безработи­цы, преступности, разрыва связей между поколениями многие люди ра­зочаровываются в светских идеологиях, в их способности обеспечить преобразование общества в интересах большинства населения. Эти и другие противоречия порождают потребность в целостном, стабильном мировоззрении, контуры которого, разумеется, различаются в зависимо­сти от социального положения, профессии, возраста и т. д. Плохо со­вместимый с «диким» рынком духовный поиск части россиян пытается найти прибежище в коммуне, в коллективе «братьев-единомышленни­ков», создаваемых новыми религиозными движениями. Почти все дей­ствующие в России религиозные новообразования предлагали свои соб­ственные проекты радикального переустройства мира «здесь и сейчас»; как правило, эти рецепты исправления людей и общества отличаются простотой и доступностью, что делает их привлекательными для моло­дежи.

Возникновению и распространению новых религиозных движений в России в немалой степени благоприятствовало возобладавшая в цер-ковно-государственных отношениях и в средствах массовой информа­ции установка на религиозный плюрализм как фундамент реальной свободы совести при непременном условии принадлежности государст­ва к категории демократических. Данная установка была положена в ос­нову Закона РСФСР «О свободе вероисповедания» от 25 октября 1990 г. В соответствии с этим Законом государство проявляет терпимость к са­мому широкому спектру религиозных взглядов и убеждений. Гаранти­руется не только свобода выбора вероисповедания, но и право на бес­препятственную смену религиозных убеждений.

Доля успеха проповедников и миссионеров новых религиозных дви­жений обусловлена недостаточной активностью миссионеров и «исто­рических религий». Кроме того, некоторые традиционные церкви ассо­циировались у части российского населения, главным образом молоде­жи, с институтами, в которых лишь верующие пассивно участвуют в богослужении и соблюдении обрядов, а жесткие уставы не дают воз-


можности для самовыражения, тем самым направляя духовные искания к альтернативным формам религиозности.

Как и на Западе, вероучительные доктрины новых религиозных движений в России отличаются большим разнообразием. Одни из них заявляют о следовании иудео-христианской традиции, другие же иудео-христианские традиции сочетают с компонентами различных ре­лигий и философско-этнических систем. На российской территории по­лучили распространение новообразования, вероучения которых сфор­мированы на основе восточных религий. Немало россиян принадлежа­ли к последователям движений, не имеющих четко сформулированного вероисповедания. Действуют в России и группы последователей неоя­зыческих и сатанинских учений.

Действующие в России новые религиозные движения различаются по месту их зарождения. Некоторые объединения и группы возникают за пределами России и импортируются на российскую землю из других культурных ареалов. Религиозные новообразования данного типа появ­ляются и получают распространение в результате усилий иностранных миссионеров. На первых порах (а иногда и более продолжительное вре­мя) они опираются на материальную и организационную поддержку «материнских организаций». К числу новых религиозных движений за­рубежного происхождения относятся «Церковь объединения», «Церковь саентологии», мормоны, «Церковь Христа» и т. д.

Зарубежные центры, направляющие в Россию миссионеров для рас­пространения вероучения того или иного религиозного движения, не скупятся на солидные затраты. При этом значительные средства расхо­дуются как на содержание миссионеров, так и на реализацию различ­ных проектов, в том числе образовательных и благотворительных.

Большинство из крупных, структурированных религиозных движе­ний зарубежного происхождения проникли в Россию из США, а не из стран и регионов своего возникновения. В Соединенных Штатах Аме­рики они научились успешно работать в условиях рыночной экономики, своевременно реагировать на спрос и потребности потенциальных по­следователей. Активность зарубежных миссионеров мало чем отличает­ся от рекламы товаров и услуг, к которым постепенно начинает привы­кать российское население. В этом отношении большой густонаселен­ный город создает наиболее благоприятные условия для миссионерских акций нетрадиционных религий, поскольку психология рынка рекламы проявляется у населения крупных городов несравненно сильнее, неже­ли у сельских жителей и жителей небольших городов. Кроме того, пре­обладание в товарной массе предметов иностранного производства спо­собствовало космополитизации сознания и стандартов поведения насе­ления, в первую очередь молодежи, влияя в том числе и на выбор веры.


«Иностранное происхождение» религиозных групп их уже не смущало и не отпугивало.

Внимание к религиям «иностранного происхождения» нередко было продиктовано общим интересом к жизни на Западе и зарубежном Вос­токе. Характерно, что многие их российские последователи раньше изу­чали иностранные языки, знакомились с традициями иноземной фило­софии, культуры и религии. Этот интерес особенно усилился после 1985 г., когда появилась возможность непосредственных контактов и общения с зарубежными миссионерами.

К наиболее распространенным новым религиозным объединениям, возникшим на «российской» почве, принадлежат «Церковь Божией Ма­тери Державная», «Церковь Последнего Завета», последователи учения Порфирия Иванова, неоязыческие группы.

Объединения и группы, образующие новые религиозные движения в России, не имеют одинаковых параметров. Одни из них находятся на стадии формирования вероучения и культовой практики, другие облада­ют разработанной догматикой и обрядностью. Некоторые представляют собой аморфные образования, объединяющие не более 20 последовате­лей, другие жестко структурированы и насчитывают тысячи последова­телей.

Социально-демографические характеристики последователей новых религиозных движений в целом близки к соответствующим показате­лям сторонников этих движений в США и Западной Европе. Значитель­ную часть неорелигиозных образований составляет городское населе­ние.

Пик успешного распространения и активности новых религиозных движений в России приходится на 1989—1993 гг. Но уже и тогда все громче стали заявлять о себе силы, противостоящие нетрадиционным религиозным группам вне зависимости от того, возникли ли они на российской почве или были импортированы из-за границы. И хотя эти силы имели неодинаковые мотивы противостояния неорелигиям, все они были едины в одном: многочисленные религиозные и псевдорели­гиозные движения наносят вред обществу и личности, и поэтому их де­ятельность должна быть ограничена или запрещена.

Летом 1993 г. Верховный Совет РСФСР предпринял попытку зако­нодательного ограничения деятельности зарубежных религиозных объ­единений. Специальный комитет внес поправки к действующему тогда закону «О свободе вероисповедания», предусматривающую государст­венную поддержку исторически сложившимся в стране религиям. Так, согласно новой формулировке ст. 14 закона «О свободе вероисповеда­ния», «правом на занятие религиозно-миссионерской, издательской и рекламно-пропагандистской деятельностью зарубежные организации, а


также лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, не поль­зуются». Данная поправка была принята Верховным Советом РСФСР, однако, по причинам политического характера новой формулировке ст. 14 не суждено было войти в действие.

Наиболее влиятельной и активной силой, противодействующей рас­пространению новых религиозных движений в России, является Рус­ская православная церковь. В концентрированной форме отношение русского православия к религиозным неообразованиям выражено в оп­ределении Архиерейского собора «О псевдохристианских сектах, неоя­зычестве и оккультизме» (декабрь 1994 г.). Эти организации объявляют­ся несовместимыми с христианством, а люди, разделяющие учения этих сект, а тем более способствующие их распространению, отлучив­шими себя от «Православной церкви». Вместе с тем Архиерейский со­бор предостерегает от отождествления ложных взглядов и их носите­лей. Нетипичное отношение к последним оценивается как несовмести­мое с христианским учением.

Для более результативного противодействия новым религиозным движениям при Московском Патриархате создан миссионерский отдел. На него возложены задачи выявления причин, способствующих появле­нию религиозных новообразований, а также разработка рекомендаций православному духовенству и миссионерам по предотвращению рас­пространения новых религиозных движений.

Как и в зарубежных странах, новые религиозные группы в России столкнулись с противодействием родителей, дети которых стали ревно­стными последователями новых верований. В 1992 г. в Москве был со­здан «Комитет по спасению молодежи», состоящий из родственников лиц, считающих себя пострадавшими от наиболее радикальных нетра­диционных движений. Свои основные задачи «комитет по спасению молодежи» видит в оказании медицинской, юридической и материаль­ной помощи пострадавшим от нетрадиционных религий. Комитет со­действует родителям и родственникам в поисках их родных, покинув­ших семьи под влиянием псевдорелигиозных сект.

В 1994—1995 гг. сфера деятельности родителей, выступающих про­тив новых религиозных групп, существенно расширяется, аналогичные комитеты образуются в Санкт-Петербурге.

Деятельность новых религиозных объединений регулируется соот­ветствующими нормами Конституции Российской Федерации, Граждан­ского кодекса РФ, Федеральным законом «О свободе совести и о рели­гиозных объединениях» (1997), а также иными нормативными правовы­ми актами Российской Федерации. Российское законодательство про­возглашает равенство всех религиозных образований и не проводит раз­личия между религиями новыми и старыми, традиционными и нетради-


ционными. В то же время Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» запрещает воспрепятствование осуществ­лению права на свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением религиозных чувств граждан.

Рассмотрим вероучения и деятельность некоторых новых религиоз­ных движений, получивших распространение в России.

Международное общество сознания Кришны (кришнаиты)

Кришнаиты считают себя последователями философско-теологиче-ской системы, созданной в XVI в. религиозным деятелем Чайтанья (1486—1533). Чайтанья провозгласил универсальным духовным путем для всех людей, независимо от их вероисповедания, происхождения и национальности, бхакти — путь любви и преданности Богу. Кришна был объявлен верховной ипостасью Бога, в то время как Вишну отво­дится второстепенная роль одного из воплощений Кришны.

Возникновение Международного общества сознания Кришны связа­но с деятельностью индуса Абхая Бхактиведанты Свами Прабхупады. В возрасте 59 лет он оставил семью, принял санньясу (монашеский обет) и в 1966 г. прибыл в США, чтобы проповедовать веру Кришны амери­канцам. В Америке Прабхупада привлек к новому учению множество молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет, в большинстве своем при­надлежавших к хиппи и наркоманам. Но среди уверовавших в Кришну было и немало находившихся в духовных исканиях.

В 1996 г. Прабхупада объявляет о создании Международного обще­ства сознания Кришны (MOCK). Общество состоит из ассоциации мест­ных автономных центров. Их деятельность координируется коллегиаль­ным руководящим органом — управляющим советом (Джи-би-си), об­разованным Прабхупадой в 1971 г. из его старших учеников.

Главной священной книгой кришнаитов является «Бхагавадгита», составляющая часть шестой книги «Махабхараты» — эпического про­изведения Древней Индии. «Бхагавадгита» содержит наставления Кришны своему близкому другу Арджуне. Однако более всего почита­ется не санскритский текст «Бхагавадгиты», а комментарии к этой кни­ге, написанные на английском языке Прабхупадой уже в наше время и озаглавленные «Бхагавадгита как она есть».

В соответствии с ведической традицией последователи движения «Сознание Кришны» отмечают свои праздники по лунному календарю. Один из двух главных праздников — Гаура Пурнима — отмечается в марте. В этот день Господь явился на землю как Шри Чайтанья с целью


научить людей простому и эффективному методу духовного совершен­ствования — пению имен Бога. Другой главный праздник — Шри Кришна Джаннаштами — приходится на конец августа — начало сен­тября. В этот праздник отмечается день явления Кришны на землю 5 тыс. лет назад. На алтарь возносят не менее 108 блюд ведической кухни, а затем раздают всем собравшимся. На следующий день празд­нуется явление Свами Прабхупады — основателя Международного об­щества сознания Кришны.

Ритуальная практика последователей Общества сознания Кришны складывается из поклонения скульптурным изображениям Виш­ну-Кришны в различных его проявлениях, а также культы святых, наи­более выдающихся гуру (учителей). Наиболее распространенной фор­мой преданного служения Верховному Господу является повторение махамантры. Считается, что она состоит из имен Бога, приводимых в Ведах: «Харе Кришна, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама Харе Харе».

Согласно вероучительной традиции Общества сознания Кришны, Харе происходит от слова зара, обозначающего трансендентную энер­гию Господа. Кришна — имя Господа, указывающее на его всепривле-кающую природу, а имя Рама означает, что Господь является верхов­ным в духовном и материальных мирах1. Маха-мантра произносится с помощью четок, состоящих из 108 бусин. Это должно быть повторено минимум 16 раз ежедневно (полный круг), что в общей сложности со­ставляет 1728 маха-мантр в день. Наряду с произнесением маха-мантр индивидуально на четках, называемых джака, существует повторение ее за кем-то, это называется киртан. Киртан обычно сопровождается иг­рой на музыкальных инструментах и хлопаньем в ладоши.

Общество сознания Кришны состоит из постоянных членов и при­хожан. Часть постоянных членов, как правило, молодые люди, прожи­вают в храмах, где они получают духовное образование. Лицам до 18 лет не разрешается жить в храмах даже при согласии родителей. Посто­янные члены общества, имеющие семью, живут дома, также проживают дома и прихожане, занимаясь самостоятельно духовной практикой, по­сещают храмовые службы и лекции.

Каждому, кто серьезно стремится к духовному совершенству, реко­мендуется избрать себе наставника (гуру) и получить от него специаль­ное духовное посвящение (дикшу). Рупа Госвами — философ и ученик Чайтаньи, живший в XVI в., сформулировал шесть признаков подлин­ного гуру. Им может стать «любой здравомыслящий человек, который способен контролировать свое желание говорить, запросы ума, вспыш­ки гнева и требование языка, желудка и гениталиев, обладает всем не-

Шрипа Харикета Свами. Культура, не подвластная времени. М., 1994. С. 21.
43 - 3430 665


обходимым для того, чтобы иметь учеников повсюду в мире»1. Гуру бе­рет на себя руководство духовной жизнью ученика. Он помогает ему разобраться в многочисленных правилах и наставлениях, касающихся преданного служения Кришны.

Ученик также должен обладать определенными качествами. Наибо­лее важным условием для получения посвящения в ученики является совершение обряда, во время которого ученик произносит перед духов­ным учителем обеты, а затем получает от него четки для повторения маха-мантры. Во время обряда духовного посвящения ученик обязуется соблюдать четыре заповеди или регулирующих морально-этических принципа.

Первый принцип состоит в употреблении в пищу только прасад, т. е. пищу, которая сначала была предложена Кришне. При этом запрещено употребление в пищу продуктов, получение которых связано с убийст­вом животных. Второй принцип налагает запрет на употребление нар­котиков, алкоголя и прочих одурманивающих веществ. Третий принцип запрещает половую жизнь вне брака. Четвертый принцип устанавливает запрет на участие в азартных играх. Помимо этого ученик дает обеща­ние изучать теологию Общества сознания Кришны, осваивать духов­ную практику, участвовать в жизни общины.

Кришнаиты считают идеальной формой социального устройства об­щество, основанное на доктрине варнашрам-карме. В соответствии с ней в течение тысячелетий структура общества состояла из четырех профессиональных групп (варн), обеспечивающих социальную, эконо­мическую и политическую стабильность. Духовными наставниками об­щества были брахманы, учившие всех остальных исполнять заветы Бо­га. Правители государства следовали указаниям ученых и мудрых брах­манов.

Основной причиной упадка данной социальной эпохи называется наступление Кали-юги — эпохи, продолжающейся и сегодня. Для Ка-ли-юги характерен прогрессирующий упадок духовного знания, что ве­дет к деградации человечества. Из 432 000 лет, отпущенных Кали-юге, прошло уже 5000 лет.

Развитие движения сознания Кришны в России началось в 1971 г. после трехдневного визита Прабхупады в Москву. Однако в соответст­вии с действовавшим тогда законодательством объединение кришнаи­тов не было зарегистрировано. В 1988 г. Министерство юстиции России зарегистрировало всероссийское объединение кришнаитов — Центр об­щества сознания Кришны (ЦОСК), располагающийся в Москве. ЦОСК

Сатаварупа даса Госванн. Очерки ведической литературы. Москва — Ленин­град — Калькутта — Бомбей — Нью-Дели. С. 26.


охватывает в общей сложности около 100 различных организаций, включая храмы, проповеднические центры, школы и отдельно зарегист­рированные благотворительные программы «Пища для жизни». Деяте­льность общин кришнаитов координируется Национальным советом, куда входят представители регионов, президенты храмов и руководите­ли проповеднических центров.

Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны)

«Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (больше изве­стная как мормоны) основана в 1830 г. Иосифом Смитом в Файети (Нью-Йорк). В настоящее время насчитывается около 3 млн. мор­монов в 130 странах мира. Мормоны составляют 75% населения г. Солт-Лейк-Сити, столицы штата Юты (США).

Наряду с Библией мормоны считают «истинным писанием» «Книгу Мормона», а также «Учение и Заветы» и «Драгоценные жемчужины». Библия признается частью Слова Божьего в английском переводе коро­ля Якова везде, где она правильно переведена. Стержневое положение в вероучении «Церкви святых последних дней» занимает «Книга Мормо­на». В ней рассказывается о двух древних народах, живших на амери­канском континенте. Первый из этих народов оставил строительство Вавилонской башни (примерно 2000—2500 лет до н. э. в исчислении мормонов), отправился в Европу, а затем добрался до восточного побе­режья современной Центральной Америки.

Второй народ прибыл в Америку примерно в 600 г. до н. э. и состо­ял из благочестивых иудеев, спасавшихся после разрушения Иерусали­ма войсками вавилонского царя Навухудоноссора в 587 г. до н. э. При­быв в Новый Свет, они основали свою цивилизацию. Этому народу от­крылся Иисус Христос, прибывший на американский континент. Он проповедовал Евангелие, дал заповеди.

Редактором и составителем книги считается Мормон — пророк и историк, записавший ее текст на золотых плитах. Его сын, Мороний, добавил новые сведения, сообщенные ему отцом, и перед своей смер­тью закопал плиты на горе Кумора.

В 1827 г. Иосиф Смит выкопал плиты, на которых «исправленными египетскими иероглифами» была выгравирована летопись мормонов. Затем им же текст с помощью «Урима и Туммима» (сверхъестествен­ных очков) был переведен на английский. В 1830 г. «Книга Мормона» вышла в свет.

Основные положения теологии «Церкви Иисуса Христа святых по­следних дней» изложены в 13 декларациях символа веры, а также во

43* 667


многих других источниках, признанных у мормонов. Бог понимается как совершенный человек. Согласно Иосифу Смиту, «Бог когда-то был сам человеком. Как мы сейчас, а ныне — вознесенный человек». К это­му добавляется суждение о том, что «Отец обладает телом из плоти и костей, столь же материальным, как у человека».

До своего появления на земле все люди были сотворены как духов­ные существа. Поэтому каждый человек, когда-то родившийся на земле, был на небесах нашим духовным братом или сестрой. Иисус Христос стал первым Духом, рожденным Небесными Родителями, он — наш старший брат. Однако сотворенные духи не могли дольше прогрессиро­вать на небесах. Они должны были оставить небесный дом и облечься в физическое тело, дабы, выдержав испытание, получить возможность воскресения1.

Мормоны считают, что при втором пришествии Иисуса Христа на­ступит последнее тысячелетие существования земли. Иисус Христос будет лично царствовать на земле и будет главою правительства. Дея­тельность этого правительства будет основываться на законах правед­ных и сохранит главные права и свободы всех народов. Согласно Иоси­фу Смиту, мертвых будут судить по протоколам, находящимся на небе­сах. На последнем суде каждый будет отправлен в одно из четырех царств — целестиальное (надземное), терретиальное (наземное), теле-стиальное (подземное) и тьму внешнюю.

Церковь Иисуса Христа святых последних дней управляется свя­щенством. Священство разделено на две части — Мелхиседеково и Аароново. Высшее священство — священство Мелхиседеково (по име­ни первосвященника, жившего во времена Авраама). Низшее священст­во — это придаток к священству Мелхиседекову. Имеющие Аароново священство наделены властью отправлять таинства веры, покаяния и крещения. Обладатели Мелхиседекова священства руководят церковью и организуют работу в храме.

Как члены церкви мормоны делают пожертвования в форме денег, вещей и времени. Соблюдается заповедь десятины — каждый отдает церкви одну десятую часть от всего заработанного. При этом каждый должен научиться «давать весьма охотно и радостно, и его дар будет благословлен»2. Существенные пожертвования поступают от поста. Ежемесячно, в одно из воскресений, мормоны соблюдают постный день. Правильное соблюдение постного дня заключается в пропуске двух приемов пищи подряд, когда ничего не едят и не пьют. Постящий­ся должен отдавать церковному начальству еду или деньги, которые

1 Основы Евангелия. Солт-Лейк-Сити, Юта, 1981. С. 9—12.

См. там же. С. 222.


могли бы быть затрачены на продукты для двухразового питания. По­жертвования от поста идут на обеспечение нуждающихся мормонов пи­щей, жильем, одеждой и медицинской помощью.

Жертвование временем выражается в безвозмездном исполнении разнообразных поручений — помощь в организации и проведении бо­гослужений, занятия с изучающими «Книгу Мормона», беседы с неяв-ляющимися членами церкви мормонов. Наиболее распространенной и почетной формой жертвования времени является миссионерская деяте­льность. Каждый мормон (мужчина с 18 лет, женщина с 21 года) долж­ны два года прослужить в качестве миссионера. Многие тысячи мисси­онеров (за свои собственные деньги) едут во все части света, чтобы проповедовать учение Церкви Иисуса Христа святых последних дней. Существует специальный фонд, пожертвования в которые используют­ся для поддержания и расширения миссионерской активности мормо­нов и материальной помощи миссионерам, чьи семьи не могут их со­держать. Миссионеры обычно ходят по улицам заранее выбранных рай­онов, подходят к двери дома и стучат в нее. Если хозяева отвечают на стук, миссионеры завязывают беседы, предлагают литературу, пригла­шают на собрания.

Россия рассматривалась мормонами как перспективное поле для миссионерской деятельности. До 1917 г. Санкт-Петербург и другие го­рода России посещали видные представители «Церкви Иисуса Христа святых последних дней». В 1990 г. в Ленинград прибыла первая группа миссионеров, образовавших объединение последователей мормонизма, получившая в том же году официальное признание властей. 21 мая 1991 г. мормоны были зарегистрированы как общероссийская религиоз­ная ассоциация, которая входит в европейскую зону, возглавляемую президентом. Далее церковная администрация подразделяется на мис­сии, в каждую из которых входит несколько общин. Общая численность последователей Церкви Иисуса Христа святых последних дней в Рос­сии — свыше 5 тыс.

Другим известным культом является «Церковь Последнего Завета», возглавляемая неким Виссарионом (С.Тороп). С.Тороп начал посещать кружок уфологов, где он обретает будущих помощников в создании и распространении «единственно подлинной веры». Заметное влияние уфологических доктрин религиозно-философских учений обнаружива­ется в вероучении религиозного движения, основанного С.Торопом. В мае 1990 г. с его глаз снимается «повязка» и перед ним открывается па­мять прошлого двухтысячелетней давности. 18 августа 1991 г. под Ми­нусинском он, назвав себя Виссарионом, сообщает о создании учения Единой веры. С 1992 г. в Минусинск стали съезжаться последователи Виссариона и его учения, расселяясь в Минусинском, Курганском и Ка-


ратузском районах. 24 июня 1994 г. создана и официально зарегистри­рована Община единой веры, которая в сентябре 1995 г. была преобра­зована в «Церковь Последнего Завета».

Источник вероучения «Церкви Последнего Завета» — Священное Писание и Последний Завет, написанный Виссарионом и содержащий 61 заповедь и множество принадлежащих ему же религиозно-этических наставлений. Излагая свою вероучительную доктрину, Виссарион обра­щается к концепциям и понятиям восточных религий и теософских школ. Поэтому его суждения о божественных силах существенно отли­чаются от вероучений исторически сложившихся христианских тече­ний. Так, согласно Виссариону, Творец вселенной (Единый, Абсолют) и Отец Небесный — это не одно и то же. Первый выступает в качестве начала материального бытия и материальной энергии. Отец же Небес­ный одновременно является сыном Единого и Отцом душ человече­ских, источником истины и святости. Христианский догмат о боговоп-лощении в учении Виссариона адаптируется к российским условиям. Местом рождения плоти (Виссариона), через которую будут твориться предначертанные свершения, станет Россия, так как на российской зем­ле ниспосланной плоти «необходимо познать изнутри все стороны жиз­ни этого общества и уровень разрушения людей современности». Пере­езд семьи С. Торопа из Краснодара в Минусинск объясняется тем, что Сибири предначертано стать местом, где начнутся изменения вселен­ского масштаба. Утверждается, что именно в Сибири расположено сер­дце земли, именно здесь чистота «веками сохранялась под тайгой, что­бы оставаться нетронутой эмоциональной грязью, которая сейчас серой пеленой опутала уже почти всю нашу планету».

Из таинств в «Церкви Последнего Завета» соблюдаются крещение и венчание. Вводится своеобразное таинство благословения — выспра­шивания и принятия от Отца Небесного разрешения на благие дела, ин­дивидуальные или совместные. Благословляется (в произвольной фор­ме) еда. К таинствам последователи учения Виссариона относят литур­гию, которая проводится два раза в неделю — по воскресеньям и сре­дам. Наиболее почитаемый обряд—священный круг. Он совершается соединением рук, знаменующим воссоединение с Богом и готовность очистить землю от нравственной и мыслительной грязи. В 16.30 по мо­сковскому времени все последователи «Церкви Последнего Завета» уча­ствуют в сеансе слияния с Учителем, во время которого они мысленно воспроизводят образ Виссариона и общаются с ним.

Главным праздником «Церкви Последнего Завета» является Рожде­ство Виссариона Христа, отмечаемое в 14 часов 14 января. День и год рождения Виссариона (14.01.61) провозглашается началом Эры Рассве­та, с которого последователи Виссариона ведут новое летоисчисление.


В «Церкви Последнего Завета» практикуется строгое вегетарианст­во. Ограничения объясняются происходящим, по утверждению Висса­риона, изменением вибрации Земли. И чтобы не погибнуть под воздей­ствием такой вибрации, плоть человека должна реагировать на эти из­менения, меняя структуру питания. Запреты распространяются на чай, кофе, сахар, молочные продукты, животное и растительное масло.

Своей структурой «Церковь Последнего Завета» мало чем отличает­ся от других нетрадиционных религий. Во главе ее в ранге «Высшего духовного лица церкви и ее основателя» стоит Виссарион. Высшими административно-управленческими звеньями являются устроители Церкви, ведающие в основном координацией внешних связей, строите­льством. Распределением материальных и денежных средств церкви за­нимается церковный совет. Проведение богослужений и отправление обрядов возлагается на священников, рукополагаемых Виссарионом. Там, где отсутствуют священники, распространением учения «Церкви Последнего Завета» занимаются миссионеры.

Социальные аспекты «Церкви Последнего Завета» явственно про­ступают в наставлениях Виссариона, в его многочисленных встречах и интервью в различных городах России и за рубежом. В них состояние современного общества расценивается как движение к пропасти. Перед лицом быстро надвигающейся катастрофы происходит серьезная поля­ризация людей: отныне люди открыто разделились на силы света и мра­ка, «третьего не будет» (Виссарион). Равнодушно взирающие на проис­ходящее разделение зачисляются в разряд носителей зла, «ибо недела­ние в период свершений только лишь укрепляет противостояние»1. По мнению Виссариона, сегодня налицо множество признаков завершения Царства Силы, в границах и по законам которого развивалось человече­ство. И оно должно перейти на качественно более высокие ступени раз­вития— уровень Царства Души, который, по словам Виссариона, в Библии называется Царством Божьим. И хотя агония Царства Силы принимает вселенские масштабы, в России ее проявления обретают яр­ко выраженные черты. Поскольку именно земле российской уготована великая миссия спасения человечества от погибели.

В феврале 1999 г. Виссарион опубликовал манифест «Последняя на­дежда» (обращение к современному человечеству), в котором он прихо­дит к выводу о том, что его семилетняя проповедь истины не удержала человечество от стремительного движения к пропасти. Набравшая ог­ромную инерцию психология эгоизма стала для многих незримым влас­телином и превратила их в друзей сатаны. Только уверовав в учение Виссариона, люди научатся правильно формировать основы своего бу-

1 Последний Завет. СПб., 1994. С. 301.


дущего, найдут выходы из крайне опасных ситуаций и не будут прино­сить какой бы то ни было вред.

Прообразом нового общества, по мысли Виссариона, являются по­селения его последователей на юге Красноярского края. За короткое время из многих городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья сюда приехали приверженцы «Церкви Последнего Завета». Более чем в сорока населенных пунктах (по данным на август 1999 г.) проживает 2076 сторонников учения Виссариона (взрослых). Вместе с детьми их численность составляет 2902 человека. 36 % взрослых имеют высшее образование, 31% — среднее и неполное среднее — 33 %.

В таежных поселениях последователей Виссариона происходит про­цесс формирования «единых семей», вступившие в которые обязуются помогать друг другу. На общих собраниях «единой семьи» практикует­ся проведение «скамей мудрости». Во время этой процедуры каждый обязан без утайки рассказать о своих дурных помыслах и поступках, а слушающие не должны потакать сидящему на «скамье мудрости», но, напротив, указывать на забытые им проступки.

Центральным поселением последователей «Церкви Последнего За­вета» является «обитель Рассвета», строительство которой начато в 1995 г. у основания горы «Сухая» над озером Тиберкуль. Поселение ве­рующими также называется «Городом солнца», «Городом Мастеров», «Новым Иерусалимом». На вершине горы «Сухая» стоит дом, в кото­ром живет Виссарион. Вблизи расположены дома пяти его ближайших учеников. В настоящее время в «Обители рассвета» полностью отказа­лись от денежных и бартерных отношений между поселенцами. Плани­руется отказаться от финансовых взаимоотношений не только между общинами последователей учения Виссариона, но и между этими об­щинами и государством в части выплаты налогов за имущество и при­родные ресурсы1.

Последняя надежда. Обращение к современному человечеству. СПб., 1999. С. 155—156.


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие................................................................................................... 3

БУДДИЗМ............................................................................................................. 5

Возникновение буддизма (Б. А. Иванов).............................................. 6

Основные идеи и направления буддизма (Б. А. Иванов)............... 9

Тибетский буддизм, или ламаизм (Б. А. Иванов)..................................... 11

Буддизм в Шри Ланке {А. Л. Сафронова)................................................... 27

Буддизм в Индокитае (Я. И. Бектимнрова)............................................... 44

Буддизм в Китае (Б. У Китинов)..................................................................... 58

Буддизм в России (Б. У. Китинов)........................................................... 61

ХРИСТИАНСТВО.................................................................................................. 65

(ПРИМЕЧАНИЕ: РАЗДЕЛ ХРИСТИАНСТВО – ОПУЩЕН!!!)

Возникновение христианства............................................................................... 66

Социально-исторические и духовные предпосылки возникновения христи­
анства (И И. Ершова)..................................................................... 66




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 5347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.