КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Новые религиозные движения в России
Никогда раньше за столь короткий срок в России не появлялось такого множества новых религиозных движений, как за последнее десятилетие. В изданной в 1912 г. «Настольной книге для священнослужителей» перечисляются и рассматриваются вероучения и обряды 209 «расколов, ересей и сект», дано определение 32 философским и «противным христианству» направлениям. В 1997 г. миссионерский отдел Московской патриархии публикует справочник «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера». В нем содержится анализ 101-й группы и объединения, претендующих называться религиозными. Сравнение упомянутых изданий обнаруживает существенные различия в характеристиках новых религиозных движений в России начала и конца XX в. Значительная часть приводимых в «Настольной книге священнослужителя» «расколов, ересей и сект» (свыше 60 %) восходят к культурным и религиозным традициям России. В то же время в обширном списке религиозных групп и объединений, содержащемся в «Справочнике» 1997 г., не более чем у пяти прослеживаются связи с вероучи-тельным и культурным наследием народов России. Подавляющее же большинство зародилось в среде, чуждой сложившимся религиозным взглядам и образу жизни. Широкое распространение новых религиозных движений в России наблюдается в конце 80-х годов. К факторам, благоприятствующим появлению религиозных новообразований, следует отнести глубокий кризис, а затем и распад существовавшей экономической и идеологической системы. В то же время последствия происходящих перемен выбивают у многих миллионов людей почву из-под ног, порождают чувства страха и неуверенности. Отсюда проистекают и воспроизводятся противоречия между стремлением человека к лучшей жизни и реальными фактами социального бытия. К тому же в условиях инфляции, безработицы, преступности, разрыва связей между поколениями многие люди разочаровываются в светских идеологиях, в их способности обеспечить преобразование общества в интересах большинства населения. Эти и другие противоречия порождают потребность в целостном, стабильном мировоззрении, контуры которого, разумеется, различаются в зависимости от социального положения, профессии, возраста и т. д. Плохо совместимый с «диким» рынком духовный поиск части россиян пытается найти прибежище в коммуне, в коллективе «братьев-единомышленников», создаваемых новыми религиозными движениями. Почти все действующие в России религиозные новообразования предлагали свои собственные проекты радикального переустройства мира «здесь и сейчас»; как правило, эти рецепты исправления людей и общества отличаются простотой и доступностью, что делает их привлекательными для молодежи. Возникновению и распространению новых религиозных движений в России в немалой степени благоприятствовало возобладавшая в цер-ковно-государственных отношениях и в средствах массовой информации установка на религиозный плюрализм как фундамент реальной свободы совести при непременном условии принадлежности государства к категории демократических. Данная установка была положена в основу Закона РСФСР «О свободе вероисповедания» от 25 октября 1990 г. В соответствии с этим Законом государство проявляет терпимость к самому широкому спектру религиозных взглядов и убеждений. Гарантируется не только свобода выбора вероисповедания, но и право на беспрепятственную смену религиозных убеждений. Доля успеха проповедников и миссионеров новых религиозных движений обусловлена недостаточной активностью миссионеров и «исторических религий». Кроме того, некоторые традиционные церкви ассоциировались у части российского населения, главным образом молодежи, с институтами, в которых лишь верующие пассивно участвуют в богослужении и соблюдении обрядов, а жесткие уставы не дают воз- можности для самовыражения, тем самым направляя духовные искания к альтернативным формам религиозности. Как и на Западе, вероучительные доктрины новых религиозных движений в России отличаются большим разнообразием. Одни из них заявляют о следовании иудео-христианской традиции, другие же иудео-христианские традиции сочетают с компонентами различных религий и философско-этнических систем. На российской территории получили распространение новообразования, вероучения которых сформированы на основе восточных религий. Немало россиян принадлежали к последователям движений, не имеющих четко сформулированного вероисповедания. Действуют в России и группы последователей неоязыческих и сатанинских учений. Действующие в России новые религиозные движения различаются по месту их зарождения. Некоторые объединения и группы возникают за пределами России и импортируются на российскую землю из других культурных ареалов. Религиозные новообразования данного типа появляются и получают распространение в результате усилий иностранных миссионеров. На первых порах (а иногда и более продолжительное время) они опираются на материальную и организационную поддержку «материнских организаций». К числу новых религиозных движений зарубежного происхождения относятся «Церковь объединения», «Церковь саентологии», мормоны, «Церковь Христа» и т. д. Зарубежные центры, направляющие в Россию миссионеров для распространения вероучения того или иного религиозного движения, не скупятся на солидные затраты. При этом значительные средства расходуются как на содержание миссионеров, так и на реализацию различных проектов, в том числе образовательных и благотворительных. Большинство из крупных, структурированных религиозных движений зарубежного происхождения проникли в Россию из США, а не из стран и регионов своего возникновения. В Соединенных Штатах Америки они научились успешно работать в условиях рыночной экономики, своевременно реагировать на спрос и потребности потенциальных последователей. Активность зарубежных миссионеров мало чем отличается от рекламы товаров и услуг, к которым постепенно начинает привыкать российское население. В этом отношении большой густонаселенный город создает наиболее благоприятные условия для миссионерских акций нетрадиционных религий, поскольку психология рынка рекламы проявляется у населения крупных городов несравненно сильнее, нежели у сельских жителей и жителей небольших городов. Кроме того, преобладание в товарной массе предметов иностранного производства способствовало космополитизации сознания и стандартов поведения населения, в первую очередь молодежи, влияя в том числе и на выбор веры. «Иностранное происхождение» религиозных групп их уже не смущало и не отпугивало. Внимание к религиям «иностранного происхождения» нередко было продиктовано общим интересом к жизни на Западе и зарубежном Востоке. Характерно, что многие их российские последователи раньше изучали иностранные языки, знакомились с традициями иноземной философии, культуры и религии. Этот интерес особенно усилился после 1985 г., когда появилась возможность непосредственных контактов и общения с зарубежными миссионерами. К наиболее распространенным новым религиозным объединениям, возникшим на «российской» почве, принадлежат «Церковь Божией Матери Державная», «Церковь Последнего Завета», последователи учения Порфирия Иванова, неоязыческие группы. Объединения и группы, образующие новые религиозные движения в России, не имеют одинаковых параметров. Одни из них находятся на стадии формирования вероучения и культовой практики, другие обладают разработанной догматикой и обрядностью. Некоторые представляют собой аморфные образования, объединяющие не более 20 последователей, другие жестко структурированы и насчитывают тысячи последователей. Социально-демографические характеристики последователей новых религиозных движений в целом близки к соответствующим показателям сторонников этих движений в США и Западной Европе. Значительную часть неорелигиозных образований составляет городское население. Пик успешного распространения и активности новых религиозных движений в России приходится на 1989—1993 гг. Но уже и тогда все громче стали заявлять о себе силы, противостоящие нетрадиционным религиозным группам вне зависимости от того, возникли ли они на российской почве или были импортированы из-за границы. И хотя эти силы имели неодинаковые мотивы противостояния неорелигиям, все они были едины в одном: многочисленные религиозные и псевдорелигиозные движения наносят вред обществу и личности, и поэтому их деятельность должна быть ограничена или запрещена. Летом 1993 г. Верховный Совет РСФСР предпринял попытку законодательного ограничения деятельности зарубежных религиозных объединений. Специальный комитет внес поправки к действующему тогда закону «О свободе вероисповедания», предусматривающую государственную поддержку исторически сложившимся в стране религиям. Так, согласно новой формулировке ст. 14 закона «О свободе вероисповедания», «правом на занятие религиозно-миссионерской, издательской и рекламно-пропагандистской деятельностью зарубежные организации, а также лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, не пользуются». Данная поправка была принята Верховным Советом РСФСР, однако, по причинам политического характера новой формулировке ст. 14 не суждено было войти в действие. Наиболее влиятельной и активной силой, противодействующей распространению новых религиозных движений в России, является Русская православная церковь. В концентрированной форме отношение русского православия к религиозным неообразованиям выражено в определении Архиерейского собора «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (декабрь 1994 г.). Эти организации объявляются несовместимыми с христианством, а люди, разделяющие учения этих сект, а тем более способствующие их распространению, отлучившими себя от «Православной церкви». Вместе с тем Архиерейский собор предостерегает от отождествления ложных взглядов и их носителей. Нетипичное отношение к последним оценивается как несовместимое с христианским учением. Для более результативного противодействия новым религиозным движениям при Московском Патриархате создан миссионерский отдел. На него возложены задачи выявления причин, способствующих появлению религиозных новообразований, а также разработка рекомендаций православному духовенству и миссионерам по предотвращению распространения новых религиозных движений. Как и в зарубежных странах, новые религиозные группы в России столкнулись с противодействием родителей, дети которых стали ревностными последователями новых верований. В 1992 г. в Москве был создан «Комитет по спасению молодежи», состоящий из родственников лиц, считающих себя пострадавшими от наиболее радикальных нетрадиционных движений. Свои основные задачи «комитет по спасению молодежи» видит в оказании медицинской, юридической и материальной помощи пострадавшим от нетрадиционных религий. Комитет содействует родителям и родственникам в поисках их родных, покинувших семьи под влиянием псевдорелигиозных сект. В 1994—1995 гг. сфера деятельности родителей, выступающих против новых религиозных групп, существенно расширяется, аналогичные комитеты образуются в Санкт-Петербурге. Деятельность новых религиозных объединений регулируется соответствующими нормами Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997), а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Российское законодательство провозглашает равенство всех религиозных образований и не проводит различия между религиями новыми и старыми, традиционными и нетради- ционными. В то же время Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» запрещает воспрепятствование осуществлению права на свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением религиозных чувств граждан. Рассмотрим вероучения и деятельность некоторых новых религиозных движений, получивших распространение в России. Международное общество сознания Кришны (кришнаиты) Кришнаиты считают себя последователями философско-теологиче-ской системы, созданной в XVI в. религиозным деятелем Чайтанья (1486—1533). Чайтанья провозгласил универсальным духовным путем для всех людей, независимо от их вероисповедания, происхождения и национальности, бхакти — путь любви и преданности Богу. Кришна был объявлен верховной ипостасью Бога, в то время как Вишну отводится второстепенная роль одного из воплощений Кришны. Возникновение Международного общества сознания Кришны связано с деятельностью индуса Абхая Бхактиведанты Свами Прабхупады. В возрасте 59 лет он оставил семью, принял санньясу (монашеский обет) и в 1966 г. прибыл в США, чтобы проповедовать веру Кришны американцам. В Америке Прабхупада привлек к новому учению множество молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет, в большинстве своем принадлежавших к хиппи и наркоманам. Но среди уверовавших в Кришну было и немало находившихся в духовных исканиях. В 1996 г. Прабхупада объявляет о создании Международного общества сознания Кришны (MOCK). Общество состоит из ассоциации местных автономных центров. Их деятельность координируется коллегиальным руководящим органом — управляющим советом (Джи-би-си), образованным Прабхупадой в 1971 г. из его старших учеников. Главной священной книгой кришнаитов является «Бхагавадгита», составляющая часть шестой книги «Махабхараты» — эпического произведения Древней Индии. «Бхагавадгита» содержит наставления Кришны своему близкому другу Арджуне. Однако более всего почитается не санскритский текст «Бхагавадгиты», а комментарии к этой книге, написанные на английском языке Прабхупадой уже в наше время и озаглавленные «Бхагавадгита как она есть». В соответствии с ведической традицией последователи движения «Сознание Кришны» отмечают свои праздники по лунному календарю. Один из двух главных праздников — Гаура Пурнима — отмечается в марте. В этот день Господь явился на землю как Шри Чайтанья с целью научить людей простому и эффективному методу духовного совершенствования — пению имен Бога. Другой главный праздник — Шри Кришна Джаннаштами — приходится на конец августа — начало сентября. В этот праздник отмечается день явления Кришны на землю 5 тыс. лет назад. На алтарь возносят не менее 108 блюд ведической кухни, а затем раздают всем собравшимся. На следующий день празднуется явление Свами Прабхупады — основателя Международного общества сознания Кришны. Ритуальная практика последователей Общества сознания Кришны складывается из поклонения скульптурным изображениям Вишну-Кришны в различных его проявлениях, а также культы святых, наиболее выдающихся гуру (учителей). Наиболее распространенной формой преданного служения Верховному Господу является повторение махамантры. Считается, что она состоит из имен Бога, приводимых в Ведах: «Харе Кришна, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама Харе Харе». Согласно вероучительной традиции Общества сознания Кришны, Харе происходит от слова зара, обозначающего трансендентную энергию Господа. Кришна — имя Господа, указывающее на его всепривле-кающую природу, а имя Рама означает, что Господь является верховным в духовном и материальных мирах1. Маха-мантра произносится с помощью четок, состоящих из 108 бусин. Это должно быть повторено минимум 16 раз ежедневно (полный круг), что в общей сложности составляет 1728 маха-мантр в день. Наряду с произнесением маха-мантр индивидуально на четках, называемых джака, существует повторение ее за кем-то, это называется киртан. Киртан обычно сопровождается игрой на музыкальных инструментах и хлопаньем в ладоши. Общество сознания Кришны состоит из постоянных членов и прихожан. Часть постоянных членов, как правило, молодые люди, проживают в храмах, где они получают духовное образование. Лицам до 18 лет не разрешается жить в храмах даже при согласии родителей. Постоянные члены общества, имеющие семью, живут дома, также проживают дома и прихожане, занимаясь самостоятельно духовной практикой, посещают храмовые службы и лекции. Каждому, кто серьезно стремится к духовному совершенству, рекомендуется избрать себе наставника (гуру) и получить от него специальное духовное посвящение (дикшу). Рупа Госвами — философ и ученик Чайтаньи, живший в XVI в., сформулировал шесть признаков подлинного гуру. Им может стать «любой здравомыслящий человек, который способен контролировать свое желание говорить, запросы ума, вспышки гнева и требование языка, желудка и гениталиев, обладает всем не- Шрипа Харикета Свами. Культура, не подвластная времени. М., 1994. С. 21. обходимым для того, чтобы иметь учеников повсюду в мире»1. Гуру берет на себя руководство духовной жизнью ученика. Он помогает ему разобраться в многочисленных правилах и наставлениях, касающихся преданного служения Кришны. Ученик также должен обладать определенными качествами. Наиболее важным условием для получения посвящения в ученики является совершение обряда, во время которого ученик произносит перед духовным учителем обеты, а затем получает от него четки для повторения маха-мантры. Во время обряда духовного посвящения ученик обязуется соблюдать четыре заповеди или регулирующих морально-этических принципа. Первый принцип состоит в употреблении в пищу только прасад, т. е. пищу, которая сначала была предложена Кришне. При этом запрещено употребление в пищу продуктов, получение которых связано с убийством животных. Второй принцип налагает запрет на употребление наркотиков, алкоголя и прочих одурманивающих веществ. Третий принцип запрещает половую жизнь вне брака. Четвертый принцип устанавливает запрет на участие в азартных играх. Помимо этого ученик дает обещание изучать теологию Общества сознания Кришны, осваивать духовную практику, участвовать в жизни общины. Кришнаиты считают идеальной формой социального устройства общество, основанное на доктрине варнашрам-карме. В соответствии с ней в течение тысячелетий структура общества состояла из четырех профессиональных групп (варн), обеспечивающих социальную, экономическую и политическую стабильность. Духовными наставниками общества были брахманы, учившие всех остальных исполнять заветы Бога. Правители государства следовали указаниям ученых и мудрых брахманов. Основной причиной упадка данной социальной эпохи называется наступление Кали-юги — эпохи, продолжающейся и сегодня. Для Ка-ли-юги характерен прогрессирующий упадок духовного знания, что ведет к деградации человечества. Из 432 000 лет, отпущенных Кали-юге, прошло уже 5000 лет. Развитие движения сознания Кришны в России началось в 1971 г. после трехдневного визита Прабхупады в Москву. Однако в соответствии с действовавшим тогда законодательством объединение кришнаитов не было зарегистрировано. В 1988 г. Министерство юстиции России зарегистрировало всероссийское объединение кришнаитов — Центр общества сознания Кришны (ЦОСК), располагающийся в Москве. ЦОСК Сатаварупа даса Госванн. Очерки ведической литературы. Москва — Ленинград — Калькутта — Бомбей — Нью-Дели. С. 26. охватывает в общей сложности около 100 различных организаций, включая храмы, проповеднические центры, школы и отдельно зарегистрированные благотворительные программы «Пища для жизни». Деятельность общин кришнаитов координируется Национальным советом, куда входят представители регионов, президенты храмов и руководители проповеднических центров. Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (больше известная как мормоны) основана в 1830 г. Иосифом Смитом в Файети (Нью-Йорк). В настоящее время насчитывается около 3 млн. мормонов в 130 странах мира. Мормоны составляют 75% населения г. Солт-Лейк-Сити, столицы штата Юты (США). Наряду с Библией мормоны считают «истинным писанием» «Книгу Мормона», а также «Учение и Заветы» и «Драгоценные жемчужины». Библия признается частью Слова Божьего в английском переводе короля Якова везде, где она правильно переведена. Стержневое положение в вероучении «Церкви святых последних дней» занимает «Книга Мормона». В ней рассказывается о двух древних народах, живших на американском континенте. Первый из этих народов оставил строительство Вавилонской башни (примерно 2000—2500 лет до н. э. в исчислении мормонов), отправился в Европу, а затем добрался до восточного побережья современной Центральной Америки. Второй народ прибыл в Америку примерно в 600 г. до н. э. и состоял из благочестивых иудеев, спасавшихся после разрушения Иерусалима войсками вавилонского царя Навухудоноссора в 587 г. до н. э. Прибыв в Новый Свет, они основали свою цивилизацию. Этому народу открылся Иисус Христос, прибывший на американский континент. Он проповедовал Евангелие, дал заповеди. Редактором и составителем книги считается Мормон — пророк и историк, записавший ее текст на золотых плитах. Его сын, Мороний, добавил новые сведения, сообщенные ему отцом, и перед своей смертью закопал плиты на горе Кумора. В 1827 г. Иосиф Смит выкопал плиты, на которых «исправленными египетскими иероглифами» была выгравирована летопись мормонов. Затем им же текст с помощью «Урима и Туммима» (сверхъестественных очков) был переведен на английский. В 1830 г. «Книга Мормона» вышла в свет. Основные положения теологии «Церкви Иисуса Христа святых последних дней» изложены в 13 декларациях символа веры, а также во 43* 667 многих других источниках, признанных у мормонов. Бог понимается как совершенный человек. Согласно Иосифу Смиту, «Бог когда-то был сам человеком. Как мы сейчас, а ныне — вознесенный человек». К этому добавляется суждение о том, что «Отец обладает телом из плоти и костей, столь же материальным, как у человека». До своего появления на земле все люди были сотворены как духовные существа. Поэтому каждый человек, когда-то родившийся на земле, был на небесах нашим духовным братом или сестрой. Иисус Христос стал первым Духом, рожденным Небесными Родителями, он — наш старший брат. Однако сотворенные духи не могли дольше прогрессировать на небесах. Они должны были оставить небесный дом и облечься в физическое тело, дабы, выдержав испытание, получить возможность воскресения1. Мормоны считают, что при втором пришествии Иисуса Христа наступит последнее тысячелетие существования земли. Иисус Христос будет лично царствовать на земле и будет главою правительства. Деятельность этого правительства будет основываться на законах праведных и сохранит главные права и свободы всех народов. Согласно Иосифу Смиту, мертвых будут судить по протоколам, находящимся на небесах. На последнем суде каждый будет отправлен в одно из четырех царств — целестиальное (надземное), терретиальное (наземное), теле-стиальное (подземное) и тьму внешнюю. Церковь Иисуса Христа святых последних дней управляется священством. Священство разделено на две части — Мелхиседеково и Аароново. Высшее священство — священство Мелхиседеково (по имени первосвященника, жившего во времена Авраама). Низшее священство — это придаток к священству Мелхиседекову. Имеющие Аароново священство наделены властью отправлять таинства веры, покаяния и крещения. Обладатели Мелхиседекова священства руководят церковью и организуют работу в храме. Как члены церкви мормоны делают пожертвования в форме денег, вещей и времени. Соблюдается заповедь десятины — каждый отдает церкви одну десятую часть от всего заработанного. При этом каждый должен научиться «давать весьма охотно и радостно, и его дар будет благословлен»2. Существенные пожертвования поступают от поста. Ежемесячно, в одно из воскресений, мормоны соблюдают постный день. Правильное соблюдение постного дня заключается в пропуске двух приемов пищи подряд, когда ничего не едят и не пьют. Постящийся должен отдавать церковному начальству еду или деньги, которые 1 Основы Евангелия. Солт-Лейк-Сити, Юта, 1981. С. 9—12. См. там же. С. 222. могли бы быть затрачены на продукты для двухразового питания. Пожертвования от поста идут на обеспечение нуждающихся мормонов пищей, жильем, одеждой и медицинской помощью. Жертвование временем выражается в безвозмездном исполнении разнообразных поручений — помощь в организации и проведении богослужений, занятия с изучающими «Книгу Мормона», беседы с неяв-ляющимися членами церкви мормонов. Наиболее распространенной и почетной формой жертвования времени является миссионерская деятельность. Каждый мормон (мужчина с 18 лет, женщина с 21 года) должны два года прослужить в качестве миссионера. Многие тысячи миссионеров (за свои собственные деньги) едут во все части света, чтобы проповедовать учение Церкви Иисуса Христа святых последних дней. Существует специальный фонд, пожертвования в которые используются для поддержания и расширения миссионерской активности мормонов и материальной помощи миссионерам, чьи семьи не могут их содержать. Миссионеры обычно ходят по улицам заранее выбранных районов, подходят к двери дома и стучат в нее. Если хозяева отвечают на стук, миссионеры завязывают беседы, предлагают литературу, приглашают на собрания. Россия рассматривалась мормонами как перспективное поле для миссионерской деятельности. До 1917 г. Санкт-Петербург и другие города России посещали видные представители «Церкви Иисуса Христа святых последних дней». В 1990 г. в Ленинград прибыла первая группа миссионеров, образовавших объединение последователей мормонизма, получившая в том же году официальное признание властей. 21 мая 1991 г. мормоны были зарегистрированы как общероссийская религиозная ассоциация, которая входит в европейскую зону, возглавляемую президентом. Далее церковная администрация подразделяется на миссии, в каждую из которых входит несколько общин. Общая численность последователей Церкви Иисуса Христа святых последних дней в России — свыше 5 тыс. Другим известным культом является «Церковь Последнего Завета», возглавляемая неким Виссарионом (С.Тороп). С.Тороп начал посещать кружок уфологов, где он обретает будущих помощников в создании и распространении «единственно подлинной веры». Заметное влияние уфологических доктрин религиозно-философских учений обнаруживается в вероучении религиозного движения, основанного С.Торопом. В мае 1990 г. с его глаз снимается «повязка» и перед ним открывается память прошлого двухтысячелетней давности. 18 августа 1991 г. под Минусинском он, назвав себя Виссарионом, сообщает о создании учения Единой веры. С 1992 г. в Минусинск стали съезжаться последователи Виссариона и его учения, расселяясь в Минусинском, Курганском и Ка- ратузском районах. 24 июня 1994 г. создана и официально зарегистрирована Община единой веры, которая в сентябре 1995 г. была преобразована в «Церковь Последнего Завета». Источник вероучения «Церкви Последнего Завета» — Священное Писание и Последний Завет, написанный Виссарионом и содержащий 61 заповедь и множество принадлежащих ему же религиозно-этических наставлений. Излагая свою вероучительную доктрину, Виссарион обращается к концепциям и понятиям восточных религий и теософских школ. Поэтому его суждения о божественных силах существенно отличаются от вероучений исторически сложившихся христианских течений. Так, согласно Виссариону, Творец вселенной (Единый, Абсолют) и Отец Небесный — это не одно и то же. Первый выступает в качестве начала материального бытия и материальной энергии. Отец же Небесный одновременно является сыном Единого и Отцом душ человеческих, источником истины и святости. Христианский догмат о боговоп-лощении в учении Виссариона адаптируется к российским условиям. Местом рождения плоти (Виссариона), через которую будут твориться предначертанные свершения, станет Россия, так как на российской земле ниспосланной плоти «необходимо познать изнутри все стороны жизни этого общества и уровень разрушения людей современности». Переезд семьи С. Торопа из Краснодара в Минусинск объясняется тем, что Сибири предначертано стать местом, где начнутся изменения вселенского масштаба. Утверждается, что именно в Сибири расположено сердце земли, именно здесь чистота «веками сохранялась под тайгой, чтобы оставаться нетронутой эмоциональной грязью, которая сейчас серой пеленой опутала уже почти всю нашу планету». Из таинств в «Церкви Последнего Завета» соблюдаются крещение и венчание. Вводится своеобразное таинство благословения — выспрашивания и принятия от Отца Небесного разрешения на благие дела, индивидуальные или совместные. Благословляется (в произвольной форме) еда. К таинствам последователи учения Виссариона относят литургию, которая проводится два раза в неделю — по воскресеньям и средам. Наиболее почитаемый обряд—священный круг. Он совершается соединением рук, знаменующим воссоединение с Богом и готовность очистить землю от нравственной и мыслительной грязи. В 16.30 по московскому времени все последователи «Церкви Последнего Завета» участвуют в сеансе слияния с Учителем, во время которого они мысленно воспроизводят образ Виссариона и общаются с ним. Главным праздником «Церкви Последнего Завета» является Рождество Виссариона Христа, отмечаемое в 14 часов 14 января. День и год рождения Виссариона (14.01.61) провозглашается началом Эры Рассвета, с которого последователи Виссариона ведут новое летоисчисление. В «Церкви Последнего Завета» практикуется строгое вегетарианство. Ограничения объясняются происходящим, по утверждению Виссариона, изменением вибрации Земли. И чтобы не погибнуть под воздействием такой вибрации, плоть человека должна реагировать на эти изменения, меняя структуру питания. Запреты распространяются на чай, кофе, сахар, молочные продукты, животное и растительное масло. Своей структурой «Церковь Последнего Завета» мало чем отличается от других нетрадиционных религий. Во главе ее в ранге «Высшего духовного лица церкви и ее основателя» стоит Виссарион. Высшими административно-управленческими звеньями являются устроители Церкви, ведающие в основном координацией внешних связей, строительством. Распределением материальных и денежных средств церкви занимается церковный совет. Проведение богослужений и отправление обрядов возлагается на священников, рукополагаемых Виссарионом. Там, где отсутствуют священники, распространением учения «Церкви Последнего Завета» занимаются миссионеры. Социальные аспекты «Церкви Последнего Завета» явственно проступают в наставлениях Виссариона, в его многочисленных встречах и интервью в различных городах России и за рубежом. В них состояние современного общества расценивается как движение к пропасти. Перед лицом быстро надвигающейся катастрофы происходит серьезная поляризация людей: отныне люди открыто разделились на силы света и мрака, «третьего не будет» (Виссарион). Равнодушно взирающие на происходящее разделение зачисляются в разряд носителей зла, «ибо неделание в период свершений только лишь укрепляет противостояние»1. По мнению Виссариона, сегодня налицо множество признаков завершения Царства Силы, в границах и по законам которого развивалось человечество. И оно должно перейти на качественно более высокие ступени развития— уровень Царства Души, который, по словам Виссариона, в Библии называется Царством Божьим. И хотя агония Царства Силы принимает вселенские масштабы, в России ее проявления обретают ярко выраженные черты. Поскольку именно земле российской уготована великая миссия спасения человечества от погибели. В феврале 1999 г. Виссарион опубликовал манифест «Последняя надежда» (обращение к современному человечеству), в котором он приходит к выводу о том, что его семилетняя проповедь истины не удержала человечество от стремительного движения к пропасти. Набравшая огромную инерцию психология эгоизма стала для многих незримым властелином и превратила их в друзей сатаны. Только уверовав в учение Виссариона, люди научатся правильно формировать основы своего бу- 1 Последний Завет. СПб., 1994. С. 301. дущего, найдут выходы из крайне опасных ситуаций и не будут приносить какой бы то ни было вред. Прообразом нового общества, по мысли Виссариона, являются поселения его последователей на юге Красноярского края. За короткое время из многих городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья сюда приехали приверженцы «Церкви Последнего Завета». Более чем в сорока населенных пунктах (по данным на август 1999 г.) проживает 2076 сторонников учения Виссариона (взрослых). Вместе с детьми их численность составляет 2902 человека. 36 % взрослых имеют высшее образование, 31% — среднее и неполное среднее — 33 %. В таежных поселениях последователей Виссариона происходит процесс формирования «единых семей», вступившие в которые обязуются помогать друг другу. На общих собраниях «единой семьи» практикуется проведение «скамей мудрости». Во время этой процедуры каждый обязан без утайки рассказать о своих дурных помыслах и поступках, а слушающие не должны потакать сидящему на «скамье мудрости», но, напротив, указывать на забытые им проступки. Центральным поселением последователей «Церкви Последнего Завета» является «обитель Рассвета», строительство которой начато в 1995 г. у основания горы «Сухая» над озером Тиберкуль. Поселение верующими также называется «Городом солнца», «Городом Мастеров», «Новым Иерусалимом». На вершине горы «Сухая» стоит дом, в котором живет Виссарион. Вблизи расположены дома пяти его ближайших учеников. В настоящее время в «Обители рассвета» полностью отказались от денежных и бартерных отношений между поселенцами. Планируется отказаться от финансовых взаимоотношений не только между общинами последователей учения Виссариона, но и между этими общинами и государством в части выплаты налогов за имущество и природные ресурсы1. Последняя надежда. Обращение к современному человечеству. СПб., 1999. С. 155—156. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие................................................................................................... 3 БУДДИЗМ............................................................................................................. 5 Возникновение буддизма (Б. А. Иванов).............................................. 6 Основные идеи и направления буддизма (Б. А. Иванов)............... 9 Тибетский буддизм, или ламаизм (Б. А. Иванов)..................................... 11 Буддизм в Шри Ланке {А. Л. Сафронова)................................................... 27 Буддизм в Индокитае (Я. И. Бектимнрова)............................................... 44 Буддизм в Китае (Б. У Китинов)..................................................................... 58 Буддизм в России (Б. У. Китинов)........................................................... 61 ХРИСТИАНСТВО.................................................................................................. 65 (ПРИМЕЧАНИЕ: РАЗДЕЛ ХРИСТИАНСТВО – ОПУЩЕН!!!) Возникновение христианства............................................................................... 66 Социально-исторические и духовные предпосылки возникновения христи
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 5347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |