Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Истории, рассказанные иудейскими учеными. 2 страница




 

«…и придерживайся благонравия в отношениях с людьми» — пришло много шариатских текстов, указывающих на достоинство благонравия. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самой совершенной верой обладают те верующие, которые имеют наилучший нрав» [633]. Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил о том, что ближе всего в Судный День к нему будут люди, имеющие наилучший нрав.

Хорошие нравственные качества приводят к благой жизни в обществе, а человека, проявляющего благие нравы, начинают любить люди. Но самым главным является то, что человек получит за это великую награду в Судный День.

 

 

62 — Сообщается, что ибн ‘Аббас сказал: «Однажды, когда я сидел верхом позади пророка (мир ему и благословение Аллаха) он сказал: “О мальчик, я научу тебя нескольким словам: помни об Аллахе, и Он будет хранить тебя, помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой. Если (захочешь) попросить (о чём-либо), проси Аллаха, если (захочешь) обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху, и знай, что если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, ибо перья уже подняты, а страницы высохли"» [634].

В той версии этого хадиса, которую ат-Тирмизи не приводит, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой, стремись узнать Аллаха в благоденствии, и Он узнает тебя в беде, и знай, что обошедшее тебя стороной не могло постичь тебя, а постигшее тебя не могло обойти тебя стороной, и знай также, что помощь (приходит) после терпения, радость - после скорби, а облегчение - после тягот".

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал, обращаясь к ибн ’Аббасу: «О мальчик,…». Ведь, ибн ’Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, был в то время еще маленьким. Когда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, умер, ибн ’Аббасу было всего 15-16 лет, а может и меньше. Ибн ’Аббас сидел верхом позади пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, когда тот сказал ему: «О мальчик, я научу тебя нескольким словам: помни об Аллахе, и Он будет хранить тебя…». Это великие слова! Храни шариат Аллаха и Его религию, выполняя Его приказы и сторонясь того, что Он запретил. Изучай религию Аллаха и Его шариат. Если ты будешь хранить религию Аллаха, Аллах будет хранить тебя! Он будет хранить твое тело, твое имущество, твою семью, твою религию, и последнее (то есть религия) является самым важным. Он будет оберегать тебя от кривизны и заблуждений, ибо чем больше человек стремится к прямому пути, тем больше Аллах Всевышний увеличивает для него верное руководство. Аллах Всевышний сказал: «Тем, кто следует прямым путем, Он увеличивает их приверженность прямому пути и дарует их богобоязненность» [635]. А если же человек стремится к заблуждению, то Аллах Всевышний увеличивает его заблуждение. Как пришло в хадисе: «Если раб Аллаха совершает грех, то на его сердце появляется черное пятно, и если он перестает грешить, просит прощения и раскаивается, то пятно исчезает» [636]. А если же он не перестает грешить, совершает второй грех, затем третий и четвертый, то сердце, в конце концов, запечатывается. Пусть Аллах убережет нас от подобного!

 

«Если (захочешь) попросить (о чём-либо), проси Аллаха…» — то есть: не полагайся ни на одно из творений, а если хочешь попросить о чем-либо, то проси только у Аллаха!

Например, бедный человек просит Аллаха Всевышнего: «О Аллах, даруй мне пропитание», и Аллах дает ему пропитание оттуда, откуда он даже не ожидал. Если же он пойдет просить у людей, то они могут дать, а могут и не дать. Поэтому пришло в хадисе: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, для любого из вас взять верёвку, нарубить дров (и принести их) на спине, чтобы продать, лучше, чем обращаться с просьбами к какому-нибудь человеку, который может дать ему (что-либо), а может и отказать» [639].

 

«…если (захочешь) обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху» — ты можешь обратиться за помощью к человеку только в крайнем случае. Но даже тогда, ты должен помнить, что человек является всего лишь причиной, поэтому не следует полагаться на него всем сердцем.

Если Аллах Всевышний пожелает оказать тебе помощь, Он может сделать это через причины, которые тебе известны, и через причины, которые тебе неизвестны. Аллах Всевышний может помочь тебе таким образом, что ты даже не узнаешь, как это произошло. Аллах Всевышний может помочь тебе посредством творения, которое Он подчинит тебе. Поэтому, получая помощь, ты не должен забывать Того, Кто помог тебе!

 

Затем пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «…и знай, что если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом». Поэтому, если люди принесут тебе какую-то пользу, знай, что она от Аллаха, ибо именно Он предопределил это. Нет сомнения в том, что люди помогают друг другу, но все это происходит по предопределению Аллаха.

А затем пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «…если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом».

Вера в эти слова привязывает человека к своему Господу, заставляет его полагаться только на Господа и ни на кого больше. Ведь, человек знает, что если все творения соберутся вместе, чтобы нанести ему вред, они навредят ему лишь в том, что было предопределено Аллахом. Его надежда связана только с Аллахом, и он уповает только на Него. Его не волнуют творения, даже если они собрались все вместе против него. Аллах Всевышний сказал: «Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никакого вреда. Воистину, Аллах объемлет все, что они совершают» [640].

Затем пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «…ибо перья уже подняты, а страницы высохли». То есть: то, что предопределил Аллах, уже записано, чернила на страницах уже высохли, и пересмотра не будет.

 

А в другой версии этого хадиса сказано: «…и знай также, что помощь (приходит) после терпения, радость - после скорби, а облегчение - после тягот».

Если ты проявишь терпение и будешь совершать то, что повелел тебе Аллах, то Он поможет тебе. Терпение (сабр) включает в себя три вещи:

1 ― Терпение в подчинении Аллаху;

2 ― Терпение в отстранении от греховного;

3 ― Терпение в несчастьях, предопределенных Аллахом.

 

«… радость - после скорби…» ―чем сильнее становится скорбь, тем ближе просвет. Аллах Всевышний сказал: «Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Какой-то иной бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!» [641]

 

«… а облегчение - после тягот …» ― после каждой тягости наступает облегчение. Более того тягость облегчается двумя облегчениями: одно облегчение до тягости, а второе – после нее. Аллах Всевышний сказал: «Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение. За каждой тягостью наступает облегчение» [642].

63 — Сообщается, что Анас сказал: «Поистине, вы совершаете такие поступки, которые в ваших глазах тоньше волоса, тогда как при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мы относили их к числу смертных грехов (мубикъат)» [643]. аль-Бухари сказал: “Под смертными грехами (аль-мубикъат) подразумевается всё то, что приводит к гибели (аль-мухликат)”.

 

Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, был из числа долгожителей и прожил после пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, почти 90 лет. За эти года многое изменилось, изменилось положение людей, появились люди, которые стали небрежно относиться к тому, что во времена пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, считалось важным делом.

Например, коллективная молитва, которую сподвижники никогда не оставляли. В их времена коллективную молитву пропускали только лицемеры и люди, которые не могли дойти до мечети по причине болезни. Но в конце времен сподвижников уже появились люди, которые стали небрежно относиться к коллективной молитве. А в наше время люди относятся небрежно уже к молитве, как таковой, не говоря уже о намазе в коллективе. В наше время некоторые люди вообще не совершают намаз, некоторые совершают, потом оставляют, некоторые не совершают его в положенное время. Всё это считается чем-то обычным среди людей, хотя во времена пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, это относилось к губительным грехам.

Также обман во времена пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, считался страшным грехом. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Кто обманывает, тот не имеет ко мне отношения» [644].

Но посмотри на людей сегодня! Для них обман стал гораздо более легкой вещью, чем многие другие поступки. Дошло даже до того, что некоторые люди гордятся тем, что умеют обманывать, и считают это мастерством в торговле и в заключении договоров. А ведь пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, отрекся от человека, обманывающего людей.

Также ложь во времена сподвижников считалась страшным и губительным грехом, а в наше время люди считают это чем-то обычным. Люди лгут и даже не обращают на это внимания. Хотя пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Станет человек лгать, пока не будет записан пред Аллахом как отъявленный лжец» [645].

В пример можно привести еще много других дел, которые во времена сподвижников считались губительными грехами, а в наше время люди изменились, и стали для них эти дела по значимости тоньше волоса. Чем сильнее вера человека, тем прегрешение видится ему страшнее. Чем слабее вера, тем прегрешение кажется человеку более легким. Он пренебрегает этим, не выполняет обязательные предписания религии, не обращая на это внимания, ибо вера его слаба!

 

 

64 — Передается от Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах Всевышний ревнив, а проявляется ревность Аллаха Всевышнего в том случае, когда человек совершает то, что Аллах запретил ему (делать)» [646].

 

Ревность – это установленный атрибут Всевышнего Аллаха! Но Его ревность не подобна нашей ревности[647].

Аллах Всевышний по Своей мудрости вменил в обязанность рабам совершение некоторых вещей, запретил им некоторые поступки и дозволил им некоторые поступки.

Если Аллах Всевышний вменил что-то в обязанность, значит в этом заключено благо для человека, как для его мирской жизни, так и для его религии. Если же Аллах запретил что-то, значит в этом заключено зло для человека, как для его мирской жизни, так и для его религии. Поистине, Аллах Всевышний ревнует, когда человек совершает то, что Он запретил. Как человек может совершать то, что запретил ему его Господь?! Ведь, Аллах запретил это человеку для его же блага. Аллаху не вредит то, что мы ослушиваемся Его. Но Аллах ревнует, когда человек совершает запретное! Ведь, человек знает, что Аллах – Мудрый, Милостивый, не запрещает что-то рабу по причине того, что Ему жалко, а запрещает только ради нашей пользы. Как, зная это, раб может ослушиваться Аллаха Всевышнего?!

Особенно это касается прелюбодеяния (зина). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет никого, кто проявляет большую ревность, чем Аллах, когда раб Его или рабыня Его совершают прелюбодеяние» [648]. Ведь, прелюбодеяние является мерзостью и очень низким поступком! Поэтому Аллах Всевышний запретил Своим рабам совершать прелюбодеяние и запретил все пути, ведущие к его совершению. Аллах Всевышний сказал: «Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем» [649].

А еще хуже и страшнее прелюбодеяния гомосексуализм! Это гораздо страшнее прелюбодеяния! Аллах Всевышний сказал: «Неужели вы станете совершать мерзкий грех, который до вас не совершал никто из миров? В похотливом вожделении вы приходите к мужчинам вместо женщин» [650].

 

В хадисе пришло указание на атрибут Аллаха Всевышнего «ревность». Приверженцы сунны подтверждают каждый атрибут Аллаха Всевышнего, установленный посредством Корана и Сунны. Они подтверждают атрибуты так, как это подобает Аллаху Всевышнему. Они говорят: «Аллах Всевышний ревнует, но не так, как ревнуют творения». У Аллаха Всевышнего есть атрибуты совершенства, подобающие Его величию, и они не подобны атрибутам творений. Аллах Всевышний сказал: «Нет никого подобного Ему» [651].

 

 

65 — Передается от Абу Хурайры, что он слышал, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Некогда Аллах пожелал подвергнуть испытанию троих из числа сынов Исраиля: прокажённого, лысого и слепого. И Аллах послал ангела, который явился к прокажённому и спросил: “Чего ты хочешь больше всего?”. Он сказал: “Хорошего цвета, хорошей кожи и чтобы ушло то, из-за чего люди избегают меня”. Тогда ангел провёл по нему (рукой), болезнь его прошла, и он был (снова) наделён хорошим цветом и хорошей кожей. (Потом ангел) спросил: “А какое имущество нравится тебе больше всего?”. Он ответил: “ Верблюды” (или: … коровы), - и ему была дарована стельная верблюдица, (после чего ангел) сказал: “Да сделает Аллах её благословенной для тебя!”.

 

Затем (ангел) явился к лысому и спросил: “Чего ты хочешь больше всего?”. Он сказал: “Хороших волос и чтобы ушло то, из-за чего люди избегают меня”. Тогда ангел провёл по нему (рукой), и он был (снова) наделён хорошими волосами. (Потом ангел) спросил: “А какое имущество нравится тебе больше всего?”. Он сказал: “Коровы”, - и ему была дарована стельная корова, (после чего ангел) сказал: “Да сделает Аллах её благословенной для тебя!”.

 

Затем (ангел) явился к слепому и спросил: “Чего ты хочешь больше всего?”. Он сказал: “Чтобы Аллах вернул мне зрение, и я увидел людей”. Тогда ангел провёл по нему (рукой), и Аллах вернул ему зрение. (Потом ангел) спросил: “А какое имущество нравится тебе больше всего?”. Он сказал: “Овцы”, - и ему была дарована стельная овца. И после этого дали приплод (верблюдица и корова) и дала приплод (овца, а через некоторое время) у одного было уже целое вади верблюдов, у другого - целое вади коров, а у третьего - целое вади овец.

В той версии (этого хадиса, которую приводит) аль-Бухари (сообщается, что бывший слепой сказал): “ … я не похвалю тебя …”. Это значит: "я не похвалю тебя, если ты не возьмёшь того, в чём нуждаешься".

 

«… троих из числа сынов Исраиля…» — Исраилем называют Я’куба сына Исхакъа сына Ибрахима, мир им всем. Исхакъ является братом Исмаиля, мир ему. Из потомков Исраиля были такие пророки, как Муса, Харун, ’Иса, и другие.

 

Пришло много историй о сынах Исраиля и их можно разделить на три вида:

1 ― Истории, о которых сказано в Коране;

2 ― Истории, упоминаемые в достоверной сунне;

Что касается первого и второго вида, то нет никаких сомнений, что истории, упоминаемые в Коране и Сунне, являются истиной и их нужно принимать.

Например, к первому виду относятся слова Всевышнего Аллаха: «Не знаешь ли ты о знати сынов Исраиля, живших после Мусы (Моисея)? Они сказали своему пророку: "Назначь для нас царя, чтобы мы сражались на пути Аллаха"» [653], и так далее.

Ко второму виду можно отнести разбираемый нами хадис, так как он тоже повествует о сынах Исраиля.

Этот третий вид в свою очередь сам делится на три подвида:

а) Истории, о ложности которых свидетельствует шариат.

Мы обязаны отвергать те истории, о ложности которых свидетельствует шариат. Таких ложных историй, передаваемых от иудейских ученых, много в книгах толкования Корана.

б) Истории, о правдивости которых свидетельствует шариат.

Такие истории мы принимаем, ибо шариат свидетельствует об их правдивости.

в) Истории, о которых в шариате ничего не сказано.

Относительно таких историй мы приостанавливаемся, и не свидетельствует ни об их правдивости, ни о ложности. Ведь, если мы назовем их правдивыми, остается вероятность, что на самом деле они являются ложными. А если мы сочтем их ложными, остается вероятность, что на самом деле они являются правдивыми. Именно поэтому, следует приостановиться в этом вопросе.

 

Пользы из хадиса:

1 — Благодарность за милости Аллаха является одной из причин, по которой эти милости остаются у человека, а, быть может, даже увеличиваются. Аллах Всевышний сказал: «Вот ваш Господь возвестил: "Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки"» [654].

2 — Существование ангелов. Аллах Всевышний сотворил их из света, даровал им силу для выполнения Его повелений и желание поклоняться только Ему. Ангелы не ослушиваются Аллаха в том, что Он им приказал, и делают то, что им велено.

3 — Ангелы могут принимать человеческий облик, как и случилось в этой истории.

4 — Ангелы могут принимать облик какого-либо конкретного существующего человека.

5 — Ангел провел рукой по прокаженному, лысому и слепому, а Аллах Всевышний избавил их от недостатков. Поистине, когда Аллах Всевышний желает что-то, стоит Ему сказать: «Будь!», как оно тут же случается. Если бы Аллах Всевышний пожелал, Он бы исцелил их и без этого ангела, но Аллах посредством этого ангела подверг их испытанию.

6 — Поистине, Аллах Всевышний может дать такую благодать (барака) имуществу человека, что из малого количества его станет много.

7 — Сыны Адама различаются по степени своей благодарности за милости Аллаха. Когда Аллах Всевышний даровал прокаженному и лысому много имущества, они стали отрицать милость Аллаха. Прокаженный человек сказал ангелу: “Поистине, я унаследовал это богатство только от своих предков”. Что же касается слепого, то он, наоборот, благодарил Аллаха за Его милости.

8 — Утверждение таких атрибутов Аллаха Всевышнего, как довольство и гнев. Аллах Всевышний сказал: «Аллах доволен ими и они также довольны Аллахом» [655]. А также: «Аллах разгневался на них. Они будут мучаться вечно» [656]. Приверженцы сунны признают эти атрибуты, так как они утверждены Кораном и Сунной. Мы не уподобляем эти атрибуты Аллаха атрибутам творений.

 

 

66 — Абу Йа’ля Шаддад бин Аус передал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Умён тот, кто требует у своей души отчёта и совершает (праведные) дела ради того, что будет после смерти, слаб тот, кто позволяет своей душе следовать её страстям, надеясь на Аллаха» [657].

 

67 — Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «(Одним из признаков) хорошего исповедания ислама человеком является его отказ от (всего) того, что его не касается» [658].

 

Ислам человека заключается в предании себя Аллаху внутренне и внешне. Внутреннее предание себя Аллаху заключается в исправлении своего вероубеждения и своего сердца. Внешнее же предание себя Аллаху заключается в исправлении своих деяний и речей.

Люди различаются в исповедании Ислама очень сильно, так же сильно, как они различаются в своем внешнем облике. Среди людей бывают высокие и низкие, полные и худые, красивые и неприятные. Точно так же люди различаются в своем Исламе. Аллах Всевышний сказал: «Не сравнятся люди с теми из вас, кто расходовал и сражался до покорения Мекки. Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после этого. Но каждому из них Аллах обещал наилучшее» [659].

Одной из вещей, которые увеличивают красоту исповедания Ислама человеком, является то, что человек оставляет то, что его не касается, и не приносит пользы ни в религии, ни в мирской жизни. Если мусульманин желает сделать свой Ислам хорошим, ему следует оставить то, что его не касается. Оставь ту вещь, которая тебя не касается!

Например, есть какое-то деяние, и ты сомневаешься в том, делать его или нет? Посмотри, есть ли в этом деле польза для твоей религии или мирской жизни. Если польза есть, то делай, а если нет – оставь.

Сюда относятся такие ситуации, когда человек вмешивается в дела других людей, которые его не касаются. Как раз в наше время это очень распространено. Часто бывает такое, что два человека разговаривают между собой о чем-то, а третий незаметно приближается к ним, стараясь подслушать их разговор.

Оставь те вещи, которые тебя не касаются! Это будет украшением для твоего Ислама. Оставив эти вещи, ты обретешь спокойствие. Человек, который вмешивается в дела других людей, устает от этого, упускает огромное благо, и не получает никакой пользы. Сделай своей заботой собственную душу! Совершай то, что приносит тебе пользу, а иное – оставь. Если бы мы последовали за этим и заботились о своих душах, то обрели бы великое благо.

 

68 — Передается от ‘Умара что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не следует спрашивать мужчину о том, за что он побил свою жену» [660].

 

 

باب التقوى

6-ая глава

«Глава о богобоязненности (такуа)».

Слово «التقوى» - /ат-такуа/ - происходит от слова «الوقاية» - /аль-уикъая/.

«ат-Такуа» заключается в том, что человек совершает то, что защищает его от наказания Аллаха Всевышнего, то есть выполняет Его приказы и оставляет то, что Он запретил.

Аллах Всевышний сообщил в Коране о том, что Рай уготован для богобоязненных. Богобоязненные люди будут обитателями Рая. Поэтому, человек должен бояться Аллаха Всевышнего, выполняя Его повеления, желая Его награды и спасаясь от Его наказания.

В данной главе автор книги упомянул следующие аяты.

 

Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом» [661].

А также: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» [662].

Этот аят поясняет собой смысл предыдущего.

А также: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово» [663].

А также: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» [664].

А также: «О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь, отпустит вам ваши прегрешения и простит вас. Воистину, Аллах обладает великой милостью» [665].

 

 

Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом» [666].

Этот приказ обращен к верующим, ибо вера побуждает их бояться Аллаха Всевышнего. Как бояться Аллаха должным образом? Для разъяснения этого автор привел следующий аят.

Аллах Всевышний сказал: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» [667].

«Бойтесь Аллаха должным образом» ― то есть бойтесь Его по мере своих возможностей. Ведь, Аллах Всевышний не возлагает на человека того, чего он не способен сделать.

Слова «бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» не указывают на пренебрежение в отношении богобоязненности. Напротив, это побуждение проявлять богобоязненность в полной мере, насколько только способен человек. Однако при этом Аллах Всевышний не возлагает на человека невозможного. Аллах Всевышний сказал: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» [668].

Если человек не может выполнять какой-либо приказ Аллаха в совершенном образе, пусть выполняет его так, как может. Поэтому, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ’Имрану ибн Хусайну: «Совершай намаз стоя, но если не сможешь, молись сидя, а если не сможешь делать и этого, то молись лёжа на боку» [669].

То же самое касается всех остальных приказов Аллаха. Например, если человек не может поститься в месяце Рамадан, ему следует возместить пост в другое время. Аллах Всевышний сказал: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» [670]. То же самое касается хаджа: «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь» [671]. Если человек не может добраться до Каабы из-за отсутствия средств, то он не обязан совершать хадж.

 

Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово, тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи» [672].

Аллах Всевышний приказал в этом аяте две вещи: бояться Его и говорить правое слово.

Как мы уже сказали, богобоязненность (такуа) – это выполнение приказов Аллаха и оставление того, что Он запретил.

Что же касается правого слова, то слово истины. Например, поминание Аллаха, поиск знания, побуждение к одобряемому и порицание порицаемого, добрые слова, адресованные другому мусульманину, и так далее. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, объединил это все в хадисе: «Кто верит в Аллаха и в Последний день, пусть говорит благое или молчит» [673].

Если человек боится своего Господа и говорит правое слово, он обретает две пользы. Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово, тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи» [674]. Посредством богобоязненности и правильных речей человек исправляет свои дела и получает прощение грехов. В этом аяте содержится побуждение к богобоязненности и указание на ее плоды!

 

Аллах Всевышний сказал: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» [675].

Если человек выполняет то, что приказал Аллах, и оставляет то, что Он запретил, то Аллах даст ему выход из любого положения. Аллах даст ему выход из любой тяготы, будь то тяготы в его жизни, в его имуществе, в его детях, в обществе, в котором он живет.

Сколько людей, которые боялись Аллаха Всевышнего, и Он давал им выход! Достаточно вспомнить историю о тех троих, которые оказались в пещере, выход из которой перекрыла скала[676]. Подобных примеров много!

«…и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» ― это еще одна великая польза богобоязненности! Например, человек зарабатывал имущество запретным путем (обманом или же ростовщичеством), а потом решил оставить этот заработок ради Аллаха Всевышнего. В таком случае Аллах создает ему выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Только не спеши! Не думай, что если приход удела задержался, значит, он не придет. Аллах Всевышний может испытывать Своего раба, немного задерживая награду, чтобы проверить, вернется человек к грехам или нет. Например, человек занимался ростовщичеством, а затем оставил это дело, после того, как праведные люди разъяснили ему опасность такого заработка. Проходит месяц или два, но человек не получает больше никакого заработка. Не нужно отчаиваться! Не следует говорить: «Где же мое пропитание?! Почему оно не приходит оттуда, откуда я не ожидаю?!» Жди и верь в обещание Аллаха, ибо Он не нарушает Своего обещания. Как передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждому из вас будет дан ответ, если только не станет он торопить (события) и говорить: “Я обратился с мольбой (к Аллаху), но не получил ответа!”» [677] Посему терпи, оставь то, что запретил Аллах, и жди просвета и удела оттуда, откуда даже не ожидаешь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.