Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О побуждении к совершению большего количества благого в конце жизни 2 страница




 

Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, совершал вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, ночной добровольный намаз, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, очень долго стоял, совершая этот намаз. Сообщается, что ‘Айша рассказывала: «Обычно пророк (мир ему и благословение Аллаха) молился по ночам (так долго), что его ступни даже покрывались трещинами » [121].

Ибн Мас’уду уже захотелось сесть, ибо он устал стоять, хотя был молодым юношей. Но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не устал. Он больше всех остальных поклонялся Аллаху и больше других боялся Его.

В этом хадисе указание на то, что человеку, совершающему ночной добровольный намаз, желательно удлинять его. Также знай то, что если ты долго стоишь в намазе, то так же долго желательно совершать поясные и земные поклоны, так же долго сидеть между двумя земными поклонами, и так далее. В сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, содержится указание на то, что намаз должен быть соразмерным. То есть, если ты долго стоишь в намазе, читая суры, то так же долго совершай и остальные столпы молитвы.

 

104 ― Передается от Анаса, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Трое последуют за покойным: (члены) его семьи, его имущество и его дела, назад же вернутся (только) двое, а одно останется. Вернутся назад (члены) его семьи и его имущество, а дела его останутся» [122].

 

Когда человек умирает, люди провожают его до кладбища. Удивительна мирская жизнь и презрена! Хоронят тебя самые любимые люди, а затем удаляются от твоей могилы. И даже если им дадут деньги, чтобы они оставили твое тело в своем доме, они не согласятся. А ведь это самые близкие и любимые для тебя люди.

Следует за человеком также и его имущество, то есть его рабы и слуги. За ним также следуют и его деяния. Назад же вернутся только двое, а одно останется. Вернутся назад члены его семьи и его имущество, а дела его останутся. Просим Аллаха Всевышнего сделать так, чтобы деяния, которые останутся с нами, были праведными.

В этом хадисе указание на то, что мирская жизнь исчезнет. Все украшения мирской жизни покинут тебя, а в могиле с тобой останутся только твои деяния. Тебя покинут и дети, и имущество. Поэтому, брат мой, позаботься о том ″товарище″, который останется с тобой. Постарайся сделать так, чтобы твои деяния были праведными, чтобы они смогли утешить тебя в могиле, когда рядом не будет ни семьи, ни детей, ни любимых людей.

 

نسأل الله لنا ولكم حسن الخاتمة والعافية ، وأن يتولانا وإياكم بعنايته ورعايته. إنه جواد كريم

 

 

105 ― Передается от ибн Мас’уда, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Рай ближе к каждому из вас, чем ремни его сандалий, и столь же (близок к каждому) Огонь» [123].

 

Этот хадис содержит в себе побуждение (таргъиб) и устрашение (тархиб). Побуждение содержится в словах «Рай ближе к каждому из вас, чем ремни его сандалий». Действительно, Рай близок к человеку. Человек может сказать одно слово, которое поможет ему достичь довольства Аллаха, и человек войдет в Рай.

На самом деле этот хадис указывает на более обширный смысл. Поистине, есть много благих деяний и много возможностей оставить запретное, следовательно, есть много причин для вхождения в Рай. Это легко для тех, кому облегчил Аллах Всевышний.

Но также близок к человеку и Огонь. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…и столь же (близок к каждому) Огонь». То есть, Огонь ближе к каждому из вас, чем ремни его сандалий. Человек может произнести одно слово, которое разгневает Аллаха, и человек окажется в Огне на долгие годы. Как много слов произносим мы, не обращая на них внимания! А, ведь, может быть так, что это слово заведет тебя в Огонь.

Разве ты не слышал историю о лицемерах, которые вышли вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в Табук?! Лицемеры разговаривали друг с другом, и вот уже начали говорить: «Не видели мы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти чтецы Корана», имея в виду посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников. Но Аллах Всевышний ниспослал: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: "Мы только болтали и забавлялись". Скажи: "Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали"» [124].

 

نسأل الله لنا ولكم الثبات على الحق ، والسلامة من الآثم

 

 

106 ― Сообщается, что слуга посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Абу Фирас Раби’а ибн Ка’б аль-Аслями, относившийся к числу живших под навесом[125], сказал: «Обычно я проводил ночи у дверей дома посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принося ему воду для омовения и прочие необходимые вещи, и (однажды) он сказал мне: “Попроси меня (о чём-нибудь)”. Я воскликнул: “Я прошу тебя о том, чтобы не расставаться с тобой в раю!” Он спросил: “Может быть, ты хочешь чего-нибудь иного?” Я сказал: “Нет, именно этого!” Тогда он сказал: “В таком случае помогай мне (в борьбе) против твоей души, совершая множество земных поклонов”» [126].

 

Имам ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, привел хадис со слов Раби’а ибн Ка’ба аль-Аслями, да будет доволен им Аллах. Он был слугой посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и относился к числу людей, которых называли ″ахлю-с-суфа″. ″Ахлю-с-суфа″ ― это мухаджиры, у которых не было в Медине своего жилья. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поселил их под навесом мечети. Иногда их количество достигало восьмидесяти, а иногда их было меньше. Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, приносили этим мухаджирам еду, молоко, и другие продукты питания.

Обычно Раби’а ибн Ка’б, да будет доволен им Аллах, приносил пророку, да благословит его Аллах и приветствует, воду для омовения и прочие необходимые вещи. И вот, однажды, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “Попроси меня (о чём-нибудь)”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был самым щедрым из людей, и поэтому хотел вознаградить Раби’а ибн Ка’ба за то, что тот помогает ему. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Вознаградите того, кто сделал вам добро» [127]. Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “Попроси меня (о чём-нибудь)”. Чаще всего, в ответ на такое предложение, люди просят денег, но стремления Раби’а ибн Ка’ба были более возвышенными. Он сказал: “Я прошу тебя о том, чтобы не расставаться с тобой в раю!” Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Может быть, ты хочешь чего-нибудь иного?” Раби’а ибн Ка’б сказал: “Нет, именно этого!” Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “В таком случае помогай мне (в борьбе) против твоей души, совершая множество земных поклонов”.

Большое количество земных поклонов указывает на наличие большого количества поясных поклонов, а большое количество поясных поклонов указывает на долгое стояние человека в намазе. Ведь, в каждом рака’ате есть поясной поклон и два земных поклона. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул в хадисе именно земные поклоны по той причине, что это самое почетное положение молящегося. Именно во время земных поклонов раб бывает ближе всего к своему Господу.

 

Пользы из хадиса:

1 ― Указание на достоинство земных поклонов.

2 ― Чем больше человек совершает дополнительных намазов, тем лучше. Исключением являются времена, во время которых запрещено молиться. Во-первых, это время, начинающееся после утреннего намаза (фаджр), до того, как солнце поднимется на высоту копья. Во-вторых, запрещено совершать добровольные молитвы в тот момент, когда солнце находится в зените. В-третьих, запрещено совершать добровольные молитвы после послеобеденного намаза (’аср) до вечернего намаза (магъриб)[128]. В течение этих трех промежутков времени нельзя совершать дополнительные намазы, кроме как, если эти намазы будут связаны с определенной причиной. Например, разрешено совершать молитву при входе в мечеть, и молитву, совершаемую после малого омовения.

 

 

107 ― Сообщается от Саубана, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ты должен совершать множество земных поклонов Аллаху, ибо, поистине, за каждый земной поклон, совершённый тобой Аллаху, Аллах возвысит тебя на (одну) ступень и снимет с тебя (бремя одного) прегрешения» [129].

 

Пользы из хадиса:

1 ― Указание на то, что человеку следует совершать как можно больше земных поклонов. И как мы говорили ранее, большое количество земных поклонов указывает на совершение большого числа дополнительных молитв.

2 ― Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал на награду человека, совершающего земные поклоны. Во-первых, Аллах Всевышний за каждый земной поклон возвысит человека на одну ступень. А во-вторых, Аллах Всевышний сотрет одно прегрешение этого человека.

 

 

108 ― Передается от Абу Сафвана ‘Абдуллаха ибн Бусра аль-Аслями, что посланик Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшим из людей является тот, кто прожил долгую жизнь и чьи дела были хороши» [130].

 

Если человек прожил долгую жизнь в покорности Аллаху, это приблизит его к Аллаху и поднимет его степень в Последней жизни. Ведь, каждое праведное деяние в течение его долгой жизни, приближает этого человека к Аллаху.

Что касается долгой жизни, то ее дает Аллах, а человек в этом вопросе ничем не владеет. Что же касается хороших деяний, то человек способен совершать их. Ведь, Аллах Всевышний дал человеку разум, ниспослал ему Писание, послал к нему посланников, разъяснил человеку путь, довел до человека довод. Каждый человек способен совершать праведные деяния. Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что некоторые праведные деяния становятся причиной увеличения срока жизни человека. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот, кто желает, чтобы удел его был увеличен, а срок жизни продлён, поддерживает связи с родственниками» [131]. Исходя из вышесказанного, человеку следует постоянно просить Аллаха, чтобы Аллах увеличил срок его жизни и сделал его деяния праведными, ибо это сделает человека лучшим из людей.

В этом хадисе указание на то, что сама по себе долгая жизнь не является благом, если она не будет сопровождаться благими деяниями. Иногда человек может жить долго, но это будет для него злом. Аллах Всевышний сказал: «Пусть неверующие не думают, что предоставленная Нами отсрочка является благом для них. Мы предоставляем им отсрочку для того, чтобы они приумножили свои грехи. Им уготованы унизительные мучения» [132].

 

نسأل الله أن يجعلنا وإياكم ممن طال عمره وحسن عمله ، وحسنت خاتمته وعافيته ، إنه جواد كريم

 

 

109 ― Сообщается, что Анас сказал: «(Однажды) мой дядя, Анас ибн ан-Надр, не принимавший участия в битве при Бадре, сказал пророку, да благословит его Аллах и да приветствует: “О посланник Аллаха, я не участвовал в твоём первом сражении с многобожниками, но, клянусь Аллахом, если (когда-нибудь потом) Он (даст мне возможность сразиться) с ними, то, поистине, Аллах увидит, что я сделаю!” А когда в день битвы при Ухуде мусульмане покинули (свои позиции), он воскликнул: “О Аллах, я приношу тебе извинения за то, что сделали эти [133] ”, - имея в виду своих товарищей - “и (призываю) Тебя (засвидетельствовать) мою непричастность, к (тому, что совершили) те [134]!” (Сказав же это) он двинулся вперёд и столкнулся с (бежавшим) Са’дом бин Му’азом, (которому) сказал: “О Са’д Ибн Му’аз, (я стремлюсь к) раю, и Господу Каабы и Господу ан-Надра! Поистине, я ощущаю его благоухание [135] со стороны Ухуда!” (А потом) Са’д сказал: “Не смог я, о посланник Аллаха, (сделать того) что сделал он!”»

Анас сказал: «А (после боя) мы нашли его убитым и обезображенным многобожниками, насчитав на (его теле) восемьдесят ран от мечей, копий и стрел, и (был он изуродован до такой степени, что) никто не смог опознать его, кроме его сестры, узнавшей (Анаса) по пальцам его рук!»

Анас сказал: «И мы считали (или: … думали), что именно о нём и о подобных ему говорится в ниспосланном свыше аяте: “Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом. Среди них есть такие, которые уже выполнили свои обязательства, и такие, которые еще ожидают, но никак не изменяют своему завету” [136] » [137].

 

110 ― Сообщается, что Абу Мас’уд Укба ибн ‘Амр аль-Ансари сказал: «После ниспослания аята о подаянии мы стали переносить грузы. Один человек пришёл и пожертвовал на это большую сумму, и (лицемеры) сказали: “(Он делает это) напоказ!” А (потом) пришёл другой человек, который пожертвовал всего один са’ (фиников), и тогда они стали говорить: “Поистине, Аллах не нуждается в этом са’!” - после чего и был ниспослан аят, в котором говорится: ″Они поносят тех, кто раздает добровольные пожертвования, и тех, кто с трудом находит средства для пожертвований. Они глумятся над ними, а Аллах поглумится над ними. Им уготованы мучительные страдания″ [138] » [139].

 

«После ниспослания аята о подаянии…» ― речь идет об аяте, в котором содержалось побуждение раздавать милостыню (садакъа). Милостыня (садакъа) заключается в том, что человек раздает некоторую часть своего имущества бедным ради Лика Аллаха.

Когда этот аят был ниспослан, сподвижники поспешили приносить милостыню посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Сподвижники были такими! Когда ниспосылался аят с каким-нибудь повелением, они спешили выполнить то, что им велено. Когда ниспосылался аят с каким-нибудь запретом, они спешили оставить то, что им запрещено. Поэтому, когда был ниспослан аят о том, что вино запрещено, а ансары в это время как раз занимались его распитием, они сразу же прекратили.

Это обязанность каждого верующего! Если до тебя дошло что-либо от Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, то поспеши подчиниться.

В общем, когда был ниспослан аят о подаянии, сподвижники стали нести милостыню по мере своих возможностей. Кто-то приносил много, и лицемеры начинали говорить: “(Он делает это) напоказ, а не ради Аллаха”. Кто-то приносил мало, и лицемеры начинали говорить: “Поистине, Аллах не нуждается в этой мелочи”.

Таковы лицемеры! Они постоянно пытаются поиздеваться над верующими. Самой главной их заботой, которая радует их слух, является издевательство над мусульманами. Они – лицемеры и враги!

Тогда Аллах Всевышний ниспослал аят, в котором сказано: ″Они поносят тех, кто раздает добровольные пожертвования, и тех, кто с трудом находит средства для пожертвований. Они глумятся над ними, а Аллах поглумится над ними. Им уготованы мучительные страдания″ [140].

 

Пользы из хадиса:

1 ― Указание на стремление сподвижников к совершению добра и к борьбе против своих душ.

2 ― Указание на то, что Аллах Всевышний защищает верующих. Посмотри, как Аллах Всевышний ниспослал аят в Своей Книге, защищая верующих от нападок лицемеров!

3 ― Указание на сильную вражду лицемеров к верующим людям. Когда верующие делают много добра, лицемеры порочат их, когда верующие делают мало добра, лицемеры все равно порочат их. Но дело им не принадлежит! Аллах Всевышний поглумился над ними и пригрозил мучительным наказанием.

Аллах Всевышний сказал: «Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» [141].

Много ты сделал или мало, все равно увидишь это, и Аллах Всевышний воздаст тебе. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто бы ни подал хотя бы один финик из благоприобретённого достояния в качестве милостыни, Аллах примет её Своей правой рукой и станет выращивать подобно тому, как любой из вас выращивает своего жеребёнка (или: маленькую верблюдицу), пока не достигнет она размеров горы или более того» [142].

 

111 ― Передается от Абу Зарра аль-Гъифари, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) передал, что его Всемогущий и Великий Господь сказал: «О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал её запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга! О рабы Мои, все вы (были) заблудшими, кроме тех, кому указал Я правильный путь, так просите же Меня направить вас на правильный путь и Я направлю вас! О рабы Мои, все вы останетесь голодными, кроме тех, кого накормлю Я, так просите же Меня накормить вас, и Я накормлю вас! О рабы Мои, все вы останетесь нагими, кроме тех, кого Я одену, так просите же Меня одеть вас, и Я одену вас! О рабы Мои, поистине, грешите вы ночью и днём, а Я прощаю все грехи, так просите же Меня о прощении, и Я прощу вас! О рабы Мои, поистине, никогда не сможете вы ни причинить Мне вред, ни принести пользу! О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же благочестивыми, как и сердце благочестивейшего человека из вас, это ничего не добавило бы к тому, чем Я владею! О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же нечестивыми, как и сердце самого нечестивого из вас, это никак не уменьшило бы того, чем Я владею! О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, встали на одном месте и попросили Меня (о чём-нибудь), а Я дал бы каждому то, о чём он просил, это уменьшило бы то, что у Меня есть, настолько же, насколько игла, опущенная в море, уменьшает (количество его воды)! О рабы Мои, поистине, это - только ваши дела, которые Я исчислю для вас, а потом сполна воздам вам за них, и тогда пусть тот, кто обретёт благо, воздаст хвалу Аллаху, а кто обретёт нечто иное, пусть не пеняет ни на кого, кроме самого себя!» [143]

Са’ид[144] сказал: “Когда Абу Идрис [145] передавал этот хадис, он становился на колени”.
Мы передали его со слов Ахмада бин Ханбаля, да помилует его Аллах, который сказал: “Нет у жителей Шама более почитаемого хадиса, чем этот”.

Имам ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, передал этот хадис от Абу Зарра аль-Гъифари, да будет доволен им Аллах, а тот передал его от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщает в этом хадисе о словах своего Господа. Обладатели знания называют такие хадисы хадисами ″аль-къудси″.

Аллах Всевышний сказал: «О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе…».

То есть: Я никому не причиняю несправедливости.

Аллах Всевышний – Справедливый Судья! Его решение относительно рабов бывает двух видов: либо милость, либо справедливость. Он милостив к тем, кто совершает благие деяния, и справедлив с теми, кто совершает скверные деяния.

Аллах Всевышний увеличивает награду за благие деяния в десять раз, а за прегрешение наказывает одним наказанием. Аллах Всевышний сказал: «Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние. А кто явится со злым деянием, тот получит только соответствующее воздаяние, и с ними не поступят несправедливо» [146]. Не будет такого, что вознаграждение за добрые деяния будет убавлено, и нет такого, что воздаяние за грехи будет выше заслуженного. Аллах Всевышний сказал: «А тот, кто совершал праведные дела, будучи верующим, не будет бояться ни несправедливости, ни ущемления» [147].

«О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе…» ― в этих словах указание на то, что Аллах Всевышний может запретить Себе что-то, а может обязать Себя чем-то. Например, Аллах Всевышний вменил Себя в обязанность милость. Аллах Всевышний сказал: «Ваш Господь предписал себе быть Милосердным» [148]. Также Господь запретил Себе несправедливость. Поистине, Он вершит то, что пожелает!

«О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал её запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!» ― несправедливость между рабами заключается в трех вещах. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил это во время прощального хаджа, сказав: «Поистине, ваша жизнь, ваше имущество и ваша честь являются столь же запретными для вас, как и этот ваш день в этом вашем городе и в этом вашем месяце. Довёл ли я это до вас?» [149] В этих трех вещах люди обычно притесняют друг друга: жизнь, имущество и честь.

 

Никто не имеет права покуситься на жизнь другого. Покушение на жизнь бывает двух видов:

· Убийство;

· Либо то, что меньше убийства, как нанесение ран и повреждений.

Всё это запрещено! И знай, что если ты сломаешь кость мертвому, это подобно тому, как ты бы сломал ее живому[150]. Поэтому ученые ханбалитского мазхаба говорят, что нельзя отрезать мертвому ничего из его органов, даже если он сам завещал это.

Аллах Всевышний также сделал неприкосновенным имущество человека. Никто не может забрать имущество своего брата мусульманина безо всякого права. Нельзя отбирать имущество, применяя силу, нельзя воровать, нельзя обманывать и лгать. Всё это запрещено!

Бывают такие люди, которые торгуют и занимаются при этом обманом. Каждая копейка, полученная ими через обман, является запретной. Такие люди приобретают две опасные вещи:

Во-первых, они причиняют несправедливость своим братьям мусульманам, забирая у них имущество безо всякого права.

Сюда также относится то, что делают некоторые соседи, перенося заборы земельных участков, чтобы увеличить свою территорию. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(В День воскресения) вокруг шеи присвоившего себе часть (чужой) земли обовьётся (собранное) с семи земель” [152].

К несправедливости также относится посягательство на деньги человека. Например, у одного человека хранятся деньги другого, а он говорит: «У меня не было никаких твоих денег». Такой человек поедает чужое имущество безо всякого права. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я - только человек, а вы приходите ко мне со своими спорами. И может оказаться так, что кто-нибудь из вас более убедителен в своих аргументах, чем другой, и тогда я вынесу решение в его пользу на основании части того, что услышу, однако пусть знает тот, кому я присужу то, что по праву принадлежит его брату, что выделяю я ему частицу адского пламени!» [153] Если ты вот так присвоил чужое имущество и смог доказать в суде, что оно принадлежит тебе, это все равно не спасет тебя в Последней жизни. Ведь, судья выносит решение исходя из того, что слышит, не зная сокровенного. Но Тот, Кто знает сокровенное, рассчитает тебя в День Воскресения.

Аллах Всевышний также сделал неприкосновенной честь человека. Человеку запрещено покушаться на честь своего брата, нельзя обсуждать его за спиной или ругать его. Все это относится к тяжким грехам. Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение?» [154]

Злословие о своем брате за его спиной (гъиба) запрещено! Передается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда меня вознесли на небо, я прошел рядом с людьми, у которых были ногти из меди, и они царапали ими свои лица и груди. Я спросил: “Кто это, о Джибриль?” Он сказал: “Это – поедающие мясо людей и бесчестящие их”» [155].

Также, если человек посягает на честь своего брата, то его брат в Последней жизни сможет забрать благие деяния этого человека. Поэтому, когда некоторым из саляфов говорили, что определенный человек обсуждает их за спиной, они отправляли тому человеку подарки. Люди удивлялись и спрашивали: «Этот человек злословит о вас, а вы отправляете ему подарки?» Тогда саляфы отвечали: «Да, этот человек подарил мне свои благие деяния, которые останутся со мной навсегда, а я дарю ему всего лишь подарок в мирской жизни, которая скоро исчезнет». Посмотри же на то, как саляфы понимали религию!

Злословие запрещено и относится к тяжким грехам! Но еще хуже, когда человек злословит за спиной о правителях и ученых. Злословие об этих людях гораздо страшнее злословия о простых людях[156]. Причина этого состоит в том, что злословие об ученых умаляет достоинство знания, которое они хранят в себе и которому обучают людей. После этого люди начинают отвергать те знания, которыми они обладают и это наносит вред религии! А что касается злословия о правителях мусульман, то оно ослабляет их влияние и люди начинают восставать против них. А если люди восстают против правителей мусульман, то распространяется анархия.

 

لا يـصـلـح الـنـاس فــوضـــى لا ســراة لــهــم

ولا ســـراة إذا جـــهــــالـهــم ســـــادوا

«Не принесет людям пользы анархия,

И нет руководства, когда руководят невежды».

 

Затем Аллах Всевышний сказал: «О рабы Мои, все вы (были) заблудшими, кроме тех, кому указал Я правильный путь, так просите же Меня направить вас на правильный путь и Я направлю вас!»

Заблудшие бывают двух видов:

· Люди, которые не знают истину;

Например, христиане, которые не знали об истине, пока не пришел посланник Аллаха Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Но затем они узнали об истине, но проявили высокомерие перед ней.

· Люди, отклонившиеся от истины, хотя знали о ней.

Это люди, которые предпочли заблуждение после того, как поняли истину. Например, иудеи, которые знают истину, но не принимают ее.

В общем, Аллах Всевышний сказал: «О рабы Мои, все вы (были) заблудшими…». То есть: все вы либо не знали об истине, либо не принимали ее, кроме тех, кому Я указал на правильный путь. И Аллах говорит: «…так просите же Меня направить вас на правильный путь и Я направлю вас!»

Но большинство из нас отворачиваются от этого! Большинство из нас совершают поклонение так, будто это всего лишь привычка. Они совершают поклонение только по той причине, что его совершают другие люди. Получилось так, будто бы мы не нуждаемся в Аллахе и в том, чтобы Он наставил нас на прямой путь. Нам следует постоянно просить у Аллаха прямого руководства. Более того человек в каждом намазе обязан говорить: «Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших» [157]. Но где сердца внемлющие?! Поистине, большинство молящихся, читая эти аяты, проплывают мимо них, как проплывают облака, не приносящие никаких осадков. А, ведь, нам следует обращать свое внимание на эти аяты. Мы должны осознавать, что нуждаемся в том, чтобы Аллах нас наставил.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.