Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Об умеренности в поклонении 3 страница




 

139 ― Сообщается, что ’Ади ибн Хатим сказал: «Я слышал, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Защитите себя от огня хотя бы с помощью половинки финика”» [275].

 

В (другой) версии этого хадиса, приводимой в обоих “Сахихах” со слов Ади бин Хатима сообщается, что он сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Не найдётся среди вас такого, с кем Господь его не станет говорить без переводчика, а потом (человек) посмотрит направо и не увидит ничего, кроме совершённого им раньше, и посмотрит он налево и не увидит ничего, кроме совершённого им раньше, а потом он посмотрит вперёд и не увидит перед лицом своим ничего, кроме пламени (Ада). Так защитите же себя от Огня хотя бы с помощью половинки финика, а если (человек) не найдёт и этого, то - с помощью благого слова!”» [276].

В этом хадисе указание на некоторые из путей к благу, а этих путей много. К таким путям также относится и раздача милостыни (садакъа). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Милостыня тушит грехи подобно тому, как вода тушит огонь» [277].

Затем автор книги привел хадис, в котором сообщается, что Аллах Всевышний будет говорить с каждым человеком в День Воскресения. Аллах Всевышний сказал: «О человек! Ты стремишься к своему Господу и встретишься с Ним» [278]. То есть: ты обязательно встретишь своего Господа, и Он рассчитает тебя. Это радостная весть для верующих, как сказал Аллах: «Бойтесь Аллаха и знайте, что вы встретитесь с Ним. Обрадуй же верующих!» [279] Хвала Аллаху, ибо верующий, встретив своего Господа, обретет благо.

Аллах Всевышний будет говорить с человеком в Судный День без переводчика. Он будет разговаривать с каждым верующим рабом, будет говорить ему: “Совершал ли ты то-то и то-то в такой-то день?” Верующий будет подтверждать то, что он совершал, и уже подумает, что погиб. Но Аллах Всевышний скажет: “Поистине, Я скрыл твои грехи в мирской жизни, и Я прощаю их тебе сегодня” [280]. Сколько же наших грехов скрывает Аллах и никто, кроме Него, не знает об этом! А в Судный День Аллах Всевышний окажет еще большую милость, простив эти грехи и освободив человека от наказания. Хвала Аллаху!

«…а потом (человек) посмотрит направо и не увидит ничего, кроме совершённого им раньше, и посмотрит он налево и не увидит ничего, кроме совершённого им раньше, а потом он посмотрит вперёд и не увидит перед лицом своим ничего, кроме пламени (Ада). Так защитите же себя от Огня хотя бы с помощью половинки финика…».

В этом хадисе доказательство на то, что Аллах Всевышний говорит такими словами, которые можно услышать и понять. Человек не будет нуждаться в переводчике, чтобы понять речь Аллаха.

В этом хадисе также указание на то, что даже самая маленькая милостыня может спасти от Огня. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Так защитите же себя от Огня хотя бы с помощью половинки финика…».

«…а если (человек) не найдёт и этого, то - с помощью благого слова» ― к благому слову, например, относится чтение Корана. Коран – это самое благое из всех слов! К благим словам относятся слова /Субхана-Ллах/,/Ля иляха илля-Ллах/, и так далее. К благим словам относится призыв к одобряемому и запрещение порицаемого. К благим словам относится изучение религиозных наук и обучение им других. К благим словам относится всякое слово, которое приближает человека к своему Господу.

 

 

140 ― Передается от Анаса, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах доволен (таким Своим) рабом, который воздаёт Ему хвалу после каждого приема пищи и каждый раз после того, как выпьет воды» [281].

 

В этом хадисе указание на то, что человек может достичь довольства Аллаха, совершая какие-нибудь простые дела. Аллах Всевышний доволен человеком, который, заканчивая прием пищи, говорит: ″Хвала Аллаху″, и, заканчивая пить воду, говорит: ″Хвала Аллаху″. Нужно знать, что у приема пищи и питья воды есть определенные нормы и есть слова, которые следует произносить.

Человек должен есть и пить правой рукой, а есть и пить левой рукой запрещено, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил это. Он также сообщил о том, что шайтан ест и пьет левой рукой. Ияс ибн Саляма ибн аль-Аква', да будет доволен Аллах им и его отцом, передал, что его отец рассказал ему следующее: «Один человек стал есть левой рукой в присутствии посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и пророк велел ему: "Ешь правой рукой!" Тот сказал: "Я не могу", и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Да не сможешь ты! Ничто не мешает ему кроме гордости!" — и больше этот человек уже не смог поднести ко рту правую руку» [282].

Перед приемом пищи и питьем воды обязательно нужно говорить: “С именем Аллаха” /Бисми-Ллях/. Если человек не скажет этого, совершит грех, а шайтан будет есть вместе с ним. Если человек забыл в начале приема пищи произнести “Бисми-Ллях“, то, как только вспомнит, пусть скажет: «С именем Аллаха в начале и в конце!»

باسم الله أوله وآخره

(Бисми-Лляхи аууаляху уа ахыраху)

Если кто-нибудь забудет сказать “Бисми-Ллях“, то напомни ему. Сообщается, что ‘Умар ибн Аби Салама, да будет доволен им Аллах, сказал: «В детстве я находился на попечении посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Обычно я протягивал руку к разным концам общего блюда, но однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: «О мальчик, скажи: “С именем Аллаха”, ешь правой рукой и бери то, что находится рядом с тобой!» — и с тех пор я ем только так» [283]. В этом хадисе также указание на то, что каждый из сидящих за столом должен сказать “Бисми-Ллях“.

В конце приема пищи человеку следует восхвалить Аллаха за то, что Аллах Всевышний облегчил ему прием пищи. Аллах Всевышний сказал: «Видели ли вы то, что вы сеете? Вы ли заставляете его произрасти или Мы заставляем?» [284] А также: «Видели ли вы воду, которую вы пьете? Вы ли ниспосылаете ее из дождевых туч или Мы ниспосылаем?» [285]

 

141 ― Передается от Абу Мусы, что (однажды) пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Каждый мусульманин должен давать милостыню”. (Один человек) спросил: “Скажи мне, а если у него ничего не найдётся (для этого)?” Он сказал: “Пусть потрудится своими руками, принесёт пользу самому себе и даст милостыню”. (Человек) спросил: “О посланник Аллаха, а что если он не сможет сделать этого?” Он сказал: “Тогда пусть поможет оказавшемуся в затруднительном положении”. (Человек) спросил: “А если он не сможет (сделать этого)?” Он сказал: “(Тогда пусть) побуждает к одобряемому”. (Человек) спросил: “(Скажи мне), а если он не (сумеет) сделать (и этого)?” Он сказал: “(Тогда пусть) воздерживается от совершения дурного, и это станет милостыней” [286].

 

“Каждый мусульманин должен давать милостыню” ― мы уже разбирали более подробный хадис на эту тему, в котором было сказано: «Каждый день с наступлением утра каждому из вас следует давать милостыню столько раз, сколько есть (в его теле) суставов. Каждое произнесение слов “Слава Аллаху” /Субхана-Ллах/ есть милостыня, и каждое произнесение слов “Хвала Аллаху” /Аль-хамду ли-Ллях/ есть милостыня, и каждое произнесение слов “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха” /Ля иляха илля-Ллах/ есть милостыня, и каждое произнесение слов “Аллах велик” /Аллаху акбар/ есть милостыня. Побуждение к одобряемому есть милостыня и удержание от порицаемого есть милостыня» [287].

Путей к добру много, но душа, приказывающая зло, удерживает человека от этого блага. Когда человек желает сделать что-то хорошее, душа открывает перед ним дверь к другому. Затем опять завлекает его во что-то другое, и так человек губит свое время.

Поэтому человеку следует спешить совершать благие деяния. Как только представилась возможность, сразу же совершай благое. Аллах Всевышний сказал: «Состязайтесь же в добрых делах» [288]. Если человеку представится возможность совершить благое, а он откажется, то существует вероятность, что Аллах отдалит его в будущем от этого дела. В хадисе сказано: «Люди будут продолжать держаться позади до тех пор, пока Аллах не отодвинет их назад!» [289]

 

نسأل الله أن يعيننا وإياكم على ذكره وشكره وحسن عبادته ، إنه جواد كريم

 

باب الاقتصاد في الطاعة

14-ая глава

 

Аллах Всевышний сказал: «Та. Ха. Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен» [290].

А также: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» [291].

 

Умеренность заключается в том, чтобы человек придерживался середины между излишеством и упущением. Это требуется от человека во всех ситуациях. Аллах Всевышний сказал: «Когда они делают пожертвования, то не расточительствуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями» [292].

Человек должен придерживаться умеренности в покорности Аллаху, не возлагая на свою душу то, что ей не по силам. Однажды, пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сообщили о трех, один из которых сказал: “Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт”. Другой сказал: “Я стану постоянно соблюдать пост”. Третий же сказал: “А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь”. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Так это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь (по ночам) и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает (следовать) моей сунне, не имеет ко мне отношения!” [293] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отрекся от тех, кто не желает следовать его сунне, и возлагает на свою душу то, что ей не по силам.

 

Аллах Всевышний сказал: «Та. Ха. Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен» [294].

«Та. Ха» ― это две буквы арабского алфавита. Некоторые думают, что это имя из имен пророка, да благословит его Аллах и приветствует, однако это не так. Аллах Всевышний начал некоторые благородные суры великого Корана буквами арабского алфавита. У этих букв огромное значение. Аллах Всевышний бросил вызов тем, кто обвинил во лжи посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он бросил вызов им, чтобы они попробовали принести нечто подобное этому Корану, хотя бы суру, хотя бы один аят. Поистине, Аллах Всевышний показал им, что этот Коран состоит из таких же букв, из которых они составляют слова, но вместе с тем, они не могут сочинить нечто подобное Корану.

Поэтому, если ты увидишь суры, начинающиеся с букв, то вслед за буквами сразу приходит упоминание Корана. Аллах Всевышний сказал: «Алиф. Лям. Мим. Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных» [295]. А также: «Алиф. Лям. Мим. Аллах - нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь. Он ниспослал тебе Писание с истиной в подтверждение того, что было до него» [296]. А также: «Алиф. Лям. Мим. Сод. Тебе ниспослано Писание, которое не должно сжимать твою грудь, дабы ты увещевал им и наставлял верующих» [297]. А также: «Алиф. Лям. Ра. Это - аяты мудрого Писания» [298]. И так каждый раз, когда мы находим в начале суры буквы алфавита, после них приходит упоминание Корана. Это указание на то, что Коран состоит из букв, из которых арабы слагают свою речь, но вместе с этим они не могут сочинить что-либо подобное. Это наиболее правильное объяснение того, почему эти буквы приходят в Коране.

«Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен» ― то есть, Аллах Всевышний ниспослал этот Коран не для того, чтобы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал несчастным. Наоборот, посредством Корана он должен обрести счастье, благо и успех в обоих мирах. Поэтому Аллах Всевышний говорит в этой же суре: «Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым. Он скажет: "Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, если раньше я был зрячим?" Он (Аллах) скажет: "Вот так! Наши знамения явились к тебе, но ты предал их забвению. Таким же образом сегодня ты сам будешь предан забвению". Так Мы воздаем тем, кто излишествовал и не уверовал в знамения своего Господа. А мучения в Последней жизни будут еще более тяжкими и длительными» [299]. Поэтому, когда исламская община крепко держалась за Коран, она была величественной и возвышенной над всеми прочими общинами. В те времена исламская община открыла и восток земли, и ее запад. А когда община отвернулась от Корана, ушло величие, ушла поддержка, ушел почет.

 

А также: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» [300].

Аллах Всевышний, устанавливая что-то в религии, желает нам облегчения. Этот аят был ниспослан после аятов о посте, чтобы человек не подумал, что пост является чем-то тяжелым и непосильным. Аллах Всевышний разъяснил, что желает людям только облегчения, а не трудностей. Поэтому, путник не обязан держать пост во время путешествия, а может возместить в другие дни. Также больной человек не обязан держать пост во время болезни, а может возместить в другие дни.

 

142 ― Передается от ‘Аиши, что однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха), вошедший к ней в то время, когда у неё находилась одна женщина, спросил (её): “Кто это?” (‘Аиша) сказала: “Такая-то”, - и стала рассказывать о том, как она молится, что же касается пророка (мир ему и благословение Аллаха), то он сказал: “Прекрати! Должны вы делать лишь то, что вам по силам! Клянусь Аллахом, Аллах не утомится, пока сами вы не утомитесь”. А больше всего (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) любил такие религиозные (дела), которые совершающий их совершает постоянно [301].

 

В этой истории посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел этой женщине не совершать так много поклонения, ибо это было тяжелым для нее и в будущем могло обессилить ее настолько, что она вообще перестанет поклоняться. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел делать то, что нам по силам. Он сказал: «Должны вы делать лишь то, что вам по силам!»

Также ’Айша упомянула, что больше всего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, любил такие религиозные дела, которые совершающий их совершает постоянно. Пусть даже деяние будет небольшим, но если оно будет совершаться постоянно, это будет лучше для человека. Такое деяние человек будет делать с радостью, не оставляя его. Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Аллахом, Аллах не утомится, пока сами вы не утомитесь». То есть: Аллах Всевышний будет давать вам награду в зависимости от ваших деяний, и так до тех, пока вы будете их совершать.

 

Пользы из хадиса:

1 — Указание на то, что человек, увидевший, что к его семье пришел какой-либо человек, должен спрашивать о том, кто этот человек. Необходимо спрашивать, дабы твою семью не посещал тот, кем ты недоволен. Ведь, есть такие женщины, которые могут прийти к твоей семье и вести в твоем доме греховные речи, например, злословить за спиной о ком-то. Может быть, женщина начнет спрашивать твою жену о тебе, а потом скажет: «Неужели твой муж не дает тебе ничего, кроме этого?! Почему так мало одежды?», и так далее. И в итоге женщина может начать плохо относиться к своему мужу. Поэтому, если человек видит в своем доме гостей, то должен узнавать, кто они такие.

2 — Указание на то, что человек не должен переутомлять свою душу поклонением. Поистине, если человек возложит на себя слишком много, то ему может надоесть, и он бросит это деяние. Лучше совершать определенное деяние постоянно, даже если его и мало. Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-’Ас сказал: «В своё время пророку (мир ему и благословение Аллаха) передали, что я говорю: “Клянусь Аллахом, я непременно буду поститься днём и молиться ночью до конца своей жизни!”, - и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил меня: “Так это ты говоришь так?” Я ответил: “Я действительно говорил это, да станут отец мой и мать выкупом за тебя, о посланник Аллаха”. Он сказал: “Поистине, тебе не выдержать этого, а поэтому постись и прерывай пост, молись и спи по ночам. Постись по три дня в месяц, ведь за каждое благое дело воздастся в десятикратном размере, и это будет подобно непрерывному посту”. Я сказал: “Поистине, я способен на нечто лучшее!” Он сказал: “Тогда постись раз в три дня”. Я сказал: “Поистине, я способен на нечто лучшее!” Он сказал: “Тогда постись через день, ибо таков был пост Дауда (мир ему и благословение Аллаха) и это - наиболее справедливый пост”. Я же опять сказал: “Поистине, я способен на нечто лучшее!”, - и тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) воскликнул: “Нет ничего лучше этого!”».

В старости ‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет доволен Аллах им и его отцом, говорил: «И, поистине, если бы я согласился на те три дня, о которых говорил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), (сейчас) это было бы для меня дороже моей семьи и моего имущества! [302]» [303]

3 — Указание на то, что человек должен совершать поклонение в умеренном виде, не излишествуя, но и не проявляя небрежность. Необходимо поклоняться именно так, дабы совершать поклонение постоянно, ибо самое любимое деяние для Аллаха то, которое совершается постоянно, даже если его и мало.

 

 

143 ― Сообщается, что Анас сказал: «Однажды к домам жён пророка (мир ему и благословение Аллаха) пришли три человека, которые стали расспрашивать о том, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) поклоняется Аллаху, а когда им рассказали об этом, они, очевидно, посчитав, что это не так уж много, сказали: “Как далеко нам до пророка (мир ему и благословение Аллаха) которому прощены и прошлые его прегрешения, и будущие!” Потом один из них сказал: “Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт”. Другой сказал: “А я стану постоянно соблюдать пост”. Третий же сказал: “А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь”. А через некоторое время к ним подошёл посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “Так это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь (по ночам) и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает (следовать) моей сунне не имеет ко мне отношения!”» [304].

 

Речь идет о троих мужчинах, которые пришли к дому пророка, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы спросить его жен о том, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ведет себя дома. Большинство сподвижников знали о том, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ведет себя в мечети, на рынках, в обществе людей, так как это было явным. Но о том, как он ведет себя дома, не знал никто, кроме обитателей его дома.

Поэтому, эти трое пришли к домам жен пророка, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы спросить о том, как он поклоняется Аллаху, находясь у себя дома. Им рассказали об этом, а они посчитали, что это не так уж и много. Ведь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, иногда постился, а иногда нет, иногда молился, а иногда спал. Он также был женат на женщинах. И им показалось это не совсем достаточным. У этих троих была любовь к благу. Они были активными, но активность не является критерием, критерием является то, с чем пришел шариат.

Потом один из них сказал: “Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт”. Другой сказал: “А я стану постоянно соблюдать пост”. Третий же сказал: “А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь”. А через некоторое время к ним подошёл посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “Так это вы говорили то-то и то-то?”

Без сомнения, их слова противоречили шариату, ибо они пытались возложить на себя то, что не по силам душе. Безусловно, душе будет очень тяжело, если человек будет все время молиться и почти не спать. Это приведет к тому, что человек утомится, и ему станет неприятным это поклонение. Также, если человек будет постоянно поститься, летом и зимой, это будет очень тяжелым для души. Третий из них вообще собирался никогда не жениться, а это очень тяжело для души, особенно в молодости. Тем более следует заметить, что отказ от женщин запрещен в Исламе! Сообщается, что Са‘д бин Аби Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил ‘Усману бин Маз‘уну отказываться от брака, а если бы он разрешил ему (это), то мы непременно оскопили бы себя» [305].

В общем, это поклонение, которым хотели заняться эти трое, было очень тяжелым и противоречащим сунне. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: “Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь (по ночам) и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает (следовать) моей сунне не имеет ко мне отношения!” То есть: тот, кто не желает следовать по моему пути и хочет взвалить на себя более тяжелое поклонение, не имеет ко мне отношения.

В этом хадисе содержится указание на то, что человеку следует придерживаться умеренности в вопросах поклонения и в остальных делах. Если человек будет небрежным, он потеряет огромное благо. Если же человек будет излишествовать, он вскоре утомится и ослабнет, а затем и вовсе откажется от поклонения.

Умеренность в поклонении – это и есть сунна пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Не следует тебе, о человек, отягощать свою душу! Поистине, самым любимым деянием для Аллаха является то деяние, которое совершается постоянно, даже если его и мало.

 

أسأل الله أن يجعلني وإياكم من متبعي هديه الذين يمشون على طريقته وسنته

 

 

144 ― Передается от ибн Мас’уда, что (однажды) пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Погибнут проявляющие чрезмерную строгость!”, - повторив это трижды [306].

 

Речь идет о тех, кто проявляет чрезмерную строгость в делах религии и в мирских вопросах.

Посмотри на сынов Исраиля, когда среди них был убит человек, и началась смута. Муса, мир ему, сказал им: "Аллах приказывает вам зарезать корову" [307]. То есть, нужно было убить корову, и ударить мертвого частью ее туши, чтобы он рассказал о том, кто его убил. Сыны Исраиля ответили: "Неужели ты насмехаешься над нами?" [308] То есть: неужели ты говоришь, чтобы мы взяли корову и ударили мертвого частью ее туши, и тогда он сообщит о том, кто его убил?! Если бы они покорились приказу Аллаху и зарезали любую корову, то это бы случилось, но они стали проявлять чрезмерность и потерпели убыток. Они сказали: "Помолись за нас своему Господу, чтобы Он разъяснил нам, какая она" [309]. Затем опять сказали: "Помолись за нас своему Господу, чтобы Он разъяснил нам, какого она цвета" [310]. И так, начали задавать разные вопросы, то есть, начали усложнять себе дело. Затем они зарезали ее, хотя были близки к тому, чтобы не сделать этого.

То же самое касается и строгости в вопросах поклонения, когда человек усложняет для себя намаз, пост, и так далее. Тот, кто начнет усложнять то, что облегчил Аллах, погибнет! В пример можно привести то, что делают некоторые больные люди в месяц Рамадан. Известно, что Аллах Всевышний разрешил больным не поститься, ибо они могут нуждаться в еде и питье. Но они усложняют для самих себя и продолжают поститься. К таким людям тоже можно применить этот хадис: “Погибнут проявляющие чрезмерную строгость!”

В пример также можно привести некоторых студентов, изучающих единобожие, которые стремятся залезть поглубже, когда речь идет об атрибутах Всевышнего. Они задают такие вопросы, которыми не задавались саляфы этой общины. Мы говорим им: ″Если тебе достаточно того, чего было достаточно сподвижникам, то воздержись от подобных вопросов″.

Например, некоторые из них говорят: ″Поистине, у Аллаха Всевышнего есть пальцы, как пришло в хадисе: «Поистине, все сердца сынов Адама между двух пальцев из пальцев Милостивого, подобно одному сердцу, и Он направляет их, как пожелает» [311]. Интересно, сколько у Него пальцев?″, и начинают задавать разные вопросы.

Или, например, есть хадис: «В последнюю треть каждой ночи Благой и Всевышний Аллах нисходит к нижнему небу» [312]. Они начинают спрашивать: ″Как Он нисходит? Как Он нисходит в последнюю треть ночи, если на земле везде по-разному наступает последняя треть ночи?″, и так далее. За такие вопросы человек не получит награды, наоборот, он будет находиться ближе к греху и порицанию.

Человек не должен обременять себя этими вопросами, ибо они касаются сокровенного. Этими вопросами не задавались те, которые были лучше нас. Этими вопросами не задавались те, которые больше нас стремились к познанию Аллаха, познанию Его имен и атрибутов. Посему воздержись от этих вопросов!

 

145 ― Передается от Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, религия эта легка, но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его, так придерживайтесь же правильного, хотя бы приблизительно, и радуйтесь, и обращайтесь (к Аллаху) за помощью утром (аль-гъадуа), вечером (ар-рауха) и (некоторое время) ночью (ад-дульджа)» [313].

 

В (другой) версии этого хадиса, также приводимой аль-Бухари, сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «… так придерживайтесь же правильного, и приближайтесь, и радуйтесь и (просите Аллаха о помощи) утром, вечером и (некоторое время) ночью, и так мало-помалу вы достигнете (цели)» [314].

Слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: “…она неизменно побеждает его…”, - означают, что религия побеждает его, и вступающий с ней в борьбу оказывается не в силах противостоять ей из-за того, что существует множество её путей.

Слово “аль-гадуа” означает - движение в начале дня, слово “ар-рауха” - движение в конце дня, а слово “ад-дульджа” - движение в конце ночи. Здесь эти слова употребляются как метафора и сравнение. Это означает: просите о помощи в проявлении повиновения Всемогущему и Великому Аллаху, которое выразится в делах, в то время, когда вы будете бодрыми, а сердца ваши – свободными. Дабы могли вы насладиться поклонением, а оно не наскучило вам, и чтобы вы достигли своей цели, поступая подобно опытному путешественнику, который передвигается в эти промежутки времени, а в другое время отдыхает вместе со своим верховым животным и достигает цели, не утомляясь, а Аллах знает об этом лучше.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.