Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Об умеренности в поклонении 4 страница




«Поистине, религия эта легка…» ― имеется в виду та религия, с которой Аллах Всевышний послал Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах Всевышний сказал: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» [315]. А также: «Аллах не хочет создавать для вас трудности» [316]. А также: «Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом. Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии» [317]. Все шариатские тексты указывают на то, что религия легка.

Кроме того, что шари’ат сам по себе легок, да еще и при возникновении нужды человеку даются другие облегчения. Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ’Имрану ибн Хусайну: “Совершай намаз стоя, но если не сможешь, молись сидя, а если не сможешь (делать и этого, то молись лёжа) на боку” [318].

 

«…но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его…» ― то есть: если человек будет пытаться усложнить религию, возложив на себя что-то, он устанет, а затем и вовсе оставит это дело. Как сказано в предыдущем хадисе: “Погибнут проявляющие чрезмерную строгость!”, - повторив это трижды [319].

 

«…так придерживайтесь же правильного, хотя бы приблизительно…» ― то есть: выполняйте религиозные предписания правильным образом. Но если вы не можете делать все правильным образом, то хотя бы делайте приблизительно.

 

«…и радуйтесь…» ― то есть: радуйтесь тому, что вы получите награду, если будете придерживаться религии должны образом, или хотя бы стараться делать это. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, очень часто использовал это выражение. Он сообщал своим сподвижникам то, что их радовало. Поэтому каждому человеку следует стараться радовать своих братьев по мере возможности.

Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, однажды, рассказывал своим сподвижникам следующую историю: «В День воскресения Аллах скажет: “О Адам!” Адам откликнется: “Вот я перед Тобой и готов служить Тебе, а (всё) благо в Твоих руках! Аллах скажет: “Выведи тех, кому суждено оказаться в Огне!” Адам спросит: “А сколько их?” Аллах скажет: “Выведи девятьсот девяносто девять из каждой тысячи”, и после этого поседеют малые (дети), и каждая беременная сложит свою ношу, и увидишь ты людей (будто) пьяными, хотя пьяными они не будут, но суровым будет наказание Аллаха!» Сподвижникам стало страшно, когда они услышали это, и они спросили: «О посланник Аллаха, а кто из нас будет тем единственным, кто спасётся от Огня?» На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Радуйтесь, ибо один будет из вас, а тысяча — из (народов) Йаджудж и Маджудж!» — после чего сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, я надеюсь, что вы составите собой четверть обитателей рая!» Сподвижники воскликнули: «Аллах велик!» Потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я надеюсь, что вы составите собой треть обитателей рая!» Сподвижники воскликнули: «Аллах велик!» Потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я надеюсь, что вы составите собой половину обитателей рая!» Сподвижники воскликнули: «Аллах велик!» А потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Но по сравнению с другими людьми вы подобны всего лишь чёрному волоску на шкуре белого быка или белому волоску на шкуре чёрного быка» [320].

Поэтому человек должен стараться радовать своих братьев по мере возможности. Однако, иногда может быть и так, что предостережение лучше для твоего брата. Например, твой брат-мусульманин небрежно относится к обязательным предписаниям религии и совершает запретное. Такого человека лучше предостеречь и устрашить, используя мудрый подход. Но все равно в большинстве случаев следует радовать людей. Например, к тебе придет человек и скажет: ”Я совершил много грехов и хотел узнать, поможет ли мне покаяние?“ Ты должен сказать: ”Радуйся! Если ты покаешься, то Аллах Всевышний примет твое покаяние“. Таким образом, ты можешь обрадовать этого человека.

 

«… и обращайтесь (к Аллаху) за помощью утром (аль-гъадуа), вечером (ар-рауха) и (некоторое время) ночью (ад-дульджа) » ― здесь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сравнил поклонение с дорогой путника. Путешественник во время своего пути обычно двигается в начале дня, затем в конце дня, и немного ночью, так как в эти времена прохладно, и путь не будет тяжелым. Что же касается поклонения, то в начале и в конце дня следует делать ″тасбих″[321], как сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно и славьте Его утром и перед закатом» [322]. Что же касается некоторой части ночи, то это время для совершения ночного добровольного намаза.

 

أعانني الله وإياكم على ذكره وشكره وحسن عبادته

 

146 ― Сообщается, что Анас сказал: «Однажды, пророк (мир ему и благословение Аллаха), вошедший в мечеть, увидел натянутую между двух столбов верёвку и спросил: “Что это за верёвка?” (Люди) сказали: “Это верёвка Зайнаб, которая держится за неё, когда устаёт (от молитв)”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Отвяжите (эту верёвку), и пусть каждый вас молится, пока будет сохранять бодрость, и спит, когда станет уставать”» [323].

 

В этом хадисе указание на то, что человеку нельзя излишествовать в поклонении, взваливая на свою душу то, на что она неспособна. Пусть человек совершает дополнительные намазы, пока будет бодрым, а когда устанет, пусть ляжет и поспит. Если человек продолжит молиться, будучи сильно уставшим, то не сможет сосредоточиться на молитве, ему быстро надоест, а может быть даже ему станет неприятным поклонение. Может быть, он захочет попросить у Аллаха Всевышнего чего-либо для себя, а на самом деле начнет просить против себя. Например, человек будет совершать земной поклон и из-за усталости вместо того, чтобы сказать: ″О Аллах! Прости меня″, скажет: ″О Аллах, не прощай меня″. Поэтому, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел каждому молиться, пока тот будет сохранять бодрость, и спать, когда устанет.

Хоть и хадис пришел относительно намаза, но это повеление охватывает и все остальные виды поклонения. Не возлагай на свою душу то, что ей не по силам! Обращайся со своей душой мягко, используя мудрость.

В пример можно привести некоторых требующих знания, которые продолжают читать свои уроки, уже будучи сонными. Они утомляют свою душу, не получая пользы. Ведь, если человек будет повторять уроки будучи сонным, он не получит пользы. Поэтому, если человек читает книгу, а его одолевает сон, то пусть закроет книгу и поспит.

Это правило охватывает все времена суток. Например, если человека одолевает сон после послеобеденного намаза (’аср), то он может прилечь и отдохнуть, и в этом нет ничего страшного. То же самое касается и времени после утреннего намаза (фаджр). В какое бы время тебя не одолевал сон, поспи. Когда же ты будешь бодрым, то совершай деяния. Аллах Всевышний сказал: «Посему, как только освободишься, будь деятелен и устремись к своему Господу» [324].

Следует заметить, что это правило касается добровольных поступков. Что же касается обязательных предписаний религии, то их необходимо выполнять в строго определенное для них время.

 

نسأل الله أن يعيني وإياكم على ذكره وشكره وحسن عبادته

147 ― Передается от ‘Айши, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кого-нибудь из вас во время молитвы станет одолевать дремота, пусть поспит, пока сон его не пройдёт, ибо, поистине, если кто-нибудь из вас станет молиться, засыпая, он не будет знать, (что говорит), и может случиться так, что (желая) попросить прощения у Аллаха, он (вместо этого) станет проклинать самого себя» [325].

 

Мудрость этого веления заключается в том, что у души есть право на человека. Если человек заставляет свою душу делать то, что сверх ее возможностей, он этим самым причиняет ей несправедливость. Посему, брат мой, не будь небрежным в поклонении, но и не излишествуй!

 

148 ― Сообщается, что Абу ‘Абдуллах Джабир ибн Самура сказал: «Я часто молился вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха), молитвы и проповеди которого (никогда) не были ни слишком короткими, ни слишком длинными» [326].

 

Из хадиса можно сделать вывод, что речь идет о пятничных намазах. Намазы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его проповеди были умеренными. Они не были слишком короткими, но и не были слишком длинными. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине, продолжительность молитвы и краткость проповеди свидетельствуют о понимании человека (в религии)» [327].

 

 

149 ― Сообщается, что Абу Джухайфа Уахб ибн ‘Абдуллах сказал: «В своё время Сальман и Абу-д-Дарда побратались друг с другом благодаря пророку (мир ему и благословение Аллаха), а когда Сальман пришёл навестить Абу-д-Дарду и увидел Умм ад-Дарду в поношенной одежде, он спросил её: “Что с тобой?” Она сказала: “Твой брат Абу-д-Дарда не нуждается в (благах) мира этого”. (Тем временем) пришёл и сам Абу-д-Дарда, который приготовил для (Сальмана) еду. (Сальман) сказал: “Поешь”. (Абу-д-Дарда) сказал: “Поистине, я пощусь”. (Сальман) сказал: “Я не стану есть, пока не поешь ты!” И он поел, а когда настала ночь, Абу-д-Дарда встал на молитву. (Сальман) сказал (ему): “Спи”, - и он лёг спать, но (через некоторое время снова) встал на молитву. (Сальман снова) сказал: “Спи”, - а в конце ночи Сальман сказал: “Теперь вставай”, - и они совершили молитву, а потом Сальман сказал ему: “Поистине, у Господа твоего есть на тебя право, и у души твоей есть на тебя право, и у семьи твоей есть на тебя право, так отдавай же каждому обладающему правом то, что по праву принадлежит ему!” А потом (Абу-д-Дарда) пришёл к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и рассказал ему об этом, пророк же (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Сальман сказал правду”» [328].

 

В хадисе говорится о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал побратимами Сальмана и Абу ад-Дарду, да будет доволен им Аллах. Известно, что мухаджиры, прибыв в Медину, побратались с ансарами, благодаря пророку, да благословит его Аллах и приветствует. После этого мухаджиры стали ансарам, как родные братья. Они даже получали наследство друг от друга до тех пор, пока Аллах Всевышний не ниспослал: «Однако родственники ближе друг к другу. Таково предписание Аллаха» [329].

Однажды, Сальман пришёл навестить Абу-д-Дарду и увидел Умм ад-Дарду в поношенной одежде, то есть одежда ее не была похожа на одежду замужней женщины, которая украшает свою одежду для мужа. Сальман спросил её: “Что с тобой?” Она сказала: “Твой брат Абу-д-Дарда не нуждается в (благах) мира этого”. То есть: он отвернулся от этого мира, и уже не нуждается ни в семье, ни в еде, ни в чем-то еще.

Тем временем пришёл и сам Абу-д-Дарда, который приготовил для (Сальмана) еду. (Сальман) сказал: “Поешь”. Абу-д-Дарда сказал: “Поистине, я пощусь”. Сальман сказал: “Я не стану есть, пока не поешь ты!” Сальман сказал так, ибо уже понял из слов Умм ад-Дарды, что ее муж Абу ад-Дарда постоянно постится, отказался от этого мира и от своей семьи.

А когда настала ночь, Абу-д-Дарда встал на молитву. Сальман сказал ему: “Спи”, - и он лёг спать, но через некоторое время снова встал на молитву. Сальман снова сказал: “Спи”, - а в конце ночи Сальман сказал: “Теперь вставай”, - и они совершили молитву.

А потом Сальман сказал ему: “Поистине, у Господа твоего есть на тебя право, и у души твоей есть на тебя право, и у семьи твоей есть на тебя право, так отдавай же каждому обладающему правом то, что по праву принадлежит ему!”

 

В этом хадисе указание на то, что человеку не следует взваливать на свою душу столько постов и намазов, сколько она не сможет вынести. Он должен поститься и совершать столько намазов, сколько приведут его к благу. Не нужно доводить себя до изнеможения и тяжести.

 

150 ― Сообщается, что Абу Мухаммад ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-’Ас сказал: «(В своё время) пророку (мир ему и благословение Аллаха) передали, что я говорю: “Клянусь Аллахом, я непременно буду поститься днём и молиться ночью [330] до конца своей жизни!”, - и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил меня: “Так это ты говоришь так?” Я ответил: “Я (действительно) говорил это, да станут отец мой и мать выкупом за тебя, о посланник Аллаха”. Он сказал: “Поистине, тебе не выдержать этого, а поэтому постись и прерывай пост, молись и спи по ночам. Постись по три дня в месяц, ведь за каждое благое дело воздастся в десятикратном размере, и это будет подобно непрерывному посту” [331]. Я сказал: “Поистине, я способен на нечто лучшее!” Он сказал: “Тогда постись раз в три дня”. Я сказал: “Поистине, я способен на нечто лучшее!” Он сказал: “Тогда постись через день, ибо таков был пост Дауда (мир ему и благословение Аллаха) и это - наиболее справедливый [332] пост”. (В другой версии это хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “ … и это - наилучший пост”), - я же опять сказал: “Поистине, я способен на нечто лучшее!”, - и тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) воскликнул: “Нет ничего лучше этого!” ‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет доволен им Аллах, сказал: "И, поистине, если бы я согласился на те три дня, о которых говорил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) (сейчас) это было бы для меня дороже моей семьи и моего имущества!” [333]» [334]

 

В (другой) версии этого хадиса сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-’Ас сказал: «Однажды, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: “О ‘Абдуллах, мне сообщили, что ты постишься днём и молишься по ночам”. Я сказал: “Да, о посланник Аллаха”. Он сказал: “Не делай же (так, но) постись, и не соблюдай поста, молись по ночам и спи, ибо, поистине, у твоего тела есть на тебя право, и у глаз твоих есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право и у гостя твоего есть на тебя право, и, поистине, достаточно будет тебе поститься по три дня ежемесячно, ведь за каждое доброе дело воздастся тебе в десятикратном размере, и это (будет равнозначно) непрерывному посту”. Однако я настаивал, а потом был наказан за это. Я сказал: “О посланник Аллаха, поистине я чувствую в себе силу!” Он сказал: “Тогда постись, как постился пророк Аллаха Дауд, мир ему, но не больше!” Я спросил: “А как постился пророк Аллаха Дауд, мир ему?” Он ответил: “Через день”». А когда ‘Абдуллах состарился, он часто говорил: “О если бы я принял разрешение пророка, да благословит его Аллах и да приветствует!”

В (третьей) версии того хадиса сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-’Ас сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: “Мне сообщили, что ты постоянно постишься и за ночь прочитываешь Коран целиком, (так ли это)?” Я ответил: “Да, о посланник Аллаха, но я стремлюсь только к благу!” Тогда он сказал: “Постись так же, как делал это пророк Аллаха Дауд, поклонявшийся Аллаху больше кого бы то ни было из людей, и прочитывай Коран за месяц”. Я сказал: “О пророк Аллаха, поистине, я способен на нечто лучшее!” Он сказал: “Тогда прочитывай его (один раз) в двадцать дней”. Я сказал: “О пророк Аллаха, поистине, я способен на нечто лучшее!” Он сказал: “Тогда прочитывай его (один раз) в десять (дней)”. Я сказал: “О пророк Аллаха, поистине, я способен на нечто лучшее!” Он сказал: “Тогда прочитывай его (один раз) в семь (дней), но не более того!” Однако я стал настаивать, и потом был наказан за это, ибо тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Ты же не знаешь, может быть, проживёшь ты долго!” [335] И получилось именно так, как говорил мне пророк (мир ему и благословение Аллаха) а когда я состарился, то пожалел о том, что не согласился (поступать так, как позволил мне поступать) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует».

В (четвёртой) версии этого хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «…и, поистине, у детей твоих есть на тебя право…».

В (пятой) версии этого хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) трижды сказал: «Вообще не постится тот, кто постится непрерывно».

 

В (шестой) версии этого хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любимым постом для Аллаха Всевышнего является пост Дауда, а любимой молитвой для Аллаха Всевышнего является молитва Дауда, который спал половину ночи, молился треть её, (после чего) спал шестую часть ночи, постился же он через день и не бежал (от врага), встретив (его)».

В (седьмой) версии этого хадиса сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет доволен им Аллах, сказал: «(В своё время) мой отец женил меня на одной знатной женщине, после чего стал часто приходить к своей невестке, спрашивая её о её муже, на что она отвечала ему: “Он - прекрасный человек, но он не спал со мной и даже не посмотрел на меня!” И поскольку (мой отец) слышал это уже долгое время, он рассказал об этом пророку (мир ему и благословение Аллаха) который сказал: “Скажи, чтобы он встретился со мной!”, - а через некоторое время я встретился с ним и он спросил меня: “Как ты постишься?” Я ответил: “Каждый день”. Он спросил: “А за сколько времени ты (прочитываешь Коран) полностью?” Я ответил: “За одну ночь”».

(Далее в этой версии) передаётся нечто подобное тому, о чём уже говорилось ранее, и сообщается, что впоследствии он читал читал седьмую часть (из того, что обычно читал из Корана ночью) днём некоторым членам своей семьи, чтобы ему было легче ночью, а когда хотел набраться сил, то переставал поститься, считая (дни), после чего постился столько же дней подряд, не желая отказываться ни от чего из того, о чём он говорил пророку (мир ему и благословение Аллаха) когда расставался с ним. Все эти версии являются достоверными. Большинство их приводится в обоих “Сахихах” и только некоторые - в одном из них.

 

 

151 ― Сообщается, что Ханзаля ибн ар-Раби’ аль-Усайди, один из писцов посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Однажды я встретил Абу Бакра, который спросил меня: “Как поживаешь, о Ханзаля?” (В ответ ему) я сказал: “Ханзаля стал лицемером!” Он воскликнул: “Преславен Аллах! [336] Что ты говоришь?!” Я сказал: “Когда мы приходим к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), напоминающему нам о Рае и Аде, то будто видим и то, и другое, когда же мы покидаем его и начинаем заниматься своими жёнами, детьми и добыванием средств к жизни, то многое забываем!” Абу Бакр сказал: “Но, клянусь Аллахом, нечто подобное происходит и с нами!”, - (после чего) мы с Абу Бакром пошли к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и я сказал (ему): “Ханзаля стал лицемером, о посланник Аллаха!” Он (мир ему и благословение Аллаха) спросил: “В чём же это (выражается)?” Я сказал: “О посланник Аллаха, когда мы приходим к тебе и ты напоминаешь нам о Рае и Аде, то мы будто видим и то, и другое воочию, когда же мы покидаем тебя и начинаем заниматься своими жёнами, детьми и добыванием пропитания, то многое забываем!” (Выслушав меня), посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Клянусь Тем, в чьей руке душа моя, если бы постоянно находились вы в том состоянии, в котором находитесь у меня, и всегда поминали (Аллаха), то ангелы пожимали бы вам руки, (где бы вы ни были), в постели или в пути, однако, о Ханзаля, всему своё время”, - повторив (эти слова) трижды» [337].

 

«Клянусь Тем, в чьей руке душа моя, если бы постоянно находились вы в том состоянии, в котором находитесь у меня, и всегда поминали (Аллаха), то ангелы пожимали бы вам руки, (где бы вы ни были), в постели или в пути…» ― то есть: ангелы бы пожимали вам руки в знак уважения вашей сильной убежденности. Ибо чем больше увеличивается убежденность раба, тем больше Аллах Всевышний укрепляет его. Аллах Всевышний сказал: «Тем, кто следует прямым путем, Он увеличивает их приверженность прямому пути и дарует их богобоязненность» [338].

 

«…однако, о Ханзаля, всему своё время» ― то есть, некоторое время нужно посвящать Господу, некоторое время – семье и детям, некоторое время – своей душе. Каждому обладателю права нужно отдавать его право.

Это – справедливость исламского шариата и его совершенство! Поистине, у Господа есть на тебя право, и ты должен отдавать это право. У твоей души есть на тебя право, и ты должен отдавать ей это право. У твоей семьи есть на тебя право, и ты должен отдавать ей это право. У твоих гостей есть на тебя право, и ты должен отдавать им это право.

 

 

152 ― Сообщается, что ибн ‘Аббас сказал: «Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха), произносивший проповедь, неожиданно увидел стоящего человека и спросил о нём. (Люди) сказали: “(Это) Абу Исраиль, который дал обет (в этот день) стоять на солнце и не садиться, не укрываться в тени, не разговаривать и поститься”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Вели ему, чтобы он говорил, и укрывался в тени и садился, а пост свой пусть доведёт до конца”» [339].

 

Этот обет включал в себя вещи, которые любимы Аллаху, и вещи, которые Ему нелюбимы. Что касается любимых вещей для Аллаха, то имеется в виду пост, ибо пост (саум) является поклонением. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть давший обет повиноваться Аллаху повинуется Ему» [340]. Однако, помимо поста, этот человек дал обет стоять на солнце, не садиться, не укрываться в тени и не разговаривать, а это не является вещами, любимыми для Аллаха. Поэтому, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал ему оставить выполнение этого обета.

Следует знать, что обет в основе нежелателен, а некоторые ученые даже сказали, что он запрещен. Они говорят, что человеку запрещено давать обет, ибо этим самым человек возлагает на свою душу то, чем ее не обязал Аллах Всевышний. Поэтому, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил давать обеты и сказал: «Поистине, обет не приносит блага, а служит лишь средством, позволяющим получить что-нибудь от скупого» [341]. Но если обет уже был дан, то он может быть трех видов:

· Обет, который несет постановление клятвы.

Это такой обет, который дается человеком для подтверждения чего-либо. Например, человек рассказывает людям о чем-то, однако они не верят ему. Тогда он говорит: ″Если я лгу, то тогда я даю обет Аллаху поститься целый год″. Этот обет по сути является клятвой, ибо, давая его, человек имел намерение подтвердить правдивость своих слов. Сюда также относятся слова человека: ″Если я не сделаю того-то и того-то, то даю обет Аллаху поститься целый год″. Давая такой обет, человек желает побудить себя к выполнению данного поступка. Такой обет также несет постановление клятвы. Доводом является хадис: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) лишь то, что он намеревался (обрести)» [342]. Такой человек, давая обет, имел намерение клятвы, и ему будет лишь то, что он намеревался совершить.

· Запрещенный обет.

К этому виду относятся такие обеты, давая которые, человек собирается совершить нечто запрещенное. Например, человек говорит: ″Даю обет Аллаху, что выпью вино″. Это – запрещенный обет, ибо человеку запрещено пить вино. Такой обет запрещено выполнять. И по более правильному мнению его нужно искупить так же, как искупается клятва.

· Обет совершения какого-либо поклонения.

То есть, человек дает обет совершить что-либо благое. Например, говорит: ″Я даю обет Аллаху поститься в дни полнолуния″. В таком случае человек должен обязательно выполнить свой обет. Ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть давший обет повиноваться Аллаху повинуется Ему» [343].

Если же обет включает в себя как благое, так и запретное, то человек обязательно должен выполнить благое, а запретное не выполняется. После этого он должен искупить свой обет так же, как искупается клятва. Примером может послужить разбираемая нами история, в которой человек дал обет стоять на солнце и не садиться, не укрываться в тени, не разговаривать и поститься. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел ему продолжить поститься, ибо это благое деяние. Что же касается остальных дел, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел ему не выполнять их.

 

باب المحافظة على الأعمال

15-ая глава




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.