КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Если же они схватят их за руки, то спасутся сами и спасут всех остальных…».
Это – пример, приведенный пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Этот пример несет в себе великий смысл. Люди в религии Аллаха подобны тем, кто находится на корабле, плывущем по реке среди волн. Людей на этом корабле много, поэтому некоторые оказались в нижней части корабля, а другие – в верхней, чтобы избежать тесноты. Но все эти люди плывут на одном корабле, и поэтому нужно остановить того, кто захочет потопить корабль, а иначе погибнут все люди. Если же они не остановят того, кто хочет сделать дыру в корабле, то погибнут все вместе. То же самое можно сказать и о религии Аллаха! Разумные и обладающие знанием люди должны останавливать невежд и глупцов, чтобы спастись всем вместе. Если же оставить невежд делать то, что они хотят, то погибнут все люди. Аллах Всевышний сказал: «Бойтесь искушения, которое поразит не только тех из вас, кто был несправедлив. И знайте, что Аллах суров в наказании» [630]. В этом хадисе также указание на то, что человеку, обучающему людей, следует в процессе обучения приводить примеры, дабы люди лучше поняли суть вопроса. Аллах Всевышний сказал: «Такие примеры Мы приводим людям, но разумеют их только обладающие знанием» [631]. Как часто бывает так, что ты подробно объясняешь человеку какой-нибудь вопрос, а он все равно не понимает, но как только приведешь какой-нибудь пример, он тут же понимает. Посмотри на удивительный пример, приведенный пророком, да благословит его Аллах и приветствует, бедуину, живущему в пустыне. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл какой-то человек и сказал: «О посланник Аллаха, у меня родился чёрный ребёнок!» То есть: я белый и жена белая, а ребенок черный. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Есть ли у тебя верблюды?» Он сказал: «Да». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Какого они цвета?» Он сказал: «Красного». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «А есть ли среди них серые?» Он сказал: «Да». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Откуда же они взялись?» Этот человек сказал: «Наверное, это передалось им по наследству». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Так, может быть, и у твоего сына это передалось по наследству!» [632] То есть: возможно, кто-то из твоих прадедов был чернокожим, и ребенку передалось это по наследству. И бедуин полностью удовлетворился таким ответом. То есть, если бы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начал бы объяснять как-нибудь иначе, то бедуин не понял бы. Но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, привел бедуину пример из его же собственной жизни, и бедуину все стало понятным. В разбираемом нами хадисе также указание на дозволенность бросания жребия. В Коране есть два аята о бросании жребия, а в сунне пришло около шести хадисов. Аллах Всевышний сказал: «Ты не был с ними, когда они бросали свои письменные трости, чтобы решить, кто из них будет опекать Марьям (Марию). Ты не был с ними, когда они препирались» [633]. А также: «Йунус также был одним из посланников. Он сбежал на переполненный корабль. Он бросил жребий вместе с другими и оказался проигравшим. Его проглотила рыба, когда он был достоин порицания. Если бы он не был одним из прославляющих Аллаха, то непременно остался бы в ее чреве до того дня, когда они будут воскрешены» [634]. Йунус, мир ему, был одним из пророков. Однажды, он с группой людей сели на корабль, в результате чего корабль оказался переполненным. Тогда они поняли, что либо они все утонут, либо кто-то должен прыгнуть в море. Кто же должен сойти с корабля? Самый первый пассажир? Самый старший пассажир? Или тот, кто весит больше остальных? Они решили бросить жребий и среди проигравших оказался Йунус, мир ему. После всего этого Йунуса, мир ему, проглотила огромная рыба и он оказался в ее чреве. Находясь там, он воззвал к Аллаху, сказав: ″Нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя! Пречист Ты! Поистине, я был одним из несправедливых!″ После этого рыба выплюнула его на берег моря и он спасся. Суть в том, что жребий – это дозволенная в религии вещь, о чем говорится и в Коране, и в Сунне.
188 ― Мать правоверных Умм Саляма Хинд бинт Аби Умаййа Хузейфа, да будет доволен ею Аллах, передала, что (однажды) пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине, поставят над вами правителей, а вы будете признавать и откажетесь признавать. Почувствовавшие отвращение будут непричастны и спасутся отказавшиеся признавать, в отличие от тех, кто согласится и последует”. (Люди) спросили: “О посланник Аллаха, так не следует ли нам сражаться с такими?” Он сказал: “Нет, (до тех пор), пока они будут совершать молитвы среди вас” [635]. Это значит: тот, кто почувствует отвращение своим сердцем, не имея возможности выразить своё неодобрение ни руками, ни языком, будет непричастен к греховному и выполнит свою обязанность. Тот, кто по мере возможности будет выражать своё неодобрение, спасётся от подобного ослушания, а тот, кто одобрит их действия и последует за ними, и сам впадёт в грех.
«Поистине, поставят над вами правителей, а вы будете признавать и откажетесь признавать...» ― речь идет о правителях, которые не будут соблюдать границы Аллаха, не будут строго следовать религии Аллаха. Почувствовавшие отвращение будут непричастны. Те, кто станет отвергать, спасутся. Но если кто-то будет доволен и последует, то погибнет так же, как погибли эти правители. Люди спросили: “О посланник Аллаха, так не следует ли нам сражаться с такими?” Он сказал: “Нет, до тех пор, пока они будут совершать молитвы среди вас”. В этом хадисе указание на то, что, если мы увидим со стороны правителей нечто порицаемое, то мы должны испытывать отвращение к этим поступкам своим сердцем и порицать этих правителей наедине. Если правители исправятся, то и им награда, и нам награда. Если же они не исправятся, то нам награда, а им грех. Но хадис указывает на то, что нельзя сражаться против правителей, со стороны которых мы видим нечто порицаемое, ибо в сражении с ними заключено огромное зло и из-за такого сражения мусульмане теряют много блага. Если начать с ними сражаться, то это только добавит им зла. Как правило, правители видят себя выше остальных людей, и если люди начнут с ними сражаться или попытаются свергнуть их, то правители станут еще хуже. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал на условие: ”…до тех пор, пока они будут совершать молитвы среди вас”. Это указывает на то, что сражение разрешается, если правитель не совершает намаз. В этом хадисе указание на то, что оставление намаза является неверием (куфром). Ведь, сражение против правителей запрещено до тех пор, пока мы не увидим с их стороны явного неверия, и не будем располагать доказательствами этого полученными от Аллаха Всевышнего. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил сражаться с ними, если они не совершают намаз, а это указывает на то, что оставление намаза является явным неверием, относительного которого у нас есть от Аллаха непререкаемый довод. Это и есть слово истины! Человек, абсолютно никогда не совершающий намаз, ни с коллективом, ни у себя дома, является неверующим. И этот человек хуже своим неверием, чем иудеи и христиане[636].
189 ― Передается от матери правоверных Умм аль-Хакам Зайнаб бинт Джахш, да будет доволен ею Аллах, что однажды к ней зашёл охваченный страхом пророк (мир ему и благословение Аллаха) который воскликнул: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха! Горе арабам от зла, которое уже близко! Сегодня в стене Яджуджа и Маджуджа было проделано вот такое отверстие!», - соединив большой и указательный пальцы в виде круга. Зайнаб бинт Джахш сказала: «Я спросила: “О посланник Аллаха, так неужели погибнем и мы, (несмотря на то, что) среди нас будут праведники?” Он сказал: “Да, если мерзость умножится!”» [637]
«Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха!» ― это слова единобожия (таухида). Ведь, единобожие (таухид) – это основа, на которой построен весь шариат. Аллах Всевышний сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» [638]. А также: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: "Нет божества, достойного поклонения, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!"» [639] Поэтому в такой ситуации пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха!» В этот момент его лицо изменилось в цвете и он произнес эти слова, успокаивая свое сердце. Затем он предостерег арабов, сказав: «Горе арабам от зла, которое уже близко!» Он предостерег именно арабов, так как арабы несли знамя религии. Аллах Всевышний послал пророка, да благословит его Аллах и приветствует, именно в среду арабов. Аллах Всевышний сказал: «Он - Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они пребывали в очевидном заблуждении. А также к тем, которые не застали их. Он - Могущественный, Мудрый» [640].
«…от зла, которое уже близко» ― речь идет о зле, которое несут за собой Яджудж и Маджудж. А затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, сказав: «Сегодня в стене Яджуджа и Маджуджа было проделано вот такое отверстие!», - соединив большой и указательный пальцы в виде круга. То есть, в стене было проделано очень маленькое отверстие, но даже несмотря на это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предостерег арабов. Арабы несут знамя религии со времен посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и по сегодняшний день. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предостерег их от Яджудж и Маджудж, которые сеют нечестие на земле. Аллах Всевышний сообщил в истории о Зуль-Карнейне, что Зуль-Карнейну было сказано: «О Зуль Карнейн! Йаджудж и Маджудж распространяют на земле нечестие» [641].
Зайнаб бинт Джахш сказала: «Я спросила: “О посланник Аллаха, так неужели погибнем и мы, (несмотря на то, что) среди нас будут праведники?” Он сказал: “Да, если мерзость умножится!”» По идее праведный человек не должен быть погублен. Он должен быть спасен и находиться в безопасности. Но если мерзость (пороки) в обществе увеличиваются, гибнут и праведники. Аллах Всевышний сказал: «Бойтесь искушения, которое поразит не только тех из вас, кто был несправедлив. И знайте, что Аллах суров в наказании» [642]. Под ″мерзостью″ в хадисе имеются в виду две вещи: Во-первых, мерзкие деяния. Во-вторых, мерзкие люди. Если в обществе умножатся мерзкие скверные деяния, даже если общество будет исламским, то оно толкнет себя на гибель. Если среди них будет много неверующих, то они также обрекают себя на гибель. Поэтому, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предостерег людей от того, чтобы они оставляли иудеев, христиан и многобожников на аравийском полуострове. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Выводите многобожников с аравийского полуострова» [643]. Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил в конце своей жизни: «Если я еще проживу (чуть дольше), то непременно изгоню иудеев и христиан с аравийского полуострова» [644]. Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Я непременно изгоню иудеев и христиан с Аравийского полуострова и не оставлю здесь никого, кроме мусульман» [645].
190 ― Передается от Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ни в коем случае не следует вам сидеть на дорогах!» Люди сказали: “О посланник Аллаха, но мы обязательно должны собираться, ведь там мы беседуем друг с другом!” Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Если уж вам непременно нужно собираться (там, то по крайней мере) воздавайте дороге должное!” (Люди) спросили: “А что значит воздавать должное дороге, о посланник Аллаха?” Он ответил: «Это значит потуплять взоры, (никому) не причинять вреда, отвечать на приветствия, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого» [646].
«Ни в коем случае не следует вам сидеть на дорогах!» ― пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предостерег сподвижников от сидения у дорог. Люди, сидящие у дорог, могут видеть посторонних женщин, видят всех уходящих и проходящих, видят, что несут с собой люди, а это может не понравиться людям. Ведь, люди чаще всего не любят, чтоб за ними наблюдали. Также часто бывает такое, что сидящие у дорог начинают обсуждать проходящих мимо людей. Суть в том, что сидение у дорог приводит к определенным плохим последствиям. Поэтому, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ни в коем случае не следует вам сидеть на дорогах!» Люди сказали: “О посланник Аллаха, но мы обязательно должны собираться, ведь там мы беседуем друг с другом!” То есть: мы собираемся на дорогах и беседуем друг с другом, а это приносит нам радость, что в итоге приводит к добру. Увидев, что сподвижники настаивают на том, что желают сидеть у дорог, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если уж вам непременно нужно собираться там, то по крайней мере воздавайте дороге должное!” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не стал проявлять чрезмерную строгость. Он не стал категорически запрещать им сидеть у дорог, так как они там встречаются друг с другом, и это радует их. И вот так, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был по отношению к верующим сострадательным и милосердным. Люди спросили: “А что значит воздавать должное дороге, о посланник Аллаха?” Он ответил: «Это значит потуплять взоры, (никому) не причинять вреда, отвечать на приветствия, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул пять вещей: 1 — Потупление взоров — то есть: не следует смотреть на тех, кто проходит мимо. И здесь нет разницы, проходит мужчина или проходит женщина. Когда мимо проходит женщина, то мужчина обязан опускать взор и не смотреть на нее. Если же мимо проходит мужчина, то следует так же опускать свои взоры. Не следует его рассматривать, разузнавая, что он несет с собой и куда идёт. 2 — Никому не причинять вреда — речь идёт о вреде, наносимом словом и делом. а) Вред, наносимый словом — когда люди, сидящие у дороги, начинают обсуждать проходящих мимо людей, сплетничать о них. б) Вред, наносимый делом — когда люди собираются у дорог и на дороге становится тесно, а проходящим приходится пробиваться сквозь эту толпу. 3 — Ответ на приветствия — то есть, если проходящий по дороге поприветствовал сидящих, то они должны ответить. Это относится к праву дороги. Ведь, в соответствии с сунной человек, проходящий по дороге должен первым приветствовать сидящих, а они должны ответить ему на приветствие. 4 — Побуждение к одобряемому — то есть, нужно побуждать ко всему тому, что приказано Аллахом и Его посланником, да благословит его Аллах и приветствует. Если ты увидишь, что проходящий по дороге допускает какое-либо упущение в религии, то призови его к одобряемому и побуди к совершению добра. 5 — Удерживание от порицаемого — то есть, нужно удерживать от порицаемого тех, кто проходит по дороге. Например, ты сидишь у дороги, а мимо тебя проходит человеку и курит сигарету. Тебе следует удержать его от этого. В этом хадисе предостережение от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, дабы мусульмане не сидели у дорог. Если же они не могут без этого, то пусть хотя бы отдают дороге должное, то есть выполнять пять вещей, на которые указал пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
191 ― Передается от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что (как-то раз) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), увидевший на руке одного человека золотой перстень, снял его, выбросил прочь и сказал: “Один из вас сам стремится к раскалённому угольку из пламени (ада) и кладёт его себе на руку!” А когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ушёл, кто-то сказал этому человеку: “Возьми свой перстень и используй его (как-нибудь)”, - (на что) он ответил (следующим образом): “Нет, клянусь Аллахом, я никогда не возьму (этот перстень), раз его выбросил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!” [647]
В этом хадисе указание на изменение порицаемого своей рукой, и поэтому автор, да помилует его Аллах, привел этот хадис в данной главе. Поистине, ношение золота запрещено мужчинам. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил о том, что золото и шелк разрешены для женщин этой общины, но запрещены для мужчин[648]. Мужчине запрещено надевать золотые кольца, золотые ожерелья, запрещено надевать одежду, на которой есть пуговицы из золота, и так далее. Всего этого обязательно следует сторониться. Золото предназначено для тех, кто нуждается в том, чтобы украшаться, то есть, для женщин, которые должны украшаться для своего мужа, чтобы у мужа была любовь к своей жене. Аллах Всевышний сказал: « (Женщину) растят в нарядах и она не способна ясно говорить при тяжбе» [649]. То есть, женщину растят и воспитывают в украшениях. Как бы ни было, в золоте нуждаются женщины, чтобы украшать себя перед мужьями. Мужчины же не нуждаются в золоте, и оно им запрещено. Что же касается ношения серебряного кольца[650], то в этом нет никаких проблем. Мужчине разрешено носить кольца из серебра при условии, что это не делается из определенных убеждений. Например, некоторые люди носят после женитьбы обручальные кольца, уподобляясь христианам, а это запрещено. Однако в ношении серебряного кольца без таких убеждений нет никаких проблем.
Пользы из хадиса: 1 — В некоторых ситуациях, когда есть нужда, можно проявлять строгость в исправлении порицаемого. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не стал говорить этому человеку: «Поистине, золото запрещено, так не носи же его». Нет, он сам снял его и бросил на землю. Общеизвестно, что есть разница между удерживанием от порицаемого и между изменением порицаемого. Изменять порицаемое рукой может только тот, кто обладает властью и силой. Этим занимается правитель или его заместители, или же мужчина, когда речь идет о его семье, или же женщина у себя в доме. Тот, у кого есть власть, изменяет порицаемое своей рукой. Если же человек не может изменить порицаемое руками, то он должен порицать его своим языком. Если же не может порицать языком, то хотя бы пусть порицает сердцем. В таких ситуациях у нас есть три степени: Первая степень — Призыв — например, человек встает с проповедью среди людей, увещевает их, напоминает им о религии, призывает их к прямому пути. Вторая степень — Приказ — когда человек приказывает одобряемое какому-то определенному человеку или определенной группе людей. Например, человек говорит: ″О такой-то, совершай молитву, не лги, не сплетничай″, и так далее. Третья степень — Изменение рукой — как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снял золотое кольцо с человека и бросил его на землю, о чем сообщается в этом хадисе. 2 — Указание на дозволенность уничтожения того, что приводит человека к порицаемому. Ведь, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, снял с этого человека кольца и выбросил его на землю, ибо это кольцо является тем, что привело человека к греху. 3 — Ношение золота является причиной адского наказания. Пусть Аллах убережет нас от этого! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Один из вас сам стремится к раскалённому угольку из пламени (ада) и кладёт его себе на руку!” То есть, из-за этого кольца человек будет наказан огнем Ада. И это наказание будет касаться только той части тела, которой человек совершил грех. Подобное можно встретить и в следующем хадисе: «То, что ниже щиколоток (из одежды), будет в Огне» [651]. Также, увидев, что сподвижники допускают упущение в мытье ног во время омовения, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Горе пяткам от (мук) огня!» [652] В этих трех хадисах указание на наказание огнем, которое коснется только определенных частей тела. Это есть и в Коране, например, в словах Всевышнего: «В тот день они (накопленные ими сокровища) будут раскалены в огне Геенны, и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины» [653]. То есть, бывает адское наказание, которое касается всего тела, а бывает адское наказание, которое касается только определенных частей тела. 4 — Указание на полную правдивость сподвижников, да будет доволен ими Аллах, в своей вере. Ведь, кто-то сказал этому человеку: “Возьми свой перстень и используй его (как-нибудь)”, - (на что) он ответил (следующим образом): “Нет, клянусь Аллахом, я никогда не возьму (этот перстень), раз его выбросил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!” Это из совершенства его веры, да будет доволен им Аллах! Если бы вера его была слабой, то он поднял бы это кольцо, чтобы использовать как-нибудь иначе. 5 — Человек, изменяя порицаемое рукой, должен делать это в соответствии с мудростью. Например, изменяя порицаемое в этом случае, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, использовать строгость. Но в другой ситуации, когда бедуин справил малую нужду в мечети, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не стал проявлять строгость[654]. Возможно, человек, носивший золотое кольцо, знал о том, что это запрещено, но отнесся к этому легковесно. Что же касается бедуина, то он был невежественным человеком, и поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не стал проявлять строгость. Поэтому, ты — о брат мусульманин — должен использовать мудрость во всем, что делаешь и говоришь. Поистине, Аллах Всевышний сказал в Своей Книге: «Он дарует мудрость, кому пожелает, и тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом. Однако поминают назидание только обладающие разумом» [655].
نسأل الله أن يجعلنا ممن أوتي الحكمة ونال بها خيراً كثيراً
192 ― Передается от Абу Са’ида аль-Хасана аль-Басри, что (однажды) ‘Аиз ибн ‘Амр[656] явился к ‘Убайдуллаху ибн Зийаду[657] и сказал ему: “О сынок, поистине, слышал я, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Наихудшими пастырями являются проявляющие жестокость”, - так остерегайся же оказаться (одним) из них!” (‘Убайдуллах) сказал ему: “Садись, ведь ты из остатков [658] сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)”. Тогда (‘Аиз) сказал: “А разве были среди них остатки? Поистине, остатки появились только после них и не среди них! [659] ” [660]
193 ― Передается от Хузайфы, да будет доволен им Аллах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, вы обязательно должны побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, а иначе Аллах не замедлит подвергнуть вас Своему наказанию, и потом станете вы взывать к Нему, но не получите ответа!» [661]
«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя…» ― пророк, да благословит его Аллах и приветствует, клянется Аллахом Всевышним. Души рабов находятся в Руке Аллаха Всевышнего. Он ведет по прямому пути того, кого пожелает, и оставляет без помощи того, кого пожелает. Он умерщвляет того, кого пожелает, и оставляет жить того, кого пожелает. Души в руке Аллаха Всевышнего! Как сказал Аллах Всевышний: «Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик и внушил ей порочность и богобоязненность!» [662] Души в руке Аллаха Всевышнего, поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поклялся Всевышним. Он очень часто использовал именно этот вид клятвы.
Этот и предыдущие хадисы указывают на обязательность побуждения к одобряемому и удерживания от порицаемого. Эти хадисы предостерегают нас от оставления этой обязанности. Мы все обязаны призывать к одобряемому. Если мы видим нашего брата, оставляющего обязательное предписание религии, то мы должны побуждать его к выполнению этого обязательного предписания. Если мы видим нашего брата, совершающего порицаемое, то мы обязаны удерживать его от этого порицаемого и предостерегать. В таком случае мы будем единой общиной!
Пользы из хадиса: 1 — Указание на дозволенность клятвы даже тогда, когда у человека не требуют клясться. Но так следует поступать только тогда, когда речь заходит о важных вопросах. Если же речь идет о разных пустяках, то не нужно клясться, если тебя об этом не просят. 2 — Указание на обязательность побуждения к одобряемому и удерживания от порицаемого. Это — обязанность, которая является одной из важнейших обязанностей, установленных религией. Некоторые ученые даже посчитали, что побуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого является шестым столпом Ислама, хотя это не так. Но все равно, это одно из самых важнейших обязательных предписаний религии. Если община не будет призывать к одобряемому и удерживать от порицаемого, то она разделится на части, и каждая часть последует за своими страстями. У каждой группы будет свой путь, по которому она будет следовать. Если же община будет призывать к одобряемому и удерживать от порицаемого, то она станет единой, как и повелел Аллах Всевышний. Аллах Всевышний сказал: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» [663]. А также: «Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими. Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения» [664].
Важное примечание: Человек, побуждающий к одобряемому и удерживающий от порицаемого, должен контролировать себя в этом важном вопросе. То есть, побуждая к одобряемому и удерживая от порицаемого, он должен преследовать цель исправления своего брата, а не отмщения ему или порочения его перед людьми. Может быть и такое, что человек начнет обольщаться собой и своими поступками и посчитает своего брата никчемным человеком, далеким от милости Аллаха. О таком сообщается в достоверном хадисе от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Передается от Джундуба ибн ‘Абдуллаха, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «(Один) человек сказал: “Клянусь Аллахом, не простит Аллах такого-то!”, - и тогда Всемогущий и Великий сказал: “Кто клянётся Мною, что Я не прощу такого-то? Поистине, Я простил его, а твои дела сделал тщетными!”» [665] Посмотри же на этого мужчину! Он сказал такие слова, которые погубили его мирскую жизнь и Последнюю. Его деяния были погублены, так как обольстился самим собой и посчитал своего брата никчемным и далеким от милости Аллаха. Суть в том, что человек, побуждающий к одобряемому и удерживающий от порицаемого, не должен возвышать самого себя и стремиться унизить своего брата. Он должен быть похожим на искреннего врача, который стремиться излечить больного.
194 ― Передается от Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наилучшим джихадом является (произнесение) справедливого слова в присутствии несправедливого правителя» [666]. 195 ― Передается от Абу ‘Абдуллаха Тарика ибн Шихаба аль-Баджали аль-Ахмаси, что (как-то раз) один человек, уже вложивший ногу в стремя, спросил пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: “Какой джихад является наилучшим?”, - (на что) он ответил: “Слово истины в присутствии несправедливого правителя” [667].
У правителя бывает окружение двух видов: 1 — Скверное окружение — они смотрят на то, чего желает правитель, а затем приукрашивают ему это и говорят: ″Вы абсолютно правы! Это – благое дело! Вы – молодец!″ Они говорят так, даже если то, чего желает правитель, является самой великой несправедливостью. Они поступают, чтобы угодить правителю и получить мирские блага от него. 2 — Благое окружение — они смотрят лишь на то, чем доволен Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, и указывают правителю на это. Произнесение ложных слов в присутствии несправедливого правителя – это то, что противоречит джихаду. Пусть Аллах убережет нас от подобного! Произнесение же слов истины в присутствии несправедливого правителя – это один из наилучших видов джихада. Ведь, произнесение слов истины в присутствии справедливого правителя ничем не навредит человеку. Ведь, справедливый правитель принимает истину. Что же касается несправедливого правителя, то он попытается отомстить и наказать того, кто говорит ему истину. Получается, что у нас есть четыре ситуации: 1-ая ситуация — произнесение слов истины в присутствии справедливого правителя. Это легко! 2-ая ситуация — произнесение ложных слов в присутствии справедливого правителя. Это опасно, ибо такие ложные слова могут сбить его с пути и приукрасить для него грехи. 3-ая ситуация — произнесение слов истины в присутствии несправедливого правителя. Это относится к наилучшим видам джихада. 4-ая ситуация — произнесение ложных слов в присутствии несправедливого правителя. Это самое наихудшее из этих ситуаций. نسأل الله أن يجعلنا ممن يقول الحق ظاهراً وباطناً على نفسه وعلى غيره 196 ― Передается от Ибн Мас’уда, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, (религия) сынов Исраиля начала приходить в упадок с того, что один человек, встречавший другого, говорил ему: “Эй ты, побойся Аллаха и откажись от того, что ты делаешь, ведь это тебе не дозволено!”, - а назавтра он (снова) встречал его (видя, что) тот продолжает вести себя точно также, однако это не мешало ему есть, пить и поддерживать общение с (таким человеком). И когда они стали поступать подобным образом, Аллах столкнул между собой сердца их». Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) прочёл (следующие аяты): «Неверующие сыны Исраиля были прокляты языком Дауда и Исы (Иисуса), сына Марьям (Марии). Это произошло потому, что они ослушались и преступали границы дозволенного. Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали! Ты видишь, что многие из них дружат с неверующими. Скверно то, что уготовили им их души, ведь поэтому Аллах разгневался на них. Они будут мучаться вечно. Если бы они уверовали в Аллаха, Пророка и то, что было ниспослано ему, то не стали бы брать их себе в помощники и друзья. Но многие из них являются нечестивцами» [668]. Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет, клянусь Аллахом, обязательно должны вы побуждать к одобряемому, и удерживать от порицаемого, и хватать за руку притеснителя, и склонять его к истине и удерживать его (в пределах соответствующего) истине, а иначе Аллах непременно столкнёт между собой ваши сердца, а потом проклянёт вас, как проклял их!» Здесь приводится версия Абу Дауда, а в версии ат-Тирмизи сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда сыны Исраиля начали совершать прегрешения, знающие среди них стали запрещать им (поступать так), однако они не прекратили (делать этого, тем не менее знающие продолжали) встречаться с ними в местах их собраний, есть и пить с ними, и тогда Аллах привёл сердца их к раздорам и проклял их через Дауда и Ису, сына Марьям, за то, что были они непокорны и преступны». И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) который (лежал), опираясь (на руку), сел и сказал: «Нет, клянусь Тем, в чьей длани душа моя, (не придут дела ваши в порядок), пока не станете вы склонять их к истине!» [669]
197 ― Сообщается, что (однажды) Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, сказал: «О люди, поистине, вы читаете этот аят: “Вам следует (беречь) свои души, (и) не повредит вам заблудший, если вы встанете на правильный путь” [670], - а мы слышали, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине, если люди увидят притеснителя и не схватят его за руки, то будут они близки к тому, что Аллах подвергнет Своему наказанию их всех” » [671].
Аллах Всевышний сказал: “Вам следует (беречь) свои души, (и) не повредит вам заблудший, если вы встанете на правильный путь” [672]. Но к правильному пути относится и побуждение к одобряемому, и удерживание от порицаемого. Если человек будет следовать по прямому пути, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, то он будет находиться в безопасности от вреда людей.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |