Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Второй том завершен, по милости Аллаха! 3 страница




Что же касается немусульман, то нельзя обращаться к ним со словами ″Ассаляму ‛алейка″ или ″Ассаляму ‛алейкум″. Ведь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не давайте ″салям″ иудеям и христианам первыми, а при встрече с ними вытесняйте их на самую узкую часть дороги» [897]. Иудей, христианин, многобожник, атеист, вероотступник (например, тот, кто не совершает намаз), нововведенец, который стал неверующим по причине своего нововведения, — всем этим людям запрещено давать ″салям″ первыми, даже если кто-то из них является самым близким человеком тебе. Если же они поприветствуют тебя первыми, то ответь им таким же образом, каким они поприветствовали тебя. Если они скажут: ″Здравствуйте″, то ответь им: ″Здравствуйте″. Если они скажут: ″Ассаляму ‛алейкум″, то ответь им: ″Уа ‛алейкуму ссалям″.

Если ты сомневаешься, сказали тебе неверующие ″Ассаляму ‛алейкум″ (Мир вам) или ″Ассаму ‛алейкум″ (Смерть вам), то ответь им: ″Уа ‛алейкум″ (И вам). И это по той причине, что иудеи, проходя мимо пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников, приветствовали их говоря: ″Ассаму ‛алейкум″ (Смерть вам). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда вас приветствуют иудеи, то некоторые из них говорят: "Смерть вам!" (Ассаму ‛алейкум), так ответьте: "И вам!" (Уа ‛алейкум) » [898]. Если они говорят: ″Ассаляму ‛алейкум″ (Мир вам), то ответь им: ″Уа ‛алейкуму ссалям″ (И вам мир). Если же они говорят: ″Ассаму ‛алейкум″ (Смерть вам), то ответь им: ″Уа ‛алейкум″ (И вам). Это – справедливость! Аллах Всевышний сказал: «Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым» [899].

Что же касается грешников из числа мусульман, то если в бойкотировании их есть польза, то нужно их бойкотировать. Польза – это оставление ими греха. Если же грешник не собирается оставлять грех даже из-за твоего бойкота, то запрещено бойкотировать его, так как он все равно является верующим. Если он является верующим, то взгляни на слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Не разрешается мусульманину игнорировать (бойкотировать) брата своего на срок, превышающий три дня, в течение которых они будут отворачиваться друг от друга при встрече, а лучшим из этих двоих окажется тот, кто первым поприветствует другого» [900]. Если же бойкотирование приносит пользу и удерживает грешника от совершения грехов, тогда это бойкотирование либо желательно, либо обязательно.

Взгляни на пользу, которую принес бойкот в отношении Ка‛ба ибн Малика, да будет доволен им Аллах, и его двух товарищей[901], когда они не вышли в военный поход на Табук.

 

2 — Посещение больного — когда человек заболел и не может выйти из дома, у него есть права на своих братьев-мусульман. Они должны посещать его и напоминать ему о покаянии, завещании, поминании Аллаха, просьбах о прощении, чтении Корана, и тому подобных благих деяниях. Также нужно попросить у Аллаха для него исцеления и говорить, например: ″Не беда, очистишься, если пожелает Аллах″, и тому подобные слова.

Посещение больного – это ″фард кифая″, то есть хотя бы один из группы мусульман обязан навестить заболевшего человека. Если же заболел тыой родственник, то ты сам лично обязан его навестить.

Знай, что ученые, да помилует их Аллах, упомянули некоторые нормы поведения при посещении больного. Например, не следует задавать больному слишком много вопросов о его состоянии, о сне, о приеме пищи и питье, и так далее. Но, если больному становится легче, когда он рассказывает тебе о своем состоянии, то нет проблем.

Также не следует слишком долго сидеть возле него, так как возможно он нуждается в том, чтобы побыть со своей семьей или наедине с собой. Если же больного радует то, что ты находишься рядом с ним, то посиди с ним, пока от этого есть польза.

Также не следует посещать больного в те часы, которые люди обычно посвящают отдыху и сну (например, обедом или ночью).

Также не следует навещать больного слишком часто (например, ходить к нему каждое утро и каждый вечер), если только он не нуждается в тебе.

 

3 — Провод погребальных носилок — мусульманин должен провожать погребальные носилки мусульманина от дома до того места, где будет совершаться заупокойная молитва, а затем до кладбища. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто будет присутствовать на похоронах до завершения заупокойной молитвы, уготована награда в один карат [902], а тому, кто останется до завершения погребения — в два карата». Люди стали спрашивать: «А что это за два карата?» — и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Они будут подобны двум огромным горам» [903]. А в другой версии сказано: «…самая маленькая из этих гор подобна горе Ухуд» [904]. Великая милость Аллаха и огромная награда!

Когда ‛Абдуллах ибн ‛Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, услышал этот хадис, он сказал: «Сколько же каратов награды мы упустили!», и после этого он провожал все погребальные процессии, которые только видел. Ведь, это – добыча, которая заключается в том, человек получает награду с размером в две огромные горы за легкое деяние. Когда ты встретишь эту награду?! Ты встретишь ее в тот день, когда будешь больше всего в ней нуждаться. В Тот День не будет ни золота, ни серебра, ни товара, ни родственников, ни супруги. Ничего не поможет человеку, кроме праведных деяний. Поэтому, если человек проводит похоронную процессию, совершит с ними заупокойную молитву (джаназа), затем дождется окончания погребения, он получит награду с размером в две огромные горы, самая маленькая из которых подобна горе Ухуд.

Тот, кто провожает погребальную процессию, должен быть смиренным, размышлять о своем исходе, говорить самому себе: «О душа моя! Твой исход будет таким же, как исход этого человека, которого сейчас несут поверх наших шей». Самые близкие люди покойного человека похоронят его и оставят одного в могиле. Самые близкие люди уйдут и оставят человека наедине с его деяниями. Если его деяния были благими, то его ожидает благо, а если его деяния были скверными, то его ожидает зло. Поэтому, ученые говорят: ″Нежелательно человеку, провожающему погребальные носилки, говорить о чем-то мирском, нежелательно улыбаться и смеяться″.

Когда погребальная процессия прибудет к кладбищу, и ты сядешь, ожидая погребения покойника, тебе следует размышлять о своем исходе. Поистине, в будущем люди будут сидеть, ожидая твоего погребения, так же, как сидишь сегодня ты. Если вокруг тебя есть люди, то расскажи им о том, о чем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывал своим сподвижникам. Однажды, когда одного из ансаров уже опустили в могилу, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сел, а вокруг него сидели его сподвижники. В руках пророка, да благословит его Аллах и приветствует, была палочка, которой он разгребал землю, и он рассказывал своим сподвижникам о том, что бывает с человеком после смерти и погребения[905]. То есть, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совместил между участием в похоронной процессии и наставлением.

Но это не было похоже на то, что делают некоторые наши братья сегодня в некоторых местах, когда они встают во время похорон и начинают увещевать людей. Такого не было во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просто сидел, ожидая окончания погребения, а вокруг сидели его сподвижники, и он рассказывал им о том, что принесет им пользу.

Также, однажды, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, присутствовал на похоронах одной из своих дочерей. Он стоял на краю могилы, а его глаза наполнялись слезами. Он сказал: «Нет никого среди вас, как нет и вообще ни одной живой души, место которой в Раю или в Аду уже не было бы определено, и определено также, злосчастной она является или счастливой». Один человек сказал: “О посланник Аллаха, так не положиться ли нам на то, что уже предопределено нам, и не отказаться ли от дел, ведь тот из нас, кто относится к числу счастливых, (всё равно) придёт к делам счастливых, а относящийся к числу злосчастных (всё равно) придёт к делам злосчастных?” В ответ на это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Что касается счастливых, то для них будет облегчено совершение дел счастливых, что же касается злосчастных, то для них будет облегчено совершение дел злосчастных», после чего прочитал нижеследующие аяты: «Тому, кто делал пожертвования и был богобоязнен, кто признавал наилучшее, Мы облегчим путь к легчайшему. А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чем не нуждается, кто счел ложью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему» [906]. [907]

نسأل الله أن يجعلنا وإياكم من أهل السعادة الذين يسروا لليسرى وجنبوا العسرى

Когда покойника начнут хоронить, человеку желательно участвовать в процессе погребения, бросив хотя бы три горсти земли. Если же человек желает, он может остаться до конца погребения. Если на похоронах будет присутствовать уважаемый человек (например, ученый), то пусть он скажет, обращаясь к людям: ″Просите прощения у Аллаха за вашего брата, просите для него стойкости, ибо его сейчас спрашивают в могиле″. Сообщается, что ‘Усман ибн ‘Аффан сказал: «После завершения погребения покойного пророк (мир ему и благословение Аллаха) обычно (некоторое время) стоял у его могилы, и он говорил: ″Молите Аллаха о прощении для вашего брата и просите, чтобы Он его укрепил, ибо, поистине, сейчас ему задают вопросы″» [908]. Ведь, как только человека похоронили, к нему приходят два ангела и начинают спрашивать его об его Господе, об его религии, об его пророке. Верующий человек отвечает им: ″Мой Господь – Аллах, моя религия – Ислам, мой пророк - Мухаммад″.

أسأل الله أن يجعلني وإياكم ممن يجيب بهذا الجواب

Что же касается неверующего, сомневающегося человека, то он ответит: ″Я не знаю! Я слышал, люди говорили что-то, и повторял за ними″. То есть, вера не проникла в его в сердце. Пусть Аллах убережет нас от подобного!

После окончания похорон тебе следует немного задержаться и сказать: ″О Аллах, прости этого мертвого! О Аллах, укрепи его!″, повторив это три раза. Ведь, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к Аллаху с определенной мольбой, он повторял ее три раза[909].

 

4 — Ответ на приглашение — большинство ученых считают, что обязательно отвечать на приглашение только тогда, когда тебя приглашают на свадьбу, при условии, что это свадьба мусульманина и на ней не будет совершаться ничего порицаемого.

Если же тебя приглашает немусульманин, то отвечать на приглашение необязательно. Отвечать на его приглашение следует лишь в том случае, если это повлечет за собой определенную пользу. Если твой ответ на приглашение приблизит его к Исламу, заставит полюбить Ислам, то нет проблем в том, чтобы ответить на это приглашение. Ведь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил на приглашение иудея в Медине.

Если же тебя приглашает мусульманин, открыто совершающий грехи (например, бреющий бороду или открыто курящий сигареты), то отвечать на его приглашение необязательно. Если же в твоем ответе на приглашение будет польза, то отвечай на приглашение. Если же в твоем ответе на приглашение нет пользы, то нужно рассмотреть эту ситуацию подробней. Если, например, ты не пойдешь на свадьбу такого человека, и он начнет задумываться, поняв, что ты его бойкотируешь, исправится и покается, то не иди на его свадьбу. Быть может, Аллах Всевышний наставит его на прямой путь! Если же нет вообще никакой пользы, то решай сам: хочешь – иди, не хочешь – не иди.

Если тебя приглашают на свадьбу, на которой совершается что-либо порицаемое, и ты в силах изменить это порицаемое, то в таком случае ты обязан ответить на приглашение из-за двух причин:

Во-первых, ты изменишь порицаемое;

Во-вторых, ты ответишь на приглашение своего брата.

Если же тебя приглашают на свадьбу, на которой совершается что-либо порицаемое (например, курение сигарет, музыка, и так далее), и ты не в силах изменить это порицаемое, то тебе запрещено отвечать на это приглашение.

 

5 — Желание блага чихнувшему — если человек чихнул и восхвалил Аллаха, и ты услышал это, то ты должен сказать ему: «Да помилует тебя Аллах!»

يرحمك الله

(Йархаму-ка Ллах)

 

Если ты сказал ему это, он обязан ответить: «Да укажет вам Аллах на правильный путь и да приведёт Он в порядок все дела ваши!» [910]

يهديكم الله ويصلح بالكم

(Йахдикуму-Ллаху уа йуслиху балякум)

Вопрос: Если человек, сидящий среди группы людей, чихнул и восхвалил Аллаха, достаточно ли того, что один человек из этой группы произнесет слова «да помилует тебя Аллах», или их непременно должен произнести каждый из сидящих?

Ответ: Некоторые ученые считают, что слова «да помилует тебя Аллах» достаточно произнести одному из сидящих. Другие же ученые сказали, что слова «да помилует тебя Аллах» должен произнести каждый из сидящих. Более правильным кажется второе мнение.

Если же человек чихнул, но не восхвалил Аллаха, то не говори ему: «Да помилует тебя Аллах!»

Также следует знать, что слова «да помилует тебя Аллах» произносятся только три раза. То есть, например, человек чихнул и восхвалил Аллаха, ты говоришь ему: «Да помилует тебя Аллах!» Затем человек еще раз чихнул и восхвалил Аллаха, ты опять говоришь ему: «Да помилует тебя Аллах!» Затем человек чихнул третий раз и восхвалил Аллаха, ты опять говоришь ему: «Да помилует тебя Аллах!» Затем человек чихнул четвертый раз и восхвалил Аллаха, то ты уже говоришь ему: «Да исцелит тебя Аллах!», ибо это уже является простудой. То есть, после трех раз слова «да помилует тебя Аллах» уже не произносятся.

Рассказывают, что иудеи специально чихали перед пророком, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы он сказал им: «Да смилуется над вами Аллах!» [911] Ведь, они знали, что он является пророком и его мольба приносит пользу. Однако неверующим не принесет пользы такая мольба. Тебе запрещено просить для неверующих милости, если они умерли и не покаялись. Аллах Всевышний сказал: «Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками, после того, как им стало ясно, что они будут обитателями Ада» [912].

 

 

239 ― Сообщается, что Абу ‘Умара аль-Бара ибн ‘Азиб, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел нам (делать) семь (вещей) и запретил нам семь (других). Он велел нам навещать больных, провожать погребальные носилки, желать блага чихнувшему, выполнять клятвы того, кто даёт их [913], помогать притесняемому, принимать приглашение приглашающего и приветствовать (людей). И он запретил нам носить золотые кольца, пить из серебряных сосудов, (использовать) красные подушки и аль-къасси, а (также носить) шёлк, истабрак и дибадж [914]» [915].

В (другой) версии этого хадиса сказано: “…приказал объявлять о найденной пропаже…”. Передатчик (этого хадиса) добавил эти слова к первым семи (перечисленным вещам)

Подушки /майасир/: то, что делается из шёлка и набивается хлопком или чем-нибудь ещё. Такая подушка кладётся на конское или верблюжье седло, после чего на него усаживается всадник.

“Аль-касси” - ткань изо льна с шёлком.

 

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел нам (делать) семь (вещей)…» ― пять из этих семи вещей мы уже разобрали. Эти вещи были разобраны в предыдущем хадисе и нет нужды в их повторении. Рассмотрим лишь те права мусульман друг на друга, которые не были упомянуты в прошлом хадисе.

 

6 — Помощь притесняемому — нужно помогать мусульманину, если его притесняют, и нет разницы, касается ли это притеснение его имущества, его чести или его жизни. Мусульманин обязан помогать своему брату-мусульманину. Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Помогай брату своему (независимо от того), притеснителем он является или притесняемым». Услышав это, один человек сказал: “О посланник Аллаха, я (могу) помочь ему, если он подвергается притеснению, но скажи мне, как мне помочь ему, если он является притеснителем?!” На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Удержи его от притеснения и, поистине, это (станет) помощью ему» [916].

Например, ты видишь человека, который притесняет своего соседа. Ты обязан помочь им обоим: и притеснителю, и притесняемому. Ты должен пойти к притеснителю и сообщить ему об его обязанностях перед соседом, дать ему искренний совет, сообщить ему о тяжести греха плохого отношения к соседям. Расскажи ему о прекрасной награде, уготованной для того, кто хорошо относится к своим соседям. Предпринимай много попыток, пока Аллах не поведет притеснителя по прямому пути и тот не оставит свое притеснение. Также помоги тому соседу, которого притесняют. Скажи ему: ″Не переживай, я поговорю с тем, кто тебя притесняет! Если он прислушается, то это – хорошо. Если же он продолжит тебя притеснять, то сообщи мне. Мы пойдем к судье или к правителю, чтобы они удержали этого человека от несправедливости в отношении тебя″.

 

7 —Выполнять клятвы поклявшегося — если твой брат поклялся относительно тебя, то ты должен помочь ему, поступив так, чтобы это совпало с тем, относительно чего он клялся. Например, твой брат говорит: ″Клянусь Аллахом, ты должен сделать то-то и то-то!″ Так вот, к его правам на тебя относится то, что ты должен оправдать его клятву и выполнить то, относительно чего он поклялся, если конечно в этом нет вреда для тебя. Например, он говорит: ″Клянусь Аллахом, ты должен рассказать мне о том, что хранишь у себя в доме!″, а тебе не хочется никому об этом сообщать. В этом случае ты имеешь право не выполнять то, относительно чего он поклялся.

Если же в клятве нет никакого покушения на твои права, то выполни то, относительно чего он поклялся, если конечно в этом нет ослушания Аллаха. Например, он говорит: ″Клянусь Аллахом, ты должен дать мне денег, чтобы я купил сигареты!″ В таком случае тебе запрещено выполнять то, относительно чего он поклялся, ибо запрещено помогать людям в совершении грехов.

Или, например, твой отец говорит тебе: ″Клянусь Аллахом, ты не будешь совершать хадж!″ Но, ведь, ты обязан совершить хадж, поэтому ты не подчиняешься отцу. Нет подчинения творению, если при этом происходит ослушание Творца! Или, например, твой отец говорит тебе: ″Клянусь Аллахом, ты не будешь ходить к своей матери!″ Не подчиняйся ему, ибо подчинение ему будет грехом, так как ты разрываешь родственные связи со своей матерью и непочтительно относишься к ней.

 

«…и запретил нам семь (других)…» ― и затем идет перечисление этих семи запрещенных вещей.

1 — Ношение золотых колец — этот запрет касается мужчин. Мужчине запрещено носить любое золото, будь то золотой браслет, золотое ожерелье, золотые серьги, и так далее. Все виды золота запрещены для мужчин. Передается от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что как-то раз посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), увидевший на руке одного человека золотой перстень, снял его, выбросил прочь и сказал: “Один из вас сам стремится к раскалённому угольку из пламени (ада) и кладёт его себе на руку!” А когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ушёл, кто-то сказал этому человеку: “Возьми свой перстень и используй его (как-нибудь)”, - (на что) он ответил (следующим образом): “Нет, клянусь Аллахом, я никогда не возьму (этот перстень), раз его выбросил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!” [917]

Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о золоте и шелке: «Поистине, эти две вещи запрещены мужчинам моей общины. Они разрешены только женщинам» [918].

Что же касается ношения золотых колец женщинами, то в этом нет никаких проблем. Женщина может надевать любые золотые украшения, если конечно это не доходит до уровня чрезмерного расточительства денег (исрафа). Расточительство (исраф) запрещено, ибо Аллах Всевышний сказал: «Не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» [919].

Некоторые ученые передают единогласное мнение (иджма‛) обладателей знания относительно дозволенности ношения женщинами золотых колец и браслетов. Что же касается хадисов, в которых приходит запрет ношения женщинами золота кольцевидной формы, то они либо слабые, либо отклоненные (шазз). Пришло много хадисов, в которых пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подтверждал дозволенность ношения женщинами золота кольцевидной формы.

Но женщина обязана отдавать закят со своих золотых украшений, если они достигли уровня ″нисаба″ (85 граммов). Она обязана каждый лунный год выдавать закят со своих золотых украшений в размере 2,5 процентов. Однажды одна женщина пришла к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) со своей дочерью, на которой были два толстых браслета из золота. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил ее: «Ты выплачиваешь из этого закят?» Она ответила: “Нет”. Он сказал: «Разве обрадует тебя то, что Аллах окружит тебя браслетами из Огня?!» Тогда она сняли их с себя и подала пророку (мир ему и благословение Аллаха), сказав: “Они ради Аллаха и Его посланника!” [920]

 

3 — Красные подушки — это то, что делается из шёлка и набивается хлопком или чем-нибудь ещё. Такая подушка кладётся на конское или верблюжье седло, после чего на него усаживается всадник.

 

4 — аль-Къасси — это ткань изо льна с шёлком. Всякий вид шелка запрещен для мужчин. Запрещено мужчинам надевать шелковые одежды, сидеть на шелковых подстилках, застилать шелковое постельное белье, использовать шелковые одеяла.

Что же касается женщины, то ношение шелка для нее дозволено, ибо женщина нуждается в украшениях. Аллах Всевышний сказал: «Неужели они приписывают Аллаху ту, которую растят в нарядах?» [924]

Что же касается использования женщинами шелкового постельного белья, шелковых одеял и подстилок, то в этом вопросе разногласие между учеными. Некоторые ученые запретили это, приведя в довод общий смысл разбираемого нами хадиса. Ведь, в этом хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил использовать шелковые подушки и ″аль-къасси″. Они сказали: ″Женщине разрешено носить шелковую одежду, ибо она нуждается в ней. Что же касается шелкового постельного белья, то в нем нет никакой нужды″. И это мнение более ближе к истине, чем мнение тех ученых, которые полностью разрешают использование шелка женщинам.

 

 

وصلى الله وسلم وبارك على نبينا محمد وعلى آله وأصحابه وأتباعه بإحسان إلى يوم الدين

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.