КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Издание 2-е, исправленное. Основные положения, исследования и применение
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ Л. Хьелл, Д. Зиглер ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ Основные положения, исследования и применение Внезапная отмена длительной терапии кортикостероидами приводит к недостаточности Внезапная отмена длительной терапии кортикостероидами приводит к недостаточности A) паратиреоидного гормона B) соматотропного гормона C) тироксина D)=кортизола E) адреналина A) паратиреоидного гормона B) соматотропного гормона C) тиреотропного гормона D) =АКТГ E) адреналина
Рекомендовано учебно-методическим объединением по психологии университетов РФ в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов психологических факультетов, а также слушателей курсов психологических дисциплин на гуманитарных факультетах вузов РФ Санкт-Петербург Москва • Харьков • Минск, 1997 Серия ≪Мастера психологии≫ Пересели с английского: С. Мелсневская, Д. Викторова; Главный редактор В. Уеманов. Заведующая редакцией П. Алесов Редактор Н. Мшаловская Научные редакторы: Ковалев, М. Гулшш Художественные редакторы С. Лебедев, Е. Пападип Художник В.Чуниов Корректоры М.Рошаль, А.Аверина, Л.Агапова, Верстка Н. Мшаловская, В.Кучукбаев, НБК 88.5
УДК 159.9 Хьелл Л., Зиглер Д. Х35 Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб. Питер Пресс, 1997. 608 с. (Серия ≪Мастери психологии≫). ISBN 5-88782-4I2-3 Монография видных американских исследователей Л.Хьелла и Д.Зиглсра адресована всем, для кою знание и практическое применение психологии необходимы в профессиональном деятельности. Прочесть ее будет полезно психологам и врачам, преподавателям и студентам, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современном психологии личности, межличностными и семенными отношениями. Книга охватывает широкий круг направлении в теории личности, разработанных такими крупнейшими учеными, как Фрейд, Адлер, Юнг, Эриксон, Фромм, Хории, Ксттел, Айзспк, Скпнпер, Бандура, Роттср, Колли, Маслоу, Роджерс. Большинство этих теории икпходппампческая, бнхевиоральпая, феноменологическая) впервые в столь полном объеме представлено на русском языке. В конце каждой главы читатель найдет обширный библиографический материал, посвященный конкретной проблеме. c 1992, 1981, 1976 by McGraw-Hill, Inc. Подписано в печать 18.0t.97. Формах 70X100 V16. Усл. п. л. 50,7. Дон. тираж 10000 экз. Заказ № 866. Отпечатано с диапозитивов в ГПП ≪Печатный Двор, Государственного комитета РФ по печати. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., и.
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие к русскому изданию 9 Об авторах 13 Предисловие 14 Глава 1 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ 19 Теории личности 25 Компоненты теории личности 28 Критерии оценки теории личности.. 35 Основные положения, касающиеся природы человека 40 Резюме 51 Вопросы для обсуждения 51 Глоссарий 52 Библиография 54 Рекомендуемая литература 55 Глава 2 ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 56 Метод анамнеза 62 Корреляционный метод 64 Экспериментальный метод 69 Оценка личности 77 Типы методов оценки 82 Резюме 96 Вопросы для обсуждения 99 Глоссарий 99 Библиография 101 Рекомендуемая литература 104 Глава 3 ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ЗИГМУНД ФРЕЙД 105 Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности 106 Биографический очерк 106 Психоанализ: основные концепции и принципы 110 Инстинкты — движущая сила поведения 116 Развитие личности: психосексуальные стадии 118 Природа тревоги 127 Основные положения Фрейда относительно\прир_оды человека^ 133 Эмпирическая валидизация психодинамических концепций 137 Применение: психоаналитическая терапия — исследование бессознательного 146 Резюме 151 Вопросы для обсуждения 153 Глоссарий 154 Библиография 157 Рекомендуемая литература 160 Глава 4 РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРЕСМОТРА ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ: АЛЬФРЕД АДЛЕР И КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ 161 Альфред Адлер: индивидуальная теория личности 162 Биографический очерк 162 Основные тезисы индивидуальной психологии 165 Индивидуальная психология: основные концепции и принципы... 167 Основные положения Адлера относительно природы человека 182 Эмпирическая валидизация концепций индивидуальной психологии 187 Приложение: невроз и его лечение.191 Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности 197 Биографический очерк 198 Аналитическая психология: основные концепции и принципы..199 Резюме 206 Вопросы для обсуждения 209 Глоссарий 209 Библиография 211 Рекомендуемая литература 213 Глава 5 ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ НАПРАВЛЕНИЯ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ЭРИК ЭРИКСОН, ЭРИХ ФРОММ И КАРЕН ХОРНИ.... 214 Эрик Эриксон: эго — теория личности 215 Биографический очерк 215 Эго-психология: результат развития психоанализа 217 Эпигенетический принцип 219 Развитие личности: психосоциальные стадии 221 Основные положения Эриксона относительно природы человека 235 Эмпирическая валидизация концепций психосоциальной теории 239 Применение: американские подростки, или ≪кто я такой?≫ 243 Другие примеры пересмотра психоаналитической теории: акцент на культурных и межличностных факторах 246 Эрих Фромм: гуманистическая теория личности 246 Биографический очерк 247 Гуманистическая теория: основные концепции и принципы... 248 Карен Хорни: социокультурная теория личности 254 Биографический очерк 254 Социокультурная теория: основные концепции и принципы... 255 Резюме 262 Вопросы для обсуждения 263 Глоссарий 264 Библиография 267 Рекомендуемая литература 269 Глава 6 ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ГОРДОН ОЛПОРТ, РЭЙМОНД КЕТТЕЛ И ГАНС АЙЗЕНК 270 Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности 271 Биографический очерк 271 Что такое личность 273 Концепция черты личности 274 Проприум: развитие самости 281 Функциональная автономия: прошлое — это прошлое 285 Зрелая личность 288 Основные положения Олпорта относительно природы человека 290 Эмпирическая валидизация концепций теории черт личности.... 295 Применение: изучение ценностей... 300 Подход к личности с позиции факторного анализа 303 Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности 305 Биографический очерк 305 Теория черт личности: основные концепции и принципы 307 Ганс Айзенк: теория типов личности... 3J4 Биографический очерк 314 Основные концепции и принципы теории типов личности 315 Резюме 322 Вопросы для обсуждения 325 Глоссарий 325 Библиография 328 Рекомендуемая литература 330 Глава 7 НАУЧАЮЩЕ-БИХЕВИОРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: Б. Ф. СКИННЕР 331 Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения •. 332 Биографический очерк 332 Подход Скиннера к психологии 334 Респондентное и оперантное поведение 339 Основные положения Скиннера относительно природы человека 352 Эмпирическая валидизация концепций оперантного научения... 357 Применение: лечение, основанное на оперантном научении 361 Резюме: 366 Вопросы для обсуждения 368 Глоссарий 368 Библиография 370 Рекомендуемая литература 372 Глава 8 СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: АЛЬБЕРТ БАНДУРА И ДЖУЛИАН РОТТЕР 373 Альберт Бандура: социально когнитивная теория личности 374 Биографический очерк 374 Основные принципы социально когнитивной теории 376 Научение через моделирование 380 Подкрепление в научении через наблюдение 385 Основные положения Бандуры относительно природы человека 392 Эмпирическая валидизация социально-когнитивной теории 397 Применение: ≪власть человеку≫ — саморегулируемое изменение 405 Джулиан Роттер: теория социального научения 410 Биографический очерк 410 Теория социального научения: основные концепции и принципы...412 Резюме 422 Вопросы для обсуждения 424 Глоссарий 424 Библиография 426 Рекомендуемая литература 430 Глава 9 КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ДЖОРДЖ КЕЛЛИ 431 Джордж Келли: когнитивная теория личности 432 Биографический очерк 432 Основы когнитивной теории 434 Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы...438 Основной постулат и некоторые выводы из него 444 Основные положения Келли относительно природы человека 453 Эмпирическая валидизация концепций когнитивной теории 457 Применение: эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли 466 Резюме 473 Вопросы для обсуждения 474 Глоссарий 475 Библиография 476 Рекомендуемая литература 478 Глава 10 ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: АБРАХАМ МАСЛОУ 479 Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности 480 Биографический очерк 480 Основные принципы гуманистической психологии 482 Мотивация: иерархия потребностей 487 Дефицитарная мотивация и мотивация роста 496 Основные положения Маслоу относительно природы человека 501 Эмпирическая валидизация концепций гуманистической теории 506 Применение: характеристики самоактуализирующихся людей 514 Резюме 521 Вопросы для обсуждения 523 Глоссарий 523 Библиография 525 Рекомендуемая литература 527 Глава 11 ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: КАРЛ РОДЖЕРС 528 Карл Роджерс: феноменологическая теория личности 529 Биографический очерк 529 Точка зрения Роджерса на природу человека 533 Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации 534 Феноменологическая позиция Роджерса 537 Я-концепция: ≪все-таки кто я?≫ 539 Полноценно функционирующий человек 548 Основные положения Роджерса относительно природы человека 551 Эмпирическая валидизация концепций феноменологической теории 556 Применение: терапия, центрированная на человеке 563 Резюме 568 Вопросы для обсуждения 569 Глоссарий 570 Библиография 571 Рекомендуемая литература 573 Глава 12 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 574 Основные положения в ретроспективе 575 Оценка теорий личности 579 Наступление эры персонологии 587 Новые перспективы в теоретическом и эмпирическом исследовании личности 591 Резюме 602 Вопросы для обсуждения 603 Глоссарий 604 Библиография 604 Рекомендуемая литература 606
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ На Западе настоящее издание является одним из самых читаемых в своей области. Если бы такая книга вышла у нас лет двадцать назад, российская психология как наука избежала бы многих проблем роста. Не секрет, что долгое время мы жили в условиях, когда для широкой публики, да и для специалистов, существовали единствен но правильная и прочие психологические теории, кото рые соответствующим образом освещались и в печати. В прежнюю эпоху книги, подобные этой, но не переве денные официально на русский язык, бережно передава лись из рук в руки и были предметом гордости неболь шого числа владельцев. В предлагаемом вниманию читателей издании сдела на очередная — не первая и не последняя — попытка обобщить, а точнее, осмыслить поновому, сведя в единое целое, ряд крупнейших теорий личности, разработанных в психологии за минувшие сто лет — собственно, за всю историю ее научного периода. В этом плане перед вами — энциклопедия, прежде всего по актуальным направлени ям современной психологической науки. Любая система живет и развивается, поэтому очень ценно то, что авторы ≪иллюстрируют≫ представляемые теории примерами современных экспериментальных ис следований. Немаловажен и тот факт, что при освещении каждой теории приводятся аргументы ≪за≫ и ≪против≫, что придает материалу книги сбалансированность. Имен но ее так недостает многочисленным ≪узким≫ монографи ям, где выборочно представлены теории, имеющие порой второстепенное значение. В этом смысле данный труд — подарок читателям, так как им впервые представляется возможность ≪за деревьями увидеть лес≫ в необъятном мире психологических построений. 10 • Предисловие к русскому изданию Наше знакомство с западной психологией не носило устойчивого характера: оно то прекращалось, то возобновлялось. Оттого одни теории и авторы известны нам больше (Г. Айзенк, Р. Кеттел), другие меньше (Дж. Келли). Вместе с тем при изложении любой теории неизбежны определенные потери: нелегко передать стиль мышления автора, каждый из которых неповторим, уникален. В частности, книги Эрика Эриксона оказали на общественное сознание США такое сильное действие, что в период известных студенческих волнений 1960-х годов молодые люди шли к Белому дому, держа его произведения в руках наравне с Библией. Это трудно почувствовать при чтении главы, посвященной теории Эриксона, одна ко возможно. Читателю мы порекомендовали бы также не упускать из виду, что дискуссии между представителями разных направлений в психологии не утихают (состояние для науки естественное) и окончательных вердиктов, надеемся, вынесено не будет. Этого можно не заметить за некоторыми упрощениями, допущенными авторами. Например, драматическая идея Фрейда о смерти, вызвавшая раскол даже среди его учеников, представлена в очень плоском виде: как идея об изначально присущей человеку агрессии. Пользуясь случаем, подчеркнем, что тенденция к разрушению и агрессия — далеко не одно и то же (хотя так может казаться с точки зрения обыденного сознания), и агрессия может возникнуть при блокировании любого влечения, в том числе любовного (что уже более понятно с позиций здравого смысла и жизненного опыта). Последняя категория неизбежных при издании такого фундаментального труда сложностей — это соотнесение сформировавшегося в нашей научной среде языка с авторской (западной) терминологией. Например, термин ≪инвайронментализм≫ подразумевает учет в теории личности внешних факторов среды, в отечественной же психологической науке мы обычно используем термин ≪социальное≫. Убеждены, что настоящая книга станет не только объектом ссылок в научных публикациях, но и учебником по психологии личности и истории психологии, а также будет чрезвычайно полезной для педагогов, философов, других специалистов гуманитарного профиля. Канд. психол. наук Ю. Т. Ковалев, канд. психол. наук М. А. Тулина С.-Петербургский государственный университет Нашим женам: Джин и Элизабет. Нашим детям: Анъянетт, Кристиану, Дэниелу и Марку.
ОБ АВТОРАХ Ларри А. Хьелл —доцент психологии в Государственном университете Нью-Йорка, Брокпортский колледж. Получил степень магистра по экспериментальной психологии в Университете Огайо (1964), степень доктора по социально-личностной психологии в Университете Оклахомы в Нормане (1967). Ранее преподавал в Университете Вилланова и Университете острова Принца Эдуарда. Д-р Хьелл опубликовал многочисленные статьи по проблемам психологии личности: локусу контроля, самоактуализации, самовосприятию, точности восприятия личности. Сейчас он исследует роль личностных переменных в связи с временной стабильностью шкал самоотчета. В его научные интересы также входят самоконтроль, объяснительный стиль и личностная эффективность. Он член Американской психологической ассоциации (АПА) и 8-го Подразделения (социально-личностное) АПА. Дэниел Дж. Зиглер —профессор психологии и декан Высшей школы в Университете Вилланова. Получил степень доктора по психологии в Университете Темпл (1968). Работая в Университете Вилланова с 1961 года, д-р Зиглер был заведующим Отделения психологии с 1968 по 1987 год, деканом Высшей школы с 1987 года по настоящее время. Он автор многих публикаций в журналах и сборниках научных трудов, самые последние относятся к области когнитивных компонентов стресса. Как психолог, имеющий частную практику в Пенсильвании, д-р Зиглер накопил большой опыт в психологическом тестировании и консультировании. К тому же он приобрел национальную известность как лектор в области управления стрессом. ПРЕДИСЛОВИЕ Первый курс по психологии личности должен ввести студентов в разнообразие теоретических направлений, которые помогут понять, почему люди ведут себя так, как они это делают в действительности. Поэтому третье издание представляет теории личности нескольких различных направлений. Мы надеемся, что студенты оценят по достоинству разнообразие концептуальных подходов к изучению людей. Изучение личности должно так или иначе концентрировать внимание на стратегиях и результатах эмпирических исследований. Помня об этом, мы привели в соответствие с современными требованиями и расширили изложение материала, касающегося эмпирической проверки теоретических предположений в процессе научного исследования. И наконец, элементарный учебник по теории личности должен придавать особое значение практическому применению теоретических идей. Поэтому мы включили многочисленные примеры, иллюстрирующие, как основные конструкты и постулаты различных направлений можно применить к повседневной жизни. При работе над этой книгой мы ставили себе задачу помочь студентам воспринять и оценить некоторые глубокие и восхитительные концепции личности. Дисциплина персонология включает в себя множество теорий, методов исследования, научных открытий и сфер приложения. Мы надеемся, что в этом издании вы найдете стройное, информативное и четкое объяснение каждого из этих важных элементов, представляющих данную область сегодня. Кроме того, мы надеемся, что учебник позволит студентам осознать, как открытия, сделанные различными теоретиками, могут быть интегрированы с целью лучшего понимания всей сложности личности и поведения человека. Предисловие •15 Как и во втором издании ≪Теорий личности≫, мы остаемся верны нашему утверждению, что теории личности отражают основные положения теоретика о природе человека. Этот тезис подробно излагается во вводной главе, где рассматриваются девять философских положений, лежащих в основе теорий личности. Этот новый подход к изучению личности позволяет разработать систему для сравнения и сопоставления различных теоретических точек зрения. И, что возможно даже более важно, такой подход поможет студентам увидеть поверх деталей отдельной теории основные философские взгляды, которых теоретик придерживался в отношении людей и их личности. Многочисленные отклики студентов и преподавателей, читавших второе издание данной книги, говорят о том, что взгляд с позиции основных положений расширяет понимание различий между теоретиками и их концепциями человечества.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |