Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование и оценка психологии личности




В первой главе отмечалось, что основным критерием при определении ценности теории личности является степень, в которой она стимулирует и направляет исследование.

В сущности, хорошая теория порождает гипотезы, кото рые легко проверить посредством эмпирического иссле дования. В результате эксперимента, нацеленного на проверку гипотезы, становится возможным определить, какие из теоретических утверждений следует принять, а какие отвергнуть. В идеальном случае личностные психо логи в поисках фактов или закономерностей должны полу чать данные, которые могут быть объяснены на более ши рокой теоретической основе. Теория, не подтвержденная исследованием, —не более, чем праздные размышления.

Сходным образом накопление фактов бесполезно до тех пор, пока процесс получения этих данных не будет орга низован на конструктивной и ясной основе. Эту основу и обеспечивает теория, обобщающая и представляющая эм пирические данные значимым образом.

Исследование, базирующееся на теории {полное или фундаментальное исследование), позволяет устанавли вать, существуют ли на самом деле предполагаемые взаи моотношения как между определенными феноменами, так и внутри каждого из них. Когда две теории личности предсказывают не согласующиеся соотношения для оп ределенного класса феноменов, мы обращаемся к иссле дованию, чтобы выявить закономерности, имеющее место в действительности. Например, психодинамическая теория предсказывает, что наблюдение насилия, показанного в сценическом действии, будет снижать уровень актуаль ного насилия у тех, кто побывал в роли зрителей. Со гласно теории, причина заключается в том, что у наблю дателя происходит выход подавленной агрессивной энер

Исследование и оценка в психологии личности •57

гии (подобная разрядка известна как ≪катарсис≫). Теория социального научения, наоборот, предсказывает, что, поскольку агрессивное поведение приобретается в результате научения, чем больше мы наблюдаем, как люди прибегают к насилию, тем с большей вероятностью мы сами ведем себя подобным образом. Результаты изучения влияния демонстрации насилия по телевидению и другим каналам веща ния позволяют выяснить, какое из этих предсказаний является более обоснован ным (детальное описание дебатов по этой проблеме дается в главе 8).

Хотя научные изыскания в области психологии личности редко осуществляют ся в отрыве от теоретических положений, из этого не следует, что понимание личности никогда не продвигалось вперед благодаря изысканиям, с теорией не связанным, или даже благодаря ≪случайным≫ результатам. На самом деле, допус кается значительная свобода в отношении связи между теорией и эксперименталь ным исследованием. Некоторые персонологи проводят исследования, не соотнося щиеся с теорией, в надежде получить неожиданные результаты, которые могут вступать в противоречие с теорией. Однако более часто исследователи-персоноло ги изучают вопросы, логически вытекающие из того или иного теоретического направления. Большинство исследований, описанных в этой книге, проводились на основе имевшейся теории в целях эмпирической проверки ее предсказаний.

Проверяемые предсказания, называемые гипотезами, позволяют оценивать ис тинность и полезность утверждений, содержащихся в данной теории. Теория личности обладает реальной ценностью, если она выдвигает определенные гипотезы, которые могут подтвердиться или не подтвердиться в результате эмпирического исследования. Как показано на рис. 2-1, полезная теория порождает проверяе мые гипотезы, которые, в свою очередь, преобразуют и расширяют саму теорию.

Магистральное направление нашего движения в сторону более полного пони мания человеческой личности определяется связью между теорией и исследовани ем. Эксперимент выполняет роль индикатора для проверки теории. Если резуль таты проверочного исследования не согласуются с постулатами теории, у нас будет гораздо меньше оснований принять эту теорию. Наиболее вероятно, что нам при дется в этом случае создавать новую теорию или пересматривать существующую, Рис. 2—. Теория выдвигает проверяемую гипотезу, затем проводится эмпирическое исследование и сбор эмпирических данных. В свою очередь, эмпирические дан ные подтверждают, опровергают или перестраивают теорию. Теория также обобщает и организует эмпирические данные таким образом, чтобы дать более последовательное объяснение феноменов, с которыми она имеет дело.

58 •Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности

чтобы добиться объяснения не согласующихся между собой данных. С другой сто роны, если результаты эмпирического исследования совпадают с положениями те ории, мы скорее всего будем ей доверять. Следует, однако, заметить, что теории ни когда не проверяются целиком. Путем исследования проверяются скорее отдель ные гипотезы, вытекающие из утверждений теории. Соответственно, теории личности всегда находятся на разных стадиях эмпирической поддержки —от полного принятия до признания неудачной. Чем чаще результаты эксперимента подтверждают высказанные гипотезы, тем большее доверие вызывает теория как ≪корректная≫ в объяснении определенных аспектов поведения человека. Подтвер ждающие теорию результаты повышают вероятность того, что она точна в своем объяснении сути явлений. Если же исследования, проводимые в попытках под твердить предсказания, вытекающие из теории, постоянно терпят неудачу, мы ско рее всего подвергнем сомнению и признаем некорректными и гипотезы, и саму те орию, из которой они были выведены. Не подтверждающие теорию результаты уменьшают вероятность того, что теория является экспериментально корректной в объяснении феноменов, входящих в сферу ее рассмотрения. Значение исследования личности: общие положения В этой главе мы проанализируем научный подход к изучению личности и затем остановимся подробнее на стратегиях исследования, наиболее часто используемых персонологами. Мы увидим, что эти исследования позволяют нам изучать связи между феноменами и устанавливать значимые закономерности в отношении личности. Исследование личности, будь то наблюдение или проведение эксперимента, представляет собой средство сбора информации или фактов, которые могут про лить свет на сложные вопросы, касающиеся поведения. В конце концов большин ство персонологов надеются, что полученные ими данные будут иметь некоторое значение для установления валидности и полезности их теорий. Отношения меж ду исследованием и теорией выглядят как процесс непрерывного взаимодействия —по крайней мере, так должно быть. Теория выступает в роли катализато ра и одновременно руководства для размышлений, предшествующих эмпириче скому исследованию. Она помогает свести тщательно отобранные результаты исследований в общую согласованную систему, каждый элемент которой состав ляет неотъемлемую ее часть. Но прежде всего должно быть нечто, что надо сво дить воедино —это нечто и обеспечивает исследование.

Краеугольный камень научного метода —обязательность эмпирической про верки идей. Это означает, что мы в результате тщательного наблюдения или экспериментов устанавливаем точные факты или соотношения между переменными.

Сами процедуры, используемые для изучения переменных, должны проводиться систематически и быть надежными, чтобы другие исследователи могли их проверить. Этот аспект научной самокоррекции является главной силой исследовательской практики, поскольку позволяет постепенно избавляться от ошибочных сведений, а следовательно, повышать надежность и точность эмпирически полученной информации. Это не значит, что эмпирические, или научные методы имеют ис ключительное право на установление истины. Есть много различных методов ис следования, которые могут быть использованы при изучении вопросов крайней

Исследование и оценка в психологии личности •59

важности, и они иногда дают противоречивые результаты. Также не существует единственного метода, который идеально подходил бы для всех целей и ситуаций.

В этом отношении эмпиризм, пожалуй, наиболее уравновешен: благодаря тща тельному и кропотливому сбору и анализу данных он лучше оснащен для успеш ного решения изучаемых вопросов, чем дискуссии, умозрительные рассуждения или старый добрый здравый смысл.

Почему так важно подвергать теории о поведении человека эмпирической проверке, вместо того, чтобы положиться на случайные наблюдения, аргументы или интуитивные догадки? Эмпирический подход имеет два преимущества. Пер вое и, возможно, наибольшее его достоинство —это нетерпимость к ошибке.

Ученые, занимающиеся психологией личности, воспитали в себе не только значи тельный научный скептицизм, но также и навык подвергать тщательной проверке собственные результаты и результаты коллег. Прежде чем они сочтут достовер ными какие-то объективные данные, потребуется подтверждение этих данных в других исследованиях. Когда в двух исследованиях получаются несопоставимые друг с другом результаты и выводы, персонологи пытаются выяснить, почему это произошло, и обычно проводят с этой целью дополнительные исследования. Все это и отличает ≪науку о людях≫ от случайных наблюдений или простого выска зывания того или иного мнения.

Второе достоинство эмпирического подхода —это ясность и четкость представ лений о том, как следует описывать людей и их поведенческие реакции. Представле ния о поведении людей с позиции здравого смысла обычно расплывчаты и неопре деленны. Обратимся для примера к поговорке ≪Побережешь розги —избалуешь ребенка≫. Что конкретно означает эта рекомендация по воспитанию ребенка? Как сильно можно его наказывать, если все-таки не беречь розог? Что входит в понятие ≪избалованный ребенок≫? Основная проблема заключается в том, что утверждения, подобные этому, предполагают различную интерпретацию разными людьми. Когда люди не соглашаются с приведенным утверждением, причина может состоять в том, что они вкладывают в него разный смысл. Более того, при формулировке такого рода сентенций уделяется так мало внимания поискам доказательств и обнаруже нию предубеждений, что многие широко распространенные трюизмы, касающиеся поведения, по сути дела оказываются просто мифами. В противоположность этому эмпирический подход требует использовать строгий научный язык при описании интересующих нас событий или феноменов. Исследователи личности, как и другие ученые, достигают этой цели путем формулирования рабочих определений для каж дой из изучаемых переменных или теоретических конструкций. Рабочее определе ние содержит описание точных методов, использовавшихся для создания или изме рения исследуемых переменных. Например, психолог может дать рабочее определе ние ≪депрессии≫ в виде индекса, полученного в результате применения ≪Опросника депрессии Бека≫ [Beck, 1982], представляющего собой стандартную шкалу само оценки. Он может также дать рабочее определение переменной ≪агрессия≫ путем регистрации количества вербальных и поведенческих спонтанных ее проявлений у субъекта в данный промежуток времени. Многие другие примеры, иллюстрирую щие как исследователи личности прибегают к созданию рабочих определений в це лях оценки теоретических предположений, будут приведены в следующих главах при обсуждении конкретных исследований.

Различают три основных типа стратегий исследования, используемых психо логами для изучения людей: изучение клинических случаев, корреляционный

60 •Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности

анализ и формальные эксперименты. Отличаясь друг от друга в отношении специфических методов, все эти стратегии предполагают тщательное наблюдение за тем, что делает или говорит испытуемый. Наблюдение является фундамен тальной определяющей характеристикой эмпирического исследования в любой дисциплине, включая персонологию. Поэтому, до того как мы обратимся к конк ретным исследованиям, рассмотрим смысл и значение наблюдения в организации исследования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.