КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод анамнеза 4 страница
сравнению с другими методами, а это само по себе является определенным 90 •Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности преимуществом. Наконец, многомерные опросники позволяют измерять одно временно несколько личностных особенностей. Несмотря на то, что тесты самоотчета пользуются популярностью у професси ональных психологов, их применение сопряжено с некоторыми проблемами, кото рые требуют рассмотрения. Основные их ограничения состоят в том, что они не защищены от преднамеренного обмана, влияния эталонов социальной желатель ности и установочного поведения [Kleinmuntz, 1982]. Персонологам, применяющим методы самоотчета, приходится зависеть от го товности респондентов давать о себе точную информацию. Проблема состоит в том, что в некоторых из шкал самооценки преобладают вопросы, дающие воз можность испытуемым относительно легко вводить исследователя в заблуждение. Умышленная же ложь наиболее вероятна тогда, когда респондент убежден, что извлечет для себя какую-то пользу, дав ответы, не соответствующие действи тельности [Furnham, 1990]. Претендент на вакантную должность может ≪смошен ничать≫, умышленно давая положительные ответы на вопросы, от которых, как ему кажется, зависит, сложится ли о нем благоприятное мнение и будет ли он принят на работу. И, наоборот, человек может ≪смошенничать≫ в худшую сторо ну и преднамеренно отвечать ≪нет≫ на определенные вопросы, полагая, что это создаст о нем впечатление как о человеке с более серьезными психическими нарушениями, чем это есть на самом деле. Последнее может иметь место в ситу ации, когда необходимо оценить душевное состояние обвиняемого в уголовном преступлении. Лучшая защита от этой опасности —встроить в тест контрольные шкалы, позволяющие обнаруживать преднамеренную ложь. Например, MMPI содержит шкалы, цель которых —показывать, когда обследуемые лгут, когда проявляется их психологическая защита или когда они дают уклончивые ответы. Другой путь —вводить в тест дополнительные вопросы, прямо не относящиеся к изучае мому феномену, благодаря чему цель теста станет менее ясной для испытуемого. Тем не менее, эти попытки могут оказаться успешными только отчасти: трудно определить, до какой степени испытуемый сможет исказить информацию о себе. Поэтому по возможности важные заключения о личности испытуемого не должны основываться только на результатах теста самоотчета. Другой недостаток шкал самоотчета связан со встречающейся у многих людей тенденцией отвечать таким образом, чтобы ≪хорошо выглядеть≫. Эта тенденция носит название социальной желательности, и она составляет проблему при ис пользовании не только тестов самоотчета, но и других оценочных процедур. В от личие от преднамеренной лжи, в данном случае, испытуемые могут не осознавать, что они искажают ответы в благоприятном направлении; они непреднамеренно пы таются представить себя в лучшем свете, чем это имеет место в действительности. Защитить метод от возможных искажений в сторону социальной желательно сти или ослабить их влияние можно с помощью нескольких приемов. Некоторые тесты самоотчета (такие как MMPI) содержат вопросы, выявляющие вероятность того, что респондент дает социально желательные ответы. В других тестах предус мотрено прямое измерение количества ≪приукрашивающих≫ ответов. Например, ≪Шкала социальной желательности≫ Кроуна-Марлоу [Crowne, Marlowe, 1964] сконструирована с целью измерения тенденции представлять себя в выгодном свете. Другой способ решить эту проблему заключается в тщательной оценке Исследование и оценка в психологии личности •91 социальной приемлемости каждого вопроса до его включения в тест. В любом случае, очевидно, что при интерпретации тестового материала психологи должны знать о потенциальной возможности ≪загрязнения≫ результатов за счет тенден ции социальной желательности. Последняя проблема связана с тем, что некоторые люди склонны отвечать на вопросы теста определенным образом, независимо от содержания тестового мате риала. Например, одни испытуемые отвечают утвердительно гораздо чаще, чем другие, они фактически соглашаются с каждым вопросом теста. Эта тенденция отвечать согласием является основной проблемой шкал самооценки, в которых требуются ответы типа ≪верно—неверно≫ или ≪да —нет≫ (как MMPI). Если тен денцию отвечать на вопросы положительно не удастся как-то нейтрализовать, то в случаях постоянного согласия мы получим искаженные результаты, непригодные для оценки личностных особенностей данного человека. К счастью, тенденция отвечать преимущественно согласием является относительно легко решаемой про блемой. Большинство авторов формулируют вопросы теста таким образом, чтобы ответы ≪верно —неверно≫ и ≪да—нет≫ примерно в равной степени раскрывали бы измеряемую черту. Благодаря этому при подсчете показателей теста любое кос венное влияние, оказываемое тенденцией отвечать преимущественно ≪да≫ или преимущественно ≪нет≫, уравновешивается. Проективные методы Проективные личностные тесты первоначально предназначались для помощи клиническим психологам в диагностике характера и сложности эмоциональных нарушений у пациента. Основанием для появления проективных тестов служит положение теории Фрейда, согласно которому неосознаваемые процессы важны для понимания психопатологии. Соответственно, цель проективной оценки за ключается в раскрытии неосознаваемых конфликтов личности, ее страхов и источников беспокойства. Термин проективный метод предложил __________Л. Франк [Frank, 1939] для обозначения методов оценки, в которых испытуемым дают неопределенные стимулы, содержание которых не предполагает четких, обус ловленных данной культурой ответов. Подобные методы, представляющие собой скорее непрямой подход к оценке личности, позволяют людям ≪проецировать≫ на неопределенный материал свои чувства, потребности, установки и отношение к жизни. Предполагается, что в ответах на тестовые стимулы (такие как чер нильные пятна или расплывчатые картинки) обнаруживаются признаки подав ленных импульсов, защитные механизмы личности и другие ее ≪внутренние≫ аспекты. Все проективные тесты отличаются рядом важных особенностей. Все они содержат неопределенные или неструктурированные тестовые стимулы. Экспериментатор никогда не сообщает испытуемому истинной цели тестирова ния и не говорит, как будет подсчитывать или интерпретировать его ответы. В инструкциях подчеркивается, что правильных или неправильных ответов здесь не может быть, и испытуемый вправе отвечать так, как ему вздумается. Наконец, подсчет и интерпретация ответов испытуемого основываются в значи тельной степени на субъективных суждениях экспериментатора, который опира ется на свой клинический опыт. 92 •Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности Тест ≪Нарисуй человека≫ это проективная методика, часто используемая психологами для оценки скрытых мыслей и чувств ребенка. (Peter Vandermark Stock, Boston) Существует много различных типов проективных методов. Линдсей подраз деляет их на следующие пять категорий [Lindzey, 1939]: 1. Ассоциативные методы, требующие отвечать на стимул первой пришед шей в голову мыслью или возникшим чувством. Примеры: ≪Тест словесных ассо циаций Меннингера≫ [Rapaport et al., 1968] и ≪Тест чернильных пятен≫ Роршаха [Rorschach, 1942]. 2. Конструктивные методы, требующие создания или придумывания чего либо. Например,в ≪Тесте тематической апперцепции≫ [Morgan,Murray, 1935] ис пытуемым предъявляют серии картинок с изображением простых сцен и предла гают составить рассказы о том, что происходит в этих сценах и какие чувства испытывают персонажи. 3. Методы завершения предлагают испытуемому завершить мысль, начало которой содержится в стимульном материале. В качестве последнего могут вы ступать незаконченные предложения (например, ≪Меня раздражает, когда..^.≫). К методам завершения относятся ≪Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга≫ [Rosenzweig, 1945] и ≪Тест незаконченных предложений Роттера≫ [Rotter, Rafferty, 1950]. 4. Экспрессивные методы предлагают выразить свои чувства посредством та кой деятельности, как рисование картинки или психодрама. Например, в тесте ≪Нарисуй человека≫ К. Маховер [Machover, 1949], от испытуемого требуется на рисовать человека, а затем —человека противоположного пола. 5. Методы выбора, или распределения по порядку, требуют от испытуемых отбирать или располагать в порядке предпочтения набор стимулов. Например, тест Сонди [Szondi, 1944] содержит инструкцию выбирать из предложенных изоб Исследование и оценка в психологии личности м 93 ражений людей те, которые или больше всего понравились, или больше всего не понравились. В настоящее время подобные методики используются редко. Следует добавить, что эти пять категорий проективных методов не являются взаимоисключающими, и во многих тестах используются две и более из них. Для лучшего представления о процедуре проведения, обсчете результатов и интерпретации проективных тестов мы подробнее остановимся на одном из них. Это тест Роршаха, часто используемый для оценки бессознательных процессов. Герман Роршах, известный швейцарский психиатр, изобрел ≪Тест чернильных пятен≫ в 1921 году. В последующие годы этот тест стал наиболее популярной и широко используемой проективной методикой [Sweeney et al., 1987]. Тест состоит из десяти карт. Карты содержат изображение билатерально симметричных пятен, которые Роршах получил, капнув чернила на лист бумаги и сложив его пополам (рис. 2-4). Пять карт черно-белые, пять —цветные. Каждое пятно отпечатано в центре карты из белого картона размерами около 18x24 см. Тест обычно прово дит один и тот же экспериментатор с одним испытуемым в два этапа. На первом этапе испытуемому предлагают расслабиться и спонтанно отвечать на тестовые стимулы. Экспериментатор говорит: ≪Я собираюсь показать вам набор черниль ных пятен и хотел бы узнать, что вы видите в каждом из них≫. Испытуемый берет в руки каждую карту (в определенном порядке), рассматривает ее и описывает, что он видит в этом пятне, что это пятно ему напоминает и на что оно похоже. Экспериментатор записывает все, что говорит испытуемый о каждом пятне (например: ≪Это напоминает мне двух медведей, танцующих вокруг походного Рис. 2—. Чернильное пятно, похожее па те, что использованы в тесте Роршаха, Испытуемого просят объяснить, что он видит в этом пятне. (Lisa Brusso) 94 •Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности костра≫). Затем анализируется дословная запись ответов, или протокол. Экспе риментатор также наблюдает за поведением испытуемого во время проведения теста, уделяя особое внимание тому, какие позы принимает испытуемый и сколько времени ему требуется, чтобы ответить по каждой карте. Когда ответы на все карты получены, испытуемому снова показывают карты в том же порядке. На этой стадии эксперимента, называемой ≪расследование≫, экс периментатор пытается определить, какие характеристики пятна обусловили пре дыдущие ответы испытуемого. Если, например, испытуемый говорит, что первая карта напоминает ему слона, может последовать вопрос: ≪Что именно в этом пят не напоминает вам слона?≫ Во второй фазе процедуры экспериментатора в основ ном интересуют два вопроса. Первый —какую часть площади карты занимает то, что испытуемый на ней увидел и обозначил в своем ответе. Второй вопрос касает ся того, какие особенности или качества пятна привели к тому или иному ответу (например, форма, цвет, характеристики людей или животных). Оба вопроса за даются в отношении каждого ответа испытуемого. Для подсчета и интерпретации теста Роршаха предложены разные системы [Beck, 1945; Klopfer, Davidson, 1962; Piotrowski, 1957]. Каждая из них является сложной и требует как длительной отработки навыков клинической оценки, так и знаний в области теорий личности, психопатологии и возрастной психологии. Не зависимо от того какая система используется, фактически все они оценивают отве ты субъекта на основе четырех счетных факторов [Klopfer, Davidson, 1962]: 1. Локализация имеет отношение к тому, какую часть площади пятна занима ет фигура, упоминающаяся в ответе. 2. Детерминанты представляют особенности пятна (например, форма, цвет, тени, кажущееся движение), которые оказались существенными для формирова ния ответа испытуемого. Например, подсчитывается детерминанта цвета в том случае, если субъект сообщает, что видит пятно крови, потому что части пятна раскрашены в красный цвет. 3. Содержание отражает существо ответа: человек ли это, животное, растение, какой-то объект и так далее. Большинство систем подсчета выделяют в содержа нии несколько отдельных категорий для классификации ответов, такие как чело веческие фигуры, фигуры животных, сексуальные объекты, одежда, географические очертания. 4. Популярность/оригинальность основывается на том, насколько типичен или атипичен данный ответ относительно имеющихся норм по каждой карте Рор шаха в отдельности. Этот фактор обычно подсчитывается в категориях степени, поскольку количество имеющихся нормативных ответов так велико, что получе ние совершенно уникальной реакции в новых исследованиях маловероятно. Дальнейший анализ основан на частоте отнесения ответов в каждую из выше упомянутых категорий. Можно также подсчитать соотношение категорий, чтобы получить дополнительную информацию о личности. Это —примеры количе ственного подхода к тесту. Однако равное значение здесь имеет анализ актуаль ного содержания ответов испытуемого, то есть качественный подход к его оценке. Содержание ответов (видит ли, например, испытуемый в основном людей или Исследование и оценка в психологии личности •95 животных) имеет существенное значение для установления различий при интер претации личностных характеристик человека. Насколько полезен тест Роршаха для оценки личности? С эмпирической точ ки зрения отношение к его психометрическим свойствам у исследователей совер шенно скептическое [Anastasi, 1988; Gamble, 1972; Kendall, Norton-Ford, 1982]. Его внутренняя согласованность низка, ретестовая надежность также низка, прогнос тическая и текущая валидность в большинстве случаев сомнительна [Peterson, 1978]. Еще больше усложняет картину тот факт, что в отношении теста Роршаха отсутствует необходимая степень надежности субъективных оценок. Исследова ния показывают удручающе низкую степень согласия между двумя или более экспертами, подсчитывающими одни и те же ответы. Короче говоря, ввиду отсут ствия достаточной надежности и валидности результатов скептики отрицают по лезность теста Роршаха как оценочной стратегии. Для решения этой и других проблем исследователи разработали счетные схе мы, обладающие лучшими психометрическими свойствами. Заслуживает внима ния попытка стандартизации теста Роршаха с помощью введения объективных критериев и норм для детей и взрослых [Ехпег, 1978, 1986]. Знакомство с этой разработкой, названной автором ≪Усовершенствованной системой≫, убеждает, что тест Роршаха может быть хорошим инструментом оценки. Были предприняты и усилия в направлении интерпретации тестовых ответов с помощью компьютера, а также создания параллельной формы теста для группового проведения [Holtzman, 1988]. Однако, несмотря на эти усовершенствования, тест Роршаха все еще не нашел широкого применения за пределами клиники. Полемика вокруг теста Роршаха вряд ли уляжется в ближайшее время. Не смотря на принимаемые меры по созданию надежных и валидных систем тестовых оценок [Ехпег, 1986], психологи-практики продолжают критиковать тест за из лишне глубинную интерпретацию, не дающую возможности считать тест адекват ным измерительным инструментом параметров личности. В то же время многие психологи будут продолжать использовать тест в клинической практике, невзирая на то, что говорят о нем исследования. Далее если рассматривать тест Роршаха как метод, имеющий только дополнительное диагностическое значение, маловероятно, что его популярность снизится в обозримом будущем [Lubin et al., 1985]. Сила и слабость проективных методов. Сторонники проективных методов заявляют, что последние обладают двумя уникальными преимуществами. Первое заключается в том, что тестовые стимулы здесь относительно неоднородны и неод нозначны, благодаря чему испытуемый не знает, какую психологическую интер претацию получат его ответы. Проективные методы допускают почти неограни ченное разнообразие возможных ответов, что позволяет скрыть от испытуемого истинную цель тестирования, а также снижает вероятность фальсифицированных и установочных ответов. Во-вторых, непрямой способ подачи тестового материала не приводит в действие психологические защитные механизмы испытуемого, что дает возможность получать информацию о таких аспектах личности, которые обычно скрыты от наблюдения. Критика проективных тестов сводится к тому, что они недостаточно стандар тизированы, отсутствует четкая процедура их проведения, оценки и интерпрета ции. В частности, оценка тестовых показателей часто зависит от навыка, клини 96 •Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности ческого опыта и интуиции психолога, что делает их чрезвычайно ненадежными. Однако справедливо и другое: опыт показывает, что большая практика в обра ботке тестовых показателей способствует удовлетворительному уровню внутрен ней согласованности оценок [Goldfried et al., 1971; Exner, 1986]. Более серьезную проблему составляет интерпретация уже подсчитанных по казателей того или иного теста. Хотя клинические психологи обычно полагаются на собственный опыт в интерпретации результатов проективных методик, сами методики не всегда одинаково удачны. К сожалению, интерпретация таких тестов слишком часто зависит от догадок и интуиции клинициста, а это не способствует повышению научной ценности проективных тестов. Наконец, выдвигается еще один критический аргумент: до сих пор не получе но достаточно убедительных доказательств валидности проективных тестов [Aiken, 1984; Peterson, 1978]. Поэтому психологи стараются формулировать ито говое заключение не только на основании проективных тестов. Скорее, сами про ективные тесты стоит рассматривать в контексте другой информации, полученной в результате интервью, анализа клинического случая и тестов самооценки. В заключение можно сказать, что, несмотря на проблемы, связанные с примене нием проективных тестов, многие клинические психологи продолжают к ним обра щаться при изучении неосознанных конфликтов человека, его фантазий и мотивов [Singer, Kolligian, 1987]. В то же время, активное применение на практике не сни жает остроту проблемы, связанной с их надежностью и валидностью. РЕЗЮМЕ Теория выполняет роль катализатора для эмпирического исследования важных личностных феноменов и обеспечивает смысловую основу интерпретации установ ленных фактов и закономерностей. В отличие от несистематических наблюдений или соображений с позиции здравого смысла, при экспериментальном изучении личности те или иные заключения, касающиеся человеческого поведения, не счита ются обоснованными до тех пор, пока не будут предоставлены объективные и вос производимые данные. Ориентация на научные исследования также предполагает наличие ясных и четких описаний процедуры измерения изучаемых переменных. В основе всех исследовательских подходов в психологии личности лежит на блюдение. Каждый из видов наблюдения —несистематизированное, естественное и контролируемое полевое наблюдение обсуждались в данной главе как способы более строгого изучения поведения человека. Также рассматривались преимуще ства и недостатки каждого вида наблюдения. Три исследовательские стратегии в изучении личности представлены методом изучения клинических случаев, корреляционным методом и экспериментальным методом. Каждая стратегия предполагает, что исследователь осуществляет объек тивное наблюдение за кем-то, кто что-то делает или говорит. Метод анамнеза, или метод изучения истории болезни, обеспечивает возмоле ность глубокого анализа отдельной личности. Этот метод направлен прежде всего на диагностику и лечение индивидуумов, страдающих эмоциональными расстрой ствами. Кроме того, изучение клинических случаев имело значение при создании ряда теорий личности и при изучении здоровых индивидуумов на протяжении Исследование и оценка в психологии личности •97 многих лет. При описании прошлого пациента (описании клинического случая) используются разные методы, как-то: биографические и автобиографические очерки, личностные опросники и проективные тесты, интервью, а также информа ция, полученная от тех людей, которые довольно хорошо знают данного человека. Хотя истории болезни представляют собой ценный источник знаний о людях, этот метод не свободен от некоторых недостатков, связанных с тем, что объектом изуче ния здесь является конкретный человек. В частности, история болезни не устанав ливает причины тех или иных наблюдаемых событий, возможность обобщения полученных данных здесь весьма ограничена, отобранные данные могут носить оттенок личных предубеждений и/или их истинность трудно проверить. Корреляционный метод используется для установления связей между пере менными и внутри них. Исследователи, использующие корреляционный метод, обычно заинтересованы в получении ответов на особые вопросы. Например, мож но ли на основе успеваемости в колледже предсказать профессиональный успех в дальнейшем. Коэффициент корреляции как первичный статистический показа тель обозначает направление и силу связи между переменными. Коэффициент корреляции может варьировать от -1 (полностью отрицательная зависимость) до +1 (полностью положительная зависимость). Как исследовательская стратегия корреляционный метод позволяет изучать многие аспекты человеческого поведе ния в естественных условиях. Кроме того, с его помощью можно изучать перемен ные, которые никаким иным способом невозможно исследовать по этическим со ображениям. Однако корреляционный метод не дает убедительных доказа тельств того, что одна переменная вызывает появление другой переменной, даже если они обе тесно связаны, то есть имеют высокий коэффициент корреляции. Корреляция не предполагает установления причинных связей. В данной главе отмечается также, что определенную путаницу в интерпретацию корреляционных связей может внести третья переменная. Экспериментальный метод дает исследователям возможность устанавливать причинно-следственные связи посредством манипуляции определенной перемен ной в тщательно контролируемых условиях, что позволяет наблюдать изменения второй переменной, как результат изменений первой переменной. Изменяемая пере менная (условие, контролируемое исследователем) является независимой перемен ной. Наблюдаемый ответ, или поведение индивидуума (исход эксперимента) пред ставляет собой зависимую переменную. Для проведения самого простого экспери мента требуются две группы испытуемых. Экспериментальная группа подвергается действию независимой переменной, а контрольная группа —нет. Распределение испытуемых по группам осуществляется случайным образом. Это дает гарантию того, что различия между группами будут обусловлены только наличием или отсут ствием независимой переменной. В качестве примера рассматривался эксперимент по изучению возможных закономерностей, лежащих в основе известной поговорки ≪На миру и смерть красна≫. Результаты показали, что участницы эксперимента предпочитали находиться рядом с другими людьми, когда испытывали сильную тревогу в ожидании болезненного удара электрическим током. Следующий экспе римент показал, что испытуемые, переживающие сильную тревогу, предпочитали в это время общество только тех, кто оказался в такой же ситуации. Будучи мощной исследовательской стратегией, эксперимент имеет ограниче ния при изучении поведения человека. Помехой для его применения могут быть 98 ш Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности этические соображения. Другое ограничение связано с тем, что эксперименты, проводимые в лабораторных условиях, часто носят искусственный характер, и это ограничивает возможность обобщения результатов. Присущие лаборатор ным условиям артефакты (например, феномен требуемых характеристик, уста новочные ответы) могут оказывать незапланированное воздействие на резуль таты исследования. Наконец, было отмечено, что экспериментальное исследо вание проводится в соответствии с принципом осведомленного согласия. Испытуемым сообщается заранее о любом потенциальном риске, и они могут отказаться от участия в эксперименте в любое время без всяких опасений. Каждая стратегия исследования, используемая при изучении личности, имеет определенные преимущества и недостатки. Более того, ни один метод не является идеальным для решения всех вопросов. Измерение индивидуальных различий, иначе называемое оценкой, является интегральным аспектом в психологии личности. Методы оценки личности долж ны удовлетворять критериям стандартизации, нормирования, надежности и валид ности. Надежность является характеристикой постоянства теста и определяется двумя путями: методом повторного тестирования (ретестовая надежность) и ме тодом расщепления (внутренняя согласованность). Валидность показывает, изме ряет ли тест именно то, что он предназначен измерять. Рассмотрены виды валид ности, включая содержательную валидность, критериальную валидность и конст руктную валидность. Центральным вопросом в процессе научного исследования является измерение различных аспектов отдельной личности. Основными подходами к оценке лично сти являются метод интервью, личностные тесты самоотчета и проективные тесты. Рассмотрены и проиллюстрированы главные особенности неструктурированно го и структурированного интервью как оценочных процедур. Структурированная форма предпочтительна при проведении научного исследования, в то время как неструктурированная —в терапевтической ситуации. Методы самоотчета бывают двух типов: тесты, измеряющие единственный по казатель и тесты, измеряющие одновременно несколько показателей. В качестве примера теста первого типа обсуждалась ≪Шкала самоосознания≫. Примером теста второго типа послужил ≪Миннесотский многоаспектный личностный опрос ник≫; обсуждалась его диагностическая ценность. Измерения самооценки объек тивны в том отношении, что испытуемым предоставляется минимальная свобода в ответах, а на процедуру подсчета результатов не влияют личные склонности или теоретическая ориентация экспериментатора. Проблемы, внутренне присущие те стам самоотчета, включают предумышленный обман (подделка ответов в ≪хоро шую≫ или ≪плохую≫ сторону), фальсификацию ответов в социально желательном свете и установки на определенные ответы (молчаливое согласие со всеми утвер ждениями теста). Проективные методы пытаются проникнуть в неосознаваемые или очень тон кие аспекты личности, давая возможность индивидуумам при ответах на неопреде ленные стимулы проецировать на тестовый материал свои чувства, потребности и ценности. Перечислены различные категории этих тестов. В качестве репрезента тивного примера приведен тест Роршаха. Сторонники проективных тестов утвер ждают, что они плохо стандартизированы, имеют низкую надежность и валидность, чувствительны к субъективизму в интерпретации. Исследование и оценка в психологии личности •99 ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1. Каковы преимущества эмпирического подхода к изучению личности по сравнению с подходом с позиций здравого смысла или интуиции? 2. Опишите метод изучения клинических случаев как исследовательскую стратегию в пер сонологии. Каковы его достоинства и ограничения? 3. Проанализируйте некоторые обстоятельства, в которых экспериментатор предпочел бы использовать корреляционный метод для изучения проблем личности. 4. Почему при изучении различных проблем и решении вопросов исследователи личности предпочитают применять экспериментальный метод? Какие факторы, кроме независи мой переменной, должен учитывать исследователь при интерпретации результатов экс перимента? 5. Обсудите некоторые этические принципы, которые учитываются при проведении экспе риментального исследования. Кто ответственен за то, чтобы эти принципы гарантиро ванно соблюдались? 6. Объясните различия между прогностической валидностыо и текущей валидностыо. ГЛОССАРИЙ Артефакт (Artifact). He подразумеваемые в лабораторном эксперименте факторы, кото рые могут повлиять на изменения независимой переменной (например, испытуемый
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |