КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод анамнеза 6 страница
исследовательскую стипендию, которая дала ему возможность поехать в Париж и в течение четырех месяцев стажироваться у Жана Шарко, одного из наиболее выдаю щихся неврологов того времени. Шарко изучал причины и лечение истерии —пси хического расстройства, проявлявшегося во множестве разнообразных соматических проблем. У пациентов, страдавших истерией, наблюдались такие симптомы, как паралич конечностей, слепота и глухота. Шарко, используя внушение в гипнотиче ском состоянии, мог как индуцировать, так и устранять многие из этих истерических симптомов. Хотя позднее Фрейд отвергал применение гипноза в качестве терапевти ческого метода, лекции Шарко и его клинические демонстрации произвели на него сильное впечатление. За время короткого пребывания в знаменитом госпитале Саль петриер в Париже Фрейд из невролога стал психопатологом [Steele, 1982]. В 1886 году Фрейд женился на Марте Бернайс, с которой они прожили вместе более половины века. У них родились три дочери и три сына. Младшая дочь, Анна, последовала по стопам отца и со временем заняла лидирующее положение в пси хоаналитическом направлении как детский психоаналитик. В 80-е годы Фрейд начал сотрудничать с Иозефом Брейером, одним из наиболее известных венских врачей. Брейер к тому времени достиг определенного успеха в лечении пациентов с истерией благодаря применению метода свободных рассказов больных о своих симптомах. Брейер и Фрейд предприняли совместное исследование психологи ческих причин истерии и методов терапии этого заболевания. Их работа заверши лась публикацией книги ≪Исследования истерии≫ (1895), в которой они пришли к выводу о том, что причиной появления истерических симптомов являются подав ленные воспоминания о травматических событиях. Дату этой знаменательной пуб ликации иногда связывают с основанием психоанализа, однако наиболее творче ский период в жизни Фрейда был еще впереди. Личные и профессиональные отношения между Фрейдом и Брейером резко прервались примерно в то же время, когда была опубликована книга ≪Исследова ния истерии≫. Причины, по которым коллеги внезапно стали непримиримыми вра гами, до сих пор не вполне ясны. Биограф Фрейда Эрнест Джонс утверждает, что Брейер категорически не соглашался с Фрейдом по вопросу о роли сексуальности в этиологии истерии, и это предопределило разрыв [Jones, 1953]. Другой исследо ватель [Steele, 1982] предполагает, что Брейер выступил в роли ≪отцовской фигу ры≫ для более молодого Фрейда и его устранение было просто предначертано са Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности •109 мим ходом развития отношений вследствие эдипова комплекса у Фрейда. Каковы бы ни были причины, эти два человека никогда снова не встретились как друзья. Утверждения Фрейда о том, что в основе истерии и других психических рас стройств лежат проблемы, связанные с сексуальностью, привели к его исключению из Венского медицинского общества в 1896 году. К этому времени у Фрейда имелось крайне мало разработок (если они вообще были) того, что позднее полу чило известность как теория психоанализа. Более того, его оценка собственной личности и работы по наблюдениям Джонса была такова: ≪У меня довольно огра ниченные способности или таланты —я не силен ни в естественных науках, ни в математике, ни в счете. Но то, чем я обладаю, пусть и в ограниченном виде, вероят но, развито очень интенсивно≫ [Jones, 1953, р. 119]. Промежуток между 1896 и 1900 годами был для Фрейда периодом одиноче ства, но одиночества очень продуктивного. В это время он начинает анализировать свои сновидения, а после смерти отца в 1896 году практикует самоанализ в течение получаса перед сном ежедневно. Его наиболее выдающийся труд ≪Толкование сновидений≫ (1900) основан на анализе собственных сновидений. Однако слава и признание были еще далеко. Для начала этот шедевр был проигнорирован психи атрическим сообществом, а Фрейд за свой труд получил лишь авторский гонорар в размере 209 долларов. Может показаться невероятным, но за восемь последую щих лет ему удалось продать всего 600 экземпляров этого издания. За пять лет после публикации ≪Толкования сновидений≫ престиж Фрейда вырос настолько, что он вошел в число врачей, пользующихся всемирной извест ностью. В 1902 году было основано общество ≪Психологические среды≫ (The Psychological Wednesday Society), которое посещал только избранный круг интеллектуальных последователей Фрейда. В 1908 году эта организация была пе реименована в Венское психоаналитическое общество. Многие из коллег Фрейда, бывшие членами этого общества, стали известными психоаналитиками, каждый в своем направлении: Эрнест Джонс, Шандор Ференци, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Ганс Сакс и Отто Ранк. Позднее Адлер, Юнг и Ранк вышли из рядов после дователей Фрейда и возглавили конкурирующие между собой научные школы. Период с 1901 по 1905 год стал особенно творческим. Фрейд опубликовал не сколько работ, в том числе ≪Психопатология обыденной жизни≫ (1901), ≪Три эссе о сексуальности≫ (1905а) и ≪Юмор и его отношение к бессознательному≫ (1905b). В ≪Трех эссе...≫ Фрейд выдвинул предположение о том, что дети рождаются с сек суальными побуждениями, а их родители предстают в роли первых сексуальных объектов. Общественное возмущение последовало незамедлительно и имело широ кий резонанс. Фрейда заклеймили как страдающего сексуальными перверсиями, непристойного и безнравственного человека. Многие медицинские учреждения бойкотировались из-за их терпимости к идеям Фрейда о сексуальной жизни детей. 1 В 1909 году произошло событие, сдвинувшее психоаналитическое движение с мертвой точки относительной изоляции и открывшее ему путь к международному признанию. Г. Стэнли Холл пригласил Фрейда в Университет Кларка в Уорчес тере, штат Массачусетс прочесть цикл лекций. Лекции были приняты очень хоро шо, и Фрейд был награжден почетной степенью доктора. В то время его будущее выглядело весьма многообещающим. Он достиг значительной известности, паци енты со всего света записывались к нему на консультации. Но были и проблемы. Прежде всего он потерял практически все свои сбережения в 1919 году в связи 110 ш Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности с войной. В 1920 году умерла его 26-летняя дочь. Но, возможно, наиболее тяже лым испытанием для него стал страх за судьбу двух сыновей, воевавших на фрон те. Отчасти под влиянием атмосферы первой мировой войны и новой волны антисе митизма, в возрасте 64 лет Фрейд создал теорию об универсальном человеческом инстинкте —стремлении к смерти. Однако, невзирая на пессимизм в отношении будущего человечества, он продолжал четко формулировать свои идеи в новых книгах. Наиболее важными являются ≪Лекции по введению в психоанализ≫ (1920а), ≪По ту сторону принципа удовольствия≫ (1920b), ≪ЯиОно≫ (1923), ≪Бу дущее одной иллюзии≫ (1927), ≪Цивилизация и недовольные ею≫ (1930), ≪Новые лекции по введению в психоанализ≫ (1933) и ≪Очерк психоанализа≫, опублико ванный посмертно в 1940 году. Фрейд был исключительно одаренным писателем, о чем свидетельствует награждение его Премией Гете по литературе в 1930 году. Первая мировая война оказала огромное влияние на жизнь и представления Фрейда. Работа в клинике с госпитализированными солдатами расширила его понимание разнообразия и тонкости психопатологических проявлений. Усиление антисемитизма в 1930-х годах также оказало сильное влияние на его взгляды о социальной природе человека. В 1932 году он был постоянной мишенью для напа док гитлеровцев (в Берлине нацисты устроили несколько публичных сожжений его книг). Эти события Фрейд прокомментировал так: ≪Какой прогресс! В Сред невековье сожгли бы меня самого, теперь же они довольствуются сожжением моих книг≫ [Jones, 1957, р. 182]. Только благодаря дипломатическим усилиям влия тельных граждан Вены ему было разрешено покинуть этот город, вскоре после вторжения нацистов в 1938 году. Последние годы жизни Фрейда были тяжелыми. С 1923 года он страдал рас пространяющейся раковой опухолью глотки и челюсти (Фрейд выкуривал ежед невно 20 кубинских сигар), но упорно отказывался от лекарственной терапии, за исключением небольших доз аспирина. Он настойчиво работал, несмотря на то, что перенес 33 тяжелые операции, которые должны были остановить распростра нение опухоли (из-за этого он был вынужден носить неудобный протез, заполняв ший образовавшееся свободное пространство между носовой и ротовой полостя ми, и поэтому временами не мог говорить). Его ожидало еще одно испытание на стойкость: во время гитлеровской оккупации Австрии в 1938 году его дочь Анна была арестована гестапо. Только благодаря случайности ей удалось освободиться и воссоединиться со своей семьей в Англии. Фрейд умер 23 сентября 1939 года в Лондоне, где он оказался как перемещенный еврейский эмигрант. Тем, кто захочет больше узнать о его жизни, мы рекомендуем трехтомную биографию, написанную его другом и коллегой Эрнестом Джонсом ≪Жизнь и творчество Зигмунда Фрейда≫ (1953, 1955, 1957). Опубликованное в Англии издание собраний сочинений Фрейда в двадцати четырех томах распростра нилось по всему миру. Получить дополнительные сведения о личной жизни Фрейда читатели смогут из следующих работ: Clark, 1980; Isbister, 1985 и Vitz, 1988. ПСИХОАНАЛИЗ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ Термин ≪психоанализ≫ имеет три значения: 1) теория личности и психопатоло гии, 2) метод терапии личностных расстройств и 3) метод изучения неосознан ных мыслей и чувств индивидуума. Это соединение теории с терапией и с оцен Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности •111 кой личности пронизывает все аспекты представлений Фрейда о человеческом поведении. Однако под всеми этими хитросплетениями и сложностями лежит относительно небольшое число исходных концепций и принципов, в которых отражается психоаналитический подход Фрейда к личности. Рассмотрим сначала его взгляды на организацию психики, которую часто называют ≪топографической моделью≫ Фрейда. Уровни сознания: топографическая модель В течение длительного периода развития психоанализа Фрейд применял топо графическую модель личностной организации. Согласно этой модели, в психиче ской жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессозна тельное. Рассматривая их в единстве, Фрейд использовал эту ≪психическую кар ту≫, чтобы показать степень осознаваемости таких психических явлений, как мысли и фантазии. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Например, сейчас ваше сознание может вмещать в себя мысли авторов, написавших этот текст, а также смутное ощущение надвигающего ся голода. Фрейд настаивал на том, что только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входит в сферу сознания. Что бы в данный момент времени ни переживалось в сознании человека, это следует рас сматривать как результат процесса избирательной сортировки, в значительной степени регулируемого внешними сигналами. Более того, определенное содержа ние осознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погру жается на уровень пред сознательного или бессознательного по мере того, как вни мание человека перемещается на другие сигналы. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге. Область предсознателъного, иногда называемая ≪доступной памятью≫, вклю чает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вер нуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. Напри мер, вы можете вспрмнить все, что вы делали в прошлую субботу вечером; все го рода, в которых вам довелось жить; свои любимые книги или аргумент, который вы высказали вчера своему другу. С точки зрения Фрейда, предсознательное наво дит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического. Самая глубокая и значимая область человеческого разума —это бессозна тельное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинк тивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. При мерами того, что может быть обнаружено в бессознательном, служат забытые травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителю и подавленные сексу альные желания, которые вы не осознаете. Согласно Фрейду, такой неосознавае мый материал во многом определяет наше повседневное функционирование. Фрейд не первым обратил внимание на значение бессознательных процессов в поведении человека. Некоторые философы XVIII и XIX веков предполагали, что основное содержание внутреннего мира не доступно для осознания [Ellenberger, 1970]. Однако, в отличие от своих идейных предшественников, Фрейд придал 112 •Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности концепции бессознательной жизни эмпирический статус. В частности, он подчер кивал, что бессознательное следует рассматривать не как гипотетическую абст ракцию, а скорее, как реальность, которую можно продемонстрировать и прове рить. Фрейд твердо верил в то, что действительно значимые аспекты поведения человека оформляются и направляются импульсами и побуждениями, всецело находящимися вне сферы сознания. Эти влияния не только не осознаются, но, более того, если они начинают осознаваться или открыто выражаться в поведении, это встречает сильное внутреннее сопротивление индивидуума. Неосознанные переживания, в отличие от предсознательных, полностью недоступны для осозна ния, но они в значительной степени определяют действия людей. Однако неосоз нанный материал может выразиться в замаскированной или символической фор ме, подобно тому, как неосознаваемые инстинктивные побуждения косвенно нахо дят удовлетворение в снах, фантазиях, игре и работе. Эту догадку Фрейд использовал в своей работе с больными. Структура личности Концепция неосознаваемых психических процессов являлась центральной в ран нем описании личностной организации), Однако в начале 20-х годов Фрейд пе ресмотрел свою концептуальную модель психической жизни 1^вел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго. Данное трехчастное деле ние личности известно как структурная модель психической жизни]? хотя Фрейд полагал, что эти составляющие следует рассматривать скорее какТГекие процес сы, чем как особые ≪структуры≫ личности. Фрейд понимал, что предложенные им конструкты гипотетичны, поскольку уровень развития нейроанатомии в то время не был достаточным для того, чтобы определить их локализацию в цент ральной нервной системе. Взаимосвязь между этими личностными структурами и уровнями сознания (то есть, топографическая модель) изображена в виде диа граммы на рис. 3-1. На рисунке показано, что сфера ид полностью неосознава ема, в то время как эго и суперэго действуют на всех трех уровнях сознания. Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от ид. Ид. Слово ≪ид≫ происходит от латинского ≪оно≫ и, по Фрейду, означает ис ключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция), которые на полняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид —нечто темное, биоло гическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохра няет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Ьудучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений. Явля ясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни —немедленную разрядку психической энергии, произ водимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, со здают напряжение в личностном функционировании. Немедленная разрядка на пряжения получила название принцип удовольствия. Ид подчиняется этому Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности •113 Рис. 3~1' Связь структурной модели с уровнями сознания. принципу, выражая себя в импульсивной, иррациональной и нарциссической (преувеличенно себялюбивой) манере, невзирая на последствия для других или вопреки самосохранению. Поскольку ид не ведает страха или тревоги, оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели —этот факт может, как полагал Фрейд, представлять опасность для индивидуума и для общества. Иначе говоря, ид можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но, чтобы реализовать власть, он вынужден опираться на своих подданных. Фрейд рассматривал ид в качестве посредника между соматическими и пси хическими процессами в организме. Он писал, что оно ≪прямо связано с сомати ческими процессами, проистекает из инстинктивных потребностей и сообщает им психическую экспрессию, но мы не можем сказать, в каком субстрате осуществля ется эта связь≫ [Freud, 1915-1917, р. 104]. Ид выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных побуждений и черпает свою энергию прямо из телесных процессов. Фрейд описал два механизма, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. В первом случае ид отвечает автоматически на сигналы возбуждения и, таким образом, сразу сни мает напряжение, вызываемое раздражителем. Примеры подобных врожденных рефлекторных механизмов —кашель в ответ на раздражение верхних дыхатель ных путей и слезы, когда в глаз попадает соринка. Однако надо признать, что рефлекторные действия не всегда снижают уровень раздражения или напряже ния. Так, ни одно рефлекторное движение не даст возможности голодному ребен ку достать пищу. Когда рефлекторное действие не может снизить напряжение, вступает в действие другая функция ид, называемая первичным процессом пред ставления. Ид формирует психический образ объекта, первоначально связанного 114 •Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности с удовлетворением основной потребности. В примере с голодным ребенком дан ный процесс может вызвать образ материнской груди или бутылочки молока. Другие примеры первичного процесса представления обнаруживаются в сновиде ниях, галлюцинациях или психозах, а также в психической деятельности ново рожденных младенцев. Первичные процессы —нелогичная, иррациональная и фантазийная форма человеческих представлений, характеризующаяся неспособностью подавлять им пульсы и различать реальное и нереальное, ≪себя≫ и ≪не-себя≫. Трагедия поведе ния в соответствии с первичным процессом заключается в том, что индивидуум не может проводить различия между актуальным объектом, способным удовлет ворять потребность, и его образом (например, между водой и миражом воды для человека, бредущего по пустыне). Такого рода смешение может привести к смер тельному исходу, если не появятся какие-нибудь внешние источники удовлетво рения потребности. Поэтому, утверждал Фрейд, для младенца является невыпол нимой задача научиться откладывать удовлетворение первичных потребностей. Способность к отсроченному удовлетворению впервые возникает, когда малень кие дети усваивают, что, помимо их собственных нужд и желаний, есть еще и внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структура лично сти, эго. Эго (от лат. ≪ego≫ —≪я≫) —это компонент психического аппарата, ответ ственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить жела ния ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго полу чает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реаль ности. Таким образом, эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма. В борьбе за выживание как против внешнего социального мира, так и инстинктивных потребностей ид, эго должно постоянно осуществлять дифферен циацию между событиями в психическом плане и реальными событиями во внеш нем мире. Например, голодный человек в поисках еды должен различать образ пищи, возникающий в представлении, и образ пищи в реальности, если ему хо чется снять напряжение. То есть он или она должны научиться доставать и потреблять пищу прежде, чем напряжение снизится. Эта цель достигается при помощи определенных действий, дающих ид возможность выражать свои ин стинктивные потребности в соответствии с нормами и этикой социального мира —искусство не всегда достижимое. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т. д. Соответственно эго использует когнитивные и перцептивные стратегии в своем стремлении удовлет ворять желания и потребности ид. В отличие от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности, цель которого —сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и/или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии ид в рамках социальных ограничений и совести индивиду ума. Например, выражение сексуальной потребности откладывается до тех пор, пока не появится подходящий объект и обстоятельства. Итак, когда объект и Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности •115 условия идеальны, поведением управляет принцип удовольствия. Принцип реаль ности вносит в наше поведение меру разумности. Эго, по контрасту с ид, разли чает реальность и фантазию, выдерживает умеренное напряжение, меняется в зависимости от нового опыта и участвует в рациональной познавательной дея тельности. Опираясь на силу логического мышления, которое Фрейд называл вторичным процессом, эго способно направлять поведение в нужное русло, чтобы инстинктивные потребности удовлетворялись безопасным для самого индивиду ума и для других людей образом. Таким образом, эго является ≪исполнительным органом≫ личности и областью протекания интеллектуальных процессов и реше ния проблем. Как будет показано в дальнейшем, одной из основных целей психо аналитической терапии является высвобождение некоторого количества энергии эго, чтобы стало возможным решение проблем на более высоких уровнях функ ционирования психики. Суперэго. Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе ≪социализации≫; на языке структурной модели психоанализа —посредством формирования су перэго (от лат. ≪super≫ —≪сверх≫ и ≪ego≫ —≪я≫). Суперэго —последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. С точки зрения Фрейда, организм человека не рождается с суперэго. Скорее, дети долж ны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими ≪формирующими≫ фигурами. Будучи морально-этической силой личности, су перэго является следствием продолжительной зависимости ребенка от родите лей. Формально оно появляется тогда, когда ребенок начинает различать ≪пра вильно≫ и ≪неправильно≫; узнает, что хорошо и что плохо, нравственно или безнравственно (примерно в возрасте от трех до пяти лет). Первоначально су перэго отражает только родительские ожидания относительно того, что пред ставляет собой хорошее и плохое поведение. Каждый поступок ребенок учится приводить в соответствие с этими ограничениями, чтобы избежать конфликта и наказания. Однако по мере того, как социальный мир ребенка начинает расши ряться (благодаря школе, религии и группам сверстников), сфера суперэго уве личивается до пределов того поведения, которое считают приемлемым эти новые группы. Можно рассматривать суперэго как индивидуализированное отражение ≪коллективной совести≫ социума, хотя восприятие ребенком реальных ценностей общества может быть искаженным. Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими по ступками, которые родители называют ≪непослушным поведением≫ и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает способность к критической само оценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка, когда он не сделал того, что должен был сделать. Поощрительный аспект супер эго —это эго-идеал. Он формируется из того, что родители одобряют или высоко ценят; он ведет индивидуума к установлению для себя высоких стандартов. И, ес ли цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости. Например, ребенок, которого поощряют за успехи в школе, будет всегда гордиться своими академическими достижениями. 116 •Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский конт роль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. Суперэго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны ид, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Короче говоря, оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными. ИНСТИНКТЫ ДВИЖУЩАЯ СИЛА ПОВЕДЕНИЯ Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. Сообразуясь с достижени ями физики и физиологии XIX века, Фрейд считал, что поведение человека акти вируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но количество ее остается при этом тем же самым). Фрейд взял этот общий принцип природы, перевел его на язык психо логических терминов и заключил, что источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения. Далее он постулировал: у каждого человека имеется определенное ограниченное количество энергии, питающей пси хическую активность; цель любой формы поведения индивидуума состоит в умень шении напряжения, вызываемого неприятным для него скоплением этой энергии. Например, если значительная часть вашей энергии расходуется на постижение смысла того, что написано на этой странице, то ее не хватит на другие виды психи ческой активности —на то, чтобы помечтать или посмотреть телевизионную пере дачу. Аналогично, причиной, заставляющей вас читать эти строки, может служить стремление ослабить напряжение, вызванное необходимостью сдавать экзамен на следующей неделе. Таким образом, согласно теории Фрейда, мотивация человека полностью основа на на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. По его убеж дению, основное количество психической энергии, вырабатываемой организмом, направляется на умственную деятельность, которая позволяет снижать уровень возбуждения, вызванного потребностью. По Фрейду, психические образы теле сных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами. В ин стинктах проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами. Влия ние последних на поведение может быть как прямым, так и непрямым, замаскиро ванным. Люди ведут себя так или иначе потому, что их побуисдает бессознательное напряжение —их действия служат цели уменьшения этого напряжения. Инстинк ты как таковые являются ≪конечной причиной любой активности≫ [Freud, 1940, р. 5]. Сущность жизни и смерти Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал су ществование двух основных групп: инстинктов жизни ____________и смерти. Первая группа (под общим названием Эрос) включает все силы, служащие цели поддержания Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности •117 жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида. Признавая большое значение инстинктов жизни в физической организации индивидуумов, наи более существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинк ты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо (от лат. ≪хотеть≫ или ≪желать≫), ИЛИ энергия либидо —термин, употребляющийся в значении энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо —это определенное количество психиче ской энергии, которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |