Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод анамнеза 10 страница




также сообщает испытуемым до начала эксперимента, что они будут получать нео сознаваемую стимуляцию, и они имеют право узнать содержание этой стимуляции

или сразу после эксперимента, или в конце всего исследования.

Не ясно, почему многие другие ученые не смогли повторить результаты Сил вермана [Fisher et al., 1986; Oliver, Burkham, 1982]. Воспроизведение результа тов является еще более обязательным, если нулевая гипотеза эксперимента про тиворечит положениям теории Фрейда. Работа Силвермана, посвященная объек тивной проверке влияния неосознанных конфликтов на поведение методом

подпороговой психодинамической активации, заслуживает одобрения. Однако

невозможность воспроизведения полученных им результатов (за небольшими ис ключениями) заставляет сделать вывод, что эмпирическое подтверждение теории

Фрейда в отношении психопатологии далеко не убедительно.

Некоторые предостережения. В целом, оба исследовательских направления, рассмотренные здесь, показывают, как эмпирически проверяются психодинамиче ские гипотезы. Приведенные работы представляют огромный интерес с точки зре ния определения научной валидности психоаналитических гипотез. Однако при

внимательном рассмотрении этих исследований становится очевидным, что многие

из них не обеспечивают прямого, недвусмысленного подтверждения валидности предположений Фрейда о поведении человека. По этой причине, вероятно, будет

благоразумным сделать вывод о том, что большинство из них не получили убеди тельного эмпирического подтверждения.

Теорию Фрейда чрезвычайно трудно верифицировать потому, что многим

психоаналитическим концепциям сложно дать рабочие определения и измерить

их эмпирически. В действительности, некоторые персонологи соглашаются с тем, что психоаналитические гипотезы в принципе непроверяемы; что концепции

Фрейда слишком неопределенные, сложные и туманные, чтобы их можно было

подвергать эмпирической проверке [Holt, 1985]. С их точки зрения, любая попыт ка оценить валидность психоаналитических положений обречена на неудачу, и поэтому от этих попыток следует отказаться. Как мы видим, усилия, вложенные в оценку научного значения психоаналитических идей, привели к некоторым впе чатляющим достижениям. Но общий прогресс в лучшем случае можно назвать умеренным. Сегодня основной вопрос, касающийся теории психоанализа, состоит

в том, можно ли ее концепции перевести на язык операциональных процедур.

146 •Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности которые обеспечат точную проверку, или они со временем приведут к возникнове нию другой теории, такой же объемлющей и функционально значимой, но более доступной для изучения и верификации. Сама же психоаналитическая теория, подобно любой другой сложной теории, претендующей на научность, должна по стоянно искать новые факты и развиваться далее, используя разнообразные мето ды исследования.

ПРИМЕНЕНИЕ: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ ИССЛЕДОВАНИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО Теория психоанализа пригодна для понимания фактически любой сферы челове ческого поведения. Такие разные области, как антропология, искусство, кримина листика, история, экономика, образование, философия, социология и религия, ис пытали на себе ее влияние. Можно без преувеличения сказать, что в современной

психологии нет другой теории, которая имела бы столько конкретных приложе ний, как психоанализ. По правде говоря, психоанализ не избежал резкой критики

со стороны современных персонологов. Например, многие считают, что теория

Фрейда преувеличивает негативную, патологическую сторону человеческой жиз ни и наряду с этим недооценивает позитивные, здоровые аспекты самореализации

в человеческом бытии. Однако даже те, кто отвергают ее, признают ее большой и плодотворный вклад в решение личностных проблем. Последнее является сегод ня, быть может, наиболее значительным и перспективным приложением психо аналитической теории, к которой мы снова обращаемся.

Методы оценки: что происходит в процессе психоанализа Так как в основу теории Фрейда о природе человека легли его клинические на блюдения над больными неврозами, имеет смысл рассмотреть терапевтические

методы психоанализа. Сегодня немало психоаналитиков проводят терапию точно

в соответствии с теоретическими взглядами Фрейда и его методами лечения. Кро ме того, многие специалисты в области психического здоровья придерживаются

четкой психоаналитической ориентации в сфере своей профессиональной деятель ности. Чтобы понять, что же в действительности делает терапевт фрейдовской

ориентации, обратимся к следующему клиническому случаю:

Роберт, 18 лет, направлен к психоаналитику своим семейным врачом. В течение послед него года у него появилось множество болезненных симптомов, таких как головная

боль, головокружение, учащенное сердцебиение, пробуждения посреди ночи с ощуще нием сильнейшей тревоги. Все это происходит на фоне постоянного, периодически пе реполняющего его страха смерти. Роберт думает, что у него опухоль головного мозга и он умрет. Но, несмотря на большое количество клинических обследований, у него не

обнаружено физических данных для подобных симптомов. Врач в конце концов

заключил, что ≪эти симптомы у Роберта, вероятно, обусловлены психологическими

причинами≫.

Роберт появился в приемной психоаналитика в сопровождении родителей. Он опи сывает свои проблемы и характеризует отношения с родителями как ≪благоприятные≫, хотя чувствует, что его отец ≪иногда бывает слишком строг≫. Он не разрешает Роберту

Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности •147

не ночевать дома, требует от него возвращения в 11 вечера по выходным и успешно

разорвал его отношения с девушкой, потому что Роберт ≪слишком далеко зашел≫. Но

Роберт не показывает, что возмущен всем этим; он описывает события в неэмоциональ ной, деловой манере.

С точки зрения терапевта психодинамической ориентации, причины проблем

Роберта кроются в его детстве; заболевание вызвано бессознательными фактора ми. В совокупности эти факторы не дают возможности Роберту использовать соб ственные ресурсы для изменения своих чувств и поведения. Однако доктор Ф.

(так мы назовем нашего терапевта) убежден, что благодаря психоанализу Роберт

сможет прийти к пониманию причин испытываемого им сильного страха смерти и других симптомов, и это даст ему возможность преодолеть болезнь. Основная

задача д-ра Ф. заключается в том, чтобы пациент столкнулся со своими проблема ми лицом к лицу, начал их контролировать, а затем руководить собственной жиз нью при более глубоком осознании своих истинных мотивов (то есть чтобы он

усилил свое эго). Фрейд верил, что психоанализ —непревзойденное средство для

достижения конструктивных личностных изменений.

Д-р Ф. назначил Роберту почти ежедневные сеансы терапии в течение не скольких лет. Успешный анализ требует много времени, усилий (обычно болез ненных) и денег. Надо сказать, что в системе Фрейда путь пациента к изменениям

очень долог, следовательно, и курс терапии растягивается на длительный срок.

Тем не менее, Фрейд был убежден в том, что пациенты, особенно сообразительные

и достаточно образованные, могут извлечь существенную пользу из внезапных

прозрений, которые они испытывают благодаря психоанализу. Ниже мы рассмот рим методы оценки, используемые в психоанализе и применимые для устранения

проблем Роберта, а также любых других типов проблем, с позиции ортодоксаль ных практикующих психоаналитиков.

Свободные ассоциации. Терапевтическая ситуация подготовлена таким обра зом, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для свободных ассоциа ций. При этой процедуре Роберта могут попросить расслабиться, устроиться в кресле или на классической кушетке и проговаривать вслух все мысли и воспоми нания, которые приходят ему в голову, безотносительно того, насколько триви альными, абсурдными или нелогичными они могут показаться. Д-р Ф. располо жится вне поля зрения пациента, чтобы у Роберта уменьшилось напряжение.

В основе правила свободных ассоциаций, которого придерживаются все практи кующие психоаналитики, лежит предпосылка о том, что одна ассоциация влечет

за собой другую, расположенную более глубоко в бессознательном. Ассоциации, продуцируемые пациентом, интерпретируются как символическое выражение по давленных мыслей и чувств.

Согласно фрейдовской позиции детерминизма, ≪свободные ассоциации≫ па циента на самом деле вовсе не являются свободными. Как и другие формы

поведения, когнитивные и аффективные ассоциации Роберта направляются нео сознанным процессом. Из-за вытеснения и бессознательной мотивации Роберт

не осознает основного (то есть символического) значения того, о чем он говорит.

Д-р Ф. использует свободные ассоциации, будучи уверенным в том, что расслаб ленное состояние Роберта позволит вытесненному материалу постепенно всплы вать на поверхность сознания, и, таким образом, высвободится психическая энер гия, которую можно использовать в целях лучшей адаптации. Это также позволит

148 •Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности Пациент, проходящий сеанс

психоанализа, обычно лежит на

кушетке, а терапевт сидит за ней

вне поля зрения пациента.

Пациенту предчагается говорить

вслух все, что придет в голову, независимо от того, насколько эти

мысли покажутся тривиальными

или абсурдными.

(Judith D Sedw ick The Pictuic Cube)

д-ру Ф. лучше понять природу неосознаваемых конфликтов Роберта и их при чину. Может быть, например, свободные ассоциации Роберта приведут к раскры тию чувств, которые он испытывал в раннем возрасте, а именно чувства негодова ния и обиды (эдипова тема), а также к раскрытию соответствующего детского

желания смерти своего отца.

Интерпретация сопротивления. В самом начале своей психоаналитической

практики Фрейд обнаружил, что пациент обычно неспособен вспомнить или явно

оказывает сопротивление воспоминанию вытесненных конфликтов или импуль сов. Пациент сопротивляется. Таким образом, несмотря на тот факт, что Роберт

осознанно хочет, чтобы его чувства изменились, чтобы прекратились его страда ния, неосознанно он этому сопротивляется. Усилия д-ра Ф. направлены на то, чтобы помочь ему избавиться от моделей старого, неудовлетворительного поведе ния. Помочь Роберту осознать уловки своего сопротивления —задача д-ра Ф.

Д-ру Ф. необходимо успешно работать с сопротивлением, чтобы достичь поло жительного результата в терапии.

Сопротивление означает тенденцию не затрагивать неосознанный конфликт и поэтому препятствовать любой попытке прозондировать истинные источники лич ностных проблем. Сопротивление проявляется множеством способов, демонстри руя, насколько эмоционально угрожающим может быть терапевтический процесс

для пациента. Оно может выразиться в опозданиях пациента на терапевтические

сеансы, в том, что он ≪забывает≫ о них, находит всяческие причины, чтобы не

прийти. Наличие сопротивления также очевидно, когда пациент на время утрачи вает способность к свободным ассоциациям, например: ≪Мне вспоминается один

День, когда я был маленьким, и мы с мамой собрались вместе идти за покупками.

Пришел домой папа, и вместо этого они с мамой ушли, а меня оставили у соседки.

Я чувствовал... (пауза) Не знаю, почему, но моя голова сейчас, как пустая≫.

Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности ш 149

Предельная форма сопротивления —это, конечно, решение пациента досрочно

прекратить терапию. Умелая интерпретация причин сопротивления является од ним из методов, используемых д-ром Ф. для раскрытия подавленных конфликтов

Роберта и избавления его от бессознательной защиты.

Анализ сновидений. Другой важный метод раскрытия тайн бессознательно го —это анализ сновидений пациента. Фрейд рассматривал сны как прямой путь

к бессознательному, поскольку считал, что их содержание раскрывает вытеснен ные желания. Он характеризовал сон как ≪королевскую дорогу≫ к бессознатель ному. Результатом его многочисленных клинических наблюдений стала убежден ность в том, что сны можно понимать и истолковывать как символическое удов летворение желаний и что в их содержании частично отражаются ранние детские

переживания. Психоаналитики считают, что благодаря тщательно разработан ным процедурам интерпретации сновидений, включая анализ скрытой символики, они могут способствовать более глубокому пониманию пациентом природы его симптомов и мотивационных конфликтов.

Например, Роберт может рассказать о сновидении, в котором его отец уезжает

(символ смерти) на поезде, а он остается на перроне, держась за руки с матерью

и своей бывшей подружкой, и испытывает одновременно чувства удовлетворения

и сильной вины. Если терапевтические условия окажутся подходящими, д-р Ф.

поможет Роберту увидеть, что в его сне отражается очень давно подавленное, связанное с эдиповым комплексом, желание смерти отца, с новой силой вспыхнув шее в прошлом году, когда тот воспрепятствовал отношениям Роберта с девуш кой. Таким образом, благодаря анализу сновидений и их интерпретации Роберт

начал в большей степени осознавать истинный конфликт, лежащий в основе его болезненных симптомов.

Анализ трансфера. Ранее в этой главе мы определили замещение как защит ный механизм, при котором неосознанный импульс разряжается на каком-нибудь

человеке или объекте, но не на том именно, на который он был направлен изна чально. Когда это явление имеет место в процессе терапии, оно называется транс фером. Точнее говоря, трансфер появляется тогда, когда пациенты переносят на

аналитика чувства любви или ненависти, которые они раньше испытывали к дру гому значимому лицу (часто к родителю). Фрейд был убежден в том, что в транс фере отражается потребность пациента найти объект, чтобы получить возмож ность выразить свое вытесненное чувство любви. Аналитик в этом случае играет

роль заместителя объекта любви. Трансфер можно обнаружить в прямой вербаль ной коммуникации, в свободных ассоциациях или содержании сновидений. На пример, можно считать, что у Роберта появились признаки трансфера, если он

скажет что-нибудь вроде: ≪Д-р Ф., какого черта вы решили уехать в двухнедель ный отпуск со своей проклятой любимой женой, когда у нас только-только начало

что-то получаться в анализе?≫ На более глубинном уровне Роберт проявляет

такие эмоции по отношению к д-ру Ф., какие он испытывал раньше, в детстве, по

отношению к своему отцу (снова тема эдипова комплекса).

Так как феномен трансфера действует на бессознательном уровне, пациент

совершенно не осознает его функционального значения. Не давая никакого

объяснения пациенту по поводу трансфера, терапевт поощряет развитие по следнего до тех пор, пока у пациента не сформируется то, что Фрейд называл

150 •Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности неврозом трансфера. По сути, это ≪невроз в миниатюре≫, который повышает

вероятность появления у пациента инсайта —внезапного осознания своих

прочно укоренившихся способов переживания, чувств и реакций на значимых

людей, начиная с ранних лет жизни. Согласно Фрейду, по мере того, как пациент

начинает постепенно осознавать истинное значение своих отношений трансфера

с аналитиком, он достигает инсайта в отношении своих прошлых переживаний и чувств, наиболее тесно связанных с его актуальными трудностями. Ортодоксаль ные психоаналитики рассматривают анализ трансфера как абсолютно необходи мый этап терапевтического процесса, считая, что успех терапии зависит исключи тельно от этого.

В случае Роберта интерпретация д-ром Ф. отношений трансфера может вы явить, что он и сильно любил, и ненавидел своего отца. Глубоко негодуя из-за

отношения отца к матери, Роберт желал смерти отца. Но, в то же время любя его, он испытывал сильное чувство вины и поэтому подавлял это свое желание. Тем

не менее, после того, как отец вмешался в его отношения с новым ≪объектом

любви≫ (его бывшей подружкой), это чувство, прежде глубоко спрятанное, про рвалось в сознание в искаженной форме страха собственной смерти. Таким обра зом, захлестывающий Роберта страх смерти (его основной симптом) может быть

психоаналитически интерпретирован как символическое желание смерти отца

(неосознанный страх того, что он убьет отца), сопровождающееся угнетающим

чувством вины, которое вылилось в результате в неосознаваемое самонаказание.

Сильный страх смерти у Роберта и сопровождающие его симптомы совершенно

четко сопутствуют этому стремлению к самонаказанию. Другие элементы, такие

как возможная связь между страхом кастрации и страхом смерти, могут также

укладываться в данное объяснение симптоматики у Роберта. И терапевт, конечно, использует все упомянутые техники (а не только анализ переноса) для оконча тельной интерпретации.

Эмоциональное переучивание. Поощрение пациентов к использованию но вых для них интеллектуальных озарений в повседневной жизни называется эмо циональным переучиванием. Каждый терапевтический метод по-своему позволя ет помочь пациентам достичь более глубокого осознания причин своего поведе ния. Однако только одного инсайта, столь необходимого в психоаналитической

терапии, явно недостаточно для изменения поведения. Побуждаемые аналитиком^, пациенты должны со временем применить новое понимание себя в повседневной

жизни; они должны научиться думать, воспринимать, чувствовать и вести себя по другому. Иначе психоанализ будет ничем иным, как просто эмоционально исто щающим упражнением, очень продолжительным и дорогостоящим.

Эмоциональное переучивание в основном осуществляется на завершающих

этапах терапии, поскольку сначала необходимо достичь требуемого осознания.

Итак, д-р ф., приведя Роберта к чболее глубокому пониманию причин страха

смерти и сопутствующих симптомов, должен помочь ему проанализировать конк ретные пути перестройки собственных чувств и поведения. Основываясь на но вом понимании себя, Роберт попытается избавиться от своей детской ≪пристыжен ности≫, начать относиться к своему отцу, исходя из реалий сегодняшнего дня, функционировать более независимо от родителей и строить более зрелые любов ные отношения. Со временем Роберт сможет довести до конца все то, что было

намечено при поддержке д-ра Ф. В значительной степени эмоциональное пере Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности •151

учивание произойдет благодаря терапевтическим дискуссиям об актуальной жиз ненной ситуации Роберта в свете его нового понимания прошлого опыта. Когда

он добьется значительного прогресса в этих новых сферах своей личности, тера пия закончится по взаимному соглашению.

Каждая из техник анализа, обсуждавшихся выше, показательна для ≪класси ческого≫ психоанализа, практикуемого сейчас с небольшими вариациями в дета лях [Kernberg, 1976; Greenly et al., 1981]. Случай Роберта служит примером

акцента на эдиповом комплексе и того значения, которое Фрейд придавал пере живаниям раннего детства в формировании впоследствии невротического поведе ния. Психоаналитическая терапия может быть чрезвычайно затяжным процессом, зачастую требуя не менее часа в день, пять дней в неделю и продолжаясь от года

до пяти лет и даже дольше! Поэтому данная форма терапии стоит довольно

дорого, и часто ее объем ограничивается доходом клиента. Тем не менее, основ ная цель анализа ни много ни мало —достижение коренных изменений в структуре личности индивидуума. Его задачи —повышение уровня осознания, интеграция личности, социальная эффективность и психологическая зрелость.

Очевидно, что такие цели не достигаются быстро. Невзирая на максималистское

суждение о том, что терапевтическая значимость психоанализа сойдет на нет в будущем [Wolpe, 1981; Kline, 1984], он является значительным первопроходче ским направлением на пути продолжающихся попыток облегчать человеческие

страдания.

Последние достижения в психоаналитической терапии. Психоаналитики и другие современные терапевты ввели в лечебную практику много новшеств.

В этом ряду не последнее место занимает такой практический вопрос, как требу емая продолжительность терапии. Как было отмечено, окончание традиционного психоанализа не определено заранее, он может продолжаться годами. Люборский

[Luborsky, 1984] описывает три новшества в современной психоаналитической

терапии. Первое —ограничения в продолжительности терапии (обычно 25 сеан сов). Анализ как таковой теперь стал более структурированным и целенаправлен ным по сравнению с традиционным. Второе изменение —групповая или семейная

терапия, проводимая с аналитических позиций. Здесь терапевт имеет возможность

собирать информацию о том, как пациенты взаимодействуют друг с другом. Нако нец, в-третьих, некоторые аналитики назначают лекарственные препараты в соче тании с традиционными методами анализа. Люборский предостерегает против

чрезмерного увлечения лекарствами, что, как он думает, может препятствовать появлению инсайта, маскировать симптомы и выступать в качестве суррогата те рапевтических отношений.

РЕЗЮМЕ

Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамиче ского подхода к изучению поведения человека. При таком подходе считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека.

Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, строил психоаналитические концеп ции почти полностью на своих обширных клинических наблюдениях над больны ми неврозами, а также на психоанализе.

152 ш Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности Фрейд выделял три уровня сознания —сознание, предсознательное и бессоз нательное —с целью описания степени доступности психических процессов осоз наванию. Наиболее значительные психические события происходят в бессозна тельном (которое по своей природе является инстинктивным и отделено от реаль ности).

В теории Фрейда личность человека включает в себя три структурных компо нента: ид, эго и суперэго. Ид, представляющее собой инстинктивное ядро лично сти, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удоволь ствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью

получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений. Эго пред ставляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом ре альности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям ид в рамках ограничений соци ального мира и сознания индивидуума. Эту задачу эго решает при помощи вто ричных процессов представления. Суперэго, формирующееся последним в про цессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону. Суперэго

состоит из двух структур —совести и эго-идеала.

Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, определенного как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. В теории психо анализа различают две категории инстинкта: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт

смерти (Танатос). Инстинкт имеет четыре основные параметра: источник, цель, объект и стимул.

Данное Фрейдом объяснение стадий психосексуального развития основано на

предпосылке о том, что сексуальность дается от рождения и развивается дальше, охватывая ряд биологически определенных эрогенных зон, вплоть до достижения

зрелости. В представлении Фрейда развитие личности проходит через четыре сле дующие стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Латентный

период не является стадией психосексуального развития. Фрейд предполагал, что в процессе психосексуального развития неразрешенные конфликты приводят к

фиксации и образованию определенных типов характера. Так, взрослые с фикса цией на анально-удерживающей стадии становятся негибкими, скучными и не преодолимо аккуратными.

Фрейд выделял три типа тревоги: реалистическую, невротическую и мораль ную. Он полагал, что тревога играет роль сигнала, предупреждающего эго о на двигающейся опасности, исходящей от инстинктивных импульсов. В ответ эго

использует ряд защитных механизмов, включая вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию, реактивное образование, регрессию, сублимацию и отрицание.

Защитные механизмы действуют неосознанно и искажают восприятие реальности индивидуумом.

Теория Фрейда опирается на определенные исходные положения относитель но природы человека. В психоаналитической теории нашли выражение:

•сильная приверженность положениям и принципам детерминизма, ирраци ональности, неизменяемости, гомеостаза и познаваемости;

•умеренно выраженная приверженность положениям холизма, конституцио нализма и проактивности;

•незначительная приверженность принципу субъективности.

Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности •153

Многие психоаналитические концепции до сих пор нуждаются в строгой эмпи рической проверке. Фрейд обосновывал эмпирическую валидность своей теории

на основе клинических наблюдений над пациентами в ходе терапии и возражал

против экспериментальных исследований в лабораторных условиях. Тем не менее, предпринимались попытки установить валидность некоторых концепций психо анализа. Наиболее характерные исследования фокусировались на эксперимен тальной оценке вытеснения и подпороговой психодинамической активации неосоз наваемого конфликта, а также на их влиянии на патологическое поведение. Эти

исследования предоставили эмпирическую поддержку определенных ключевых

психоаналитических гипотез. Однако в отношении результатов каждого исследо вания следует проявлять осторожность и критичность.

Концепции психоанализа имеют очень много приложений в повседневной

жизни. Одно из наиболее значительных —психоаналитическая терапия —ис пользует достаточно хорошо апробированные методы: метод свободных ассоциа ций, интерпретация сопротивления и анализ переноса. Все они нацелены на изу чение бессознательного, что обеспечивает возможность более глубокого понима ния пациентом своей личности. Эти новые знания о себе затем переносятся в повседневную жизнь с помощью метода эмоционального переучивания. Недавние

изменения в практике психоанализа привели к появлению так называемой психо аналитической терапии, где возможны ограничения в продолжительности терапии, делается упор на групповую или семейную терапию и назначение медицинских

препаратов в сочетании с традиционными методами психоанализа.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Согласны ли вы с Фрейдом в том, что половое влечение и агрессия —два основных

мотива, лежащие в основе человеческого поведения?

2. Опишите природу и функции ид, эго и суперэго —трех основных личностных струк тур. Каким образом взаимодействие между этими структурами создает внутренний кон фликт у человека?

3. Как вы думаете, какие из защитных механизмов, описанных в этой главе, чаще действуют

у вас? Как они помогают вам чувствовать себя лучше?

4. Как вы могли бы объяснить поведение чрезмерно пунктуального и опрятного человека, используя фрейдовскую модель психосексуального развития?

5. Как объясняет Фрейд освоение половых ролей мальчиками и девочками на фалличе ской стадии? Согласны ли вы с его объяснением?

6. Согласны ли вы с Фрейдом в том, что невозможно жить нормальной, здоровой жизнью

без прямого удовлетворения сексуального инстинкта?

.7. Находит ли эмпирическое подтверждение психоаналитическое утверждение о том, что бессознательные конфликты являются причиной патологического поведения? Есть ли

какие-то подтверждения положения о том, что люди вытесняют неприятные или угрожа ющие переживания?

8. Какова позиция Фрейда по вопросу ≪свободная воля или детерминизм≫?

9. Какие проблемы возникают при проверке валидности фрейдовских концепций, основан ных на клиническом методе?

10. Представьте, что вы лежите на кушетке и разговариваете с психоаналитиком. Какие

сферы вашей жизни вы больше всего хотели бы обсудить? Разговор о каких сферах

вызвал бы у вас сопротивление? Думаете ли вы, что смогли бы лучше себя понять в результате этого процесса? Что бы вы хотели получить? Как, по-вашему, вы достигли

бы этого осознания?

154 ш Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности ГЛОССАРИЙ

Анальная стадия (Anal stage). Вторая стадия психосексуального развития, в ходе кото рой достигается контроль над кишечником, и удовольствие сфокусировано на удержа нии или выталкивании фекалий.

Анальный характер (Anal character). Концепция Фрейда о типе личности, в котором нахо дит выражение фиксация на анальной стадии развития. Взрослый человек с таким типом

характера скупой, упрямый, запасливый (анально-удерживающий тип) или враждеб ный, беспорядочный и жестокий (анально-агрессивный тип).

Анализ сновидений (Dream analysis). Психоаналитический метод, посредством которого

интерпретируется символика сновидений с целью помочь пациентам понять причины

их симптомов и мотивационных конфликтов.

Антикатексис (Anticathexis). Препятствие, делающее невозможным удовлетворение ин стинкта.

Бессознательное (Unconscious). Аспект психики, содержащий социально неприемлемые




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.