КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод анамнеза 7 страница
Фрейд полагал, что существует не один сексуальный инстинкт, а несколько. Каждый из них связан с определенным участком тела, называемым эрогенной зоной. В каком-то смысле все тело представляет собой одну большую эрогенную зону, но психоаналитическая теория особо выделяет рот, анус и половые органы. Фрейд был убежден в том, что эрогенные зоны являются потенциальными источ никами напряжения и что манипуляции в области этих зон ведут к снижению напряжения и вызывают приятные ощущения. Так, кусание или сосание вызывает оральное удовольствие, опорожнение кишечника ведет к анальному удовлетворе нию, а мастурбация дает генитальное удовлетворение. Вторая группа —инстинкты смерти, называемые Танатос, —лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. В отличие от энер гии либидо, как энергии инстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не получи ла особого наименования. Однако Фрейд считал их биологически обусловленны ми и такими же важными в регуляции человеческого поведения, как и инстинкты жизни. Он полагал, что инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии (то есть закону термодинамики, согласно которому любая энергетическая система стремится к сохранению динамического равновесия). Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал: ≪Целью жизни является смерть≫ [Freud, 1920b, p. 38]. Тем самым он хотел сказать, что всем живым организмам присуще компульсивное стремление вернуться в неопределенное состояние, из которого они вышли. То есть Фрейд верил в то, что людям присуще стремление к смерти. Острота данного утверждения, однако, несколько смягчается тем фактом, что современные психо аналитики не уделяют такого внимания инстинкту смерти. Вероятно, это наиболее спорный и наименее разделяемый другими аспект теории Фрейда. Что собой представляют инстинкты в действительности Любой инстинкт имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул. Источник инстинкта —состояние организма или потребность, вызывающая это состояние. Источники инстинктов жизни описывает нейрофизиология (например, голод или жажда). Четкого определения инстинктов смерти Фрейд не дал. Цель инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения, вызванного потребностью. Если цель достигнута, человек испытывает кратковременное состо яние блаженства. Хотя существует много способов достижения инстинктивной цели, наблюдается тенденция к поддержанию состояния возбуждения на некоем минимальном уровне (согласно принципу удовольствия). Объект означает любого человека, предмет в окружающей среде или что-то в собственном теле индивидуума, обеспечивающее удовлетворение (то есть цель) инстинкта. Действия, ведущие к инстинктивному удовольствию, не обязательно 118 •Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности всегда одни и те же. Фактически, объект может меняться на протяжении жизни. Кроме гибкости в выборе объектов, индивидуумы способны откладывать разрядку энергии инстинкта на продолжительные отрезки времени. Практически любой поведенческий процесс в психоаналитической теории мо жет быть описан в терминах: 1) привязки, или направления энергии на объект (катексис); 2) препятствия, мешающего удовлетворению инстинкта(антикатек сис). Примером катексиса может служить эмоциональная привязанность к другим людям (то есть перенос на них энергии), увлеченность чьими-то мыслями или идеалами. Антикатексис проявляется во внешних или внутренних барьерах, пре пятствующих немедленному ослаблению инстинктивных потребностей. Таким об разом, взаимодействие между выражением инстинкта и его торможением, между катексисом и антикатексисом составляет главный бастион психоаналитического построения системы мотивации. Наконец, стимул представляет собой количество энергии, силы или давления, которое требуется для удовлетворения инстинкта. Оно может быть оценено кос венным образом путем наблюдения количества и видов препятствий, которые предстоит преодолеть человеку в поисках конкретной цели. Ключом к пониманию динамики энергии инстинктов и ее выражения в выбо ре объектов является понятие смещенной активности. Согласно этой концепции, высвобождение энергии и ослабление напряжения происходит благодаря смене поведенческой активности. Смещенная активность имеет место тогда, когда по каким-то причинам выбор нужного объекта для удовлетворения инстинкта невоз можен. В подобных случаях инстинкт может сместиться и, таким образом, сфоку сировать свою энергию на каком-нибудь другом объекте. Рассмотрим следующую не столь уж редкую ситуацию. Ваш начальник запугал вас мерами, которые по следуют, если вы не выполните свою работу. Вы приходите домой, хлопаете две рью, пинаете собаку и кричите на своего супруга. Что произошло? Вы выместили свою злость на объектах, не имеющих прямого отношения к вашему состоянию; это было непрямое выражение эмоций. Фрейд считал, что многие социально-психологические феномены можно понять в контексте смещения двух первичных инстинктов: сексуального и агрессивного. На пример, социализацию ребенка можно частично объяснить как результат последова тельного смещения сексуальной потребности от одного объекта к другому, как того требуют родители и общество. Сходным образом расовые предрассудки и войны могут быть объяснены смещением агрессивных побуждений. Согласно Фрейду, все устройство современной цивилизации (искусство, музыка, литература) является продуктом смещения сексуальной и агрессивной энергии. Не имея возможности по лучать удовольствие прямо и немедленно, люди научились смещать свою инстинк тивную энергию на других людей, другие предметы и другую деятельность, вместо тех, которые предназначались для прямой разрядки напряжения. Таким образом по являются сложные религиозные, политические, экономические и другие институты. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОСЕКСУАЛЬНЫЕ СТАДИИ Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Пер вая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания ранне го детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности •119 был убежден в том, что основной фундамент личности индивидуума закладывает ся в очень раннем возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных ста дий, коренящихся в инстинктивных процессах организма. Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и гениталъной. В общую схему раз вития Фрейд включил и латентный период, приходящийся в норме на промежуток между 6-7-м годами жизни ребенка и началом половой зрелости. Но, строго говоря, латентный период —это не стадия. Первые три стадии развития охватывают воз раст от рождения до пяти лет и называют прегениталъными стадиями, поскольку зона половых органов еще не приобрела главенствующей роли в становлении личности. Четвертая стадия совпадает с началом пубертата. Наименования стадий ос нованы на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо. В табл. 3-1 дается описание стадий психосексуального развития по Фрейду. Так как Фрейд делал основной акцент на биологических факторах, все стадии тесно связаны с эрогенными зонами, то есть чувствительными участками тела, кото рые функционируют как локусы выражения побуждений либидо. Эрогенные зоны включают уши, глаза, рот (губы), молочные железы, анус и половые органы. В термине ≪психосексуальный≫ подчеркивается, что главным фактором, опре деляющим развитие человека, является сексуальный инстинкт, прогрессирую щий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. Согласно тео рии Фрейда, на каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. Психосексуальное развитие —это биологически детерминированная последова тельность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня. Социальный опыт индивидуума, как пра вило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей. Таблица 3-1. Стадии психосексуального развития по Фрейду Стадия Оральная Анальная Фаллическая Латентная Генитапьная Возрастной период 0-18 месяцев i'/j-Згода 3-6 лет 6-12 лет Пубертат (поло вое созревание) Зона сосредоточения либидо Рот (сосание, кусание, жева ние) Анус (удержание или вы талкивание фекапий) Половые органы (мастур бация) Отсутствует (сексуальное бездействие) Половые органы (способ ность к гетеросексуальным отношениям) Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития Отвыкание (от груди или рожка). От деление себя от материнского тела Приучение к туалету (самоконтроль) Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания Расширение социальных контактов со сверстниками Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудо вого вклада в общество 120 •Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности Логика теоретических построений Фрейда основывается на двух факторах: фрустрации и сверхзаботливости. В случае фрустрации психосексуальные по требности ребенка (например, сосание, кусание или жевание) пресекаются родите лями или воспитателями и поэтому не находят оптимального удовлетворения. При сверхзаботливости со стороны родителей ребенку предоставляется мало воз можностей (или их вовсе нет) самому управлять своими внутренними функциями (например, осуществлять контроль над выделительными функциями). По этой причине у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности. В лю бом случае, как полагал Фрейд, в результате происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы может выразиться в виде ≪остаточного≫ поведения (черты характера, ценности, установки), связанного с той психосексу альной стадией, на которую пришлись фрустрация или сверхзаботливость. Важным понятием в психоаналитической теории является понятие регрессии, то есть возврат на более раннюю стадию психосексуального развития и проявле ние ребячливого поведения, характерного для этого более раннего периода. На пример, взрослый человек в ситуации сильного стресса может регрессировать, и это будет сопровождаться слезами, сосанием пальца, желанием выпить что-нибудь ≪покрепче≫. Регрессия —это особый случай того, что Фрейд называл фиксацией (задержка или остановка развития на определенной психосексуальной стадии). Последователи Фрейда рассматривают регрессию и фиксацию как взаимодопол няющие явления; вероятность наступления регрессии зависит в основном от силы фиксации [Fenichel, 1945]. Фиксация представляет собой неспособность продви жения от одной психосексуальной стадии к другой; она приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для той стадии, где произошла фиксация. Например, упорное сосание пальца у десятилетнего мальчика является признаком оральной фиксации. В данном случае энергия либидо проявляется в активности, свойственной более ранней стадии развития. Чем хуже человек справляется с освоением требований и задач, выдвигаемых тем или иным возрастным периодом, тем более он подвержен регрессии в условиях эмоционального или физического стресса в будущем. Таким образом, структура личности каждого индивидуума характеризуется в категориях соответствующей стадии психосексуального разви тия, которой он достиг или на которой у него произошла фиксация. С каждой из психосексуальных стадий развития связаны различные типы характера, которые мы вскоре рассмотрим. А сейчас обратимся к характеристикам, выдвинутым Фрейдом на первый план в развитии личности. Оральная стадия Оральная стадия длится от рождения приблизительно до 18-месячного возраста. Выживание младенца всецело зависит от тех, кто о нем заботится. Зависимость для него —единственный способ получения инстинктивного удовлетворения. В этот период область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологи ческих потребностей, и с приятными ощущениями. Младенцы получают питание путем сосания груди или из рожка; в то же время сосательные движения достав ляют удовольствие. Поэтому полость рта —включая губы, язык и связанные с ними структуры —становится главным средоточием активности и интереса мла Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности ш 121 На оральной стадии психосексуального развития?лавпыя источником удовольствия является сосание, кусание и глотание. Эти действия (связанные с кормлением грудью) снижают напряжение у младенца. (Joel Gordon) денца. Фрейд был убежден в том, что рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Даже в зрелости наблюдаются остаточные проявле ния орального поведения в виде употребления жевательной резинки, Ъбкусыва ния ногтей, курения, поцелуев и переедания —всего того, что фрейдисты рассмат ривают как привязанность либидо к оральной зоне. В концепции развития Фрейда удовольствие и сексуальность тесно перепле таются. В этом контексте сексуальность понимается как состояние возбуждения, сопровождающее процесс насыщения у младенца. Соответственно, первыми объ ектами —источниками удовольствия становятся для него материнская грудь или рожок, а первым участком тела, где локализовано наслаждение, вызываемое умень шением напряжения, является рот. Сосание и глотание выступают в качестве про тотипов каждого акта сексуального удовлетворения в будущем. Главная задача, стоящая перед младенцем в течение этого орально-зависимого периода, состоит в закладке основных установок (конечно, в виде их рудиментарных проявлений) зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей. По скольку младенец изначально не способен отличать свое собственное тело от материнской груди, в процессе сосания он испытывает смешанное ощущение насы щения и нелености. Это смешение объясняется эгоцентризмом младенца. Со вре менем материнская грудь утратит значение объекта любви и будет замещена час тью его собственного тела. Он будет сосать свой палец или язык, чтобы уменьшить напряжение, вызванное недостатком постоянной материнской заботы. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Со гласно центральной предпосылке психоаналитической теории, все младенцы испы тывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди или отнятием рожка, потому что это лишает их соответствующего удовольствия. Чем больше эти трудности, то есть чем сильнее концентрация либидо на оральной стадии, тем сложнее будет справляться с конфликтами на следующих стадиях. Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, который получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве, скорее всего сфор мируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности. Человек с орально 122 •Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности пассивным типом личности —веселый и оптимистичный, ожидает от окружаю щего мира ≪материнского≫ отношения к себе и постоянно ищет одобрения любой ценой. Его психологическая адаптация заключается в доверчивости, пассивности, незрелости и чрезмерной зависимости В течение второй половины первого года жизни начинается вторая фаза ораль ной стадии —орально-агрессивная, или орально-садистическая фаза Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения состояния фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-садистической стадии выражает ся у взрослых в таких чертах личности как любовь к спорам, пессимизм, саркасти ческие ≪подкусывания≫, а также часто в циничном отношении ко всему окружающе му. Людям с этим типом характера, кроме того, свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд Анальная стадия Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до тре тьего года жизни В течение этого периода маленькие дети получают значительное удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий. Они постепенно науча ются усиливать удовольствие путем отсрочки опорожнения кишечника (то есть допуская небольшое давление, вызывающее напряжение в области прямой кишки На анальной стадии психосексуального развития главным источником удовольствия является процесс дефекации. Согласно Фрейду, приучение к туалету представляет собой первую попытку ребенка контролировать инстинктивные импульсы. (Jock Pottle/Design Conceptions) Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности м 123 и анального сфинктера). Хотя контроль над кишечником и мочевым пузырем является в основном следствием нервно-мышечной зрелости, Фрейд был убежден в том, что способ, каким родители или заменяющие их фигуры приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. С самого начала приучения к туалету ребенок должен учиться разграничивать требования ид (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходя щие от родителей (самостоятельный контроль над экскреторными потребностя ми). Фрейд утверждал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии. Фрейд выделял две основные родительские тактики, наблюдаемые в процессе преодоления неизбежной фрустрации, связанной с приучением ребенка к туалету. Некоторые родители ведут себя в этих ситуациях негибко и требовательно, наста ивая, чтобы их ребенок ≪сейчас же сходил на горшок≫. В ответ на это ребенок может отказаться выполнять приказания ≪мамочки≫ и ≪папочки≫, и у него нач нутся запоры. Если подобная тенденция ≪удерживания≫ становится чрезмерной и распространяется на другие виды поведения, у ребенка может сформироваться аналъно-удерживающий тип личности. Анально-удерживающий взрослый необы чайно упрям, скуп, методичен и пунктуален. У этого человека также наблюдается недостаточная способность переносить беспорядок, неразбериху и неопределен ность. Второй отдаленный результат анальной фиксации, обусловленной роди тельской строгостью в отношении туалета —это анально-выталкивающий тип. Черты данного типа личности включают склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистическую жестокость. В любовных отношениях в зрелом возрасте такие индивидуумы чаще всего воспринимают партнеров в пер вую очередь как объекты обладания. Некоторые родители, наоборот, поощряют своих детей к регулярному опорожне нию кишечника и щедро хвалят их за это. С точки зрения Фрейда, подобный подход, поддерживающий старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей. Фаллическая стадия Между тремя и шестью годами интересы ребенка, обусловленные либидо, сдвига ются в новую эрогенную зону, в область гениталий. На протяжении фаллической стадии психосексуального развития дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, мастурбировать и проявлять заинтересованность в вопро сах, связанных с рождением и половыми отношениями. Хотя их представления о взрослой сексуальности обычно смутны, ошибочны и весьма неточно сформулиро ваны, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных отно шений более ясно, чем предполагают родители. Дети могут оказаться свидетеля ми полового акта родителей, или, возможно, они рисуют ≪первичную≫ сцену в своих фантазиях, основываясь на каких-то репликах родителей или на объясне ниях других детей. Большинство детей, по мнению Фрейда, понимают половой акт как агрессивные действия отца по отношению к матери. Следует подчеркнуть, что данное им описание этой стадии оказалось предметом серьезных споров и недопонимания. К тому же многие родители не могут допустить и мысли о том, что у их четырехлетних детей могут оказаться сексуальные побуждения. 124 ш Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил назва ние комплекса Электры). Описание этого комплекса Фрейд заимствовал из тра гедии Софокла ≪Царь Эдип≫, в которой Эдип, царь Фив, непреднамеренно убил своего отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью. Когда Эдип понял, какой чудовищный грех он совершил, он ослепил себя. Хотя Фрейд знал, что повествование об Эдипе берет начало из греческой мифологии, он в то же время рассматривал трагедию как символическое описание одного из величайших чело веческих психологических конфликтов. В сущности, этот миф символизирует неосознанное желание каждого ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Конечно, обыкно венный ребенок не убивает своего отца и не вступает в половую связь с матерью, но фрейдисты убеждены в том, что у него есть бессознательное желание сделать и то, и другое. Более того, Фрейд усматривал подтверждение идеи комплекса в родственных связях и клановых взаимоотношениях, имеющих место в различных примитивных сообществах. В норме эдипов комплекс развивается несколько по-разному у мальчиков и девочек. Рассмотрим вначале, как он проявляется у мальчиков. Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С мо мента рождения она является для него главным источником удовлетворения. Он хочет обладать своей матерью, хочет выражать свои эротически окрашенные чув ства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его наблюдениям, люди более старшего возраста. Так, он может попытаться соблазнить мать, гордо демонстрируя ей свой половой член. Этот факт говорит о том, что мальчик стре мится играть роль своего отца. В то же время он воспринимает отца как конку рента, препятствующего его желанию получить генитальное удовольствие. Отсю да следует, что отец становится его главным соперником или врагом. В то же время мальчик догадывается о своем более низком положении по сравнению с отцом (чей половой член больше); он понимает, что отец не намерен терпеть его романтические чувства к матери. Соперничество влечет за собой страх мальчика, что отец лишит его пениса. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца, которую Фрейд назвал страхом кастрации, заставляет мальчика отказаться от своего стремления к инцесту с матерью. В возрасте примерно между пятью и семью годами эдипов комплекс разреша ется: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Процесс идентификации с отцом, получивший название идентификации с агрессором, выполняет несколько функций. Во-первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого пове дения, обрисовывающих для него, что это значит —быть мужчиной. Во-вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви заме стительным путем, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать ценит в отце. Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что мальчик интернализирует родительские запреты и основные мо ральные нормы. Это есть специфическое свойство идентификации, которое, как считал Фрейд, подготавливает почву для развития суперэго или совести ребенка. То есть суперэго является следствием разрешения эдипова комплекса. Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности ш 125 Версия эдипова комплекса у девочек получила название комплекса Электры. Прообразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, которая уговаривает своего брата Ореста убить их мать и ее любовника и таким образом отомстить за смерть отца. Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она осознает, что у нее нет пениса, как у отца или брата (что может символизировать недостаток силы). Как только девочка делает это аналитическое открытие, она на чинает хотеть, чтобы у нее был пенис. По Фрейду, у девочки развивается зависть к пенису, что в определенном смысле является психологическим аналогом страха кастрации у мальчика. (Нет ничего удивительного в том, что Фрейд предан анафе ме сторонниками феминистского движения!) Вследствие этого девочка начинает проявлять открытую враждебность по отношению к своей матери, упрекая ее в том, что та родила ее без пениса, или возлагая на мать ответственность за то, что та отняла у нее пенис в наказание за какой-то проступок. Фрейд полагал, что в неко торых случаях девочка может низко оценивать собственную женственность, считая свой внешний вид ≪дефективным≫. В то же самое время девочка стремится обла дать своим отцом, потому что у него есть такой завидный орган. Зная, что она неспо собна заполучить пенис, девочка ищет другие источники сексуального удовлетворе ния в качестве заменителей пениса. Сексуальное удовлетворение фокусируется на клиторе, и у девочек в возрастепяти-семи лет клиторная мастурбация иногда сопро вождается маскулинными фантазиями, в которых клитор становится пенисом. Многие эксперты сходятся во мнении, что объяснение Фрейдом разрешения комплекса Электры неубедительно [Lerman, 1986]. Одно возражение касается того, что матери не обладают такой же властью в семье, как отцы, и поэтому не могут выступать в роли столь угрожающей фигуры. Другое состоит в том, что, поскольку у девочки изначально нет пениса, у нее не может развиться настолько интенсивный страх, как у мальчика, опасающегося увечья в качестве возмездия за кровосмесительное желание. В ответ на второе возражение Фрейд выдвинул тезис о том, что у девочек развивается не столь компульсивное, жесткое чувство нравственности в зрелом возрасте. Независимо от интерпретации, Фрейд утверждал, что девочка со време нем избавляется от комплекса Электры путем подавления тяготения к отцу и идентификации с матерью. Другими словами, девочка, становясь более похожей на мать, получает символический доступ к своему отцу, увеличивая, таким обра зом, шансы когда-нибудь выйти замуж за мужчину, похожего на отца. Позднее некоторые женщины мечтают о том, чтобы их первенцы оказались мальчиками — феномен, который ортодоксальные фрейдисты интерпретируют как выражение замещения пениса [Hammer, 1970]. Нет нужды говорить, что сторонники феми нистского движения считают взгляд Фрейда на женщин не только унизительным, но и абсурдным [Gilligan, 1982]. Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу над родителем противоположного пола) и постоян но пытаются доказывать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они ≪настоящие мужчины≫. Один из путей достижения этой цели —безжалостное завоевание женщин, то есть поведение по типу Дон Жуана. У женщин фаллическая фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут 126 •Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности казаться наивными и невинными в сексуальном отношении. Некоторые женщины, наоборот, могут бороться за главенство над мужчинами, то есть быть чрезмерно на стойчивыми, напористыми и самоуверенными. Таких женщин называют ≪кастри рующими≫. Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрей дом как основной источник последующих невротических моделей поведения, осо бенно имеющих отношение к импотенции и фригидности. Латентный период В промежутке от шести-семи лет до начала подросткового возраста располагается фаза сексуального затишья, получившая название латентного периода. Теперь ли бидо ребенка направляется посредством сублимации в виды деятельности, не связан ные с сексуальностью, —такие, как интеллектуальные занятия, спорт и отношения со сверстниками. Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии. Снижение сек суальной потребности в данном случае Фрейд относил частично к физиологическим изменениям в организме ребенка, а частично —к появлению в его личности струк тур эго и суперэго. Следовательно, латентный период не надо рассматривать как
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 6736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |