Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные тезисы индивидуальной психологии




Адлера часто представляют как ученика Фрейда, взбунтовавшегося в конце кон цов против своего учителя и начавшего создавать свои собственные концепции.

Однако внимательное знакомство с его жизнью и творчеством показывает, что на самом деле он был коллегой Фрейда, и ни в коем случае не следует воспринимать его как ≪неофрейдиста≫. В его ранних работах, где угадываются ростки будущих теорий, он весьма критично характеризует период сотрудничества с Фрейдом [Ellenbergej-, 1970]. Более того, Адлер никогда не учился под руководством Фрейда и никогда не подвергался психоанализу сам, что является необходимым условием для получения права стать практикующим психоаналитиком [Orgler, 1972]. К сожалению, Адлер и Фрейд не примирились после разрыва их отноше ний в 1911 году, и Фрейд оставался враждебно настроенным к Адлеру в течение всей жизни. Как покалсет обсуждение основных концепций Адлера, большинство положений его индивидуальной психологии развивались как антитезисы теории Фрейда.

1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое

Представление о том,> что человек является единым и самосогласующимся орга низмом, составляет главную посылку адлеровской психологии [Adler, 1927a]. Ад лер дал своей теории название ≪индивидуальная психология≫, поскольку в латы ни ≪individuum≫ означает ≪неделимый≫ —то есть означает сущность, которую нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отно шении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни.

По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном, в каждом про явлении личности. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер опре делял как стиль жизни, В этой концепции более, чем в какой-либо другой, выра жена его попытка рассматривать человека как единое целое.

2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству

Рассмотрение человека как органичной целостности требует единого психодина мического принципа. Адлер вывел его из самой жизни, а именно из того обстоя тельства, что жизнь невозможно представить себе без непрерывного движения в направлении роста и развития. Только в движении по направлению к лично стно значимым целям индивидуум можен быть воспринят как единое и само согласующееся целое.

166 •Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

Утверждая, что человек стремится к совершенству, Адлер исходил из сообра жения, что люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее, тянутся вперед —они всегда находятся в движении к личностно значимым жиз ненным целям. Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. По мнению Адлера, эти жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально, а следовательно, в'Постоянном стремлении к совер шенству люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но также находят свое место в жизни.

3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое

Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер настаивал на том, что индивидуум —нечто большее, чем только продукт этих двух влияний [Adler, 1964]. А именно, он считал, что люди облада ют творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, —свободная, осознанная активность является определяющей чертой че ловека. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: вос приятие, память, воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни.

Именно эта убежденность в творческой природе и свободе человека более, чем что либо другое, побуждает многих психологов считать Адлера предвестником современной гуманистической психологии.

4. Социальная принадлежность индивидуума

Адлеровское целостное видение природы человека было всеобъемлющим. Он по нимал человека не только как целостную систему взаимосвязей, взятую в отдель ности, но также как интегральную составную часть больших систем —семьи, сообщества: ≪Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуу ма включенным в общество. Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него≫ [Adler, 1956, р. 2]. Ведущим в теории Адлера является положение, согласно которому все поведение человека происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каждого человека есть естественное чув ство общности, или социальный интерес, —врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества. Таким образом, индивиду альная психология полагает необходимой гармонию объединения и сотрудниче ства между человеком и обществом, а конфликт между ними считает неестествен ным. Акцент на социальных детерминантах поведения настолько важен в кон цепции Адлера, что он приобрел репутацию первого социального психолога в современной теории психологии.

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности •167

5. Индивидуальная субъективность

Твердо придерживаясь феноменологической традиции, Адлер считал, что поведе ние всегда зависит от мнения людей о себе и об окружении, в которое они должны вписываться. Люди живут в ими же созданном мире, в соответствии с их собствен ной ≪схемой апперцепции≫. Далее Адлер доказывал, что люди мотивированы фиктивными целями —личными мнениями о настоящих и будущих событиях, регулирующими их поведение. Например, человек может в своей жизни руковод ствоваться кредо ≪честность —лучшая политика≫, или ≪каждый за себя≫, или уве ренностью в том, что в загробной жизни добродетель будет вознаграждена, а порок наказан. Адлер полагает, что люди ведут себя в соответствии с этими личными убеждениями, независимо от того, являются они объективно реальными или нет: ≪Ядовитая змея подползает к моей ноге или я только думаю, что она ядовитая — эффект будет один и тот же≫ [цит. по Ansbacher, 1971, р. 58]. В адлеровской схеме поведение четко отражает индивидуальное субъективное восприятие реальности.

Далее рассмотрим центральные теоретические концепции, разработанные на осно ве этих принципов индивидуальной психологии.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ

Адлер был убежден в том, что главная цель теории личности —служить эконом ным и полезным ориентиром для терапевтов, а по большому счету и для любого человека на пути изменений в сторону психологически более здорового поведения [Adler, 1964]. В отличие от Фрейда, он сформулировал очень экономичную тео рию личности в том смысле, что в основании всего теоретического сооружения лежит ограниченное количество ключевых концепций и принципов. Последние можно подразделить на семь пунктов: 1) чувство неполноценности и компенса ция; 2) стремление к превосходству; 3) стиль жизни; 4) социальный интерес; 5) творческое ≪Я≫; 6) порядок рождения; 7) фикционный финализм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.