Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чувство неполноценности и компенсация 5 страница




обычно является доминирующей, осознаваемой, точно также только одна функ ция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и осознается.

Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Любая функция может быть ведущей. Соответ ственно, наблюдаются мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный

типы индивидуумов. Согласно теории Юнга, интегрированная, или ≪индивидуи рованная≫ личность для совладания с жизненными обстоятельствами использует

все противоположные функции.

Две эго-ориентации и четыре психологических функции, взаимодействуя, об разуют восемь различных типов личности. Например, экстравертный мысли тельный тип фокусируется на объективных имеющих практическое значение

фактах окружающего мира. Он обычно производит впечатление холодного и догматического человека, живущего в соответствии с установленными правила ми. Вполне возможно, что прототипом экстравертного мыслительного типа был

Фрейд [Hogan, 1976]. Интровертный интуитивный тип, наоборот, сосредото чен на реальности собственного внутреннего мира. Этот тип обычно эксцентричен, держится в стороне от окружающих и индифферентен к ним. В данном случае

Юнг, вероятно, в качестве прототипа имел в виду себя [Hogan, 19761.

Развитие личности В отличие от Фрейда, придававшего особое значение ранним -годам жизни как

решающему этапу в формировании моделей поведения личности; Юнг рассматри вал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении

всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял

взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека

являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты).

Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности •205

С позиции теории Юнга, самореализация посредством

непрекращающейся творческой

деятельности способствует

большей продолжите чьности жизни.

(David Grossman Photo Researchers)

Сточки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает

новых целей и реализует себя все более полно. Он придавал большое значение

такой жизненной цели индивида, как ≪обретение самости≫, являющейся результа том стремления различных компонентов личности к единству. Эта тема стремле ния к интеграции, гармонии и целостности в дальнейшем повторилась в экзистен циальной и гуманистической теориях личности.

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель это полная реализация ≪Я≫, то

есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждо го человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей

жизни и включает в себя процесс, получивший название рпдивиЪуация. Говоря

упрощенно, индивидуация это динамичный и эволюционирующий процесс ин теграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденции. В сво ем конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию

человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выраже ние всех элементов личности. Таким образом, архетип самости становится цент ром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому высвобождается

энергия, необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществ ления нндивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг называл самореализагщ ей.Ъп считал/что эта конечная стадия развития личности доступна только спо собным и высокообразованным людям, имеющим к тому же достаточный для это го досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему

большинству людей.

206 •Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

Заключительные комментарии

Отойдя от теории Фрейда, Юнг обогатил наши представления о содержании и структуре личности. Хотя его концепции о коллективном бессознательном и архе типах трудны для понимания и не поддаются эмпирической проверке, они продол жают пленять очень многих. Его понимание бессознательного как богатого и жиз ненно необходимого источника мудрости вызвало новую волну интереса к его теории у современного поколения студентов и профессиональных психологов

[Dry, 1981; Stevens, 1983]. К тому же Юнг одним из первых признал позитивный

вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта в развитие личности.

В этом состоит его особая роль как предшественника гуманистического направле ния в персонологии. Поспешим добавить, что в последние годы среди интеллекту альной общественности Соединенных Штатов наблюдается рост популярности аналитической психологии и согласие со многими ее положениями [Mattoon, 1981]. Теологи, философы, историки и представители многих других дисциплин

считают творческие находки Юнга чрезвычайно полезными в своей работе.

Тем не менее, теория Юнга большей частью не поднимается выше уровня пред положений. Его основные гипотезы не предоставляют достаточных возможностей

для серьезной проверки. Отчасти, причиной служит тот факт, что многие его концепции не определены настолько четко, чтобы можно было оценить их валид ность. Также надо принять во внимание то обстоятельство, что сам Юнг скепти чески оценивал роль научного метода в валидизации своих идей [Hillman, 1979].

За исключением использования метода словесных ассоциаций при изучении комп лексов [Jung, 1909/1973], Юнг искал подтверждения своей теории в мифах, ле гендах, фольклоре, а также в сновидениях и фантазиях своих пациентов.

Редкие исследования, посвященн*ые проверке юнговской теории, касаются по чти исключительно его классификации психологических типов. В этих исследова ниях широко используется опросник самооценки ≪Индикатор типа Майерс Бриггс≫ [Myers, McCaulley, 1985], предназначенный для измерения индивиду альных различий на основе типологии Юнга. Экспериментальные работы, в которых используется этот тест, подтверждают некоторые предсказания Юнга о

различиях в индивидуальных воспоминаниях и содержании сновидений у пред ставителей разных типов личности [Cann, Donderi, 1986; Carlson, 1980; Fling et

al., 1981]. Однако значение полученных результатов данных снижается тем фак том, что в опроснике используются не 8 юнговских основных типов, но 16 раз личных типов личности, причем некоторые из них не являются независимыми.

Как и в случае многих других теорий, приведенных в этой книге, теория Юнга

нуждается в гораздо большем количестве эмпирических исследований, чтобы ее

влияние в области теории личности не ослабевало.

РЕЗЮМЕ

Альфред Адлер и Карл Густав Юнг, два представителя раннего психоаналитиче ского движения, принципиально разошлись с Фрейдом по ключевым вопросам и пересмотрели его теорию в совершенно разных направлениях. Индивидуальная

Альфред Адлер и Карл Густав Юнг •207

психология Адлера описывает человека как единого, самосогласующегося и це лостного. Аналитическая психология Юнга описывает личность как результат

взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а

также придает значение интеграции противоположных психических сил для под держания психического здоровья.

Адлер предложил экономичную и прагматичную теорию, целью которой было

оказание помощи людям в понимании себя и других. Основные принципы его сис темы следующие: индивидуум как самосогласующаяся целостность, человеческая

жизнь как динамическое стремление к превосходству, индивидуум как творческая и самоопределяющаяся сущность, а также социальная принадлежность индивидуума.

Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной непол ноценности, которое они испытывали в детстве. Переживая неполноценность, они

в течение всей жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает

свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению

фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Соглас но Адлеру, стиль жизни личности наиболее отчетливо проявляется в ее установ ках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: ра бота, дружба и любовь. Опираясь на оценку степени выраженности социального интереса и степени активности по отношению к этим трем задачам, Адлер разли чал четыре основных типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляю щий, получающий, избегающий и социально-полезный тип.

Адлер полагал, что стиль жизни создается благодаря творческой силе индиви дуума; определенное влияние на его формирование оказывает также порядковая

позиция в семье. Адлер различал четыре порядковые позиции: первенец, един ственный ребенок, средний ребенок и последний ребенок в семье. Последним

конструктом, на котором делается упор в индивидуальной психологии, является

социальный интерес —внутренняя тенденция человека к участию в создании

идеального общества. С точки зрения Адлера, степень выраженности социального интереса является показателем психологического здоровья.

Судя по исходным положениям, которых придерживается Адлер, этот ученый, отнюдь не будучи ≪неофрейдистом≫, как он сам считал, может быть гораздо луч ше понят как предвестник современной гуманистической и феноменологической

психологии. Его индивидуальная психология отражает:

•сильную приверженность положениям свободы, холизма, неизменности, субъективности, проактивности, гетеростаза и непознаваемости;

•умеренную приверженность положению рациональности;

•промежуточную позицию по положению конституционализм —инвайрон ментализм.

В то время как теоретические положения Адлера общепризнанно имеют высо кую практическую ценность, эмпирическая их проверка явно недостаточна. При чина трудностей эмпирической валидизации конструктов индивидуальной психо логии заключается в том, что они слишком глобальны, а вся теоретическая система

недостаточно полно систематизирована. Тем не менее, в этой главе мы поместили

обзор эмпирических исследований по вопросу порядковой позиции ребенка в се мье. Результаты показывают, что первенцы находятся впереди в интеллектуаль ных достижениях, а последние дети в семье чаще встречаются среди страдающих

208 •Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

алкоголизмом. В этой главе обсуждались также психометрические свойства и со гласуемость с другими методиками таких опросников самооценки, как ≪Шкала

социального интереса≫ и ≪Индекс социального интереса≫ двух тестов, исполь зуемых для проверки адлеровской концепции социального интереса.

Применение положений Адлера в психотерапии способствовало пониманию

природы неврозов и путей их лечения. Его представления о природе, причинах и выходе из невроза описаны в этой главе на примере молодой женщины, испытываю щей проблемы в процессе адаптации к студенческой жизни в колледже. В адлеров ском терапевтическом подходе подчеркивается важность понимания стиля жизни

пациента, осознания им своих проблем и усиления его социального интереса.

Другим замечательным примером пересмотра психодинамической теории Фрей да является аналитическая психология Юнга. Главное расхождение между обоими

учеными касается природы либидо. Фрейд видел в последнем, главным образом, сек суальную энергию, в то время как Юнг рассматривал либидо как творческую жиз ненную энергию, которая может способствовать постоянному личностному росту

индивидуума.

Юнг усматривал в личности три взаимодействующие структуры: эго, личное

бессознательное и коллективное бессознательное. В эго представлено все, что че ловек осознает. Личное бессознательное —это хранилище подавленного, вытес ненного из сознания материала, а также скоплений связанных между собой мыс лей и чувств, называемых комплексами. Коллективное бессознательное состоит из

архаичных, изначальных элементов, называемых архетипами. В архетипах заклю чен опыт всего человечества, начиная от наших древнейших предков, предраспола гающий к реагированию определенным образом на наш текущий опыт. Наиболее значительными архетипами в юнговской теории являются персона, тень, анима, анимус и самость. Символом архетипа самости является мандала.

Юнг ввел понятие двух типов личностной ориентации, или жизненных устано вок: экстраверсия и интроверсия. Экстраверты обычно подвижны, быстро образу ют связи и привязанности; движущей силой для них выступают внешние факто ры. Интроверты, как правило, созерцательны, стремятся к уединению, их интерес

сосредоточен на самих себе. Юнг выделил также четыре психологических функ ции: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Мышление и чувство являются

рациональными функциями, ощущение и интуиция —иррациональными. Резуль татом комбинации двух видов личностных ориентации и четырех психологиче ских функций являются восемь различных типов личности (например, экстра вертный мыслительный тип).

Рассматривая вопрос о развитии личности, Юнг особо выделяет движение в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования

различных элементов личности. Для описания происходящего на протяжении

всей жизни процесса объединения всех аспектов личности вокруг самости он ис пользовал термин ≪индивидуация≫. Процесс индивидуации позволяет самости стать центром личности, а это, в свою очередь, помогает индивидууму достичь са мореализации. По мнению Юнга, очень немногие достигают этого высочайшего уровня развития личности.

Аналитическая психология в последние годы оказывает огромное влияние на

интеллектуальную общественность. Однако большинство основных концепций

Юнга не подвергались эмпирической проверке. Небольшое исследование с исполь Альфред Адлер и Карл Густав Юнг •209

зованием опросника ≪Индикатор типа Майерс-Бриггс≫ было посвящено валидиза ции предсказания Юнга относительно связей между психологическими типами, со держанием воспоминаний и сновидений. Конечно, для того, чтобы влияние теории

Юнга в психологии не ослабевало, нужно провести гораздо больше исследований.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Сравните основные исходные положения Адлера и Фрейда в отношении природы чело века. Можете ли вы, основываясь на результатах сравнения, объяснить, почему авторы

этой книги не считают Адлера истинным неофрейдистом? Согласны ли вы с их мнени ем?

2. Согласны ли вы с утверждением Адлера о том, что чувство неполноценности в детском

возрасте играет важную роль в дальнейшей жизни людей? Можете ли вы для примера

назвать какие-либо ваши устремления или достижения в настоящее время, которые, возможно, восходят к ранним переживаниям собственной неполноценности?

3. Каково ваше мнение об адлеровской концепции стремления к превосходству? Как вы в своей жизни стремитесь к этому? Можете ли вы сказать, чем отличаются ваши соб ственные цели и направленность от таковых у ваших друзей?

4. Согласны ли вы с Адлером в том, что социальный интерес является показателем психи ческого здоровья? Если да, то почему? Если нет, то почему?

5. Теперь, когда вы изучили теорию Адлера, обратитесь к своей порядковой позиции в семье. Можете ли вы сказать, как эта позиция (первенец, второй ребенок, самый млад ший ребенок в семье или единственный ребенок) повлияла на ваше личностное разви тие?

6. Опишите подход Адлера к объяснению невротического стиля жизни. В чем отличны

позиции Адлера и Фрейда относительно лечения пациентов, страдающих неврозами?

Есть ли различия в целях терапии у Адлера и Фрейда?

7. В чем различие между личным и коллективным бессознательным в теории Юнга? Раз деляете ли вы позицию Юнга в отношении существования коллективного бессознатель ного?

8. Опишите концепцию архетипов Юнга. Какой архетип Юнг связывал с достижением

самореализации в зрелости?

9. Каковы четыре психологических функции души, постулированные Юнгом? Какая функ ция доминирует в вашей сознательной жизни? Какая функция лучше всего характеризу ет человека, который вам наиболее эмоционально близок?

10. Сравните и противопоставьте позиции Адлера и Юнга по каждой из следующих тем:

определяющая цель жизни, причины психопатологических проявлений и природа чело веческой мотивации.

ГЛОССАРИЙ

Аналитическая психология (Analitycal psychology). Теория личности Юнга, в которой

придается большое значение противоборствующим силам внутри личности и стремле нию к обретению самости (индивидуальности) посредством процесса индивидуации.

Анима (Anima). Феминные качества мужчины; архетип в теории Юнга.

Анимус (Animus). Маскулинные качества женщины; архетип в теории Юнга.

Архетип (Archetype). Универсальные образы или символы, содержащиеся в коллективном бессознательном; предрасполагают индивидуума испытывать определенные чувства или

мыслить определенным образом относительно данного объекта или ситуации (примеры:

герой, мудрец).

210 •Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

Гиперкомпенсация (Overcompensation). Форма компенсации, с помощью которой достига ется нечто большее, чем просто избавление от чувства недостаточности: гиперкомпенса ция ведет к превосходству или выдающемуся достижению. При гиперкомпенсации че ловек действует так, будто он чувствует свое превосходство над другими (что указывает

на наличие комплекса превосходства).

Душа (Psyche). Термин в теории Юнга, обозначающий структуру личности (включая эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное).

Индивидуальная психология (Individual psychology). Теория личности Адлера, в которой

подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью кото рых люди преодолевают свои недостатки и стремятся к достижению жизненных целей.

Индивидуация (Individuation). Термин, использованный Юнгом для обозначения процес сов интеграции противоположно направленных элементов личности на пути к преобра зованию ее в единое целое.

Интроверсия (Introversion). Базисная эго-ориентация, предложенная Юнгом для объясне ния стиля связи человека с миром. Интроверсия характеризуется созерцательным под ходом к жизни и отстраненностью от людей.

Коллективное бессознательное (Collective unconscious). Самый глубокий уровень личности, содержащий воспоминания и образы, передаваемые по наследству от наших чело веческих и человекообразных предков.

Компенсация (Compensation). Попытки человека замещать чувство неадекватности чув ством адекватности посредством развития физических или интеллектуальных умений и навыков.

Комплекс неполноценности (Inferiority complex). Глубокое всепроникающее чувство соб ственной неполноценности по сравнению с другими людьми. Часто сопровождается де фектными, ошибочными установками и поведением.

Комплекс превосходства (Superiority complex). В теории Адлера —тенденция преувели чивать собственную значимость, чтобы преодолевать постоянное ощущение неполноцен ности.

Личное бессознательное (Personal unconscious). Элемент структуры личности в теории

Юнга. Личное бессознательное состоит из подавленных воспоминаний и забытых пере живаний или материала, который не оказался в свое время достаточно ярким, чтобы быть

пережитым в сознании.

Мандала (Mandala). Символическое выражение целостности ≪Я≫, самости в теории Юнга;

также имеет название ≪магические круги≫.

Неполноценность органа (Organ inferiority). Врожденная слабость или недостаточность

органа (например, дефект зрения), являющаяся причиной появления чувства неполно ценности у индивидуума. Согласно Адлеру, неполноценность органа часто приводит

индивидуума к значительным победам в жизни.

Персона (Persona). Архетип в теории Юнга, означающий роли, которые люди выполняют в соответствии с социальными требованиями со стороны окружающих; ≪публичное лицо≫

человека, которое видят окружающие.

Порядок рождения (Birth order). Порядковая позиция индивидуума в семье (например, первый ребенок), играющая важную роль в формировании его стиля жизни.

Психологические функции (Psychological functions). Четыре функции, входящие в струк туру личности, которые использовал Юнг для объяснения различий во взаимодействии

людей с миром. Мышление и чувство объединены как рациональные функции, поскольку

они позволяют формировать суждения о жизненном опыте. Ощущение и интуиция объ единены как иррациональные функции, так как осуществляют пассивное ≪схватывание≫

жизненного опыта.

Самость (Self). Архетип в теории Юнга, который становится центром структуры личности, когда все противоборствующие силы внутри личности интегрируются в процессе индиви дуации.

Альфред Адлер и Карл Густав Юнг ш 211

Социальный интерес (Social interes). Чувство эмпатии по отношению к человечеству, про являющееся в виде сотрудничества и взаимодействия с другими, скорее во имя обще ственного блага, чем ради личных целей. Согласно Адлеру, социальный интерес являет ся полезным психологическим критерием психического здоровья.

Стиль жизни (Style of life). Уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когни тивных стилей и способов совладания с реальностью, характерная для поведения инди видуума и обеспечивающая постоянство этого поведения.

Стремление к превосходству (Striving for superiority). Стремление к преодолению соб ственных недостатков и наиболее полному раскрытию своего потенциала. Адлер рас сматривал его как мощную движущую силу, лежащую в основе поведения человека.

Тень (Shadow). Архетип в теории Юнга, представляющий собой подавленную темную, жи вотную сторону личности человека.

Творческое ≪Я≫ (Creative self). Концепция, использованная Адлером для выражения его убежденности в том, что у каждого человека есть возможность активно формировать свою личность.

Фикционный финализм (Fictional finalism). Термин, предложенный Адлером и обознача ющий, что поведение человека направляется воображаемыми, или фиктивными, целями, которые невозможно ни проверить, ни подтвердить практикой.

Чувство неполноценности (Inferiority feelings). Ощущение собственной неполноценности, неуместности и неспособности, которое возникает в детстве и в дальнейшем служит

основой для борьбы за превосходство.

Эго (Ego). Термин, используемый Юнгом для обозначения всего, что мы осознаем.

Экстраверсия (Extraversion). Базисная эго-ориентация, предложенная Юнгом для-объяс нения стиля связей человека с внешним миром. Экстраверсия характеризуется вовле ченностью и интересом к миру людей и вещей внешнему, по отношению к ≪Я≫.

БИБЛИОГРАФИЯ

Adler A. (1917a). The neurotic constitution. New York: Moffat.

Adler A. (1917b). Study of organ inferiority and its psychical compensation: A contribution to

clinical medicine. S. E. Jellife, Trans. New York: Nervous and Mental Disease Publication.

(Original work published 1907.)

Adler A. (1927a). The practice and theory of individual psychology. New York: Harcourt, Brace.

Adler A. (1927b). Understanding human nature. Garden City, NY: Garden City Publishing.

Adler A. (1929). The science of living. New York: Greenberg.

Adler A. (1930). The pattern of life. New York: Holt, Rinehart and Winston.

Adler A. (1931). What life should mean to you. Boston: Little, Brown.

Adler A. (1939). Social interest: A challenge to mankind. New York: Putnam.

Adler A. (1944). Physical manifestations of psychic disturbances. Individual Psychology Bulletin, 4, 3-8.

Adler A. (1956). The individual psychology of Alfred Adler: A systematic presentation of selections

from his writings. H. L. & R. R. Ansbacher (Eds.). New York: Basic Books.

Adler A. (1964). Superiority and social interest: A collection of later writings. H. L. &

R. R. Ansbacher (Eds.). Evanston, IL: Northwestern University Press.

Alexander I. E. (1982). The Freud-Jung relationship The other side of Oedipus and countertransference:

Some implications for psychoanalytic theory and psychotherapy. American Psychologist, 37, 1009-1018.

Ansbacher H. L. (1971). Alfred Adler and humanistic psychology. Journal of Humanistic Psychology, 11, 23-63.

Ansbacher H. L. (1977). Individual psychology. In R. J. Corsini (Ed.). Current personality theories

(pp. 45-82). Itasca, IL: Peacock.

212 •Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

Barry Я Ill, Blane Я. Т. (1977). Birth order of alcoholics. Journal of Individual Psychology, 62, 62-79.

Belmont L, Manila F. A. (1973). Birth order, family size, and intelligence. Science, 182,1096-1101.

Breland H. M. (1974). Birth order, family configuration, and verbal achievement. Child Development, 45, 1011-1019.

Campbell J. (1971). Hero with a thousand faces. New York: Harcourt Brace Jovanovich.

Conn D. R., Donderi D. С (1986). Jungian personality typology and the recall of everyday and

archetypal dreams. Journal of Personality and Social Psychology, 50, 1021-1030.

Carlson R. (1980). Studies of Jungian typology: II. Representations of the personal world. Journal

of Personality and Social Psychology, 38, 801-810.

CrandallJ. E. (1975). A scale of social interest. Journal of Individual Psychology, 31, 187-195.

CrandallJ. E. (1980). Adler's concept of social interest: Theory, measurement, and implications for

adjustment. Journal of Personality and Social Psychology, 39, 481-495.

CrandallJ. E. (1981). Theory and measurement of social interest: Empirical tests of Alfred Adler's

concept. New York: Columbia University Press.

CrandallJ. E. (1984). Social interest as a moderator of life stress. Journal of Personality and Social

Psychology, 47, 164-174.

Dreikurs R. (1950). Fundamentals of Adlerian psychology. New York: Greenberg.

Dreikurs R. (1973). Psychodynamics, psychotherapy, and counseling. Chicago: Alfred Adler Institute.

Dry A. M. (1981). The psychology of Jung. New York: Wiley.

Ellenberger H. (1970). Alfred Adler and individual psychology. In The discovery of the unconscious:

The history and evolution of dynamic psychiatry. New York: Basic Books.

Ernst C, Angst J. (1983). Birth order: Its influence on personality. Berlin: Springer-Verlag.

Falbo T. (1978). Only children and interpersonal behavior: An experimental and survey study.

Journal of Applied Social Psychology, 8, 244-253.

Falbo T. A., Polit D. F. (1986). Quantitative review of the only child literature: Research evidence

and theory development. Psychological Bulletin, 100, 176-189.

Fling S., Thomas H., GallaherM. (1981). Participant characteristics and the effects of two types of

meditation vs. quiet sitting. Journal of Clinical Psychology, 37, 784-790.

Gay P. (1989). The Freud reader. New York: Norton.

Greever K., Tseng M., Friedland B. (1973). Development of the social interest index. Journal of

Consulting and Clinical Psychology, 41, 454-458.

HillmanJ. (1979). The dream and the underworld. New York: Harper and Row.

Hogan R. (1976). Personality theory: The personological tradition. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.

Jones E. (1957). The life and work of Sigmund Freud. New York: Basic Books.

Jung С G. (1906/1960). The psychology of dementia praecox. In The collected works of С G. Jung

(Vol. 3). Princeton, NJ: Princeton University Press.

Jung С G. (1909/1973). The psychological diagnosis of evidence. In The collected works of

С G. Jung (Vol. 2). Princeton, NJ: Princeton University Press.

Jung С G. (1913/1973). On the doctrine of complexes. In The collected works of C. G. Jung (Vol. 2).

Princeton, NJ: Princeton University Press.

Jung С G. (1921/1971). Psychological types. In The collected works of С G. Jung (Vol. 6).

Princeton, NJ: Princeton University Press.

JungC. G. (1931/1969). The structure of the psyche. In The collected works of С G. Jung (Vol. 8).

Princeton, NJ: Princeton University Press.

JungC. G. (1936/1969). The archetypes and the collective unconscious. In The collected works of

C. G. Jung (Vol. 9). Princeton, NJ: Princeton University Press.

Jung С G. (1961). Memories, dreams and reflections. New York: Random House.

JungC. G. (1968). Analytical psychology: Its theory and practice (The Tavistock Lectures). New

York: Pantheon.

Leak G К Millard RJ, Perry N. W., William D. E. (1985). An investigation of the nomological

network of social interest. Journal of Research in Personality, 19 197-207

Manaster G.J., Corsini R.J. (1982). Individual psychology. Itasca, IL: Peacock."

Альфред Адлер и Карл Густав Юнг •213

Mattoon M. А. (1981). Jungian psychology in perspective. New York: Free Press.

Melillo D. (1983). Birth order, perceived birth order, and family position of academic women.

Individual Psychology, 39, 57-62.

Mozdzierz G.J., Greenblatt R. L, Murphy T.J. (1986). Social interest: The validity of two scales.

Individual Psychology, 42, 35-43.

Myers M. В., McCaulley M. H. (1985). Manual: A guide to the development and use of the Myers Briggs Type Indicator. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.15 сек.