Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чувство неполноценности и компенсация 4 страница




Понимание пациента. Согласно Адлеру, если терапевт намерен помочь паци енту достичь более глубокого понимания себя, он должен прежде всего достичь

необходимого для дальнейшей работы понимания фиктивных целей пациента и его стиля жизни. Например, к чему стремится Гвен? Каковы ее эгоцентрические

фиктивные цели, и как все это соотносится с ее переживаниями в настоящее вре мя? По Адлеру, лучшее понимание пациента достигается при обсуждении с ним

таких тем, как воспоминания раннего детства, порядковая позиция в семье, заболе вания, перенесенные в детстве, содержание сновидений, а также экзогенный фак тор, спровоцировавший начало невроза. Анализируя детские воспоминания, Ад лер мог бы попросить Гвен вспомнить о самом раннем детстве. Затем он сравнил

бы эти воспоминания со сходными по значению, уже известными от Гвен, относя щимися к недавним жизненным событиям. Это дало бы ему возможность найти

общие темы или цели, которые направляют ее поведение (зачастую неосознанно).

Предположим, Гвен вспомнила такой эпизод из своего раннего детства:

Однажды мама подарила мне на день рождения головоломку. Весь вечер, как ни стара лась, я не могла ее собрать, даже после того как некоторые из моих гостей при мне ее

складывали. Когда мама вышла из комнаты, кто-то из детей начал смеяться надо мной, потому что я такая глупая. Когда мама возвратилась, она объяснила мне головоломку.

Она всегда так делала, она ведь учитель математики.

Эти воспоминания, независимо от того, насколько они точны, можно считать ценным ключом к разгадке особенности стиля жизни Гвен и связанных с ним

целей собственного превосходства.

Пытаясь понять личность пациента, Адлер [Adler, 1956] использовал и такие

средства анализа, как эмпатия, интуиция и предположения. Он полагал, что с

помощью эмпатии (способность ставить себя на место пациента) можно достигать необходимого уровня интуитивного понимания ошибочного плана жизни пациен та. Если картина все-таки не прояснялась, Адлер прибегал к предположениям, выдвигал гипотезы о причинах поведения пациента, которые можно по ходу ана лиза уточнять и сопоставлять с последующим наблюдаемым поведением. Большое

значение он придавал и экспрессии пациента, его выразительному поведению (на пример, язык тела, выражение лица, походка, поза, жесты) и симптомам. Так же, как и Фрейд, Адлер обращал внимание на каждую грань поведения пациента, и мало что оставалось незамеченным.

Применение вышеперечисленных методов может привести к пониманию оши бочного стиля жизни Гвен. Скажем, может оказаться так, что она стремится к

фиктивной цели полного интеллектуального превосходства над другими в какой то области (например, в математике). Она будет на символическом уровне решать все новые и новые головоломки, и никто никогда не посмеет снова над ней посме яться! Она даже сможет отплатить матери той же монетой, превзойдя ее в матема тике. ≪Ошибочный≫ стиль жизни, как у Гвен, на бессознательном уровне доволь но легко компонуется вокруг подобных фиктивных целей.

Углубление самопонимания пациента. Для того, чтобы лечение продвигалось

успешно, недостаточно одного лишь понимания терапевтом ошибочного плана

196 •Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

жизни пациента. Последний должен прийти к определенному уровню понимания и принятия того, что он осознал. Иначе говоря, пациент должен достичь инсайта о

происхождении своих ложных целей, стиля жизни и обусловленных ими невроти ческих симптомов. Так, Гвен необходимо осознать свою фиктивную цель интеллек туального превосходства и тот невротический стиль жизни, который выработался

у нее на основе этой цели; также она должна осознать, что цена всему этому —само разрушение. В конце концов она должна понять, что психическое здоровье тре бует настроя на сотрудничество с другими и готовности содействовать развитию

общества.

Адлер отчетливо понимал, как следует подводить пациента к лучшему понима нию себя: ≪Я обнаружил, что единственно верный путь —прослеживать невротиче скую линию поведения пациента во всех его чувствах и мыслях, раскрывать ее и од новременно ненавязчиво учить пациента делать то же самое≫ [Adler, 1956, р. 334].

Последователи Адлера, не торопя и не задевая пациентов, последовательно подво дили их к тому этапу терапии, когда они сами хотели выслушать и понять, в чем

состоит ошибочность стиля их жизни. Как заметил выдающийся терапевт адлеров ской школы Рудольф Дрейкурс [Dreikurs, 1971], такт и избегание догматических

утверждений являются в этом процессе решающими. Поэтому, пытаясь найти объ яснение тому или иному явлению, терапевт должен употреблять выражения, по добные следующим: ≪Могу я сказать, что..?≫ или ≪Могло быть так, что..?≫ К тому

же терапевт должен давать пациенту четкие объяснения. Тогда ≪пациент быстро

осознает и понимает смысл своих собственных переживаний≫ [Adler, 1956, р. 335].

Можно предположить, что, однажды раскрыв для себя свои ошибочные цели эго центрического превосходства и достигнув ясного понимания того, что болезнен ные симптомы являются следствием невротического стиля жизни, Гвен переориен тируется на более социально-конструктивный стиль жизни. Ей нужно будет после довательно преобразовывать свое восприятие и понимание происходящего, начать по-другому взаимодействовать с окружающими (например, воспринимать других

иначе, чем с оценкой их интеллектуального недоразвития), отбросить свое высоко мерие и отчужденность в межличностных отношениях. Надо отметить, что Адлер

постоянно подчеркивал: в процессе терапии не терапевт, а прежде всего пациент

несет ответственность за успешный результат терапии.

Усиление социального интереса. Развитие социального интереса Адлер рас сматривал как главную цель терапии: ≪Все мои усилия направлены на повышение

социального интереса пациента. Я знаю, что истинная причина этого заболевания

заключается в низкой способности к согласованному взаимодействию с другими, и я хочу, чтобы пациент понял это. Как только он начнет общаться и сотрудничать с

другими на равной основе, он излечен≫ [Adler, 1956, р. 347]. Из этой цитаты видно, что адлеровская терапия представляет собой упражнения в сотрудничестве. Задача

терапевта здесь заключается в том, чтобы обучить пациента такому межличностно му контакту с окружающими, который способствует перенесению пробудившихся

социальных чувств пациента на других людей. Этого терапевты добиваются, поощ ряя проявления социального сотрудничества у пациента, а также добиваясь ослаб ления его чувства превосходства при одновременном росте социального интереса.

Осуществляя терапевтическую задачу развивать у пациента социальное чув ство терапевт адлеровской школы как бы с запозданием берет на себя материн Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности •197

скую роль. По мере повышения уровня социального интереса в ходе лечения эгои стические цели пациента заменяются полезными жизненным целями. Он становится

увереннее и смелее, начинает жить без проявлений психологической защиты (невро тических симптомов), служащих оправданием ошибочного стиля жизни.

Усиление социального интереса представляет собой род переориентации и пе ревоспитания пациента, то есть тех процессов, реализацию которых ученики Адле ра рассматривали как наиболее важный этап в терапии [Ansbacher, 1977]. Того, что Гвен просто осознает свой невротических стиль жизни, явно недостаточно —она

должна предпринять усилия для его изменения. Она должна прийти к понима нию того, что в ее план жизни больше не входит достижение безоговорочного интеллектуального превосходства над другими. Она должна принять свое место в обществе, увидеть и выбрать для себя социально полезные цели, а также научиться

неуклонно достигать этих целей. И тогда на смену ≪ошибочному≫ придет более здоровый стиль жизни, и исчезнут невротические симптомы.

Теперь обратимся к другому последователю Фрейда. Здесь перед нами пример

того, как освобождение от влияния ортодоксальной психодинамической теории

привело к поразительно отличному подходу к личности. Мы продолжим наше об суждение результатов пересмотра психоанализа концепцией Карла Густава Юнга, которого многие считают одним из самых выдающихся мыслителей XX века.

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ: АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ Работы Фрейда, несмотря на их дискуссионный характер, вызвали желание у груп пы ведущих ученых того времени поработать вместе с ним в Вене. Некоторые из

этих ученых со временем отошли от психоанализа, чтобы искать новые подходы к

пониманию человека. Карл Густав Юнг был самым выдающимся среди перебеж чиков из лагеря Фрейда.

Как и Фрейд, Юнг посвятил себя изучению динамических неосознаваемых

влечений на человеческое поведение и опыт. Однако, в отличие от первого, Юнг

утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавлен ные сексуальные и агрессивные побуждения. Согласно юнговской теории лично сти, известной как аналитическая психология, индивидуумы мотивированы ннт рапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит вглубь исто рии эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие

корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству

стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству.

Другой источник разногласий между Фрейдом и Юнгом —отношение к сек суальности как к преобладающей силе в структуре личности. Фрейд трактовал

либидо, в основном, как сексуальную энергию, а Юнг рассматривал его как диф фузную творческую жизненную силу, проявляющуюся самыми различными путя ми —как, например, в религии или стремлении к власти. То есть, в понимании

Юнга, энергия либидо концентрируется в различных потребностях —биологи ческих или духовных —по мере того, как они возникают. Как и Адлер, Юнг

198 •Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

отвергал заявление Фрейда о том, что мозг представляет собой ≪приложение к

половым железам≫.

Воззрения Юнга на личность человека являются, возможно, наиболее сложны ми, неортодоксальными и наиболее полемическими в персонологической тради ции. Он создал уникальную, представляющую огромный научный интерес тео рию, заметно отличающуюся от всех других подходов к изучению личности.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Карл Густав Юнг (Carl Gustav Jung) родился в Кессвиле, в Швейцарии, в 1875 году. Вырос в Базеле, Швейцария. Единственный сын пастора швейцарской

реформаторской церкви, он был глубоко интровертированным ребенком, но пре красно учился. Он жадно читал, особенно философскую и религиозную литера туру, и наслаждался уединенными прогулками, во время которых восхищался

тайнами природы. В школьные годы, вспоминал Юнг, он был всецело поглощен

мечтами, сверхъестественными видениями и фантазиями [Jung, 1961]. Он был

убежден в том, что обладает тайным знанием о будущем; была у него и фантазия

о том, что в нем сосуществуют два разных человека.

Юнг изучал медицину в Базельском университете и получил медицинскую сте пень по специальности психиатрия в 1900 году. В этом же году он занял долж ность ассистента в Цюрихском госпитале для душевнобольных, где работал под

руководством Эжена Блейлера, автора термина ≪шизофрения≫. Интерес Юнга к

сложной психической жизни больных шизофренией скоро привел его к работам

Фрейда [Jung, 1906/1960]. После знакомства с ≪Толкованием сновидений≫ Юнг

начал регулярно переписываться с Фрейдом. Наконец, они встретились в доме

Фрейда в Вене, в 1907 году. Этот визит Юнга к Фрейду положил начало тесным

личным и профессиональным отношениям. Образованность Юнга произвела глу бокое впечатление на Фрейда. Он полагал, что Юнг мог бы идеально представ лять психоанализ в мировом научном сообществе, так как не был евреем. Юнг

был принят как ≪старший сын≫ с присвоением титула ≪наследника и кронприн ца≫. Он был избран первым президентом Международной психоаналитической

ассоциации в 1910 году. Однако в 1913 году двое ученых разорвали отношения по

классическому эдипову сценарию [Alexander, 1982]. В следующем году Юнг сло жил с себя полномочия президента Психоаналитической ассоциации и вышел из

нее. Разрыв ускорили причины как личного характера, так и теоретические рас хождения. Больше они ни разу не встречались.

На протяжении следующих четырех лет Юнг переживал тяжелый душевный

кризис, и это настолько ослабило его, что он отказался читать курс лекций в Цюрихском университете. Он был буквально одержим изучением собственных

снов и фантазий, что, по мнению некоторых ученых, едва не привело его к помеша тельству [Stern, 1976]. Только к концу первой мировой войны он смог прервать свое путешествие по лабиринтам внутреннего мира, чтобы создать новый подход к

изучению личности, где в качестве основных идей выступали человеческие устрем ления и духовные потребности. Юнг приписывал все свои поздние работы и твор ческую активность влиянию этого периода мучительной интроспекции бездн свое го бессознательного. Его автобиография ≪Воспоминания, сновидения, размышле Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности ш 199

Карл Густав Юнг (1875-1961).

ния≫ начинается с утверждения: ≪Моя жизнь —это история самореализации

бессознательного≫ [Jung, 1961, р. 3].

Трагический эпизод в жизни Юнга связан с обвинениями его в симпатиях к

нацистам. Юнг со всей страстью отвергал эти нападки и был в конце концов

реабилитирован. Свою дальнейшую жизнь он посвятил путешествиям по всему

миру и чтению лекций. Изучение разных культур в Америке, Африке и Азии дало

ему возможность расширить свое понимание природы человека. Аналитическая

психология в конечном счете нашла очень широкую аудиторию в разных странах, а многие его книги не утратили своей актуальности и сегодня.

Юнг скончался в 1961 году в возрасте 86 лет в Куснахте, Швейцария.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ

В результате переработки Юнгом психоанализа появился целый комплекс слож ных идей из таких разных областей знания, как психология, философия, астро логия, археология, мифология, теология и литература. Эта широта интеллекту ального поиска в сочетании с непростым и загадочным авторским стилем Юнга

является причиной того, что его психологическая теория наиболее трудна для

понимания. Понимая эти сложности, мы, тем не менее, надеемся, что краткое

знакомство со взглядами Юнга послужит вам отправной точкой для дальнейшего чтения его трудов.

Структура личности Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит

из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательно го и коллективного бессознательного [Jung, 1931/1969].

200 •Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент

psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем

себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы спо собны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые

когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чув ственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмечен ными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сде лав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или

скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесен ных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследствен ного опыта [Jung, 1921/1973]. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное

влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти мо жет расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть

верным и в отношении человека, находящегося под сильным влиянием матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комп лексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение че ловека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознатель ного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В ре зультате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.

И наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным [Jung, 1936/1969]. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище ла тентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков.

В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и явля ющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам

Юнг, ≪в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие чело веческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума≫

[Campbell, 1971]. Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково, для всего человечества, Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной

причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.

Архетипы. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное со стоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов

(буквально, ≪первичных моделей≫)1 [Jung, 1968]. Архетипы врожденные идеи

или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и ре агировать на события определенным образом. В действительности, это не воспомина ния или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под вли янием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприя 'Дрдаяии≫ (грет. apxBTorov от ≪аР е т ≫ ≪начало≫ и ≪титюО ≪образ≫) в позднеантичной фило софии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея. (Прим. ред.)

Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности •201

Таблица 4—. Примеры архетипов, описанных Юнгом

тия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной

здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведен чески на конкретные ситуации —например, при неожиданном столкновении с роди телями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть (табл. 4-2).

Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенно го типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации.

Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуаль ных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архе типических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость.

Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, использу емых в живописи, литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что сим волы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сход ство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Напри мер, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся

символическими воплощениями единства и целостности ≪Я≫. Юнг считал, что по нимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.

Некоторые наиболее важные архетипы

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограничен ным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

Персона (от латинского слова ≪persona≫, обозначающего ≪маска≫) —это

наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими

Архетип

Анима

Анимус

Персона

Тень

Самость

Мудрец

Бог

Определение

Бессознательная женская сторона личности мужчины

Бессознательная мужская сторона личности женщины

Социальная роль человека, проистекающая из обще ственных ожиданий и обучения в раннем возрасте

Бессознательная противоположность того, что индивид

настойчиво утверждает в сознании

Воплощение целостности и гармонии, регулирующий

центр личности Персонификация жизненной мудрости и зрелости Конечная реализация психической реальности, спроеци рованной на внешний мир

Символы

Женщина, Дева Мария, Мона Лиза Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан

Маска

Сатана, Гитлер, Хуссейн

Мандала

Пророк

Солнечное око

202 •Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соот ветствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели

производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущ ность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип

приобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

В противоположность той роли, которую выполняет в нашем приспособлении

к окружающему миру персона, архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприем лемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у

тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник

жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Со гласно Юнгу, функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло

энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание Юнгом врож денной андрогинной природы людей. Анима представляет внутренний образ жен щины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как ани мус —внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сто рона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом

факте, что в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские, и женские

гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении мно гих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с

противоположным полом. Многие мужчины, по крайней мере до некоторой сте пени, ≪феминизировались≫ в результате многолетней совместной жизни с женщи нами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима

и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не

нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направле нии самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои фемин ные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маску линные качества, так же как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты

остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функциониро вание личности.

Самость —наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет

собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все дру гие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощуща ет единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие

самости это главная цель человеческой жизни. К процессу самореализации

мы вернемся позже, когда будем рассматривать юнговскую концепцию индиви ду ации.

Основным символом архетипа самости является мандала и ее многочисленные

разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целост ность и единство ≪Я≫, символически выраженные в завершенности фигур вроде

мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мисти Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности •203

ческом опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей

стремлению человека к целостности и полноте. В то же время, гармонизация всех

частей души —сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных

структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно

прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип самости не реализуется до

тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознатель ных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого ≪Я≫ требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.

Эго-направленность

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две

основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интровер сия [Jung, 1921/1971]. Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. В экст равертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру — другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанав ливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движу щей силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен

удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует.

Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна

проявляется как ведущая и рациональная, другая выступает в качестве вспомо гательной и иррациональной. Результатом комбинации ведущей и вспомога тельной эго-ориентаций являются личности, чьи модели поведения определенны

и предсказуемы.

Психологические фуннции

Вскорепосле того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интровер сии, он пришел к выводу, что с помощью этой napBi противоположных ориента ции невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к

миру, Поэтому он расширил свою типологию, включив в нее психологические

функции. Четыре основные функции, выделенные им [Jung, 1921/1971], —это

мышление, ощущение, чувство и интуиция..

Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку

они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит

о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Противополож ная мышлению функция —чувство —информирует нас о реальности на языке

положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусирует свое

внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит а ценности вещей

в категориях ≪плохой или хороший≫, ≪приятный или неприятный., ≪побуждает к

чему-то или вызывает скуку≫. По Юнгу, когда мышление выступает в роли веду щей функции, личность ориентирована на построение рациональных суждений, 204 •Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

цель которых —определить, является оцениваемый опыт истинным или ложным.

А когда ведущей функцией является чувство, личность ориентирована на вынесе ние суждений о том, является ли этот опыт прежде всего приятным или неприят ным.

Вторую пару противоположных функций —ощущение и интуиция Юнг

назвал иррациональными, потому что они просто пассивно ≪схватывают≫, регист рируют события во внешнем (ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не

оценивая их и не объясняя их значение. Отмщение представляет собой непосред ственное, безоценочное реалистическое восприятие внешнего мира. Ощущающий

тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от

стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется сублими нальным и неосознанным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полага ется на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. Юнг утвер ждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реаль ность на языке явлений, как если бы он фотографировал ее. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на неосознанные

образы, символы и скрытое значение переживаемого.

Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Од нако как только одна личностная ориентация (экстраверсия или интроверсия)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.105 сек.