Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чувство неполноценности и компенсация 3 страница




фиктивной цели. Это создает ощущение, что люди скорее наилучшим образом вы полняют свою субъективную жизненную миссию, чем просто реализуют все свои

возможности. Таким образом, можно утверждать, что в теории Адлера люди растут

как личности в направлении, противоположном своим первоначальным склоннос тям и потенциям в той степени, в какой их стремление к превосходству, стиль

жизни и фиктивные цели коренятся в более раннем чувстве неполноценности. Тем

не менее, с точки зрения индивидуальной психологии, люди развиваются, продви гаются вперед и продуцируют усиление напряжения —что доказывает сильную

приверженность Адлера положению гетеростаза.

Познаваемость—непознаваемость. Мы упоминали, что на Адлера оказала

сильное влияние книга Вайингера ≪Философия возможного≫. Изложенная в ней

философия, вскоре ставшая и философией Адлера, носит название идеалистиче ский позитивизм. Исходя из наших целей, этот термин легче всего понять, если

иметь в виду, что воображаемые конструкты (например, ≪фикции≫), даже нахо дясь в противоречии с реальностью, имеют огромную практическую ценность и необходимы для человеческой жизни [Adler, 1956]. Иначе говоря, в жизни имеет

значение не то, что абсолютно верно или может оказаться таковым (да и кто это

знает?), а то, что мы считаем абсолютно верным. В том, что касается вопроса о

познаваемости —непознаваемости, эта философская доктрина представляется на столько же применимой к психологической науке, насколько и к людям. То есть

искать ≪абсолютную правду≫ о природе человека нет смысла —психологической

науке лучше развивать теоретические концепции (≪персонологические фикции≫), практичные и полезные для людей, пытающихся понять себя и свои жизненные

обстоятельства.

Именно это делал Адлер, создавая свою теорию. И если смотреть с этой точки

зрения, то адресованность первой книги Адлера ≪Постижение человеческой при роды≫ (1927ЬНцирокому кругу читателей может быть и не случайна. Таким обра зом, в кажущейся простоте и прагматизме многих концепций Адлера (что само по

себе не противоречит признанию загадочности природы человека) находит свое

выражение его убежденность в том, что это лучшее, что может сделать психо логическая наука для описания человека. По словам самого Адлера, его научная

теория не ответила и не могла бы ответить на все вопросы: ≪Должен признать, те, кто находят следы метафизики в индивидуальной психологии, правы... Как ни

называть ее спекуляцией или трансцендентализмом, не существует такой науки, Альфред Адлер: индивидуальная теория личности м 187

которая не вторгалась бы в сферу метафизики≫ [Adler, 1956, p. 142J. Зная его философские взгляды, мы можем точно сказать, что Адлер стоял на позиции не познаваемости.

Теперь перейдем к вопросу об эмпирической проверке положений индивиду альной психологии.

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ВАЛИДИЗАЦИЯ

КОНЦЕПЦИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Систематических и планомерных попыток проверки эмпирической валидности концепций Адлера практически не предпринималось. Нехватка эксперименталь ных исследований может быть объяснена двумя основными причинами.

Во-первых, многие концепции Адлера по своей сути глобальны —в них недо стает четких рабочих определений, необходимых для того, чтобы теорию можно

было проверить. Это особенно справедливо для таких понятий, как социальный

интерес, фикционный финализм, творческое ≪Я≫ и стремление к превосходству.

Имеет ли социальный интерес какое-нибудь отношение к базисным установкам, наблюдаемому поведению, доброжелательности по отношению к другим или ко

всем этим параметрам одновременно? Как может исследователь определить, вы ражается ли в данном типе поведения социальный интерес? Люди, сделавшие

своей целью улучшение качества жизни для каждого, могут брать заложников и изготавливать бомбы, чтобы добиться более радикальных перемен в политике

правительства; их разрушительное поведение может быть мотивировано благими

намерениями и целями, достойными похвал, при том, что выбранные средства

оказываются весьма сомнительными. Другие люди могут делать щедрые пожерт вования на достойные проекты, правда, их целью является, в первую очередь, создание привлекательного имиджа или снижение налогов. Вроде бы их поведе ние должно вызывать восхищение, но в основе его лежит эгоистическая мотива ция. Поэтому очевидно, что концепция социального интереса может иметь не сколько альтернативных интерпретаций, в зависимости от ценностей, разделяе мых наблюдателем. Вследствие этого экспериментатору зачастую не ясно, какие

логические операции следует использовать для измерения этого конструкта.

Во-вторых, теория Адлера не полностью систематизирована, особенно в том, что касается перекрывающих друг друга терминов (например, ≪невротический

стиль жизни≫, ≪ошибочный стиль жизни≫, ≪изнеженный стиль жизни≫). В ре зультате связующие элементы теории сформулированы нечетко. Например, явля ются ли борьба за личное превосходство и маскулинный протест одним и тем же?

Сказанное следует воспринимать не как критику Адлера, но как призыв к тем, кто

заинтересован развивать его теорию в направлении расширения возможностей

точной экспериментальной, объективной верификации. К сожалению, мало кто из

психологов брался за эту задачу.

Таким образом, хотя индивидуальная психология может иметь большое прак тическое значение, попытки эмпирической проверки ее положений предпринима лись редко. Это не дает возможности оценить ее валидность. Тем не менее, адле ровская концепция порядка рождения и его влияния на развитие личности вызва ла интерес исследователей. Далее мы рассмотрим несколько исследований, прямо

188 •Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

относящихся к существу теоретических открытий Адлера. Кроме того, мы обсу дим недавние попытки создания надежного и валидного метода измерения соци ального интереса.

Эмпирические доказательства влияния порядка рождения

Как упоминалось выше, Адлер утверждал, что порядковая позиция ребенка в структуре семьи является важным фактором, участвующим в формировании сти ля жизни. Это утверждение получило резонанс в научной литературе: было изуче но влияние порядковой позиции на развитие многих поведенческих характерис тик. Следует, однако, заметить, что в большинстве подобных работ идеи Адлера

не подвергаются прямой проверке. Более того, далеко не во всех исследованиях

его прогнозы эмпирически подтвердились. В литературе можно найти прекрасные

обзоры по этой проблеме [Ernst, Angst, 1983; Falbo, Polit, 1986].

Достижение. Адлер считал, что первенцы озабочены проблемой власти и ав торитета. Эту их озабоченность он связывал с тем, что при появлении второго

ребенка в семье первый лишается своего ≪трона≫. Единственное, что остается

старшему ребенку в такой ситуации, это завоевать, подобно взрослым, власть и авторитет благодаря выдающимся достижениям. Таким образом, можно ожидать, что в результате исследования мы увидим у первенцев высокий уровень образова ния и высокий статус. Они также скорее всего должны выделяться благодаря

своим успехам в интеллектуальной деятельности. В исследовании, в котором

приняли участие около 400 мужчин в Нидерландах, была получена высокая по ложительная корреляция между порядком рождения и показателями невербаль ного теста интеллектуальных способностей [Belmont, Marolla, 1973]. Первенцы

по уровню интеллектуальных достижений превосходили следующих по порядку

рождения детей в тех семьях, где было от двух до девяти детей. В сходном

исследовании было показано: положительная связь между порядком рождения и интеллектуальными достижениями сохраняется и в том случае, когда учитывают ся такие переменные, как школьная успеваемость у родителей испытуемых, до ход семьи и возраст матери [Breland, 1974]. В других исследованиях по этому

вопросу выявлена следующая закономерность: у первенцев IQ (коэффициент

интеллектуального развития) выше, чем у вторых детей; у вторых IQ выше, чем

у третьих, и т. д. [Zajonc, Markus, 1975]. Различия невелики самое большее в несколько баллов, но выглядят убедительно. В чем причина этих различий?

Одно из объяснений дает модель слияния, предложенная Зайонцом [Zajonc, 1986]. Согласно этой теории (отличающейся от теории Адлера, но построенной в духе его рассуждений), интеллектуальное развитие каждого человека зависит от

количества интеллектуальной стимуляции, полученной в родительской семье.

Первенец выигрывает благодаря тому, что в течение определенного периода вре мени (до рождения второго ребенка) он живет с двумя взрослыми, которые

обеспечивают ему относительно ≪обогащенную≫ интеллектуальную среду. Второй

по счету ребенок, напротив, живет с двумя взрослыми, делящими свое внимание

между ним и первым ребенком. Таким образом, для второго ребенка средний уровень получаемой интеллектуальной стимуляции несколько ниже. Данный эф фект еще сильнее выражен для третьего ребенка и продолжает усиливаться по

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности •189

мере увеличения количества детей в семье. Согласно объяснению Зайонца, в наиболее невыгодном положении оказывается самый младший ребенок. Именно

это и показывают экспериментальные данные.

В других исследованиях обнаружено, что первенцы лидируют в популяции

практически в каждой области академических знаний. Например, было отмечено, что старшие сыновья преобладают среди президентов Соединенных Штатов Аме рики, в то время как среди кандидатов, потерпевших поражение на выборах в президенты, такой закономерности не наблюдается [Wagner, Schubert, 1977].

Первенцев было особенно много среди членов Конгресса США [Zweigenhalt, 1975], а также они преобладали среди женщин, имевших научные степени в обла сти медицины и философии [Melillo, 1983].

Психопатология. Исследования в другом направлении, посвященные изуче нию связи порядка рождения с различными психическими расстройствами, также

подтвердили гипотезу Адлера. Как мы уже упоминали, Адлер утверждал, что последнего ребенка все члены семьи балуют. Адлер считал, что такое изнеженное

воспитание может приводить к конфликту между стремлением к независимости от

других членов семьи и фактической зависимостью в том, что касается жизненных

проблем. Более того, Адлер полагал, что имеющаяся у последних детей склон ность к сильной зависимости от других, позволявшая им в детстве немедленно и без затруднений решать проблемы, может обернуться впоследствии высокой веро ятностью алкоголизма. Разделявшие это мнение Барри и Блэйн [Barry, Blane, 1977] проанализировали множество работ, посвященных алкоголизму, с точки

зрения порядкового номера рождения этих больных. Они обнаружили, что в большинстве случаев именно младшие дети преобладали среди алкоголиков.

Согласно Адлеру, единственные дети в семье очень эгоистичны и явно заинте ресованы в том, чтобы находиться в центре внимания. В большинстве проведен ных исследований этот тезис не нашел подтверждения. В одной работе было пока зано, что студенты колледжа —единственные дети продемонстрировали большую

склонность к сотрудничеству, чем первенцы или самые младшие в семье [Falbo, 1978]. Тщательное изучение литературы по этой проблеме позволило исследовате лям прийти к выводу о том, что единственные дети характеризуются такой же

психологической стабильностью, как и дети, имеющие много братьев и сестер

[Falbo, Polit, 1980].

То обстоятельство, что изучение влияния порядка рождения продолжает вы зывать живой интерес, говорит о значительной эвристической ценности идей Ад лера. Тем не менее, вызывает определенную озабоченность большое количество

противоречивых и неоднозначных результатов по этой проблеме, что часто обус ловлено игнорированием таких факторов, как общее количество членов семьи, разница в возрасте между сиблингами, а также социальный класс, к которому

принадлежат обследуемые.

Оценка социального интереса

Ранее упоминалось, что концепция социального интереса получила множество

различных интерпретаций. Действительно, его формулировка настолько расплыв чата, что к нему очень непросто подобрать соответствующие рабочие определения.

190 •Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

Кооме того сам Адлер возражал против использования психологических тестов

длРя оценки'его л ≪ ш ' к о н с т р у к т о в [Rattner, 1983]. Однако в психологиче ской литературе можно найти примеры попыток ^ ^ ^ ≪ ^ Г ^ ^ з ' о г е е у г

методов самооценки для измерения социального интереса [Crandall, 1975, Greever

et al 1973; Mozdzierz et al., 1986].

≪Шкала социального интереса≫ (Social Interest Scale, SIS), сконструированная

Крэндаллом [Crandall, 1975, 1984], представляет собой тест из 15 пунктов. Каждый

пункт включает пару личностных черт (табл. 4-1). Испытуемому предлагают

выбрать ту характеристику из пары (например, ≪тактичный≫ или ≪благоразум ный≫) которая ему в большей степени присуща. Предполагается, что выбор таких

черт, как ≪сочувствующий≫, ≪помогающий другим≫ и ≪сотрудничающий≫ указыва ет на социальный интерес.

Психометрические характеристики SIS представляются адекватными для

использования данного метода в качестве инструмента исследования. Ретесто вая надежность спустя пять недель составила 0,82, а через 14 месяцев 0,65.

Внутренняя надежность варьирует от 0,71 до 0,76 [Crandall, 1980]. Исследова ния, в которых были получены корреляции показателей SIS со значительным

количеством черт личности и оценками социального поведения, также подтвер ждают пригодность шкалы для оценки социального интереса [Zarski et al., 1986]. Например, оценки по SIS положительно коррелируют с выраженностью таких черт, как оказание помощи другим, эмпатия, ответственность, чувство сим патии к другим, привлекательность для других. Соответственно, оценки по SIS

негативно коррелируют с показателями эгоцентризма и враждебности [Crandall, 1980, 1981]. Крэндалл [Crandall, 1975] также сообщил о том, что оценки по SIS

позитивно коррелируют с системой ценностей индивидуума, особенно с равен ством, миром и безопасностью семьи. Представляется, что эта шкала заслужи вает дальнейшего эмпирического изучения. Гривер и соавт. [Greever et al., 1973] также создали шкалу самооценки, предназначенную для выявления степе ни выраженности социального интереса. Она носит название ≪Индекс социаль ного интереса≫ (Social Interest Index, SII), вопросы для нее выбирались из

Таблица 4-1. Образцы пунктов ≪Шкалы социального интереса≫

Испытуемый отмечает крестиком те черты, которые у него имеются. Выбор первой

черты из левого столбца и второй из правого столбца отражает высокий социальный

интерес.

1 способен прощать 1 настороженный

2 мягкий 2 сотрудничающий

1 щедрый 1 честолюбивый

2 индивидуалистичный 2 терпеливый

•. 1 вежливый 1 реалистичный

2 оригинальный 2 высокоморальный

1 тактичный 1 скромный

2 благоразумный 2 сочувствующий

1 надежный 1 с развитым воображением

2 мудрый 2 помогающий другим

Источник: Crandall, 1975, р. 483.

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности м 191

работ Адлера и трех видных ученых, убежденных адлерианцев. Примеры вопро сов приведены ниже.

1. Я не прочь помогать друзьям, когда им тяжело.

2. Работа важна для меня постольку, поскольку она дает возможность прини мать активное участие в жизни общества.

3. Я нашел свое место в жизни.

4. Я думаю, что брак много значит в жизни.

По инструкции, испытуемый должен оценивать каждую характеристику по

степени выраженности ее у себя, исходя из 5-балльной шкалы, где ответы ранжи рованы по степени приемлемости (≪совсем не похоже на меня≫ или ≪очень похо же на меня≫). Полученные результаты измеряют уровень социального интереса

индивидуума в каждой из четырех жизненных сфер: работа, дружба, любовь и собственная значимость. Высокие оценки по SII показательны для высокого со циального интереса, а низкие —для низкого социального интереса. В более общем смысле оценки по SII отражают то, какое значение индивидуум придает

демократическому стилю сотрудничества; степень принятия себя и других; оцен ку своего места в жизни, а также ощущение себя частью общества. Гривер и соавт. [Greever et al., 1973] сообщили, что оценки по SII не коррелируют с

оценками социально желательного поведения. Показатель внутренней надежно сти составил 0,81, а ретестовая надежность через две недели была равна 0,79.

Однако следует подчеркнуть, что в большинстве исследований с использовани ем SII участвовали только студенты колледжей, и поэтому любые обобщения

относительно других выборок из популяции были бы преждевременными без

проведения дальнейших исследований [Leak et al., 1985].

Теперь обратимся к вопросу о применении идей Адлера к проблеме понимания

невротического поведения и терапии неврозов.

ПРИЛОЖЕНИЕ: НЕВРОЗ И ЕГО ЛЕЧЕНИЕ

Больше всего Адлер хотел создать практическую психологию, которая согласовы валась бы с повседневной жизнью. В особенности он был заинтересован в разра ботке такой системы, которая давала бы объяснение причин неврозов, а также

служила основой для психотерапевтического лечения подобных нарушений.

В этой части главы мы обсудим возможности использования концепций Адлера

для понимания природы неврозов, а также для смягчения их клинических прояв лений с помощью предложенной Адлером терапии.

Природа невроза

С позиции Адлера, невроз следует рассматривать как диагностически неоднозначный

термин, охватывающий многочисленные поведенческие нарушения, по поводу кото рых прибегают к помощи психиатра и по сей день. Эти расстройства характеризуют ся разнообразной симптоматикой (например, тревога, мысли о смерти, страхи, обсес сивно-компульсивное поведение). Адлер изучал в ходе клинического наблюдения, 192 •Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

каким образом больные неврозами используют свой прошлый и настоящий опыт, чтобы избежать ответственности и сохранить самооценку. В отличие от представле ний Фрейда, согласно которым симптомы выступают как средство контроля над

инстинктивными импульсами и как способ удовлетворения этих импульсов, Адлер

рассматривал появление симптомов как механизм самозащиты —защитную стра тегию ≪Я≫. Симптом служит средством ≪извинения≫, ≪алиби≫ или ≪оправдываю щих обстоятельств≫, средством защиты престижа личности.

Что такое невроз? Адлер посвятил целые тома невротическому поведению, и возможно, следующее данное им определение лучше всего подходит для нашей

задачи: ≪Невроз —это естественное, логическое развитие индивидуума, сравни тельно неактивного, эгоцентрически стремящегося к превосходству и поэтому име ющего задержку в развитии социального интереса, что мы наблюдаем постоянно

при наиболее пассивных, изнеженных стилях жизни≫ [Adler, 1956, р. 241].

Если рассматривать составные части этого определения в отдельности, то легче

оценить многие открытия Адлера в отношении невротической личности. ≪Сравни тельно неактивный≫ относится к параметру ≪уровень активности≫, входящему в тот раздел типологии Адлера, где он рассуждает об установках, сопутствующих

стилю жизни. В понимании Адлера, для больных неврозами характерно снижение

уровня активности, необходимой для правильного решения своих жизненных про блем. Точно также Адлер считал, что если бы эти люди обладали более высокой

активностью, они бы могли стать преступниками!

Второй ключевой момент в определении Адлера —≪эгоцентрически стремящий ся к превосходству≫ —обозначает, что страдающие неврозами обычно борются за

свои эгоистические жизненные цели. Другими словами, невротические личности с

чрезмерным напряжением продвигаются к утрированным целям самовозвеличива ния за счет искренней заботы окружающих. В этом заключается основное значение

≪задержки в развитии социального интереса≫ в приведенном определении. Адлер

был уверен в том, что у невротических личностей стремление к превосходству выра жено сильнее, чем у здоровых людей, и это вынуждает их более непреклонно бороть ся за его достижение [Adler, 1956]. Обе тенденции Адлер рассматривал как компен сацию глубоко укоренившегося чувства неполноценности у невротиков.

Последняя часть определения —≪при наиболее пассивных, изнеженных сти лях жизни≫ —отражает уверенность Адлера в том, что больные неврозами по

сути своей хотят, чтобы их баловали другие. Имея низкий социальный интерес и недостаточную социальную активность для решения жизненных задач, невротики

хотят зависеть только от других в решении своих повседневных проблем.

Чтобы лучше понять происхождение неврозов в понимании Адлера, рассмот рим коротко следующий клинический случай.

Гвен, 18-летняя студентка, закончившая первый курс математического факультета, пришла в консультативный центр своего колледжа с жалобами на тревожность, физи ческие признаки стресса (чувство мышечного напряжения в плечах и в области шеи

перед экзаменами), на повторяющиеся состояния подавленности, а также сильную не удовлетворенность своей академической успеваемостью. Она не могла назвать причин

тревоги и чувствовала, что ее физическое напряжение выше нормального. Когда ее

оценки снизились со средних до ниже средних, Гвен почувствовала сильную неудовлет воренность и едва не обезумела от отчаяния; она чувствовала, что может совсем скатить ся вниз, особенно по математике. По мере того, как продолжалось консультирование, Альфред Адлер: индивидуальная теория личности •193

выяснилось, что Гвен всегда испытывала большие трудности в отношениях с друзьями и сверстниками. Она выглядела высокомерной, держалась от других в стороне. Гвен счи тала, что окружающие ее люди поверхностны и ниже ее в интеллектуальном отношении.

Трудности во взаимоотношениях особенно угнетали ее во время семинаров, когда студенты должны были заниматься вместе с руководителем, решая трудные задачи и прора батывая сложные места в лекционном материале и учебниках.

Гвен росла единственным ребенком в семье. Ее отец был преуспевающим врачом, а

мать уважаемым преподавателем математики в старших классах школы. Дома у Гвен

было материальное изобилие, родители выполняли любую ее прихоть; она даже имела

свободный доступ к кредитным карточкам родителей. Она училась в маленьких част ных школах, преподаватели уделяли ей много внимания, и в этих условиях она успева ла блестяще. Поступление в большой престижный университет вдали от дома внесло в ее жизнь драматические перемены. Проблем, связанных с адаптацией, у нее было боль ше, чем у большинства студентов. Трудности невротического характера появились у

Гвен именно в этот период.

Исходя из основных положений теории Адлера, можно сделать вывод о том, что уровень активности, необходимый для решения актуальных проблем, у Гвен

существенно снизился. Она стремилась к эгоцентрической цели превзойти всех.

И при том, что у нее снижен социальный интерес, она хочет и в дальнейшем жить

так, чтобы другие ее баловали и все ей прощали. Результатом всего этого и яви лись невротические симптомы.

Каковы причины невроза? Состояние психологического дискомфорта у Гвен, как и у других больных неврозами, ни в коем случае не обусловлено только ее

собственным поведением. Несмотря на утверждения Адлера о том, что люди от ветственны за свои действия и выбранный жизненный путь (то есть положение

свободы), он понимал, что невротический стиль жизни появляется в результате

≪трудного≫ детства. Согласно Адлеру, те самые три фактора, которые приводят к

чувству неполноценности (неполноценность органа, чрезмерно балующее воспита ние, пренебрежение ребенком) скорее всего вызывают у него перенапряжение.

Каждая из упомянутых ситуаций детства благоприятствует развитию особеннос тей стиля жизни, свойственных невротикам: эгоцентризм, отсутствие сотрудниче ства, нереалистичность.

Из трех перечисленных ситуаций в случае Гвен, судя по всему, имела место

избалованность. Именно она создает семейную атмосферу, в которой дети растут, получая все и ничего не давая взамен. Благодаря своей избалованности и излиш нему вниманию к себе со стороны взрослых в детские годы, Гвен утратила соци альное чувство и не научилась брать и давать взамен, что так необходимо в отно шениях сотрудничества и совместной деятельности во взрослой жизни. О ее изба лованности говорит тот факт, что она не могла посещать семинары, потому что там никто не обращал на нее особого внимания.

В заключение следует сказать: больные неврозами это люди, избравшие

неправильный стиль жизни в основном по той причине, что в раннем детстве они

или переносили физические страдания, или их чрезмерно опекали и баловали, или их отвергали. В таких условиях, согласно Адлеру, дети становятся повышен но тревожными, не чувствуют себя в безопасности и начинают развивать страте гию психологической защиты, чтобы справиться с чувством неполноценности.

Адлер мог бы сказать, что под внешним поведением Гвен всегда скрывается ощу щение тревоги и опасности, и поэтому у нее выработалось по крайней мере

194 •Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

несколько защитных стратегий, помогающих совладать с чувством неполноценно сти. Ее высокомерие и отстраненность в межличностных отношениях, ее представ ление о других, как интеллектуально не соответствующих ее уровню, согласуется с

этой интерпретацией.

Начало невроза. В перенапрягающих ситуациях детства творческое ≪Я≫ со здает то, что Адлер называл ≪ошибочным≫, или ≪невротическим≫ стилем жизни.

По существу, индивидуум, предрасположенный к неврозу, лишенный полноцен ного социального интереса, выдвигает эгоистическую фиктивную цель и поэтому

лишает себя основной ценности, которую Адлер связывал с человеческой жизнью

[Adler, 1939]. Как ни прискорбно, но жизнь для этого человека сопряжена с чув ством постоянной угрозы самооценке, ощущением неуверенности и повышенной

чувствительностью. (Адлер полагал, что невротики ведут себя так, как если бы они

жили в стане врагов.) Затем этот ошибочный стиль жизни почти неизбежно при ходит в столкновение с необходимостью строить взаимоотношения с другими

людьми. Случай с Гвен служит хорошей иллюстрацией несовместимости невроти ческого стиля жизни с социальным требованием сотрудничества.

Адлер считал, что этот основополагающий конфликт появляется в связи с одной

или всеми тремя основными жизненными задачами —работой, дружбой и любо вью. Вступая в конфронтацию с задачами, требующими поддержания отношений

товарищества и сотрудничества, сам невротический стиль жизни и фиктивные цели

находятся как бы в состоянии постоянной осады. То, что Адлер называл экзоген ным фактором, всегда ускоряет появление невротических симптомов у личности с

предрасположенностью к неврозу: ≪Следует помнить, что именно экзогенная ситу ация подносит спичку к огню≫ [Adler, 1944, р. 4]. В подобных обстоятельствах

творческое ≪Я≫ чрезвычайно усиливается, чтобы защитить находящуюся под угро зой самооценку, а также для того, чтобы найти правдоподобные извинения в оправ дание своей слабости. Индивидуум может начать самонадеянно верить в то, что он

превосходит остальных, и действовать соответственно этому убеждению. Анало гично, индивидуум может стремиться к превосходству и принижать других.

В случае с Гвен экзогенным фактором явилось поступление в университет, от даленность от родительского дома и связанные с этим требования действовать неза висимо (как не избалованному человеку) в достижении целей, связанных с учебой.

Эгоцентричный стиль жизни Гвен оказался под угрозой: ей необходимо было за ставить вести себя в соответствии с общественными требованиями в условиях обу чения. Это особенно ярко проявлялось тогда, когда она посещала семинары, то есть

в ситуации, вызывавшей у нее значительное беспокойство и дискомфорт.

Лечение неврозов

Подход Адлера к лечению неврозов логически вытекает из его клинической кон цепции природы неврозов. Если невротические симптомы являются продуктом

ошибочного стиля жизни пациента и недостаточно развитого социального интере са, то целью терапии будет коррекция этих ошибок, а также развитие социального интереса. Короче говоря, цели терапии по Адлеру троякие: 1) выявление ошибоч ных суждений о себе и других, 2) устранение ложных целей и 3) формирование

новых жизненных целей, которые помогут реализовать личностный потенциал.

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности ш 195

Вместе с тем, Адлер напоминал, что эти терапевтические цели лучше всего дости гаются через понимание пациента, повышение его уровня понимания себя и укреп ление его социального интереса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.103 сек.