КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Чувство неполноценности и компенсация 6 страница
Orgler H. (1972). Alfred Adler: The man and his work. New York: New American Library. RattnerJ. (1983). Alfred Adler. New York: Ungar. Stern P.J. (1976). С G. Jung: The haunted prophet. New York: Dell. Stevens A. (1983). Archetypes. New York: Quill. Vaihinger H. (1911). The philosophy of ≪as if.≫ New York: Harcourt, Brace. Wagner M. E., Schubert H.J. (1977). Sibship variables and United States presidents. Journal of Individual Psychology, 62, 78-85. ZarskiJ.J., Bubenzer D. L, WestJ. D. (1986). Social interest, stress, and the prediction of health status. Journal of Counseling and Development, 64, 386-389. Zajonc R. B. (1986). Mining new gold from old research. Psychology Today, February, 46-51. Zajonc R. В., Markus G. B. (1975). Birth order and intellectual development. Psychological Review, 82, 74-88. Zweigenhajt R. L. (1975). Birth order, approval seeking, and membership in Congress. Journal of Individual Psychology, 31, 205-210. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Ansbacher H. L (1984). Alfred Adler revisited. New York: Praeger. Brome V. (1978). Jung: Man and myth. New York: Atheneum. Hannah B. (1976). Jung: His life and work. New York: Putnam. McGuire W. (Ed.) (1974). The Freud/Jung letters. Princeton, NJ: Princeton University Press. Mosak H. (Ed.) (1973). Alfred Adler: His influence on psychology today. Park Ridge, NH: Noyes. Stepansky P. E. (1983). In Freud's Shadow: Adler in context. Hillsdale, NJ: Analytic Press. Глава 5 ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ НАПРАВЛЕНИЯ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ЭРИК ЭРИКСОН, ЭРИХ ФРОММ И КАРЕН ХОРНИ Многие исследователи после Фрейда пытались пересмот реть психоанализ, чтобы показать значение эго-процессов и проследить их развитие. Наиболее выдающимся из так называемых эго-психологов был Эрик Эриксон. Как и для других постфрейдистов, для Эриксона наибольшее значение имело эго и его адаптивные способности в связи с проблемой развития индивидуума. Однако из этого не следует, что в своей теории он пренебрег биологическими или социальными факторами. По сути дела, Эриксон на стаивал на том, что любой психологический феномен мо жет быть понят в контексте согласованного взаимодей ствия биологических, поведенческих, эмпирических и соци альных факторов. К другим особенностям теоретической ориентации Эриксона относятся следующие: 1) акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении всей жизни человека; 2) упор на ≪нормаль ном≫, или ≪здоровом≫, а не на патологическом; 3) осо бое значение, придаваемое им достижению чувства иден тичности; 4) попытки сочетать клинические наблюде ния с изучением культурных и исторических факторов в объяснении структуры личности. Описанные Эриксоном ≪восемь возрастных периодов человека≫ представляют его наиболее оригинальный и важный вклад в теорию личности. Его попытка показать влияние культуры на развитие личности явилась стимулом для всех, кто изуча ет поведение человека, разрабатывать новые подходы Эрик Эриксон: эго —теория личности ш 215 в изучении главных психологических проблем, с которыми сталкивается сегодня человечество. Мы рассмотрим в этой главе основные идеи Эриксона. Появлению эго-психологии предшествовал ряд родственных теорий, посвя щенных, главным образом, влиянию различных аспектов социального и культур ного окружения на развитие личности. Подобно направлениям, представленным Адлером и Эриксоном, в этих теориях была осуществлена попытка поиска новых путей анализа взаимоотношений между родителями и ребенком, изучения процес сов мотивации и личности в целом. Создатели этих теорий отказались от декла рированного Фрейдом признания решающего значения инстинктивных сексуаль ных мотивов в природе человека. Из этой группы ученых-ревизионистов мы выбрали представителей, наиболее энергично подвергавших сомнению и даже полностью отказавшихся от принципов классического психоанализа: это Эрих Фромм и Карен Хорни. Теоретические взгляды этих двух достойных внимания персонологов мы кратко обсудим в конце главы. ЭРИК ЭРИКСОН: ЭГО ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК Сын отца-датчанина и матери-еврейки, Эрик Эриксон (Erik Erikson) родился в 1902 году в Германии, недалеко от Франкфурта. Его родители развелись еще до его рождения, и мать затем вышла замуж за д-ра Теодора Гомбургера. Маленько му Эрику в течение нескольких лет н^е говорили о том, что д-р Гомбургер прихо дился ему отчимом. Позже, подписываясь под своими первыми психоаналитиче скими статьями, Эриксон использовал фамилию отчима, хотя, когда он натурализо вался как американский гражданин в 1939 году, он выбрал отцовскую фамилию. В отличие от других персонологов, упомянутых в этой книге, Эриксон не по лучил формального высшего образования после окончания школы. Он учился в ≪гуманистической гимназии≫ в Германии и, несмотря на то, что был посредствен ным студентом, преуспевал в изучении истории и искусства. Вскоре после окон чания гимназии, в пику настояниям отчима выбрать профессию врача, Эриксон отправился в путешествие по Центральной Европе. Годом позже он поступил в художественную школу, однако скоро он не смог усидеть на месте и отправился в Мюнхен для обучения в известной Академии художеств. Спустя два года, Эрик сон путешествует по Италии, посещает Флоренцию, загорает и бродит по художе ственным галереям, В 1927 году ≪мораторий≫ на работу закончился, и он был принят по рекомен дации школьного товарища Петера Блоса преподавателем в маленькую экспери ментальную американскую школу в Вене. Школа была основана Анной Фрейд для детей, чьи родители обучались психоанализу. Некоторые из молодых студен тов Эриксона сами подвергались психоанализу, и ≪герр Эрик≫, как его нежно называли, присоединился к ним. Эриксон начал изучать психоанализ на горном курорте вблизи Вены. Там он, будучи младшим преподавателем, впервые познакомился с семейством Фрейда, а потом был принят кандидатом для занятий в Венском психоаналитическом 216 •Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности Эрик X. Эриксоп (1902-1994). институте. С 1927 по 1933 годы Эриксон продолжал изучать психоанализ под руководством Анны Фрейд. Это было его единственное формальное академиче ское образование, не считая свидетельства, выданного Ассоциацией учителей им. Марии Монтессори в Вене. В Вене Эриксон женился на канадке Джоан Серсон, которая тоже посещала экспериментальную школу Анны Фрейд. В 1933 году семья Эриксона (включая двоих сыновей) отправилась в Копенгаген, где Эриксон попытался получить гражданство и помочь созданию в этой стране центра обучения психоанализу. Когда стало ясно, что эта идея неосуществима, семья эмигрировала в Соединен ные Штаты и поселилась в Бостоне, где годом раньше было основано психоанали тическое общество. Следующие два года Эриксон практиковал в Бостоне, специ ализируясь в лечении детей. Он также был штатным сотрудником клиники Ген ри Мюррея в Гарварде и занимал должность научного сотрудника по психологии в отделении нейропсихиатрии Гарвардской медицинской школы. Эриксона даже зачислили кандидатом на соискание степени доктора по психологии в Гарварде, но он отказался от этой научной программы после неудач на первом курсе. В 1936 году Эриксона приняли на должность преподавателя в медицинскую школу Йельского университета. В 1938 году он предпринял экспедиционную поездку в резервацию Пайн-Ридж в Южной Дакоте с целью наблюдения за вос питанием детей у индейцев племени сиу. С этого исследования начался интерес Эриксона к изучению влияния культуры на развитие ребенка тема, которой он уделял много внимания в дальнейшей профессиональной работе. В 1939 году Эриксон направился в Калифорнию, где подвел итоги своей ана литической работы с детьми и углубился в антропологию и историю. С 1942 года он профессор психологии в Университете Беркли, Калифорния. С этого време ни начался интенсивный период глубоких клинических наблюдений и размышле нии; Эриксон становится главной фигурой в области психоанализа. Однако его деятельность в должности профессора в Беркли закончилась, когда он отказался присягнуть на лояльность во время антикоммунистической кампании Позднее ои был восстановлен в должности как политически благонадежный гражданин, но Эрик Эриксон: эго —теория личности •217 предпочел отказаться из солидарности с теми, кто обвинялся в этом же ≪преступ лении≫. Свою первую книгу ≪Детство и общество≫ он опубликовал в 1950 году (она была переработана и переиздана в 1963 году). Благодаря этой работе он скоро получил мировое признание как ведущий представитель эго-психологии. В 1951 году Эриксон поступил в Центр Остен Риггс в Стокбридже, штат Массачусетс, —частный центр восстановительной терапии для подростков с пси хическими нарушениями. Эту работу он совмещал с преподаванием в должности профессора в разных университетах США. В течение следующего десятилетия его труды и исследования вылились в теорию психосоциального развития, перво начально сформулированную в книге ≪Детство и общество≫. В 1960 году, после года работы в Центре передовых исследований в области бихевиоральных наук в Пало-Альто, штат Калифорния, Эриксон снова возвра тился в Гарвард, где проработал до 1970 года. После ухода из Гарварда Эриксон продолжал уделять много времени приме нению своей схемы жизненного цикла человека к изучению известных историче ских личностей и американских детей, преимущественно из групп социальных меньшинств. Его великолепное психобиографическое исследование истоков идеи Ганди о непротивлении злу насилием ≪Истина Ганди≫ (1969) получило Пулит церовскую премию и Национальную книжную премию в области философии и религии. Кроме этого, он опубликовал еще три важных книги: ≪Молодость Люте ра: психоаналитическое и историческое исследование≫ (1958), ≪Инсайт и ответ ственность≫ (1964а); ≪Идентичность: кризис юности≫ (1968а), а также второе издание ≪Юность: изменение и вызов≫ (1963b). Роберт Коулз, психиатр из Гар варда и студент Эриксона, подтвердил признание достижений своего наставника в области теории и практики психоанализа в монографии ≪Эрик Эриксон: плоды трудов≫ [Coles, 1970]. Несмотря на уже немолодой возраст, Эриксон до своей смерти (в 1994 году) продолжал активную деятельность в Центре Эриксона в Кембридже, штат Массачусетс. В число его недавних публикаций вошли: ≪В по исках общей почвы≫ (1973); ≪История жизни и исторический момент≫ (1975); ≪Игрушки и рассуждения: стадии ритуализации опыта≫ (1977); ≪Идентичность и жизненный цикл≫ (1979); ≪Зрелость≫ (1978); ≪Целостный жизненный цикл≫ (1982); ≪Жизненная вовлеченность в старости≫ (1986). ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ: РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ ПСИХОАНАЛИЗА Теоретические формулировки Эриксона касаются исключительно развития эго. Хотя он неизменно настаивал на том, что его идеи не более, чем дальнейшее систематическое развитие концепции Фрейда о психосексуальном развитии в свете новых открытий в социальных и биологических науках, Эриксон реши тельно отошел от классического психоанализа по четырем важным пунктам. Во первых, в его работе отчетливо виден решительный сдвиг акцента от ид к эго, что сам Фрейд лишь частично признавал в последние годы своей деятельности. С позиции Эриксона, скорее именно эго составляет основу поведения и функци онирования человека. Он рассматривал эго как автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация; 218 •Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности параллельно идет развитие ид и инстинктов. Подобный взгляд на природу чело века, названный эго-психологией, радикально отличается от раннего психодина мического мышления тем, что эго-психология описывает людей как более рацио нальных и поэтому принимающих осознанные решения и сознательно решаю щих жизненные проблемы. В то время как Фрейд считал, что эго борется, пытаясь разрешить конфликт между инстинктивными побуждениями и мораль ными ограничениями, Эриксон доказывал, что эго —это автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи восприятия, мышления, внима ния и памяти. Уделяя особое внимание адаптивным функциям эго, Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития, становится все более и более компетентным. Во-вторых, Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. Если Фрейда интересовало влияние родителей на становление личности ребенка, то Эриксон подчеркивает исторические условия, в которых формируется эго у ребенка. Он основывается на результатах наблюдений за людьми, принадле жащими к различным культурам, чтобы показать: развитие эго неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой цен ностей. В-третьих, теория развития эго охватывает все жизненное пространство инди видуума (то есть от младенчества до зрелости и старости). Фрейд, напротив, огра ничился влиянием ранних детских переживаний и не уделял внимания вопросам развития за пределами генитальной стадии. И наконец, в-четвертых, у Фрейда и Эриксона различные взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Целью Фрейда было раскрытие сущности и особенностей влияния на личность неосознаваемой психической жиз ни, а также объяснение того, как ранняя травма может привести к психопатологии в зрелости. Эриксон, наоборот, видел свою задачу в том, чтобы привлечь внима ние к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. Его теория ставит во главу угла качества эго, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития. Возможно, это последнее разли чие является ключевым для понимания концепции Эриксона об организации и развитии личности. Фрейдовскому фаталистическому предупреждению о том, что люди обречены на социальное угасание, если отдадутся своим инстинктивным стремлениям, противостоит оптимистическое положение о том, что каждый лич ный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий. Зна ние того, как человек справлялся с каждой из значимых жизненных проблем или как неадекватное разрешение ранних проблем лишило его возможности справ ляться с дальнейшими проблемами, составляет, по мнению Эриксона, единствен ный ключ к пониманию его жизни. Пока мы касались только основных теоретических расхождений между Эрик соном и Фрейдом. Однако стоит отметить, что существуют и вопросы, по которым между ними существует согласие. Например, оба теоретика сходятся в том, что стадии развития личности предопределены, и порядок их прохождения является неизменным. Эриксон также признает биологические и сексуальные основы всех более поздних мотивационных и личностных диспозиций, а также принимает Эрик Эриксон: эго —теория личности •219 фрейдовскую структурную модель личности (ид, эго, суперэго). Однако, несмотря на наличие сходных положений, многие персонологи считают, что теоретические посылки Эриксона отличаются от таковых в классическом психоанализе. ЭПИГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП Центральным для созданной Эриксоном теории развития эго является положе ние о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон по нимает следующее: 1) в принципе, личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, рас ширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодей ствия; 2) общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тен денции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последователь ность развития [Erikson, 1963а, р. 270]. „ В книге ≪Детство и общество≫ (1963а) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго (как говорят, на ≪восемь возрастов человека≫).„Согласно его утверждению, эти стадии являются результа том эпигенетически развертывающегося ≪плана личности≫, который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития (по-гречески ≪SKI≫ означает ≪после≫, a ≪yeveat^≫ —≪рождение, происхождение≫) базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время (≪критический период≫), а также о том, что полноценно функционирую щая личность формируется только путем прохождения в своем развитии после довательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциаль ная стадия сопровождается кризисом —поворотным моментом в жизни индиви дуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индиви дууму на этой стадии. Иначе говоря, каждая из восьми фаз жизненного цикла человека характеризуется специфичной именно для данной фазы (≪фазо-спе цифической≫) эволюционной задачей —проблемой в социальном развитии, ко торая в свое время предъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение.≫Характерные для индивидуума модели поведения обусловле ны тем, каким образом в конце концов разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис. Конфликты играют жизненно важную роль в тео рии Эриксона, потому что рост и расширение сферы межличностных отноше ний связаны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии. В то же время он отмечает, что кризис означает ≪не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации≫ [Erikson, 1968, р. 286]. Каждый психосоциальный кризис, если рассматривать его с точки зрения оценки, содержит и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт 220 •Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности разрешен удовлетворительно (то есть на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый пози тивный компонент (например, базальное доверие и автономию), и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающему ся эго тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие, стыд и сомнения). Хотя на пути развития лично сти возникают теоретически предсказуемые и вполне определенные конфликты, из этого не следует, что на предшествующих стадиях успехи и неудачи обязатель но одни и те же.вКачества, которые эго приобретает на каждой стадии, не снижают его восприимчивости к новым внутренним конфликтам или меняющимся услови ям [Erikson, 1964a]. Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью. Все восемь стадий развития в психологической теории Эриксона представле ны в табл. 5-1. В крайнем левом столбце перечислены стадии; во втором столбце указан приблизительный возраст их наступления; в третьем противопоставлены позитивные и негативные компоненты каждой стадии; в крайнем столбце справа перечислены сильные стороны эго или его достоинства, приобретаемые благодаря успешному разрешению каждого кризиса. В соответствии с принципом эпигенезп са, каждая стадия основывается на разрешении и интеграции предшествовавших психосоциальных конфликтов. Эриксон выдвинул предположение, согласно ко торому все кризисы в той или иной степени имеют место с самого начала постна тального периода жизни человека и для каждого из них есть приоритетное время наступления в генетически обусловленной последовательности развития. Полагая, что перечисленные восемь стадий представляют собой универсаль ную особенность человеческого развития, Эриксон указывает при этом на куль турные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии. Например, ритуал посвящения в юноши существует во всех культурах, но очень Таблица 5-1. Восемь стадий психосоциального развития Источник: Erikson, 1963a, р. 273.
Эрик Эриксон: эго —теория личности •221 широко варьирует и по форме проведения, и по влиянию на человека. Более того, Эриксон считает, что в каждой культуре наличествует ≪решающая коорди нация≫ между развитием индивидуума и его социальным окружением. Речь идет о координации, называемой им ≪зубчатым колесом жизненных циклов≫ —закон не согласованного развития, согласно которому развивающейся личности общество оказывает помощь и поддерживает ее именно тогда, когда она особенно в этом нуждается. Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений переплетаются. Эта сложная модель обоюдной зависимости между поколениями отражена в его концепции взаимозависимости.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |