Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Юность: эго-идентичность-ролевое смешение




Юность, на которую приходится пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12-13 до примерно 19-20 лет в американском обществе), подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде. Теоретический интерес Эриксона к подростковому возрасту и характерным для него проблемам по будил его проанализировать эту фазу более глубоко, чем другие стадии развития эго. Новый психосоциальный параметр, появляющийся в юности, на положительном полюсе предстает в виде эго-идентичности, на отрицательном полюсе —в виде ролевого смешения. Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты, девушки-скауты, хористы и т. д.) и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. Эриксон [Erikson, 1982] подчеркивает психо социальную сущность эго-идентичности, обращая пристальное внимание не на конфликты между психологическими структурами, а скорее на конфликт внутри самого эго —то есть на конфликт идентичности и ролевого смешения. Основ ной упор делается на эго и на то, как на него влияет общество, в особенности группы сверстников. Следовательно, эго-идентичность можно определить следующим образом.

228 •Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности

Растущая и развивающаяся молодежь, переживающая внутреннюю физиологическую революцию, прежде всего пытается укрепить свои социальные роли. Молодые люди иногда болезненно, часто из любопытства проявляют озабоченность тем, как они вы глядят в глазах других по сравнению с тем, что они сами думают о себе; а также тем, как сочетать те роли и навыки, которые они культивировали в себе раньше, с идеаль ными прототипами сегодняшнего дня... Появляющаяся интеграция в форме эго идентичности —это больше, чем сумма идентификаций, приобретенных в детстве.

Это сумма внутреннего опыта, приобретенного на всех предшествующих стадиях, когда

успешная идентификация приводила к успешному уравновешиванию базисных по требностей индивидуума с его возможностями и одаренностью. Таким образом, чув ство эго-идентичности представляет собой возросшую уверенность индивида в том, что его способность сохранять внутреннюю тождественность и целостность (психо логическое значение это) согласуется с оценкой его тождественности и целостности, данной другими [Erikson, 1963a, р. 261].

В определении идентичности, данном Эриксоном, можно выделить три эле мента. Первое: молодые люди и девушки должны постоянно воспринимать себя ≪внутренне тождественными самим себе≫. В этом случае у индивидуума должен сформироваться образ себя, сложившийся в прошлом и смыкающийся с будущим.

Второе: значимые другие люди тоже должны видеть ≪тождественность и целост ность≫ в индивидууме. Это значит, что юным нужна уверенность в том, что выра ботанная ими раньше внутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них. В той степени, в какой они могут не осознавать как свои Я концепции, так и свои социальные образы, их появляющемуся чувству самотожде ственности могут противостоять сомнения, робость и апатия. Третье: молодые люди должны достичь ≪возросшей уверенности≫ в том, что внутренние и внешние планы этой целостности согласуются между собой. Их восприятие себя должно подтверждаться опытом межличностного общения посредством обратной связи.

В социальном и эмоциональном отношении созревание подростков заключает в себе новые пути оценки мира и своего отношения к нему. Они могут придумы вать идеальные семьи, религии, философские системы, общественные устройства, а потом сравнивать и сопоставлять задуманное с весьма несовершенными личнос тями и организациями, знания о которых они почерпнули из собственного огра ниченного опыта. Согласно Эриксону, ≪ум подростка в поисках вдохновляющего единства идеалов становится умом идеологическим≫ [Erikson, 1968b, p. 290]. Та ким образом, ≪диффузия идеалов≫ является следствием того, что индивидуум не может принять ценности и идеологию, носителями которой выступают родители, церковь и другие источники авторитета. Индивидуум, страдающий от расплывча тости своей идентичности, никогда не пересматривает своих прошлых представле ний о себе и о мире, так же как и не приходит к решению, которое ведет к более широкому и, возможно, более ≪подходящему≫ взгляду на жизнь. Таким образом, кризис идентичности становится психосоциальной проблемой, требующей немед ленного разрешения.

Эрик Эриксон: эго —теория личности в 229

Согласно Эриксону, основа для благополучной юности и достижения интегри рованной идентичности закладывается в детстве. Однако за пределами того, что подростки выносят из своего детства, развитие личной идентичности происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми они себя идентифици руют. Например, Эриксон обращал внимание на то, как чрезмерная идентифика ция с популярными героями (кинозвездами, суператлетами, рок-музыкантами) или представителями контркультуры (революционные лидеры, ≪бритоголовые≫, делинквентные личности) вырывают ≪расцветающую идентичность≫ из ее соци ального окружения, тем самым подавляя личность и ограничивая растущую иден тичность. Кроме того, поиск идентичности может быть более трудным процессом для определенных групп людей. Например, молодой женщине труднее достичь ясного ощущения идентичности в обществе, которое рассматривает женщин как людей ≪второго сорта≫. С точки зрения Эриксона, феминистское движение пото му получило большую поддержку, что общество до недавнего времени препят ствовало усилиям женщин достичь позитивной идентичности (то есть общество неохотно предоставляло женщинам новые социальные роли и новые позиции в сфере занятости). Группы социальных меньшинств тоже постоянно сталкивают ся с трудностями в достижении четкого и согласованного чувства идентичности [Erikson, 1964b].

Уязвимость подростков для стрессов, сопровождающих резкие социальные, политические и технологические изменения, Эриксон рассматривает как фактор, который также может серьезно мешать развитию идентичности. Подобные измене ния, в совокупности с современным информационным взрывом способствуют воз никновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром. Они представляют угрозу и для многих традиционных и привычных ценностей, кото рые подростки усвоили еще в детстве. По крайней мере, некоторые проявления этой неудовлетворенности общепринятыми социальными ценностями находят свое выражение в пропасти между поколениями. Лучшей иллюстрацией тому является недобросовестность крупных политических фигур и ответственных лиц в про шлом десятилетии: коррумпированность национальных лидеров превратила прав ду одного поколения в мифы для следующего. Поэтому Эриксон объясняет соци альный протест молодежи ее попыткой построить собственную систему ценностей, чтобы найти те цели и принципы, которые придадут смысл и направленность жизни их поколения.

Неспособность юных достичь личной идентичности приводит к тому, что Эриксон назвал кризисом идентичности. Кризис идентичности, или ролевое сме шение, чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продол жить образование. Многие подростки, страдающие от специфичного для этого возраста конфликта, испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, Душевного разлада и бесцельности. Они ощущают свою неприспособленность, де персонализацию, отчужденность и иногда кидаются в сторону ≪негативной≫ иден тичности —противоположной той, что настойчиво предлагают им родители и сверстники. В этом ключе Эриксон интерпретирует некоторые виды делинквент ного поведения. Однако неудачи в достижении личной идентичности не обязатель но обрекают подростка на нескончаемые поражения в жизни. Возможно, даже в большей степени, чем другие представленные здесь персонологи, Эриксон подчер кивал, что жизнь —это постоянные изменения. Благополучное разрешение про блем на одной жизненной стадии не дает гарантии, что они не появятся вновь на следующих стадиях или что не будет найдено новое решение старых проблем.

Эго-идентичность —это борьба ≪на всю жизнь≫.

230 •Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности

Во многих, а может быть и во всех обществах определенной части подростковой популяции разрешены и законодательно закреплены определенные отсрочки в принятии ими ролей взрослых. Для обозначения этих интервалов между подростковостыо и взрослостью Эриксон ввел термин психосоциальный мораторий.

В США и других технологически развитых странах психосоциальный морато рий институционализирован в форме системы высшего образования, что дает воз можность молодым людям попробовать определенное количество различных со циальных и профессиональных ролей до того, как они решат, что им нужно на самом деле. Есть и другие примеры: многие молодые люди бродяжничают, обра щаются к различным религиозным системам или пробуют альтернативные формы брака и семьи до того, как найдут свое место в обществе.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, —это верность. Эриксон использует термин верность в значении ≪спо собности подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей≫ [Erikson, 1968b, p. 290].

Верность —краеугольный камень идентичности, она представляет собой способ ность юных принимать и придерживаться морали, этики и идеологии общества.

Здесь следует внести ясность в значение термина ≪идеология≫. Согласно Эриксо ну, идеология —это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий ре лигиозное, научное и политическое мышление культуры; цель идеологии —≪со здание образа мира, достаточно убедительного для поддержания коллективного и индивидуального чувства идентичности≫ [Erikson, 1958, р. 22]. Идеология предо ставляет молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности: ≪Кто я?≫, ≪Куда я иду?≫, ≪Кем я хочу стать?≫ Воодушевленные идеологией молодые люди вовлекаются в разного рода деятельность, бросающую вызов устоявшимся традициям культуры —акции про теста, бунты и революции. В более широком смысле, считает Эриксон, утрата доверия к идеологической системе может обернуться всеобщей неразберихой и неуважением к тем, кто регулирует совокупность социальных правил.

6. Ранняя зрелость: интимность-изоляция Шестая психосоциальная стадия обозначает формальное начало взрослой жиз ни, в целом, это период ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. Он продолжается от поздней юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет). В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии и ≪устройство≫. Эриксон, так же как и Фрейд, утверждает, что только теперь чело век по-настоящему готов к интимным отношениям с другим человеком как в соци альном, так и в сексуальном плане. До этого времени большинство проявлений сексуального поведения индивидуума были мотивированы поиском эго-идентич ности. Напротив, раннее достижение личной идентичности и начало продуктивной работы то, что знаменует собой период ранней зрелости дают толчок к но вым межличностным отношениям. На одном полюсе этого измерения находится интимность, а на противоположном изоляция.

Эриксон использует термин ≪интимность≫ как многоплановый и по значению, и по широте охвата. Прежде всего, он имеет в виду интимность как сокровенное

Эрик Эриксон: эго —теория личности •231

чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, родите лям или другим родственникам. Однако он говорит и о собственно интимности, то есть способности ≪слить воедино вашу идентичность с идентичностью другого че ловека без опасения, что вы теряете нечто в себе≫ [Evans, 1967, р. 48]. Именно этот аспект интимности (то есть слияние вашей собственной идентичности с идентич ностью другого человека) Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака. Однако, заявляет он, настоящее чувство интимности невозможно испытать до тех пор, пока не достигнута стабильная идентичность. Иными слова ми, для того, чтобы находиться в истинно интимных отношениях с другим челове ком, необходимо, чтобы к этому времени у индивидуума было определенное осоз нание того, кто он и что собой представляет. Напротив, подростковая ≪любовь≫ может оказаться ничем иным, как попыткой проверить собственную идентич ность, используя для этой цели другого человека. Это подтверждается следующим фактом: юношеские браки (в возрасте от 16 до 19 лет) не такие продолжительные (по статистике разводов), как браки среди тех, кому за двадцать. Эриксон усмат ривает в данном факте доказательство того, что многие, особенно женщины, вступа ют в брак с целью обрести собственную идентичность в другом человеке и благодаря ему. С его точки зрения, невозможно построить здоровые интимные отношения, стремясь к идентичности таким путем. Определение способности к интимности, данное Эриксоном, похоже на фрейдовское определение здорового индивидуума, то есть способного любить и заниматься общественно полезной работой. Хотя Эриксон не предполагает расширить эту формулу, все-таки интересно было бы понять в рамках его схемы, способен ли человек, давший обет безбрачия (священ ник, например), к истинному чувству интимности. Ответ на этот вопрос —≪да≫, поскольку Эриксон усматривает в интимности нечто большее, чем просто сексу альную близость, она может также включать эмпатию и открытость между друзь ями или, в более широком смысле, способность вверять себя кому-либо.

Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству оди ночества, социального вакуума и изоляции [Peplau, Perlman, 1982]. Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие (работодатель —работник) и устанавливать поверхностные контакты (клубы здо ровья). Эти люди ограждают себя от любого проявления настоящей вовлеченности в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимнос тью, представляют для них угрозу. Им также свойственно занимать позицию от чужденности и незаинтересованности в отношениях с сослуживцами. Наконец, как утверждает Эриксон, социальные условия могут задержать становление чувства интимности —например, препятствуют интимности условия урбанизированного, мобильного, обезличенного технологического общества. Он приводит примеры ан тисоциальных, или психопатических типов личности (то есть людей, у которых отсутствует нравственное чувство), встречающихся в условиях экстремальной изо ляции: они манипулируют другими и эксплуатируют их без всякого сожаления.

Это молодые люди, чья неспособность разделить свою идентичность с другими

лишает их возможности вступать в глубокие доверительные отношения.

Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризи са интимность —изоляция, —это любовь, В дополнение к ее романтическому

232 •Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности и эротическому смыслу Эриксон рассматривает любовь как способность вверять

себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они

потребуют уступок или самоотречения. Этот тип любви проявляется в отношени ях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

Социальным установлением, связанным с этой стадией, является этика. По

Эриксону, нравственное чувство возникает тогда, когда мы осознаем ценность

продолжительной дружбы и социальных обязательств, равно как и дорожим по добными отношениями, даже если они требуют личной жертвы. Люди с недоста точно развитым нравственным чувством плохо подготовлены к вступлению в сле дующую стадию психосоциального развития.

7. Средняя зрелость: продуктивность-инертность

Седьмая стадия приходится на средние годы жизни (от 26 до 64 лет); ее основ ная проблема —выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктив ность появляется вместе с озабоченностью человека не только благополучием

следующего поколения, но также и состоянием общества, в котором будет жить и работать это будущее поколение. Каждый взрослый, по утверждению Эриксона, должен или принять, или отвергнуть мысль о своей ответственности за возобнов ление и улучшение всего, что могло бы способствовать сохранению и совершен ствованию нашей культуры. Это утверждение Эриксона основано на его убеж денности в том, что эволюционное развитие ≪сделало человека в равной степени

обучающим и обучающимся животным≫ [Erikson, 1968, р. 291]. Таким образом, продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет

им на смену —о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное

направление. Хороший пример в данном случае —чувство самореализации у

человека, связанное с достижениями его потомков. Однако продуктивность при суща не только родителям, но и тем, кто вносит свой вклад в воспитание и руко водство молодыми людьми. Взрослые, отдающие свое время и силы молодежным

движениям, таким как Лига молодежи, бойскаутские и герлскаутские организа ции и другие, также могут быть продуктивными. Творческие и производительные

элементы продуктивности персонифицированы во всем, что передается от поколе ния к поколению (например, технические изделия, идеи и произведения искус ства). Итак, основной темой психосоциального развития личности во второй фазе

зрелости является забота о будущем благополучии человечества.

Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько

выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное каче ство данной стадии —забота. Забота происходит из чувства, что кто-то или что то имеет значение; забота —это психологическая противоположность безразли чию и апатии. По Эриксону, она представляет собой ≪расширение взятых на себя

обязательств заботиться о людях, результатах и идеях, к которым человек прояв ляет интерес≫ [Erikson, 1982, р. 67]. Являясь основным личностным достоинством

зрелости, забота представляет собой не только чувство долга, но и естественное

желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений.

Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно перехо дят в состояние поглощенности собой, при котором основным предметом заботы

Эрик Эриксон: эго —теория личности ш 233

Продуктивность проявляется в заботе человека о благополучии следующих поколений.

(Joel Gordon)

являются личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни окомIHНИ О

чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекра ражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни. Согласно Эргассону,?лавГм психопатологическим проявлением в возрасте средней зрелостиявляется

нерасположепность заботиться о других людях, делах или идеях Все этс имеет

самое прямое отношение к человеческим предрассудкам, разного рода разруши т Г 1 ш явлешГ жестокости и ≪влияет не только на психосоциальное развитие

лХГшГивидуума, но и имеет отношение к таким отдаленным проблемам, как

выживание рода≫ [Erikson, 1982, р. 70].

8. Поздняя зрелость: эго-интеграция-отчаяние

Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь чело векГэто время когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизнен ные решения вспоминают о своих достижениях и неудачах. Практически во всех

S Z x этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают мно 7o^ZZly7m ищется приспосабливаться к тому, что убывает физиче к я с^Гухудшае ся'здоровье, к уединенному образу жизни и более скромному

234 •Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности материальному положению, к смерти супруга и близких друзей, а также к установ лению отношений с людьми своего возраста [Erikson et al., 1986]. В это время

фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту.

По убеждению Эриксона, для этой последней фазы зрелости характерен не

столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития эго.

Только у того, кто каким-то образом заботился о делах и людях, кто переживал триум фы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи — только у того могут постепенно созревать плоды семи предшествовавших стадий. Я не

знак≫ лучшего определения для этого, чем эго-интеграция [Erikson, 1963a, р. 268].

Чувство интеграции эго проистекает из способности человека оглядеть всю

свою прошлую жизнь (включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, соци альные отношения) и смиренно, но твердо сказать себе: ≪Я доволен≫. Неотврати мость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя

или в потомках, или в творческих достижениях. Эриксон4голагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство ≪мудрости прожитых

лет≫. Но в то же время он отмечает: ≪Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком, на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость —это осознание безусловного значения

самой жизни перед лицом самой смерти≫ [Erikson, 1982, р'* £1].

На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как

к череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь на закате жизни они

осознают, что уже слишком поздно начинать все ^сличала или искать какие-то

новые пути, чтобы ощутить целостность своего ≪Я≫. Недостаток или отсутствие

интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении посто янной неудачливости и озабоченности тем, что ≪может случиться≫./Эриксон выде ляет два превалирующих типа настроения у раздраженных и негодующих пожи лых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново и отрицание соб ственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.

Иногда Эриксон очень поэтично описывает отчаяние у пожилых: ≪Судьба не при нимается как остов жизни, а смерть —как последняя ее граница. Отчаяние озна чает, что осталось слишком мало времени для выбора другого пути к целостности;

вот почему старики пытаются приукрасить свои воспоминания≫ [Erikson, 1968b, p. 291]. Касаясь случаев тяжелой психопатологии, Эриксон предполагает, что чувства горечи и сожаления могут в конце концов привести пожилого человека к

старческому слабоумию, депрессии, ипохондрии, сильной озлобленности и пара нойяльности. Общераспространенным у таких стариков является страх оказаться

в доме для престарелых.

В книге ≪Жизненная вовлеченность в старости≫ (1986), написанной в соавтор стве, Эриксон рассуждает о путях оказания помощи пожилым людям в достижении

чувства эго-интеграции. Книга основана на изучении историй многих людей в воз расте старше семидесяти лет. Эриксон прослеживал истории их жизни, анализиро вал, как они справлялись с жизненными проблемами на предыдущих стадиях. Он

приходит к выводу о том, что пожилые люди должны участвовать в таких видах

деятельности, как воспитание внуков, политика, оздоровительные физкультурные

программы, если они хотят сохранить жизнеспособность в преддверии снижения

физических и психических способностей. Короче говоря, Эриксон настаивает на

Эрик Эриксон: эго —теория личности •235

том, что пожилые люди, если они заинтересованы в сохранении целостности своего ≪Я≫, должны делать гораздо больше, чем просто размышлять о своем прошлом.

Теперь, когда мы рассмотрели эпигенетическую теорию развития Эриксона, коснемся вопроса о том, какие перспективы она открывает. Во-первых, Эриксон

сформулировал теорию, в которой обществу и самим людям придается равное

значение в формировании личности на протяжении жизни. Это положение ориен тирует людей, работающих в сфере социальной помощи, расценивать проблемы

зрелого возраста скорее как неспособность найти выход из основного кризиса

этого периода, чем усматривать в них только лишь остаточное влияние конфлик тов и фрустраций раннего детства. Во-вторых, Эриксон уделил очень большое

внимание подростковому возрасту, считая этот период центральным в формирова нии психологического и социального благополучия индивидуума. Наконец, Эрик сон внушает определенный оптимизм, показывая, что каждая стадия психосоци ального развития имеет свои сильные и слабые стороны, так что неудачи на одной

стадии развития не обязательно обрекают индивидуума на поражение в следую щем периоде жизни. Рассмотрим теперь позицию Эриксона по девяти основным

положениям о природе человека, ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭРИКСОНА ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Роберт Коулз в биографической работе об Эриксоне написал: ≪Когда один человек

надстраивает теоретическую конструкцию, возведенную другим человеком, он не

всегда следует каждому принципу своего предшественника≫ [Coles, 1970, р. XX].

Положения Эриксона в самом деле отличаются от фрейдовских. Его позиция в отношении исходных положений о природе человека обозначена на рис. 5-1.

Свобода —детерминизм. С точки зрения Эриксона, поведение человека изна чально детерминировано. Биологическое созревание при взаимодействии с расши ряющейся сферой социальных отношений индивидуума дает сложную систему

Рис. 5—. Позиция Эриксона по девяти основным положениям, касающимся природы

человека.

236 м Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности поведенческих детерминант. Воспитание в родительской семье, опыт школьных

лет, отношения в группах сверстников и возможности данной культуры —все это

играет огромную роль в определении направления жизни человека. В сущности, результаты первых четырех стадий психосексуального развития практически пол ностью обусловлены влиянием окружающей среды, а разрешение кризисов, свой ственных остальным четырем стадиям, в меньшей степени зависит от внешних

факторов. Эриксон твердо убежден в том, что у каждого человека, особенно в течение последних четырех стадий, есть определенная возможность разрешить и предыдущий, и актуальный кризисы. Таким образом, в теории Эриксона наблю дается некоторое подтверждение положения о свободе, согласно которому инди видуумы сами несут ответственность за свои успехи и неудачи.

Хотя Эриксон рассматривает ид как биологический фундамент личности, он не

всецело привержен детерминизму, как это видно из его теории развития эго. Он

рассматривает эго как автономную личностную структуру, которая существенно

меняется на отрезке жизни от юности и дальше. В отличие от Фрейда, Эриксон не

считает, что личность полностью складывается под влиянием детского опыта. Тем

не менее, жизненный выбор взрослых всегда несет на себе отпечаток ограничений, налагаемых никогда не прекращающимся влиянием детского опыта. Например, трудно достичь интимности в периоде ранней взрослости, если ранее не было

сформировано чувство базального доверия. Итак, по шкале свобода—детерми низм больший вес получает детерминизм.

Рациональность—иррациональность. В том, что психосоциальное развитие

автономного эго вызывает наибольший теоретический интерес Эриксона, выража ется его неизменная приверженность положению рациональности. В его теории

мыслительные процессы как таковые представляют главный аспект функциониро вания эго: это наиболее очевидно проявляется в том, как разрешаются четыре

последних психосоциальных кризиса жизненного цикла.

Как и другие эго-психологи психоаналитической ориентации, Эриксон пони мает, что недооценка рациональности в объяснении поведения человека являлась

недостатком Фрейда. Однако он часто утверждал, что поддерживает психоанали тическую традицию и принимает концепции Фрейда как таковые например, биологические и сексуальные основы личности и ее структурную модель (ид, эго

и суперэго). Не выходя за пределы психоаналитического каркаса, Эриксон пере местил акцент на эго, сознание и рациональность. Он видит в людях гораздо

больше рассудочности, чем Фрейд.

Холизм—элементализм. Сильная приверженность Эриксона положению хо лизма в описании человека отчетливо видна в его эпигенетической концепции раз вития, согласно которой люди проходят через восемь стадий психосоциального опыта. На этом пути они пытаются преодолевать наиболее глубокие кризисы на пример, кризис эго-идентичности, кризис эго-интеграции и всегда действуют в пределах матрицы сложнейших личностных, культурных и исторических влияний.

Сравним для примера, какое звучание получает принцип холизма, лежащий в основе двух концепций: эго-идентичность (подростковый возраст) и эго-интегра ция (поздняя зрелость). В первом случае, согласно теории Эриксона, люди про живут немало лет, прежде чем поймут, кто они такие, и у них разовьется стабиль ное чувство преемственности между прошлым и будущим. Отдельные проявления

Эрик Эриксон: эго —теория личности ш 237

поведения подростков можно понять только при условии интегрирования их в контекст целостного гештальта, характерного для кризиса ≪эго-идентичность— ролевое смешение≫. В течение периода зрелости и пожилого возраста человек

пытается охватить сознанием свою жизнь как единое целое, понять ее значение и увидеть ее в перспективе. Поведение пожилого человека можно объяснить в ключе

холистического понимания кризиса ≪эго-интеграция —отчаяние≫. Таким обра зом, в эпигенетической концепции Эриксона человек рассматривается только в плане его полного жизненного цикла, который проходит при постоянном влиянии

сложного контекста окружающей среды.

Конституционализм—инвайрониентализм. Тяготение Эриксона к инвайрон ментализму выражается в том, что особое внимание при описании развития личности он уделяет факторам родительского воспитания, культуры и истории. Жиз ненный путь человека следует понимать только в контексте этих внешних влия ний. Полнота разрешения психосоциальных кризисов раннего возраста зависит

в основном от родительского воспитания; сама же практика воспитания обуслов лена культурными и историческими факторами. Разрешение последующих пси хосоциальных кризисов является функцией от взаимодействия индивидуума с

благоприятными возможностями, предоставленными культурой. Инвайронмента лизм Эриксона распространяется очень широко. Тем не менее, эта позиция, хотя и является сильной, все же не безоговорочно абсолютна, поскольку Эриксон разде ляет мнение Фрейда о биологической, инстинктивной основе личности.

Изменяемость—неизменность. Теория Эриксона, бесспорно, построена на по ложении изменяемости. Он тщательно обрисовал направление, в котором совер шенствуется эго —через определенную последовательность психосоциальных

стадий, начиная от рождения, через зрелые годы и в старости до самой смерти.

Напомним, что каждая стадия характеризуется специфичным для нее кризисом

развития. В зависимости от того, как разрешается кризис, рост личности индиви дуума идет в том или ином направлении. Короче говоря, Эриксон описывает чело века постоянно эволюционирующим и пытающимся справиться с проблемами, встающими перед ним на каждой стадии.

Согласно Эриксону, жизнь человека характеризуется неизбежными изменени ями. Если посмотреть на это в широком контексте истории развития индивида, то

мы увидим, что люди в нескончаемой борьбе решают все новые и новые пробле мы, связанные с их развитием; они переживают поворотные моменты в своей

жизни, приобретают новые качества эго и меняются. Разногласия между Эриксо ном и Фрейдом по вопросу об изменяемости —неизменности являются, возможно, самыми решающими в их теоретических позициях. Для Фрейда личность взросло го человека полностью детерминирована взаимодействиями, которые имели место

в первые годы его жизни. Напротив, Эриксон настаивает на том, что развитию

' человека нет пределов —оно происходит на протяжении всего жизненного цикла.

Субъективность—объективность. Основные понятия, использованные Эршс соном для описания психосоциального роста (например, доверие, недоверие, на дежда), имеют отношение к значимым субъективным переживаниям человека. Бо лее того, способность каждого человека справиться с данным психосоциальным

кризисом зависит от разрешения предыдущего кризиса, которое всегда индиви дуально. Но сами по себе кризисы развертываются благодаря взаимодействию

238 •Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности биологического __________созревания с расширяющимся социальным миром. Биологиче ское созревание не является индивидуально уникальным. Эриксон рассматрива ет его в постоянном взаимодействии с объективными внешними факторами

(например, с семьей и обществом). В этом смысле психосоциальные стадии и кризисы предстают объективно детерминированными, что, несомненно, указывает

на приверженность Эриксона положению объективности.

Проактивность—реактивность. Индивидуум в системе Эриксона в начале

своего развития обладает выраженной реактивностью, но с течением времени, пе реходя из одной психосоциальной стадии в другую, становится более проактив ным. Фактически успешное разрешение первых четырех кризисов (надежда, сила воли, цель, компетентность) является прелюдией к проактивному функцио нированию на последующих стадиях. Однако на протяжении ранних стадий био логическое созревание накладывает ограничения на возможности человека вы страивать поведение по собственному усмотрению.

В описании Эриксоном последующих четырех стадий от юности до старости, наоборот, ясно выражена идея о том, что люди способны к внутренней регуляции

своего поведения. Такие понятия, как поиск эго-идентичности, интимность, про дуктивность и эго-интеграция, лучше раскрываются в контексте проактивности.

Итак, в теоретической схеме Эриксона люди на протяжении большей части своей

жизни, в целом, проактивны. Однако, по мере продвижения от одной стадии к

другой, развитие человека зависит от его реакций на биологические, социальные и исторические реалии. И в этом широком смысле можно считать, что во взгляде

Эриксона на природу человека имеет место некоторое признание реактивности.

Гомеостаз—гетеростаз. С точки зрения Эриксона, люди постоянно принимают

вызов в ходе каждого психосоциального кризиса и каждый кризис содержит в себе потенциальную возможность для человека вырасти и расширить свои воз можности. Успешно разрешив один кризис, человек продвигается в своем разви тии к следующему. Это движение вперед позволяет, несомненно, увидеть принцип

гетеростаза в понимании мотивации человека. Природа человека требует личност ного роста и ответа на вызовы, присущие каждой стадии развития.

Еще одним свидетельством принципа гетеростаза у Эриксона является тот

факт, что благополучное разрешение каждого психосоциального кризиса предос тавляет индивидууму все больше возможностей для роста и самореализации. На пример, весь период зрелости (примерно 45 лет жизни) описан в терминах про дуктивность-застой. Использование этих понятий отражает наличие внутренних

связей между личностным ростом и здоровым развитием в теории Эриксона. Од нако наблюдаемая у него тенденция склоняться в сторону гетеростаза несколько

сдерживается тем обстоятельством, что он разделяет позицию Фрейда относитель но биологического, инстинктивного фундамента личности. Люди стремятся к рос ту и развитию, но оно возможно только в пределах ограничений, обусловленных

их инстинктивными резервами. Таким образом, степень принятия Эриксоном по ложения гетеростаза лучше всего охарактеризовать как умеренную.

Познаваемость-непознаваемость. Несмотря на то, что Эриксон согласен с

некоторыми традиционными психоаналитическими концепциями личности, он

сформулировал и новые идеи, основанные на различных клинических, антрополо гических и психоисторических исследовательских стратегиях. Некоторые призна Эрик Эриксон: эго —теория личности ш 239

ки принятия положения полной познаваемости природы человеческой личности содержатся в его всеобъемлющей концепции жизненного цикла человека. Тем не

менее, тот факт, что он опирается на междисциплинарные исследования, проводи мые за рамками ≪основной≫ науки, наряду с отсутствием в его теории строго

научных методов исследования личности, наводит на предположение о том, что его уверенность в познаваемости человека средствами науки далека от абсолют ной. По сравнению с Фрейдом Эриксон кажется менее убежденным в неоспоримо сти научной познаваемости человека.

Теперь обратимся к эмпирической проверке теории Эриксона и рассмотрим

некоторые исследования, ей посвященные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.