КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Карен Хорни: социокультурная теория личности 1 страница
Заключительные комментарии Теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния вза имодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формиро вания личности. Его принципиальный тезис заключался в том, что структура ха рактера (типы личности) связана с определенными социальными структурами. 254 •Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности Придерживаясь гуманистических традиций, он также утверждал, что в результате радикальных социальных и экономических изменений можно создать общество, в условиях которого удовлетворялись бы и индивидуальные, и общественные потребности. К сожалению, большинство теоретических убеждений Фромма, особенно его теория развития характера, были сформулированы настолько глобально, что они недоступны эмпирическому изучению. Фактически, было сделано очень мало подобных попыток [Maccoby, 1981, 1988]. Изучение клинических случаев и на блюдения над другими культурами представляет собой единственный источник подтверждения его концепции. Тем не менее, книги Фромма не утратили своей популярности как в профессиональной среде, так и среди простых читателей во всем мире. Бесчисленное множество людей считают его убедительные и наталки вающие на размышления комментарии по широкому спектру социальных проблем созвучными современности. Карен Хорни так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основополага ющим принципам теории Фрейда. Наиболее важный вопрос, по которому она дискутировала с Фрейдом, —это решающая роль физической анатомии в обус ловливании психологических различий между женщинами и мужчинами. Хорни полагала, что высказывания Фрейда о психологии женщины, особенно его заявле ния о том, что женщинами движет ≪зависть к пенису≫, являются нелогичными и привязанными к культуре Вены XIX века. Хорни также возражала против его теории инстинктов и считала, что психоанализ должен придерживаться более ши рокой социокультурной ориентации. В своих работах Хорни подчеркивала важность культурных и социальных влияний на личность. Хотя ее теория относится в большей степени к больным неврозами, чем к здоровым личностям, многие из ее идей привели к значительным открытиям в понимании индивидуальных различий и межличностных отношений. БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК Карен Хорни (Karen Homey), урожденная Даниэльсон, родилась в Германии, не подалеку от Гамбурга в 1885 году. Ее отец был морским капитаном, глубоко веру ющим человеком, убежденным в превосходстве мужчин над женщинами. Ее мать, датчанка, привлекательная и свободомыслящая женщина была на 18 лет моложе своего мужа. Большую часть детства и отрочества Хорни мучали сомнения в сво их достоинствах, усугублявшиеся ощущением внешней непривлекательности. Чувство своей малоценности она компенсировала, став превосходной студенткой. Позднее она призналась: ≪Поскольку я не могла стать красавицей, я решила стать умной≫ [Rubins, 1978, р, 14]. В 14 лет Хорни приняла решение стать врачом. Цель была достигнута в 1906 году, когда она поступила в Университет во Фрайбурге и стала первой жен Карен Хорни: социокультурная теория личности •255 Карен Хорни (18854952). щиной в Германии, получившей разрешение изучать медицину. Там она встретила Оскара Хорни, студента-политолога, и вышла за него замуж в 1910 году. Хорни получила медицинскую степень в Берлинском университете в 1915 году. В тече ние следующих пяти лет она изучала психоанализ в Берлинском психоаналитиче ском институте. Почти все это время Хорни страдала от тяжелых приступов де прессии и однажды, как сообщают ее биографы, была спасена мужем при попытке самоубийства [Rubins, 1978]. К 1926 году брак Хорни начал разрушаться по мере того, как росла лавина ее личных проблем. Скоропостижная смерть брата, развод родителей и их смерть в течение одного года, растущие сомнения в ценности психоанализа все это при вело ее к совершенно подавленному состоянию. Тем не менее, после развода с мужем в 1927 году она начала делать успешную карьеру как психиатр. Она рабо тала в Берлинском психиатрическом институте и была очень увлечена преподава нием, написанием научных работ и путешествиями. В 1932 году, во время Великой депрессии, Хорни переселилась в Соединенные Штаты. Она была принята на должность помощника директора в Чикагском психо аналитическом институте. Спустя два года она переехала в Нью-Йорк, где читала лекции в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Усиливающееся расхож дение ее взглядов с доктриной Фрейда вынудило сотрудников института дисквали фицировать ее как инструктора по психоанализу в 1941 году. Вскоре после этого она основала Американский институт психоанализа. Хорни была деканом этого института до самой своей смерти от рака в 1952 году. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТЕОРИЯ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни. Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их биологическая 256 •Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности природа предопределяет зависть к пенису. Это была отправная точка в ее расхож дениях с ортодоксальной фрейдовской позицией. Во-вторых, во время пребывания в Чикаго и Нью-Йорке она обменивалась мнениями с такими выдающимися учены ми, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря им окрепла ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. В-третьих, клинические наблюде ния над пациентами, которых она вела в Европе и Соединенных Штатах, показали поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межлич ностных отношений. Развитие личности Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для фор мирования структуры и функционирования личности у взрослого [Homey, 1959]. Несмотря на общность основных позиций, оба ученых расходились во мнениях по вопросу о специфике формирования личности. Хорни не приняла утверждений Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальная анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейше го развития личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями. Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности [Ногпеу, 1939]. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В дан ном случае основополагающий мотив —быть любимым, желанным и защищен ным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероят нее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родите лей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей мо гут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сума сбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а так же оказание явного предпочтения его братьям и сестрам [Ногпеу, 1945]. Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей явля ется развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребе нок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направля ется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психо Карен Хорни: социокультурная теория личности •257 логической защиты, цель которой —подавление враждебных чувств по отноше нию к родителям, чтобы выжить [Ногпеу, 1950, р 18]. К сожалению, подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они про являются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базаль ная тревога, ≪ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциаль но опасного мира≫ [Ногпеу, 1950, р. 18] Базальная тревога —это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности —является одной из осново полагающих концепций Хорни Базальная тревога: этиология неврозов В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым ком понентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. В об щем, по мнению Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощуще ние безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге Соответственно, этио логию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях меж ду ребенком и родителем. Как вы помните, если ребенок ощущает любовь и Согласно Хорпи, базальная тревога развивается на основе чувства одиночества, беспомощности и заброшенности во враждебном окружении. (Е. Budd Giay Jeioboam) 258 •Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждо го. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к фор мированию невроза у взрослого. Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получив ших название невротических потребностей, или невротических тенденций [Homey, 1942]. Они представлены в табл. 5-3 вместе с соответствующими стиля ми поведения. Таблица 5-3. Десять невротических потребностей, описанных Хорни Избыточная потребность 1. В любви и одобрении 2. В руководящем партнере 3. В четких ограничениях 4, Во власти 5. В эксплуатировании других 6. В общественном признании 7. В восхищении собой 8. В честолюбии 9. В самодостаточности и не зависимости 10. В безупречности и неопро вержимости Проявления в поведении Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со сто роны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к крити ке, отверганию или недружелюбию Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви —убежденность в том, что любовь может решить все Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребователь ность, довольствование малым и подчинение другим Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть ≪тупым≫ в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их Желание быть объектом восхищения со стороны других; представле ние о себе формируется в зависимости от общественного статуса Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостат ков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких либо обязательств; дистанцирование от всех и вся Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отноше ниях; поддержание впечатления совершенства и добродетели Карен Хорни: социокультурная теория личности •259 Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они по могают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, ис пользует их негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возмож ных потребностей. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства. Например, когда возникает потреб ность в любви, здоровый человек пытается ее удовлетворить. Когда возникает потребность во власти, он также пытается ее удовлетворить и так далее. Хорни поясняет, что невротик, в отличие от здорового, избирает какую-то одну потреб ность и использует ее без разбору во всех социальных взаимодействиях. ≪Если он нуждается в любви, то должен получить ее от друга и врага, от работодателя и чистильщика обуви≫ [Ногпеу, 1942, р. 39]. Короче говоря, потребность определен но имеет характер невротической, если человек неутомимо пытается превратить ее удовлетворение в способ жизни. Ориентация на людей, от людей и против людей В своей книге ≪Наши внутренние конфликты≫ (1945) Хорни разделила список из десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий пред ставляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью дос тижения чувства безопасности в окружающем мире. Иначе говоря, их действие заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жиз ни. Кроме того, каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми. Ориентация на людей: уступчивый тип. Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешитель ность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивому типу, руководит иррациональное убеждение: ≪Если я уступлю, меня не тронут≫ [Ногпеу, 1937, р. 97]. Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защища ли и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажет ся, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость. Ориентация от людей: обособленный тип. Ориентация от людей как стра тегия оптимизации межличностных отношений обнаруживается у тех индивидуу мов, которые придерживаются защитной установки: ≪Мне все равно≫. Такие люди, которых Хорни относит к обособленному типу, руководствуются ошибоч ным убеждением: ≪Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке≫ [Ногпеу, 1937, р. 99]. Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям —они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности. 260 •Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности Ориентация против людей: враждебный тип. Ориентация против людей — это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждеб ность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует, ис ходя из иллюзорного убеждения: ≪У меня есть власть, никто меня не тронет≫ [Homey, 1973, р. 98]. Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь —это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: ≪Что я буду от этого иметь?≫, независимо от того, о чем идет речь —деньгах, престиже, контактах или идеях. Хорни отмечала, что враж дебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций. Таким образом, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать дру гих, получать общественное признание и восхищение. Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного соци альными влияниями в детстве. С точки зрения Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас. Более того, по Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он спосо бен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии сде лать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встаю щие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий совладания, годится она в данном случае или нет. Из этого следует, что невротик, по сравнению со здоровым человеком, ведет себя и менее гибко, и не так эффективно при решении жизненных проблем. Психология женщины Как упоминалось выше, Хорни не соглашалась почти ни с одним утверждением Фрейда в отношении женщин [Ногпеу, 1926]. Она полностью отвергала его взгляд, согласно которому женщины завидуют мужскому пенису и упрекают сво их матерей за то, что лишены этого органа. Она также считала ошибочным мнение Фрейда, утверждавшего, что женщина неосознанно стремится родить сына и та ким образом символически обрести пенис. Хорни выразила протест против подоб ного унизительного для женщин взгляда в своих рассуждениях о том, что мужчи ны испытывают зависть к матке, в чем выражается неосознанная ревность муж чин к способности женщин рожать и кормить детей. Наконец, Хорни пришла к заключению, что психоанализ был создан ≪мужским гением, и почти все, кто раз вивал идеи психоанализа, были мужчинами≫ [Ногпеу, 1926/1967, р. 54]. Надо отметить, что оппозиция Хорни взглядам Фрейда на женщин в то время вызвала большую полемику. Ее дисквалифицировали как инструктора по психоанализу и в конце концов отстранили •от этого преимущественно мужского научного на правления. Однако, будучи первой крупной феминисткой, она добилась большего, Карен Хорни: социокультурная теория личности •261 чем просто критика Фрейда. Она выдвинула свою теорию психологии женщины, содержащую новый взгляд на различия между мужчинами и женщинами в кон тексте социокультурных влияний. Хорни настойчиво утверждала, что женщины часто чувствуют себя неполно ценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на эконо мической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщинам относились, как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они признавали мужское ≪превосходство≫. Социальные системы, с их мужским доми нированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несо стоятельными. Хорни доказывала, что многие женщины стремятся стать более маскулинными, но не из зависти к пенису. Она рассматривала ≪переоценку≫ жен щинами маскулинности скорее как проявление стремления к власти и привилеги ям. ≪В желании быть мужчиной может выражаться проявление желания обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает маску линными —такими как сила, смелость, независимость, успех, сексуальная свобо да, право выбирать партнера≫ [Ногпеу, 1939, р. 108]. Хорни также обращала внимание на ролевые контрасты, от которых страдают многие женщины в отношениях с мужчинами, в особенности выделяя контраст между традиционной женской ролью жены и матери и такой более либеральной ролью, как выбор карьеры или достижение других целей [Ногпеу, 1926/1967]. Она полагала, что этот ролевой контраст объясняет те невротические потребности, которые мы можем увидеть у женщин в любовных отношениях с мужчинами. Идеи Хорни, подчеркивающие значение культуры и половых ролей, хорошо согласуются с сегодняшним феминистским мировоззрением [Westkott, 1986]. Хорни приветствовала стремительные изменения в ролевом поведении и отноше ниях между полами, наблюдающиеся в современном обществе. Ее многочислен ные статьи, посвященные психологии женщины, часто цитируют современные исследователи. Заключительные комментарии Теория Хорни почти целиком основана на клинических наблюдениях. Ее объяс нение неврозов как проявления нарушенных отношений, сопровождающееся опи санием клинических случаев, можно считать наиболее значительным вкладом в современную теорию личности. Тем не менее, интерес Хорни почти исключительно к клиническим проявлениям неврозов, к патологии, существенно снижает сферу применения ее теории. К чести Хорни, она всегда стремилась к точности и ясности в рассуждениях о причинах и развитии неврозов. В ее размышлениях чувствуется также оптимистический взгляд на человечество, основанный на убеждении в том, что у каждого человека есть способности к позитивному личностному росту. К сожалению, в литературе, посвященной экспериментальным исследованиям, не встречается ни прямых доказательств ее концепций, ни опровержений. Но, не смотря на это, ее теоретические и клинические идеи имеют огромный отклик. Она много писала специально для людей, не имеющих профессиональной подготовки в этой области, и ее книги пользуются сегодня большой популярностью. Таким обра зом, подход Хорни к личности представляет не только исторический интерес. 262 а Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности РЕЗЮМЕ Различные теоретики постфрейдистского направления, пересматривая психоана литическую теорию, придавали особое значение эго и его функциям. Эрик Эрик сон, один из наиболее выдающихся эго-психологов, сделал упор на динамику раз вития эго на протяжении жизненного цикла. Он рассматривал личность как объект влияния социальных и исторических сил. В отличие от Фрейда, у Эриксо на эго предстает как автономная личностная структура. Его теория сфокусирова на на качествах эго, появляющихся в предсказуемые периоды жизни. Значение социальных и культурных влияний в формировании личности характерно и для теорий Эриха Фромма и Карен Хорни. Эриксон утверждает, что эго проходит в своем развитии через несколько универ сальных стадий. Согласно его эпигенетической концепции развития человека, каж дая стадия жизненного цикла наступает в оптимальное время. Последовательное развертывание жизненных стадий —результат взаимодействия биологического со зревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей. С точки зрения Эриксона, жизненный цикл человека включает восемь психосо циальных стадий. Для каждой из них характерен определенный тип кризиса или решающий этап в жизни человека. Стадии описаны в терминах ведущих психоло гических конфликтов: 1) базальное доверие —базальное недоверие; 2) автоно мия —стыд и сомнение; 3) инициативность —вина; 4) трудолюбие —неполно ценность; 5) эго-идентичность —ролевое смешение; 6) интимность —изоляция; 7) продуктивность —инертность, застой; 8) эго-интеграция —отчаяние. Инди видуальное своеобразие личности зависит от разрешения этих конфликтов. Теория Эриксона опирается на его исходные положения о природе человека. В его психосоциальной теории нашли выражение: •сильная приверженность принципам холизма, инвайронментализма (преоб ладание влияния социальных факторов) и изменяемости; ш умеренная приверженность принципам детерминизма, рациональности, объективности, проактивности, гетеростаза и познаваемости. Исследования, посвященные оценке эмпирической валидности теории Эриксона, рассматривались в аспекте таких понятий и явлений, как формы эго-идентичности, достижение идентичности и способность к интимности. Было отмечено, что теория Эриксона послужила стимулом для очень небольшого количества исследований. Применение теории Эриксона обсуждалось в связи с проблемой понимания поведения подростков в американском обществе. Разные аспекты поведения под ростков —проблема выбора карьеры, членство в группе сверстников, употребле ние алкоголя и наркотиков —объяснялись как частичное отражение кризиса идентичности. Эрих Фромм продолжил постфрейдистскую тенденцию в персонологии, уде ляя особое внимание влиянию на личность социальных и культурных факторов. Он утверждал, что пропасть между свободой и безопасностью дошла до такого предела, что сегодня одиночество, ощущение собственной незначимости и отчуж денность стали определяющими признаками жизни современного человека. Опре деленной частью людей движет желание бегства от свободы, которое осуществля Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни ш 263 ется посредством механизмов авторитаризма, деструктивное™ конформности ав томата. Здоровый путь освобождения состоит в обретении позитивной свободы благодаря спонтанной активности. Фромм описал пять экзистенциальных потребностей, присущих исключитель но человеку. Эти потребности базируются на конфликтующих между собой стрем лениях к свободе и безопасности: потребность в установлении связей, потребность в преодолении, потребность в корнях, потребность в идентичности и потребность в системе взглядов и преданности. Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием способа удовлетворения экзистенциальных потребностей, предоставляемого соци альными, экономическими и политическими условиями. Непродуктивные типы характера —рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный. Продуктивный характер, согласно теории Фромма, представляет собой цель раз вития человечества; в его основе лежат разум, любовь и труд. Карен Хорни отвергла постулат Фрейда о том, что физическая анатомия опре деляет личностные различия между мужчиной и женщиной. Она утверждала, что социальные отношения между ребенком и родителями являются решающим факто ром в развитии личности. Согласно Хорни, в детстве основными являются потреб ности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности ребенка в безопасности, это приводит к базальной враждебности, а та, в свою очередь, ведет к базальной тревоге. Базальная трево га —ощущение беспомощности во враждебном мире —является основой невроза. Хорни описала 10 невротических потребностей, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики, реагируя на раз личные ситуации, опираются только на одну потребность. Впоследствии Хорни объединила невротические потребности в три основные стратегии межличностного поведения: ориентация ≪от людей≫, ≪против людей≫ и ≪к людям≫. У невротиче ской личности обычно преобладает одна из них. Хорни не соглашалась с Фрейдом по вопросу о зависти женщины к пенису; она предложила вместо этого версию о том, что мужчины испытывают зависть к женщинам из-за способности последних рожать и кормить детей. Она также считала, что женщины могут испытывать чувство неполноценности вследствие своей экономической, политической и психологической зависимости от мужчин. Хорни уделяла особое внимание социокультурным влияниям, особенно мужскому доминированию и дискриминации женщин, в объяснении развития личности жен щины. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1. Каким образом теория Эриксона модифицирует и/или расширяет психоаналитиче ский подход Фрейда к личности? 2. Согласны ли вы с Эриксоном в том, что главным кризисом в подростковом возрасте является эго-идентичность-ролевое смешение? Как вы полагаете, вы сами в какой-то степени испытывали этот кризис? Если да, то как, по-вашему, он мог повлиять на другие сферы вашей жизни (например, выбор карьеры, отношения с родителями, любов ные отношения)? 264 •Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности 3. Эриксон утверждает, что достижение эго-идентичности —это борьба на протяжении
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2101; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |