Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карен Хорни: социокультурная теория личности 4 страница




Чувство самоуважения. В течение третьего года жизни начинает проявлять ся следующая форма проприума —самоуважение. Согласно Олпорту, самоува жение —это чувство гордости, которое ребенок испытывает тогда, когда он

выполняет что-то самостоятельно. Таким образом, самоуважение зависит от ус пешного выполнения ребенком каких-то заданий. Часто родители считают это

негативизмом, поскольку ребенок противится почти всем предложениям взрос лых, воспринимая их как посягательство на свою целостность и автономность.

Олпорт же утверждал, что, если родители сводят на нет стремление ребенка

Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности ш 283

Таблица 6-1. Стадии развития проприума по Олпорту

Стадия

Аспект

Телесная самость

Самоидентичность

Самоуважение

Расширение самости Образ себя

Рациональное управление

самим собой

Проприативное стремление

Определение

Осознавание телесных ощущений

Неизменность и непрерывность ≪Я≫, независимо от про исходящих изменений

Гордость за собственные достижения

≪Я≫ начинает охватывать важные аспекты социального и физического окружения

В целях и стремлениях индивида начинают отражаться

ожидания других значимых людей

Абстрактная аргументация и применение логики для

разрешения повседневных проблем

Целостное чувство ≪Я≫ и планирование перспективных

целей

284 •Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности самостоятельно обращаться с окружающими предметами, тогда чувство самоува жения может быть вытеснено ощущениями стыда и раздражения.

Позже, в возрасте четырех-пяти лет, самоуважение приобретает оттенок со ревновательности, что выражается в восхищенном восклицании ребенка ≪Я побе дил тебя!≫, когда ребенок выигрывает в какой-то игре. В равной мере и призна ние сверстников становится важным источником повышения самооценки в тече ние всего периода детства.

Расширение самости. Начиная примерно с 4-6-летнего возраста, проприум

человека развивается посредством расширения границ самости. По Олпорту, дети

приобретают этот опыт по мере того, как они начинают осознавать, что им принад лежит не только их собственное физическое тело, но также и определенные значи тельные элементы окружающего их мира, включая людей. В течение этого периода

дети научаются постигать значение ≪мой≫. Вместе с этим наблюдаются проявле ния ревностного собственничества, например, ≪это мой мяч≫, ≪кукольный домик

мой собственный≫. Моя мама, моя сестра, мой дом, моя собака рассматриваются

как составные части ≪Я≫, и их необходимо не потерять и охранять, особенно от

посягательств другого ребенка.

Образ себя. Пятая форма проприума начинает развиваться где-то в возрасте

пяти-шести лет. Это время, когда ребенок начинает узнавать, чего от него ожидают

родители, родственники, учителя и другие люди, каким они хотят его видеть. Имен но в этот период ребенок начинает понимать различие между ≪я хороший≫ и ≪я плохой≫. И все же, у ребенка еще нет ни достаточно развитого сознания, ни

представления о том, каким он будет, когда станет взрослым. Как говорил Олпорт:

≪В детстве способность думать о себе, каков ты есть, каким хочешь быть и каким

должен стать, находится лишь в зачаточном состоянии≫ [Allport, 1961, р. 123].

Рациональное управление самим собой. Между шестью и 12 годами ребенок

начинает понимать, что он способен находить рациональные решения жизненных

проблем и эффективно справляться с требованиями реальности. Появляется реф лективное и формальное мышление, и ребенок начинает думать о самом процессе

мышления. Но он еще не доверяет самому себе настолько, чтобы быть морально

независимым; скорее он догматично полагает, что его семья, религия и группа

ровесников всегда правы. Эта стадия развития проприума отражает сильный кон формизм, моральное и социальное послушание.

Проприативное стремление. Олпорт утверждал, что центральная проблема

для подростка выбор карьеры или других жизненных целей [Allport, 1961].

Подросток знает, что будущее нужно планировать, и в этом смысле он приобрета ет чувство самости, которое совершенно отсутствовало в детстве. Постановка пе ред собой перспективных целей, настойчивость в поиске путей разрешения наме ченных задач, ощущение того, что жизнь имеет смысл в этом суть проприатив ного стремления. Однако в юности и ранней зрелости это стремление развито не

полностью, потому что развертывается новый этап поиска самоидентичности, но вое самосознание. Как и Эриксон в его концепции эго-идентичности, Олпорт

полагал, что реализация стремления к самосовершенствованию требует обобщен ного чувства самости. Оно приходит лишь в зрелости, когда все аспекты ≪Я≫ уже

сформировались.

Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности •285

Кроме вышеизложенных первых семи аспектов проприума, Олпорт предло жил еще один —познание самого себя [Allport, 1961]. Он утверждал, что этот

аспект стоит над всеми остальными и синтезирует их. По его мнению, познание

самого себя представляет собой субъективную сторону ≪Я≫, но такую, которая

осознает объективное ≪Я≫. На заключительной стадии своего развития пропри ум соотносится с уникальной способностью человека к самопознанию и само осознанию.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ: ПРОШЛОЕ ЭТО ПРОШЛОЕ

Основной в теории Олпорта является идея о том, что индивидуум представляет

собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Фактически он

считал, что ≪любая теория личности основывается на анализе природы мотива ции≫ [Allport, 1961, р. 196]. Олпорт предлагал свой собственный анализ мотива ции, перечисляя четыре требования, которым должна отвечать адекватная теория

мотивации.

1. Она должна признавать согласованность мотивов во времени. Согласно

Олпорту, в то время как знание нашего прошлого помогает понять ход нашей

жизни на сегодняшний день, такие исторические факты бесполезны, если нельзя

показать их динамически активными в настоящем. По его собственным словам, ≪мотивы прошлого не объясняют ничего, если они не являются также и мотивами

настоящего≫ [Allport, 1961, р. 220]. Таким образом, Олпорт не соглашался с точ кой зрения Фрейда, что ребенок порождает взрослого.

2. Она должна признавать существование различных видов мотивов. Мно гие теории утверждают, что человеческие мотивы могут быть сведены к одному

виду —как, например, редукция потребности, стремление к превосходству или

потребность в безопасности. Будучи эклектиком, Олпорт чувствовал, что во всех

этих формулировках мотивации есть доля правды, добавляя при этом: ≪Мотивы

настолько разнообразны, что нам трудно найти здесь общий знаменатель≫ [Allport, 1961, р. 221]. Следовательно, если мы собираемся понять сложную природу чело веческой мотивации, необходимо использовать многие концепции мотивации.

Однако невозможно свести это разнообразие к одному главному мотиву.

3. Она должна признавать динамическую силу когнитивных процессов. Ол порт настаивал на том, что адекватная теория мотивации должна рассматривать перспективные цели человека, его представления и критерии, его намерения. И это

совсем не удивительно. Он был убежден, что ключом к пониманию поведения

человека на данный момент является ответ на вопрос: ≪Что ты хочешь делать (чем

ты хочешь заниматься) через пять лет?≫ или ≪Какой ты стараешься сделать свою

жизнь?≫ Мало кто из теоретиков, упомянутых в этой книге, придавал такое боль шое значение когнитивным процессам и, в особенности, планированию будущего и стремлениям, как Олпорт.

4. Она должна признавать реальную уникальность мотивов. В противопо ложность теоретикам, предполагающим существование схемы мотивов, общей для

всех людей, Олпорт считал, что изучение мотивации должно концентрироваться на

286 •Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности том, как мотивы уникальным образом функционируют в жизни каждого челове ка. Кроме того, он считал, что мотивы человека должны быть определены скорее

конкретно, чем абстрактно. Различие между конкретным и абстрактным описани ем мотива иллюстрируется следующим примером.

Конкретно: Сьюзен собирается стать зубным врачом.

Абстрактно: Сьюзен сублимирует агрессивное влечение.

С точки зрения Олпорта, необходимый фундамент для теории мотивации обес печивает концепция функциональной автономии, которая удовлетворяет четырем

вышеописанным критериям. Во многих отношениях она составляет ядро его тео рии черт личности.

Концепция функциональной автономии означает, что мотивы зрелой личности не определяются прошлыми мотивами. Прошлое есть прошлое —ничто с ним не

связывает. Иными словами, причины, по которым взрослый человек ведет себя так

или иначе, не зависят от того, какие причины изначально побудили его к такому

поведению. По Олпорту, личность свободна от прошлого —связи с прошлым

исторические, а не функциональные. Понятно, что такой взгляд на мотивацию

вызвал несогласие психоаналитиков и бихевиористов, уделяющих особое внима ние периоду раннего детства и процессу обусловливания, как решающим факто рам в функционировании зрелой личности.

Олпорт привел много примеров в поддержку своей идеи о том, что многое в по ведении взрослого обусловлено функционально автономными мотивами. В каче стве одного из примеров он использовал случай с неким молодым студентом, который сначала выбирает специальность для изучения в колледже, потому что это

необходимо и радует его родителей или потому, что для этого был какой-то благо приятный момент. Позже тематика его увлекает, и, возможно, увлеченность остается

на всю жизнь. Первоначальные мотивы могут быть полностью утраченными. То, что было средством достижения какой-либо цели, становится целью само по себе [Allport, 1961, р. 235].

Другие примеры поведения под контролем функционально автономных моти вов включают: а) квалифицированного мастера, повышающего качество продук ции даже несмотря на то, что его доходы больше не зависят от столь чрезмерных

усилий; б) скрягу, продолжающего копить деньги и жить в бедности, хотя у него уже есть некий капитал; в) деловую женщину, продолжающую напряженно рабо тать даже после назначения ей солидного оклада. В каждом случае поведение, мотивированное когда-то потребностью в деньгах, сохраняется и при отсутствии

этой мотивации. Иными словами, первоначальной причины поведения больше нет, а поведение сохраняется. В этом состоит суть концепции функциональной автоно мии по Олпорту.

Два вида функциональной автономии

Олпорт различал два уровня или типа функциональной автономии [Allport, 1961]. Первый, устойчивая функциональная автономия, связан с механизмами

обратной связи в нервной системе. Эти нейрофизиологические механизмы не ме няются с течением времени и помогают поддерживать организм в функциониру Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности •287

ющем состоянии. Явная склонность людей к удовлетворению своих потребно стей известным и привычным образом (например, есть и ложиться спать каждый

день в одно и то же время) представляет пример этого типа функциональной

автономии.

В противоположность повторяющимся действиям, характеризующим устойчи вую автономию, собственная функциональная автономия относится к приобре тенным интересам человека, его ценностям, установкам и намерениям. Это главная

система мотивации, которая обеспечивает постоянство в стремлении человека к

соответствию с внутренним образом себя и достижению более высокого уровня

зрелости и личностного роста. Собственная автономия предполагает также, что люди не нуждаются в постоянном вознаграждении за то, что они не оставляют

своих усилий.

Как несерьезно думать об отношении Пастера к награде или к здоровью, пище, сну или

семье как о первоисточнике его преданности своему делу. Длительное время он забывал

обо всем этом, растворясь в белой горячке исследовательской работы. И та же страсть

прослеживается в историях гениев, которые при жизни так мало или вовсе ничего не

получали в награду за свой труд [Allport, 1961, р. 236].

Собственная функциональная автономия является, таким образом, шагом впе ред по сравнению с простым ≪поддержанием существования человека≫. Она пред ставляет собой стремление к целям и ценностям, восприятие мира через эти цели и ценности, а также чувство ответственности за свою жизнь.

Концепция функциональной автономии была объектом серьезных нападок и возражений. Она весьма обеспокоила психоаналитиков и бихевиористов, а пред ставители других теоретических направлений интересовались, насколько адекват но данная концепция трактует естественно вытекающие из нее вопросы. Напри мер, как эволюционирует собственная автономия? И как конкретно мотив отрыва ется от своего источника в детстве и все же сохраняется как актуальный мотив?

А как развивается мотив? Олпорт ответил на эти вопросы, отметив, что феномен

функциональной автономии не может быть понят до тех пор, пока не будет пролит

свет на участвующие в нем нейрофизиологические процессы. Тем не менее, он

предположил, что процессы собственной автономии подчиняются трем психологи ческим принципам.

1. Принцип организации энергетического уровня. Этот принцип утверждает, что собственная автономия возможна, потому что уровень энергии, которым обла дает человек, превышает необходимый для удовлетворения потребности выжива ния и приспособления. В качестве примера можно привести пенсионера, направ ляющего свою энергию на новые интересы и виды деятельности.

2. Принцип преодоления и компетенции. Согласно О л порту, зрелым людям

внутренне присуща мотивация преодоления и извлечения из окружающего мира

уроков для себя, так же как и реализации поставленных перед собой целей. Отсю да следует, что любое поведение, ведущее к повышению уровня компетенции инди видуума, включается в контур его собственной мотивации.

3. Принцип построения проприотической системы. Этот принцип указывает

на то, что все собственные мотивы уходят своими корнями в структуру ≪Я≫ инди видуума (проприум). В результате человек организует свою жизнь вокруг

288 •Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности проприума во имя цели усиления ≪Я≫, отвергая все остальные. Построение про приотической системы является объединяющей тенденцией внутри личности, и эта

идея раскрывает взгляд Олпорта на личность как на сущность, находящуюся в процессе непрерывного изменения и становления.

ЗРЕЛАЯ ЛИЧНОСТЬ

В отличие от многих персонологов, чьи теории построены на изучении нездоро вых или незрелых личностей, Олпорт никогда не практиковал в психотерапии и не считал, что клинические наблюдения можно использовать при построении тео рии личности. Он просто отказывался верить в то, что зрелые и незрелые люди

действительно имеют много общего. Он сознавал, что многие персонологи его времени не могут даже дать определения здоровой личности и, что еще хуже, не

прикладывают сколько-нибудь существенных усилий для ее описания. Так Ол порт начал длительную работу по созданию адекватного описания здоровой личности или того, что он называл ≪зрелой личностью≫.

Олпорт полагал, что созревание человека —это непрерывный, продолжаю щийся всю жизнь процесс становления [Allport, 1961]. Он видел также каче ственную разницу между зрелой личностью и незрелой, или невротической лично стью. Поведение зрелых субъектов функционально автономно и мотивировано

осознанными процессами. Напротив, поведение незрелых лиц преимущественно

направляется неосознанными мотивами, проистекающими из переживаний дет ства. Олпорт заключал, что психологически зрелый человек характеризуется шес тью чертами.

1. Зрелый человек имеет широкие границы ≪Я≫. Зрелые индивидуумы могут посмотреть на себя ≪со стороны≫. Они активно участвуют в трудовых, семейных и социальных отношениях, имеют хобби, интересуются политическими и религиоз ными вопросами и всем, что они считают значимым. Подобные виды деятельности требуют участия истинного эго человека и подлинной увлеченности. По Олпорту, любовь к себе —это непременный фактор в жизни каждого индивида, но он не

обязательно должен быть определяющим в его стиле жизни.

2. Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям.

Существуют две разновидности теплых межличностных отношений, подпада ющих под эту категорию: дружеская интимность и сочувствие. Дружески интимный аспект теплых отношений проявляется в способности человека вы казывать глубокую любовь к семье и близким друзьям, не запятнанную собствен ническими чувствами или ревностью. Сочувствие отражается в способности человека быть терпимым к различиям (в ценностях или установках) между собой

и другими, что позволяет ему демонстрировать глубокое уважение к другим и признание их позиции, а также общность со всеми людьми.

3. Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и само приятие. Взрослые люди имеют положительное представление о самих себе и, таким образом, способны терпимо относиться как к разочаровывающим или раз дражающим явлениям, так и к собственным недостаткам, не озлобляясь внутренне

Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности •289

Зрелые.поди способны посмеяться

над собой; они мо/ут увидеть

<и'п црдиые стороны жизни, которую

им выпало прожить вместе

с остальным человечеством.

(Jim Harrison Stock Boston)

и не ожесточаясь. Они умеют также справляться с собственными эмоциональны ми состояниями (например, подавленностью, чувством гнева или вины) таким об разом, что это не мешает благополучию окружающих. Например, если у них пло хой день, они не срывают зло на первом встречном. И более того, выражая свои

мнения Ti чувства, они считаются с тем, как это повлияет на других.

4. Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притя зания. Психически здоровые люди видят вещи такими, какие они есть, а не такими, какими они хотели бы их видеть. У них здоровое чувство реальности: они не вос принимают ее искаженно, не передергивают факты в угоду своей фантазии и потреб ностям. Более того, здоровые люди обладают соответствующей квалификацией и познаниями в своей сфере деятельности. Они могут отодвигать временно на задний план свои личные желания и импульсы до тех пор, пока не завершено важное дело.

Чтобы передать смысл этого аспекта зрелости, Олпорт цитирует известного нейро хирурга Гарвея Кушинга: ≪Единственный способ продлить жизнь —это иметь

перед собой задачу, которую непременно надо выполнить≫ [Allport, 1961, р. 290].

Таким образом, взрослые люди воспринимают других людей, объекты и ситуации

такими, какие они есть на самом деле; у них достаточно опыта и умения, чтобы

иметь дело с реальностью; они стремятся к достижению лично значимых и реа листичных целей.

5. Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство

юмора. Сократ отмечал, что для того, чтобы жить полноценной жизнью, существует

одно первостепенное правило: ≪Знать самого себя≫. Олпорт называл его ≪само объективностыо≫. Тем самым он имел в виду, что у зрелых людей имеется четкое

представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях. Важной

290 •Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности составляющей самопознания является юмор, препятствующий напыщенному са мовозвеличиванию и пустозвонству. Он позволяет людям видеть и принимать крайне абсурдные аспекты собственных и чужих жизненных ситуаций. Юмор, каким его видел Олпорт, —это способность посмеяться над самым любимым

(включая свою собственную персону) и все же продолжать ценить его.

6. Зрелый человек обладает цельной жизненной философией. Зрелые люди

способны видеть целостную картину благодаря ясному, систематическому и после довательному выделению значимого в собственной жизни. Олпорт считал, что не

нужно быть Аристотелем и пытаться сформулировать интеллектуальную теорию

смысла жизни. Вместо этого человеку просто нужна система ценностей, содержа щая главную цель или тему, что и сделает его жизнь значимой. У разных людей

могут формироваться различные ценности, вокруг которых будет целенаправлен но выстраиваться их жизнь. Они могут выбрать стремление к истине, социально му благополучию, религию или еще что-нибудь —по мнению Олпорта, наилучшей

цели или философии здесь не существует. Точка зрения Олпорта по этому поводу

заключается в том, что взрослая личность имеет глубоко укоренившийся в челове ке набор неких ценностей, которые и служат объединяющей основой его жизни.

Объединяющая философия жизни дает поэтому некую разновидность доминиру ющей ценностной ориентации, которая придает значимость и смысл практически

всему, что делает человек.

Теперь обратимся к основным положениям, лежащим в основе диспозицио нальной теории личности Олпорта.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОЛПОРТА ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Всю свою жизнь Олпорт вел борьбу с теми, кто утверждал, что именно их собствен ные системы дают единственно правильный способ понимания человеческого пове дения. В частности, он находился в разногласии с представителями психоанализа и бихевиоризма, ввиду недооценки последними уникальных, осознанных и динами ческих аспектов личности. Олпорт в большей степени, чем кто-либо другой, отстаи вал разносторонний подход к изучению личности. Он считал, что почти все теории

содержат находки, принципы и подходы, являющиеся важными для нашего понима ния человеческого опыта и поведения. В то же время он был убежден в том, что другие теории неоправданно игнорируют здоровую, зрелую личность.

Некоторые теории развития основаны, главным образом, на поведении психически не здоровых и тревожных людей или же на выходках доведенных до крайности лаборатор ных крыс. Очень немногие теории сформировались на основе изучения здоровых чело веческих существ, таких, которые не столько стараются сохранить свою жизнь, сколько

стремятся сделать ее осмысленной [Allport, 1955, р. 180].

Доводы, лежащие в основе неприятия Олпортом психоанализа и бихевиориз ма, становятся более понятными и очевидными, если рассмотреть его основные

представления о человеческой сущности (рис. 6-3).

Свобода—детерминизм. Олпорт поддерживал концепцию свободы в большей

степени, чем любой другой упомянутый нами персонолог, за исключением Альфре Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности •291

Рис. 6—' Позиция Олпорта по девяти основным положениям, касающимся человече ской природы.

да Адлера. Эта позиция была четко сформулирована в опубликованной беседе

между Олпортом и Ричардом Эвансом: ≪Я бы сказал, что у нас больше свободы, чем это признает большинство современных психологов. Но я бы не стал, однако, настаивать и на абсолютной, неограниченной свободе, как это делают некоторые

экзистенциалисты. Истина лежит где-то посередине≫ [Evans, 1971, р. 59].

Представление Олпорта о свободе наиболее ясно выражено в его трактовке

развития индивидуума. Он рассматривал личностный рост как активный процесс

≪становления≫, в котором индивидуум берет на себя определенную ответствен ность за планирование хода своей жизни. Таким образом, под контролем ≪Я≫

находится, по крайней мере, некоторая часть ≪динамической организации≫, столь

важной в олпортовском определении личности.

Однако концепция черт личности ставит серьезные ограничения на степень сво боды в поведении человека. То есть, будучи сформированными, черты в значитель ной мере определяют восприятие и поступки индивидуума. Как объяснялось ранее, черты личности являются мощными регуляторами как выбора ситуации, так и реак ций на различные стимулы. Таким образом, поступки человека инициируются и направляются его специфическими характеристиками. Олпорт также полагал, что во влиянии на поведение человека центральную роль играют ситуационные детер минанты. Следовательно, признавая за человеком значительно большую свободу

выбора, чем это обычно принято в психоанализе или бихевиоризме, теория Олпорта

дает основание оценить пололсение свободы как незначительно выраженное.

Рациональность—иррациональность. Олпорт был чрезвычайно привержен

точке зрения, согласно которой человеческие существа действуют рационально.

И в самом деле, он настойчиво опровергал мнение Фрейда о главенствующей

роли неосознанных, иррациональных элементов в человеческом поведении

[Allport, 1961]. Он соглашался с Фрейдом в том, что такие силы действительно

доминируют в жизни людей с эмоциональными нарушениями —это именно то, 292 •Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности что отличает больных неврозом от здоровых индивидуумов. Но Олпорт утвер ждал, что Фрейд заблуждается, полагая, что бессознательные процессы являются

доминирующими в поступках здоровых и разумных людей. Зрелые люди в значительной мере способны к сознательным, рационально обоснованным поступ кам; они выстраивают свою жизнь сообразно целям, перспективным планам и жизненной философии —и все это основывается на трезвой оценке реальной

действительности.

Вера в рациональность человека подчеркивается практически во всех теорети ческих формулировках Олпорта. Например, по его мнению, первостепенным кри терием адекватности теории мотивации является то обстоятельство, что эта теория

рассматривает мотивацию в качестве фактора, придающего динамическую силу

познавательным процессам человека —таким, как мышление, планирование и на мерения [Allport, 1961]. Он также рассматривал ≪Я≫ в качестве регулятора, игра ющего центральную роль в развитии проприума. И наконец, следует вспомнить, что Олпорт включал в описание зрелой личности наличие реалистичных взглядов, мастерства или умения, и притязаний. Это означает, что такие люди знают, что им

надо и как этого добиться. Короче говоря, человек, по Олпорту, в высшей степени

рационален.

Холизм—элементализм. В теории Олпорта можно отметить сложное пере плетение положений холизма и элементализма, хотя первое выражено значитель но сильнее. Чтобы понять расстановку сил, вспомним, что единицей анализа, по

Олпорту, является черта личности. Согласно Олпорту, людей можно изучать по средством исследования черт, что следует рассматривать как очевидный элемен талистский подход в персонологии. И все же Олпорт утверждал, что индивидуу ма невозможно понять полностью, если ограничиться лишь исследованием каж дой черты в отдельности. Полагая, что при изучении индивидуума важна некая

система ≪изменений или концептуальных схем≫ (черт личности), Олпорт придер живался мнения, что черта должна быть соотнесена с общей структурой личности, частью которой она является [Evans, 1971].

Таким образом, в основе элементов, черт, лежит унифицирующая, целостная

сущность —проприум, включающая все аспекты личности, составляющие внут реннее единство [Allport, 1955]. Более того, наиболее существенным, элементом

этой личностной целостности является присущее ей проприативное стремление

[Allport, 1961]. Личность скорее является непрерывно устремленным единством, направленным на достижение отдаленных целей, задач и идеалов, а не просто

статичным единством в какое-то данное время. Признавая эмпирическую необхо димость изучения ≪элементов≫ в персонологии, Олпорт считал, что их невозможно

понять должным образом в отрыве от целостного каркаса соответствующего про приативного стремления.

Конституционализм—инвайронментализм. В своей концепции природы чело века Олпорт подчеркивал почти совершенный баланс между конституцией челове ка и окружающей его средой. Он считал, что генетические факторы и окружающая

среда равнозначны в своем влиянии на поведение человека.

По Олпорту, ни наследственность, ни окружающая среда в отдельности не оп ределяют направления формирования личности. Умственные способности, инте ресы, отношения, ценности и иные личные характеристики формируются именно

Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности •293

благодаря взаимному воздействию наследственности и окружающей среды. Не

сомневаясь, что психология должна еще многое изучить в вопросе точного меха низма воздействий генетики и окружающей среды [Evans, 1971], Олпорт считал, что оба фактора имеют одинаковое значение в функционировании человека.

Изменяемость—неизменность. В теории Олпорта изменяемость и неизмен ность присутствуют в равной мере. Ключ к пониманию первого фактора можно

найти в выражении ≪динамическая организация≫, которое является центральным в его определении личности. Это определение подразумевает, что какой бы сложив шейся ни являлась личность, всегда существует по крайней мере еще одна возмож ность для ее роста и развития в течение жизни. Однако по-настоящему роль измен чивости в теории черт раскрывается в концепции мотивации Олпорта. В его теоре тической системе люди характеризуются как целеустремленные, ориентированные




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.12 сек.