КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Позитивная свобода
Механизмы бегства Как люди преодолевают чувства одиночества, собственной незначимости и отчуж денности, сопутствующие свободе? Один путь —отказаться от свободы и пода вить свою индивидуальность. Фромм описал несколько стратегий, используемых людьми, чтобы ≪убежать от свободы≫. Первый из них —авторитаризм, опреде ляемый как ≪тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным „Я"≫ [Fromm, 1941/1956, р. 163]. Ав торитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. При мазохистской форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающи ми чрезмерную зависимость, подчиненность и беспомощность. Садистская форма, наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ни ми. Фромм утверждал, что у одного и того же индивидуума обычно присутствуют обе тенденции. Например, в высокоавторитарной военной структуре человек мо жет добровольно подчиняться командам высших офицеров и унижать или жесто ко эксплуатировать подчиненных. Второй способ бегства —деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. По Фромму, долг, патриотизм и любовь —обще распространенные примеры рационализации, деструктивных действий. Наконец, люди могут избавиться от одиночества и отчужденности путем абсо лютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение. Термин кон формность автомата Фромм применял к человеку, который использует данную стратегию, благодаря чему он становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято. ≪Индивидуум прекращает быть самим собой; он превращается в такой тип Личности, какого требует модель культуры, и поэтому становится абсолютно похожим на других —таким, каким они хотят его видеть≫ [Fromm, 1941/1956, р. 208]. Фромм полагал, что подобная потеря индивидуаль ности прочно укоренилась в социальном характере большинства современных людей. Как животные с защитной окраской, люди с конформностью автоматов становятся неотличимыми от своего окружения. Они разделяют те же ценности, преследуют те же карьерные цели, приобретают те же продукты, мыслят и чув ствуют как почти каждый в их культуре. Согласно Фромму, в противовес трем перечисленным механизмам бегства от свободы, существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности. Фромм считал, что люди могут быть автономными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Он называл вид свобо ды, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой. Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни. Фромм отмечал, что спонтанную активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам. В своей книге ≪Искусство любви≫ [1956/1974], одной из наиболее известных, Фромм подчеркивал, что любовь и труд это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности. 250 •Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или целостности. Экзистенциальные потребности человека До сих пор мы говорили о том, что Фромм описывает существование человека в терминах отделения от природы и изоляции от окружающих. Помимо этого, по его убеждению, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потреб ности. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами. Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей [Fromm, 1973]. Дихотомия свобода—безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностя ми. Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека. 1. Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоля ции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством ≪продуктивной любви≫, помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарцис сичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны до веряться другим. 2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созида нии, Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их суще ствования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости. Невоз можность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности. 3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с само го появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью [Fromm, 1973]. К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкива ется с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, осно вах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. Наоборот, те, кто сохраняют симбиоти ческие связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлет ворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную целостность и свободу. Эрих Фромм: гуманистическая теория личности •251 Фромм полагал, что религия часто обеспечивает людей опорной ориентацией, придающей смысл их жизни. (Jack Spratt/The Image Woiks) 4. Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой; в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто и что они на самом деле. Короче говоря, каждый человек должен быть способным сказать. ≪Я это я≫ Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивиду альности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следую щих чьим-то указаниям. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинного чувства идентичности. 5. Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентации представляет собой совокупность убеж дений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны дешлвовагь целеустрем ленно. Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и раци онального взгляда на природу и общество [Fromm, 1981] Он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического. ^ „Л Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-ю или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни 252 •Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существова ния и наделяет жизнь смыслом. Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. В сущности, возможно сти удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет лю дям определенное общество, формируют у них структуру личности —то, что Фромм называл ≪основными ориентациями характера≫. Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |