Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Безрассудство дьявольского обещания




Дам Тебе, если, пав, поклонишься мне

Домостроительство Божие — и в искушении

Опять берет Его дьявол

Он был ведом, чтобы мы не были ведомы дьяволом

Незлобием и долготерпением

Не искушай Господа Бога твоего

 

Что же Христос? Он не вознегодовал, не разгневался, но с великой кротостью опять отвечает ему словами Писания: Не искушай Господа Бога твоего. Этим Он научает нас, что дьявола следует побеждать не знамениями, но незлобием и долготерпением, и ничего не надо делать только по честолюбию и напоказ. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

И взял Иисуса в святой город ™. Когда ты услышишь, что говорится: «Он был ведом дьяволом», не думай, будто у дьявола была сила вести Христа, но дивись терпению Христову, ибо Он сносил то, что Его вел дьявол. Следовательно, в том, что Господь следовал за ним, заключается не слабость, а терпение; а в том, что дьявол вел [Его] за собой, – не сила, а гордыня. Ибо, не разумея добровольного подчинения Христа, он вел Его как бы против Его воли. Он был ведом, чтобы мы не подчинялись воле дьявола. Анонимный комментарий.

 

 

Следует домостроительно мыслить о том, что дьявол отвел его, так как Христос, Сам желая и стремясь сделать это, устроил [это] для явного поражения того, кто напрасно пытался искушать [Его]. Ведь и в [Книге] Иова говорится: Сказал дьявол Господу, хотя кто настолько наивен, что может подумать, что дьявол беседует с Богом? Но что тот хотел, Бог позволял для доказательства стойкости Иова. Так и в этом случае Он дозволяет дьяволу только то, что, Сам желая, устроил ради всех. [Значение] же слова «показал» очевидно, так как [дьявол] не показывал по сущности, ведь он не может найти такую высокую гору, с которой мог бы показать желающему весь мир, но по представлению [в воображении], как по большей части обычно и показывают демоны. И ясный признак этого – то, что они, чрезвычайно сведущие в обмане, показывают многое из того, что не существует и не происходит, как существующее и происходящее. Феодор Мопсуестийский, Фрагменты.

 

 

Посмотри, сколь безрассудны и лживы все дьявольские обещания. Ведь поистине не мог же он дать все одному, не отняв все у всех; но если бы он у всех все отнял, то никто ему бы не поклонялся, ибо если кто ему и поклоняется, то не по любви или из страха, а только потому, что он либо обещает богатства, либо дает их. И какой прок был дьяволу в том, чтобы отнять у всех и отдать все одному, чтобы у всех быть в презрении, а одним только почитаться? Но нельзя же нам сказать, что каждый владеет своим, а над всем этим стоит дьявол. Ибо никогда он один не владел миром, не было того никогда и быть не может, чтобы кто-то был в подчинении [только] у него. Прежде всего, благодаря Богу, ибо Он не дает дьяволу такой возможности. А во-вторых, из-за самого дьявола. В чем же его радость, слава, сила, как не в гордыне, в зависти, в ярости, в тщеславии и тому подобном? Где всему этому предаются, там единое царство не может устоять, но неизбежно разделяется на многие. Но где этого нет, там дьявол не в почете и царствовать не может.

Анонимный комментарий.

 

Три искушения: чревоугодие, тщеславие, любостяжание

Если мы посмотрим на сам порядок искушения Иисуса, давайте помыслим, с какой трудностью мы освобождаемся от искушения. Древний враг восстал против первого человека, нашего прародителя, тремя искушениями, потому что искушал его обжорством, тщеславием и любостяжанием. Но он [сатана] победил искушением, потому что подчинил себе Адама через согласие. Он искушал его обжорством, когда указывал на запрещенную пищу дерева, и убедил вкусить ее. Искушал и тщеславием, когда говорил: Вы будете, как боги (Быт.3:5). Искушал и преуспеянием в любостяжании, когда говорил: Знающие добро и зло. Ибо любостяжание относится не только к деньгам, но и к возвышению. Поэтому справедливо любостяжанием называется чрезмерное стремление к величию. Если бы хищение не принадлежало к любостяжанию почести, то Павел никак не сказал бы о Единородном Сыне Божием: Не почитал хищением быть равным Богу (Флп.2:6). Но дьявол довел нашего прародителя до гордости тем, что побудил его к любостяжанию величия. Но какими способами он низложил первого человека, с теми же самыми способами пристал и ко второму искушаемому Человеку. Ибо он искушает Его обжорством, когда говорит: Скажи, чтобы камни сии сделались хлебами (Мф.4:3). Искушает тщеславием, когда говорит: Если Ты Сын Божий, бросься вниз (Мф.4:6). Искушает любостяжанием величия, когда показывает Ему все царства мира, говоря: Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Но вторым Человеком он побеждается теми же способами, которыми славился как победитель первого человека, для того, чтобы он выходил из наших сердец, пойманный при том же входе, которым был впущен внутрь и содержал [нас в плену]. Но есть, возлюбленнейшие братья, другое, что мы должны обсудить в этом Господнем искушении. Поскольку Господь, искушаемый дьяволом, отвечает ему заповедями священного Писания, и Тот, Кто был тем Словом, Которое могло низвергнуть в бездну Своего искусителя, не проявляет силы Своего могущества, а дает только одно наставление из священного Писания, то Он представляет нам пример Своего терпения, чтобы мы, когда терпим что-либо от дурных людей, побуждались более к научению, нежели к отмщению. Помыслите, каково Божие терпение и каково наше терпение. Мы, когда нас задевают обидами или каким-либо оскорблением, побуждаемые яростью, или сами мстим, насколько можем, или угрожаем отомстить, если не можем. Вот Господь перенес враждебность дьявола и ничем ему не ответил, кроме слов кротости. Он терпит того, кого мог наказать, чтобы выше восходила Его слава благодаря тому, что Он победил Своего врага не истреблением, но терпением. Григорий Великий, Сорок гомилий на Евангелия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.