Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия. Симптомы нарушений




ТЕМА 6. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

«НАРУШЕНИЯ ПРАКСИСА И РЕЧИ».

Краткое содержание темы

Идеаторный, идеамоторный, конструктивный праксис. Пирамидная, экстрапирамидная системы в обеспечении сложной двигательной деятельности.

Кинетическая апраксия. Нарушения произвольной и автоматической организации двигательной деятельности. Особенности двигательных расстройств при различных мозговых расстройствах. Нейропсихологическая диагностика двигательных нарушений. Особенности динамического, кинестетического, пространственного праксиса.

Нейропсихологический подход к терапии двигательных нарушений

. Проблемы нейролингвистики. Психологический анализ акустического восприятия и повторения речи. Классификация афазий, предложенная А.Р.Лурия:эфферентная моторная, афферентная моторная, динамическая афазии. Сенсорная, акустико-мнестическая, семантическая, амнестическая афазии.

Нарушения и повторения звуков и слогов при акустико- мнестической и моторной формах афазии. Нарушения фонационного (голосообразующего) оформления произносительной стороны речи. Структурно-семантические системные нарушения речи. Дисфонии, брадилалия и тахилалия, дислалия, дизартрия, дисграфия, дислексия при различных мозговых поражениях.

Методы восстановления нарушений речи

Праксис – произвольные, целенаправленные двигательные действия человека. Праксис может нарушаться при различных поражениях головного мозга.

Апраксия – нарушение праксиса. Апраксия возникает вследствие элементарных расстройств движения, расстройств чувствительности, нарушений речи, препятствующих пониманию заданий, психического заболевания. Форма апраксии зависит от локализации поражения.

Согласно классификации А.Р. Лурия, существуют 4 основные формы апраксии, каждая из которых обусловлена нарушением определенного звена функциональной системы, лежащей в основе произвольных движений и действий.

При поражении постцентральных отделов коры возникает кинестезическая апраксия, при которой происходит распад нужного набора движений (особенно при отсутствии зрительной опоры) вследствие нарушения кинестизического анализа и синтеза.

При поражении затылочно – теменных отделов коры, вследствие нарушений ориентировки в пространстве, стимульного анализа и синтеза возникает пространственная апраксия, при которой страдает зрительно – пространственная организация двигательного акта. В этих случаях максимально затруднены движения, осуществляемые в разных пространственных плоскостях, решение различных задач на конструктивный праксис (наглядно – действенное мышление).

При поражении коры премоторных отделов мозга вследствие нарушения кинетической организации произвольного двигательного актов возникает кинетическая, или динамическая, форма апраксии с характерными для нее затруднениями в выполнении серии последовательных двигательных актов, лежащих в основе различных двигательных навыков, и появлением двигательных персевераций.

Поражение префронтальных отделов коры больших полушарий ведет к нарушению высших регуляторных механизмов, лежащих в основе произвольных двигательных актов, - к нарушению их программированного контроля. В этих случаях возникает «лобная», или регуляторная апраксия, когда у больных нарушается подчинение движений заданной программе (сформулированной в виде инструкции), страдает речевая регуляция произвольных движений и действий, появляются сложные персеверации и эхопраксии.

В специальную форму выделяют оральную апраксию, при которой нарушается кинестезическая основа речевых движений. Эта форма апраксии проявляется в пробах на повторение показанных движений губ, языка или при воспроизведении речевых движений по инструкции.

Одна из наиболее важных задач психомоторной коррекции – развитие ловкости, имеющее наибольшее число положительных корреляций с развитием высших психических функций. При этом необходимо делать акцент на точность. Развитие ловкости неотделимо от быстрых (ограниченных по времени), точных и согласованных движений в условиях

Речь представляет собой сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речевая система – представляет совокупность речевых функций, объединенных в единое целое.

Большая группа речевых расстройств носит название «афазии». Под афазиями в нейропсихологии понимают нарушения речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария и представляющие собой системное расстройство различных форм речевой деятельности.

Афазии проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры собственной речи и понимания обращенной речи при сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение, и элементарных форм слуха.

В соответствии с классификацией, разработанной А. Р. Лурия и основанной на теории системной динамической локализации высших психических функций, существует 7 форм афазий, каждая из которых связана с нарушением одного из факторов, на котором основана речевая система, и наблюдается при определенной локализации патологического процесса.

Сенсорная афазия связана с поражением задней трети височной извилины левого полушария. В ее основе лежит нарушение фонематического слуха - способности различать звуковой состав слов.

Восприятие звуков осуществляется на фонематическом уровне, на уровне квалификации звуков. При нарушение фонематического слуха вследствие поражения ядерной зоны звукового анализатора левого полушария возникает речевое расстройство, проявляющееся в невозможности различать звуки устной речи и в нарушении всех других форм речевой деятельности. При. негрубых нарушениях -трудности понимания речи в усложненных условиях. В грубых случаях у больных отсутствует активная спонтанная устная речь. Речевое высказывание заменяется «словесным салатом», когда больные произносят какие-то непонятные по своему звуковому составу слова или набор звуков. У таких больных нарушено письмо под диктовку, затруднено повторение услышанных слов; нарушено также чтение, поскольку ослаблен контроль за правильностью своей речи

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних отделов коры левой височной области, расположенных вне ядерной зоны звукового анализатора. Фонематический слух остается сохранным, больной правильно воспринимает звуки родного языка, понимает обращенную к нему устную речь. Однако он не способен запомнить даже сравнительно небольшой речевой материал вследствие нарушения слухоречевой памяти.. Больные характеризуются «скудной» речью, частым пропуском слов. Центральным симптомом является снижение объема запоминания.. Часто слова сопровождаются жестикуляцией, которая компенсирует речевой дефект..

Оптико-мнестическая афазия возникает при поражении задненижних отделов височной области. В основе лежит слабость зрительных представлений, зрительных образов слов. В устной речи больные могут назвать предметы и пытаются дать им словесное описание. Часто страдает называние объектов при относительно легкости называния действий.

Афферентная моторная афазия обусловлена выпадением кинестетического афферентного звена речевой системы. Возникает при поражении нижних отделов теменной области мозга, нарушаются речевые кинестезии- возможность появления четких ощущений, поступающих от артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта.

Нарушается вся речевая система в целом. Возникают нарушения произношения слов, замена одних звуков речи другими, вследствие трудностей дифференциации близких артикулем. Первичный дефект проявляется в трудностях различения близких по артикуляции звуков речи. Нарушение произношения слов является первичным симптомом, поэтому афазия, которая возникает в этих случаях, называется моторной афазией. Данная категория больных неправильно произносит близкие артикулемы(е сходно артикулируемые слова) и неправильно воспринимает их.

Нередки нарушения орального (неречевого) праксиса. Затруднено произвольное по инструкции, а также по показу выполнение различных оральных движений

Семантическая афазия возникает при поражении области стыка височных, теменных и затылочных областей мозга. У больных страдает возможность оценки пространственных отношений. Больные с признаками семантической афазии плохо понимают целый ряд грамматических конструкций, в которых отражаются пространственные или «квазипространственные» отношения.(предлоги, слова с суффиксами, сравнительные отношения, конструкции родительного падежа, временные конструкции, пространственные конструкции а также выражения, в которых логически связанные слова далеко разведены друг от друга.

Семантическая афазия часто сочетается с нарушениями счетных операций..

Все описанные выше формы афазий основаны на нарушениях разного типа афферентаций: слуховой, зрительной, кинестетической и той комплексной афферентации, которая лежит в основе пространственного восприятия.

Моторная эфферентная афазия встречается при поражении нижних отделов коры премоторной области (зоны Брока). При попытке что-либо сказать больные произносят нечленораздельные звуки. При менее грубых поражениях страдает двигательная организация речевого акта, четкая временная последовательность речевых движений.. Основным дефектом являются трудности переключения с одного движения на другое, трудности выполнения серийных двигательных актов. При попытках произнести слово больные не могут переключится от одного слога к другому, возникают речевые персеверации. Вторично возникают расстройства письма, чтения и понимания речи.

. Динамическая афазия связана с поражением областей, расположенных вблизи от зоны Брока. Речь таких больных очень бледна.. При ответе на вопросы отвечают односложно, повторяя слова вопроса. В основе этой формы афазии лежат нарушения сукцессивной организации речевого высказывания. У больных страдает способность представить развернутое речевое высказывание. Больные плохо актуализируют слова, обозначающие действия

Особый тип речевых расстройств составляют явления аномии и дисграфии, которые возникают вследствие нарушения межполушарного взаимодействия.

Нарушения речи при поражениях левого полушария мозга в детском возрасте в большей мере касаются слухоречевой памяти,, что обусловлено иной мозговой организацией речевых процессов.

Практические аспекты. Нейропсихологическое исследование должно включать весь комплекс методик, что позволяет выявить нейропсихологический фактор и разработать соответствующую коррекционную программу.

 

Методические указания. На основании и нейропсихологического исследования развития праксиса и речи младшего школьника (включая чтение и письмо), имеющего проблемы в обучении, проанализировать симптомы и установить соответствующую мозговую локализацию этих нарушений, рассмотреть возможные пути коррекции таких расстройств (примеры упражнений представлены в разделе- тема 8).

 

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте различные виды апраксий.

2. Какие методы диагностики возможно использовать для выявления нарушений праксиса при различной локализации мозговых поражений..

3.Осуществите анализ возможных путей коррекции двигательных нарушений

4. Охарактеризуйте виды. афазий в зависимости от локализации зоны поражения. и их диагностика.

5. В чем проявляются структурно- семантические системные нарушения речи.?

6. Дайте.нейропсихологическая характеристику дислалий, дисграфий, дислексий.

7. Каким образом осуществляется.коррекционная деятельность по восстановлению

нарушений и развитию речи.

 

ЛИТЕРАТУРА.

1.Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Л.С. Цветкова, А. В. Семенович,; Под. Ред. Л.С. Цветковой- М: Московский психолого- социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК»,- 2001-272 с.

2.Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии/В.М. Астапов. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 216 с

3.Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психологического развития. – М.: УРАО, 1999. – 148.

4.Бехтерева Н.П Здоровый и больной мозг человека-Л.: Наука., 1980.

5..Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с

6.Диагностика памяти, внимания, мышления, уровня развития речи: учебно-методическое пособие/Сост. Ж.А. Балакшина. – СПб.: Изд. «Речь», 2002. – 36 с.

7.Зейгарник Б.В. Патопсихология/Б.В. Зейгарник. – М.: Апрель Пресс, 2000. – 576 с.

8.Корсакова,Н.К. Микадзе,Ю.В., Балашова Е. Ю..Неуспевающие дети; нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников.- М.,: Роспедагентсво,1997

9.Лурия А.Р, Основы нейропсихологии/ А.Р. Лурия. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003. – 384 с.

10.Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Сост. И общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе- СПб: Питер, 2002.-з84 с

11.Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе.- Правление общества: «Знание» России. ТОО «ИнтелТех».1994- 64 с.

12.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагности­ческой и коррекционной работы психолога.М .: АРКТИ,2000-208 с.

13.Семенович,А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте6 Учеб. Пособие для высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия» 2002.-232 с

14.Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения- М.. ТЦ Сфера, 2003.—288с

Хомская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий/Е.Д. Хомская. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 282 с.

15.Хомская Е.Д. Нейропсихология; Учебник для вузов, 3-е изд./ Е.Д. Хомская.- СПб.; Питер, 2003-496 с

16.Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей.- М.: Российское педагогическое агенство «Когито Центр» 1998- 128 с.

17.Цветкова Л.С. Нейропсихология и афазия. Новый подход-М.: Московский психолого- социальный институт; Воронеж. Изд-во НПО «МОДЭК», 2001-592 с.

18.Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение/Л.С. Цветкова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 148 с

19.Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 512 с.

20.Яссман,Л.В. Данюков,В.Н. Основы детской психопатологии: Учебно- методическое пособие для психологических факультетов педагогических вузов.- М.: «Олимп»; «ИНФРА-М»,- 256 с.1999

 

ТЕМА 7. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И СОЗНАНИЯ».

. Краткое содержание темы

 

Нейропсихологические синдромы эмоционально-волевых и личностных

расстройств. Особенности эмоциональных и волевых нарушений при различных мозговых поражениях и при различной локализации дефектов мозга.

Симптомы раздражения и выпадения высших психических функций. Нейропсихологический анализ расстройств сознания. Особенности нарушения неосознаваемой сферы. Нейропсихологические основы коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы и расстройств сознания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.