КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мотивация личности и карьера 1 страница
Р 18 Психодиагностика персонала. Методика и тесты. Учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента: В 2 т. Т.П. Самара: Издательский Дом "Бахрах-М", 2007. - 560 с. Редактор-составитель Райгородский Д. Я. ISBN 5-94648-054-5 (978-5-94648-054-3) Человек со всеми его качествами - важнейший элемент диаг-ностической модели управления персоналом. Под личностью в контексте управления персоналом имеется в виду характерный способ мышления и поведения в обстанов-ке функционирующей организации. Эта характеристика вклю-чает черты характера, личностные ценности, мотивы, эмоцио-нальную возбудимость. Решения и поведение индивида определяются не только ра-циональными, но и эмоциональными факторами, личность дей-стует в соответствии со своими внутренними склонностями, но также и в соответствии с внешней обстановкой. Как выявить эти особенности работника, как определить, где использовать его лучшие качества? Все это содержится в предлагаемой книге. ISBN 5-94648-054-5 (978-5-94648-054-3) © Райгородский Д.Я., составление, 2007 © Издательский Дом "Бахрах-М", 2007 ТЕСТ "УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ"В. ГЕРБАЧЕВСКОГО Инструкция по заполнению опросника В.Гербачевского Прочтите каждое из приведенных в опроснике высказываний и отметьте, в какой степени Вы согласны или не согласны с ним. Обведите, например, кружком соответствующую цифру в опроснике: если полностью согласны с высказыванием - +3; если просто согласны - +2; если скорее согласны, чем не согласны - +1; если Вы совершенно не согласны —3; если просто не согласны — 2; если скорее не согласны, чем согласны —1; если же Вы не можете ни согласиться с высказыванием, ни отвергнуть его, то отметьте - 0. Все высказывания относятся к тому, о чем Вы думаете, что чувствуете или хотите в момент, когда работа над заданием прерывается. Опросник В. Гербачевского Фамилия, имя, отчество_ ______ Дата заполнения_ Возраст______ Профессия (специальность)_____ № Высказывание Шкала для ответов пп 1 Исследование мне уже порядком надоело -3-2-1 0+1+2+3 2 Я работаю на пределе своих сил -3-2-1 0+1+2+3 3 Я хочу показать все, на что способен -3-2-1 0+1+2+3 4 Я чувствую, что меня вынуждают -3-2-1 0+1+2+3 стремиться к высокому результату № Высказывание Шкала для ответов пп 5 Мне интересно, что получится -3-2-1 0+1+2+3 6 Задание довольно сложное 7 То, что-я делаю, никому ненужно -3-2-1 0+1+2+3 8 Меня интересует, лучше ли мои -3-2-1 0+1+2+3 результаты или хуже, чем у других 9 Мне бы хотелось поскорее занять- -3-2-1 0+1+2+3 ся своими делами 10 Думаю, что мои результаты будут -3-2-1 0+1+2+3 высокими 11 Эта ситуация может причинить -3-2-1 0+1+2+3 мне неприятности 12 Чем лучше показываешь резуль- -3-2-10+1+2+3 тат, тем больше хочется его превзойти 13 Я проявляю достаточно старания -3-2-1 0+1+2+3 14 Я считаю, что мой лучший резуль- -3-2-10+1+2+3 тат не случаен 15 Задание большого интереса не -3-2-10+1+2+3 вызывает 16 Я сам ставлю перед собой задачи -3-2-10+1+2+3 17 Я беспокоюсь по поводу своих ре- -3-2-10+1+2+3 зультатов 18 Я ощущаю прилив сил -3-2-10+1+2+3 19 Лучших результатов мне не до- -3-2-10+1+2+3 биться 20 Эта ситуация имеет для меня оп- -3-2-10+1+2+3 ределенное значение 21 Я хочу ставить все более и более -3-2-10+1+2+3 трудные цели 22 К своим результатам я отношусь -3-2-10+1+2+3 равнодушно 23 Чем дольше работаешь, тем ста- -3-2-10+1+2+3 новится более интересно 24 Я не собираюсь "выкладываться" -3-2-10+1+2+3 в этой работе 25 Скорее всего мои результаты бу- дут низкими -3-2-10+1+2+3 26 Как ни старайся, результат от это- -3-2-10+1+2 +3 го не изменится 27 Я бы занялся сейчас чем угодно, -3-2-10+1+2+3 только не этим исследованием -3-2-10+1+2+3 28 Задание достаточно простое -3-2-10+1+2+3 29 Я способен на лучший результат -3-2-10+1+2 +3 30 Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть -3-2-10+1+2+3 31 Я чувствую, что могу преодолеть -3-2-10+1+2+3 все трудности на пути к цели 32 Мне безразлично, какими будут -3-2-10+1+2 +3 мои результаты в сравнении с другими 33 Я увлекся работой над заданием -3-2-10+1+2+3 34 Я хочу избежать низкого резуль- -3-2-10+1+2 +3 тата 35 Я чувствую себя независимым -3-2-10+1+2+3 36 Мне кажется, что я зря трачу вре- -3-2-10+1+2 +3 мя и силы 37 Я работаю вполсилы -3-2-10+1+2 +3 38 Меня интересуют границы моих -3-2-10+1+2 +3 возможностей 39 Я хочу, чтобы мой результат ока- -3-2-10+1+2 +3 зался одним из лучших 40 Я сделаю все, что в моих силах, -3-2-10+1+2 +3 для достижения цели 41 Я чувствую, что у меня ничего не -3-2-10+1+2 +3 выйдет 42 Испытание - это лотерея -3-2-10+1+2 +3
Анализ и интерпретация данных исследования Проблемные ситуации, возникающие в процессе ответов на высказывания опросника, приводят к актуализации потребностей, среди которых выделяются познавательные, социальные, потребности самосознания, повышения самоуважения и т.п. На основе этих потребностей субъект оценивает значимость и трудность задания, затраты времени и сил, прогнозируемые оценки развития личностных качеств. По результатам тестирования определяется мотивационная структура личности испытуемого. В этой структуре различают 15 компонентов. По каждому из этих компонентов подсчиты-вается сумма баллов с помощью ключа (табл. 1) и правил перевода ответов испытуемого в баллы (табл. 2). Таблица 1 Ключ к компонентам мотивационной структуры личности
Примечание: баллы с номерами высказываний, отмеченных звездочками (*), подсчитываются по правилам обратного перевода (табл. 2).
Условно компоненты мотивационной структуры можно разделить на четыре блока (группы). В первую группу входят 6 компонентов, представляющих собой ядро мотивационной структуры личности. К ним относятся: компонент 1 - внутренний мотив. Выражает увлеченность заданием, выявляет те аспекты, которые придают выполнению задания привлекательность; компонент 2 - познавательный мотив. Характеризует субъекта как проявляющего интерес к результатам своей деятельности; компонент 3 - мотив избегания. Свидетельствует о боязни показать низкий результат и вытекающие из этого последствия; компонент 4- состязательный мотив. Показывает, насколько субъект придает значение высоким результатам в деятельности других субъектов; компонент 5 -мотив к смене текущей деятельности. Раскрывает переживаемые субъектом тенденции к прекращению работы, которой он занят в данный момент; компонент 6 - мотив самоуважения. Выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности. Перечисленные выше компоненты, составляющие ядро мотивационной сферы личности, выступают в роли факторов, непосредственно побуждающих субъекта к определенному виду деятельности. Вторую группу образуют компоненты, связанные с достижением достаточно трудных целей. Они относятся к текущему положению дел: компонент 7-придание личностной значимости результатам деятельности; компонент 8 - уровень сложности задания; компонент 9 - проявление волевого усилия. Выражает оценку степени выраженности волевого усилия в ходе работы над заданием; компонент 10 - оценка уровня достигнутых результатов. Соотносится с возможностями субъекта в определенном виде деятельности; компонент 11 - оценка своего потенциала. В третью группу компонентов входят составляющие прогнозных оценок деятельности субъекта: компонент 12 - намеченный уровень мобилизации усилий, необходимых для достижения целей деятельности; компонент 13 - ожидаемый уровень результатов деятельности. Четвертая группа компонентов отражает причинные факторы соответствующей деятельности. В нее входят два компонента: компонент 14 ~ закономерность результатов. Выражает понимание субъектом собственных возможностей в достижении, поставленных целей; компонент 15 - инициативность. Выражает проявление индивидом инициативы и находчивости при решении поставленных перед собой задач. Перечисленные компоненты представляют собой потенциальную мотивационную структуру, возникающую в ходе выполнения задания. Ранее было сказано, что центральным звеном в этой структуре являются мотивационные компоненты, а среди них компонент самоуважения адекватно выражает экспериментальную оценку уровня притязаний личности. Оценки каждого компонента мотивационной структуры личности позволяют построить индивидуальный профиль испытуемого, в котором представлены количественные соотношения между всеми рассмотренными компонентами. Компонент самоуважения, адекватный экспериментальной оценке уровня притязаний, формируется на основе трех высказываний: 12. Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти. 21. Я хочу ставить все более и более трудные цели. 30. Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть. Суммарное количество баллов, которое испытуемый может набрать по данным высказываниям, составляет от 3 до 21. Хотя нормативных данных для опросника не существует (каждый индивидуальный результат по соответствующим компонентам устанавливается в сравнении с другими компонентами индивидуального личностного профиля испытуемого), можно воспользоваться следующими экспериментальными показателями уровня притязаний: - низкий уровень: 3-9 баллов; - средний уровень: 10-16 баллов; - высокий уровень: 17-21 балл. ТЕСТ "УРОВЕНЫТРИТЯЗАНИЯ" Внимательно читайте вопросы и отвечайте "Да" или "Нет". 1.Вы настойчивы и не останавливаетесь перед трудностями, без колебаний осуществляете принятые решения. Так ли это? 2.Командовать, руководить лучше, чем подчиняться? 3.По сравнению с большинством вы достаточно способны и сообразительны? 4.Когда вам поручают какое-то дело, вы всегда настаиваете на том, чтобы делать все по-своему? 5.Вы всегда и везде стремитесь быть первым? 6.Если бы вы всерьез занялись наукой, то рано или поздно добились бы признания? 7.Вам очень трудно сказать себе "нет", даже если желание неосуществимо? 8.Вы считаете, что достигнете в жизни гораздо большего, чем ваши сверстники? 9.В своей жизни вы еще успеете сделать очень многое, больше, чем другие?
10.Если бы вам пришлось начать жизнь сначала, вы бы достигли большего? 11.Обычно вы планируете свою работу так, что все успеваете сделать? 12.В любом случае лучше быть где-то в серединке, меньше спросу? 13.При одинаковой зарплате вы перейдете с руководящей на рядовую должность? 14.Нравятся ли вам оживление и суета вокруг вас? 15.Вы по натуре живой человек? Подсчет баллов 1. Подсчитать положительные ответы на вопросы 1-13. Ответы на вопросы 14 и 15 в расчет не принимаются. 2. Количество положительных ответов на вопросы 11, 12 и 13 отнимите от суммы положительных ответов на вопросы 1-10. Общий итог 6-9 баллов - уровень притязаний очень высокий; 5-7 баллов - высокий; 3-4 балла - средний; 1-2 балла - низкий. При обработке данных по двум тестам (см. тест "Успех", с. 102) мы получим схематическую репрезентацию модели самооценки, которая позволяет нам выделить реальный психологический тип того, кто оценивает себя:
Схема "Модель самооценки" Модель самооценки позволяет нам выделить здесь четыре специфических типа: болезненный (I), никчемный (II), устойчивый (III), неустойчивый (IV). Болезненный тип характеризуется низкой самооценкой (П>У). Его притязания не имеют границ. Это делает, его весьма чувствительным к невниманию. Он капризен, драматичен, суетлив. Все свое время он проводит в поиске, надеясь на немыслимые достижения. Тем не менее, этот тип редко добивается реализации задуманного. Никчемный тип (У>П) также находится в зоне низкой самооценки. От болезненного типа он отличается тем, что установка на успех у него преобладает над притязаниями. Однако эта установка в спектре поведения данного типа остается окрашенной минусовым знаком: этот тип не знает себя, а поэтому боится "обнародовать" свои притязания. Следующие два типа - устойчивый (III) и неустойчивый (IV) -занимают зону высокой самооценки (У=П). Однако только третий тип в полной мере отвечает стандартам антрепренера. "Четвертый тип, имея слишком высокие притязания и установку на успех, плохо контролирует свои действия, что вовлекает его в рискованные операции. Итак, психология идеального антрепренера характеризуется умеренно высокой самооценкой, что определяет его разумную мотивацию на достижения и оберегает от авантюр риска. Данная тенденция в такой же степени регулирует мотивации антрепренера на власть и признание. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ "РЕЙТИНГ ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ПЕРСОНАЛА" Укажите, пожалуйста. Вашу должность: Каков Ваш трудовой стаж: Предлагаем ответить на интересующие Вас вопросы, которые объединены в три группы (табл. 1). При ответе на вопросы первой группы необходимо выполнить два задания. Задание 1. Внимательно ознакомьтесь, пожалуйста, с перечнем, включающим 25 вопросов. Выберите наиболее значимую для Вас проблему и оцените высшим баллом - 25 баллов. Занесите оценку в графу Н. Из оставшихся 24 вопросов вновь выберите наиболее значимый для Вас и дайте ему оценку, но уже в 24 балла. Оценку также занесите в графу Н. Проведите это последовательно по всем вопросам. Последний вопрос будет оценен Вами в 1 балл. Задание 1 выполнено. Задание 2. Загните, пожалуйста, опросный лист с левой стороны сверху вниз на расстоянии 3,5 см так, чтобы не было видно показателей в графе Н. Теперь оцените, пожалуйста, какая из 25 Ваших потребностей удовлетворяется в настоящее время лучше и больше, чем все остальные. Оцените ее 25 баллами, а результат занесите в графу HI. Из оставшихся 24 потребностей оцените высшим баллом (24 балла) ту, которая удовлетворена сейчас в большей степени. И так до конца. Последняя -1 балл. Опросный лист
Вопросы второй группы Ответьте, пожалуйста, на них Укажите, пожалуйста, в табл. 2, как Вы используете служебное и внерабочее время (в процентах от общего бюджета).
Ответьте, пожалуйста, на вопросы третьей группы. Укажите, пожалуйста, ориентировочные расходы Вашего денежного бюджета (в процентах); питание и одежда _____________________________________________ приобретение предметов быта и материальных ценнос удовлетворение желаний в развитии и совершенствовании__________________________________ удовлетворение культурных потребностей ______________________________ сбережения, вклады в бизнес, предпринимательство и т. п. __________________________________________- коммунально-бытовые и иные услуги _____________________________ другие виды затрат, укажите какие ______________________________________ Благодарим Вас за участие в анкетировании! Обработка результатов Определение рейтинга ценностей и потребностей: рейтинг ценностей оценивается по результатам, занесенным в графу Н; рейтинг степени удовлетворения потребностей - по результатам, занесенным в графу HI. Определение уровня соответствия ценностей и степени удовлетворения потребностей Д = Н-Н1. Измерение уровня психической напряженности, обусловленного несоответствием личностных притязаний реальному их удовлетворению: Д1 + Д2...+ Д25 = Дп. Суммируются все положительные (+) значения Д (Н-Н1 > 0). Интерпретация результатов 1. Рейтинг ценностей и потребностей; а) 21 < Н или Ш < 25 - приоритетные ценности (потребнос б) 16 < Н или HI < 20 - актуальные ценности (потребности); в) 1 < Н или HI < 10 - ценности, не имеющие явно выражен 2. Уровень соответствия ценностей и степени удовлетворен 0<Д<5 - высокий уровень соответствия; 6<Д<10 - уровень удовлетворительного соответствия; 11 <Д< 15 - наличие проблем из-за несоответствия; 16<Д<24 - острая неудовлетворенность. 3. Уровень психической напряженности, вызванной несоот Использование результатов опроса по второй и третьей группам вопросов позволят психологу проникнуть в те стороны жизни и деятельности человека, которые он должен знать при работе с клиентом. Анализ данных вопросов поможет ему разобраться в мотивах, связях, других вопросах, касающихся клиента. Они также полезны при составлении психологического портрета человека, коллектива, семьи. ТЕСТ "ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ПО А. МАСЛОУ" Предлагаемые в тесте утверждения имеют семь вариантов ответов (см. табл. 1). При рассмотрении вопросов необходимо выбрать один из наиболее подходящих вариантов ответов, характеризующий Ваше поведение или Ваше отношение к событию, и записать его на листке бумаги в соответствии с номером вопроса. Таблица 1 Варианты ответов на поставленные вопросы
Вопросы Заработная плата обычно повышается тому, кто хорошо выполняет работу. Более детальное описание выполняемой работы является полезным, так как работник точно знает, что от него ожидают. Работникам необходимо периодически напоминать, что от их работы зависит конкурентоспособность организации. Руководитель должен уделять большое внимание сохранению физического состояния работников. Руководитель должен затрачивать много усилий для создания благоприятной, дружеской производственной атмосферы среди подчиненных. Индивидуальная способность к более качественному выполнению работы имеет большое значение для работника. Обезличенная ответственность часто приводит к притуплению ее восприятия работником. Работники хотят верить, что их профессионализм и знания пригодятся в работе. 9. Для закрепления работников на предприятии важным Почти каждую работу можно сделать более стимулирующей и интересной. Многие работники не готовы признать превосходство другого в том, что они делают. Руководитель может продемонстрировать большой интерес в делах сотрудников путем поддержки внерабочих мероприятий после работы. Гордость за работу - существенное вознаграждение для исполнителя. Работники хотят считать себя лучшими в том, что касается выполняемой работы. Взаимоотношения в неформальных группах - необходимое условие хорошей работоспособности коллектива. Персональное стимулирование с помощью премий улучшает качество выполняемой работы. Возможность общаться с высшим руководством значима для работника. Работники заинтересованы в минимальном контроле при составлении программы работы и ее реализации. Безопасность работы важна для работника. По мнению работников, наличие хорошего оборудования - необходимое условие успешной работы. Ключ к тесту 1. Определите алгебраическую сумму набранных Вами баллов в соответствии с табл. 2 по видам потребностей. Потребность "самовыражение " оценивается суммой баллов ответов на вопросы: 10, 11, 13, 18. Потребность "уважение " оценивается суммой баллов ответов на вопросы: 6, 8, 14, 17. Социальные потребности оцениваются суммой баллов ответов на вопросы: 5, 7, 12, 15. Потребность в безопасности оценивается суммой баллов ответов на вопросы: 2, 3, 9, 19. Физиологические потребности оцениваются суммой баллов ответов на вопросы: 1,4, 16, 20. 2. В табл. 2 нанесите точки в соответствии с.полученными результатами подсчетов. 3. Соединив точки отрезками прямой линии, получите график потребностей, характерный для Вас. Например, после суммирования ответов Вы получили: самовыражение =7; уважение = 6; социальные потребности = 1; потребности в безопасности = 3; физиологические потребности = 7. График в соответствии с этими результатами представлен в таблице. Полученный график показывает, что для отвечающего наиболее значимыми потребностями являются потребности самовыражения и физиологические (по 7 баллов), а наименее значимыми - социальные. Такой человек нацелен на индивидуальную интересную для него работу, не очень заинтересован в работе в коллективе.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |