Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивация личности и карьера 2 страница




 

Таблица 2

ТЕСТ"ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ЛИЦ И ВЫЯВЛЕНИЯ МОТИВАЦИОННЫХ ПЛАСТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ"

Вам даются 15 утверждений. Сравните эти утверждения по­парно между собою. Начинайте сравнивать первое утвержде­ние со вторым, потом первое утверждение с третьим и т.д. Ре­зультаты вписываете в колонку 1. Так, если при сравнении пер­вого утверждения со вторым предпочтительным для себя вы сочтете второе, то в начальную клеточку вписывайте цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то вписывайте цифру 1. И так делайте при каждом сравнении. Да­лее проделывайте аналогичные операции сО вторым утвержде­нием: сравнивайте его сначала с третьим, потом с четвертым и т.д. Результаты вписывайте в колонку 2. Подобным же обра­зом работайте с остальными утверждениями, постепенно запол­няя весь бланк. Каждое сравнение пар делайте после прогова-ривания "Я хочу...".

"Я хочу..."

Добиться признания и уважения

Иметь теплые отношения с людьми

Обеспечить себе будущее

Зарабатывать на жизнь

Иметь хороших собеседников

Упрочить свое положение

Развивать свои силы и способности

Обеспечить себе материальный комфорт

Повышать уровень мастерства и компетентности

 

Избегать неприятностей

Стремиться к новому и неизведанному

Обеспечить себе положения влияния

Покупать хорошие вещи

Заниматься делом, требующим полной отдачи

Быть понятым другими

Когда заполните весь бланк, подсчитайте сколько раз в блан­ке встречается каждое утверждение. Полученные суммы впишите в клетки, выделенные жирными линиями. Эти операции дают вам возможность определить предпочтение по всем утвержде­ниям. Далее подсчитайте суммы баллов по пяти шкалам:

I шкала - материальное положение. Подсчитывается сумма
по позициям 4, 8, 13.

II шкала - потребность в безопасности: сумма по позициям 3,
6, 10.

I I I шкала - потребность в межличностных связях: по пози­циям 2, 5, 15.

I V шкала - потребность в уважении со стороны: по позициям 1,9,12.

V шкала - потребность в самореализации: по позициям 7, 11,
14. Завершающей процедурой будет построение собственного
профиля удовлетворенности по пяти шкалам. Необходимо по
лученные выше суммы отложить на каждой шкале. На графике
(справа внизу) указаны три зоны: полная удовлетворенность -

от 0 до 13 баллов, частичная удовлетворенность - от 13 до 26 бал­лов; полная неудовлетворенность - от 26 до 39 баллов. Домини­рующая потребность будет обозначаться высшим баллом.

Как использовать данный тест для оценки мотивационного климата организации?

Для этого по методике случайной выборки оцениваются ото­бранные совокупности. Это 0,1-0,5% опрашиваемых, если оце­нивается климат крупной компании, и 3-5%, если оценивается организация численностью до 1000 человек. Данные оценки дол­жны помочь руководству в деятельности по управлению орга­низацией.

МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" М. РОКИЧА

Система ценностных ориентации определяет содержатель­ную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе са­мой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной ак­тивности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изменения ценностных ориентации М. Рокича, осно­ванная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стре­миться:

инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на цен­ности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более на­дежные результаты. Вначале предъявляется набор терминаль­ных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция

Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обо­значением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку-значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководству­етесь в Вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Вни­мательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наи­более значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поме­няв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Список А (терминальные ценности):

активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная на­сыщенность жизни)

жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

здоровье (физическое и психическое)

интересная работа

красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

наличие хороших и верных друзей

общественное признание (уважение окружающих, коллек­тива, товарищей по работе)

познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

развитие (работа над собой, постоянное физическое и ду­ховное совершенствование)

развлечения (приятное, необременительное времяпрепро­вождение, отсутствие обязанностей)

свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

счастливая семейная жизнь

счастье других (благосостояние, развитие и совершенст­вование других людей, всего народа, человечества в целом)

творчество (возможность творческой деятельности)

уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внут­ренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

аккуратность (чистоплотность), умение содержать в поряд­ке вещи, порядок в делах

воспитанность (хорошие манеры)

 

высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

жизнерадостность (чувство юмора)

исполнительность (дисциплинированность)

независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

непримиримость к недостаткам в себе и других

образованность (широта знаний, высокая общая культура)

ответственность (чувство долга, умение держать слово)

рационализм (умение здраво и логично мыслить, прини­мать обдуманные, рациональные решения)

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать пе­ред трудностями)

терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, ува­жать иные вкусы, обычаи, привычки)

честность (правдивость, искренность)

эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

чуткость (заботливость).

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимуль-ный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существен­ным ее недостатком является влияние социальной желательно­сти, возможность неискренности. Поэтому особую роль в дан­ном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны из­менения инструкции, которые дают дополнительную диагно­стическую информацию и позволяют сделать более обоснован­ные выводы. Так, после основной серии можно попросить ис­пытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие воп­росы:

"В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализо­ваны данные ценности в Вашей жизни?"

"Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали та­ким, каким мечтали?"

"Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?"

"Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство лю­дей?"

"Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?"

" через 5 или 10 лет?"

"Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?"

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные цен­ности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформист­ские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутвер­ждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценно­стных ориентации. Психолог должен попытаться уловить ин­дивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни од­ной закономерности, можно предположить несформирован-ность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Обследование лучше проводить индивидуально, но воз­можно и групповое тестирование.

 

 

ТЕСТ "ДИАГНОСТИКА СТРУКТУРЫ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ"

Оснащение

Опросник "Морфологический тест жизненных ценностей", ответный лист.

Порядок работы

Испытуемому выдается ответный лист и опросник с инст­рукцией. Опрос необходимо проводить при соблюдении благо­приятного эмоционального климата. Экспериментатор должен уметь ответить на возникающие вопросы, но не провоцировать определенные ответы. При групповом проведении опроса каж­дый испытуемый должен иметь свой текст опросника. Допуска­ется зачитывание утверждений вслух для группы, но каждый испытуемый должен ответить индивидуально.

Порядок обработки полученных результатов

Прежде чем приступить к обработке полученных данных, необходимо убедиться в том, что бланк ответов полностью за­полнен.

Далее суммируем баллы ответов в таблицу-дешифратор в со­ответствии с ключом (табл. 1).

Таким образом, получаем первичные тестовые результаты. В шкале достоверности при подсчете необходимо учитывать знак. Все ответы со знаком минус инвертируются, т. е. если, на­пример, испытуемый ставит 5 баллов в ответе на утверждение, относящееся к шкале достоверности, то ему соответствует 1 балл. Если же за утверждение испытуемый ставит 1 балл, то ему бу­дет соответствовать 5 баллов.

 

 

Таблица 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЖИЗНЕННЫЕ   ЖИЗНЕННЫЕ СФЕРЫ   Шкала
Профес- Образо- Семьи Общест- Увлече- Физиче-
ЦЕННОСТИ сии вания   венной актив. ний ской актив. достовер­ности
Развитие себя             +7
              -14 +20
Духовное            
удовлетворение             +31 -40
Креативность            
              +47 +52
Социальные            
контакты             -55 -63
Собственный            
престиж             +70 +76
Достижения            
              +87 +96 - 103 -108 -111
Материальное положение 53 109 49 105 43 99 35 91 25 81 13 69
Сохранение ин-            
дивидуальности   ПО        

После подсчетов все результаты заносятся в таблицу-про­филь (таблица 2). Предложенные ценности относятся к разно­направленным группам: нравственно-деловые и эгоистически-престижные. Это важно для определения направленности жиз­недеятельности личности. К первым относятся: саморазвитие, духовная удовлетворенность, креативность, активные соци­альные контакты. Соответственно ко второй подгруппе ценно­стей относятся: престиж, достижения, высокое материальное по­ложение, сохранение индивидуальности.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Бланк ответов-дешифратор     Таблица 2
  ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ЖИЗНЕННЫЕ СФЕРЫ   Общий балл  
  Профес­сии Образо­вания Семьи     Увлече­ний Физиче­ской актив.  
  Развитие себя                            
               
  Духовное удовлетворение                            
               
  Креативность                            
               
  Социальные контакты                            
               
  Собственный престиж                            
             
  Достижения                            
               
  Материальное положение                            
               
  Сохранение ин­дивидуальности                            
               
  Общий балл                

Морфологический тест жизненных ценностей

Просим оценить Ваши желания и стремления, побуждающие Вас к определенным действиям, по 7-балльной шкале следую­щим образом:

если утверждение имеет значение ВАЖНО, НО КРАЙНЕ ОТРИЦАТЕЛЬНО, то поставьте в бланке цифру "1"

если - ОТРИЦАТЕЛЬНО, то поставьте цифру "2"

если - НЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНО, то поставьте цифру "3"

если - НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ, то поставь­те цифру'4"

если - ОПРЕДЕЛЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ, то поставьте циф­ру "5"

если - ВАЖНО, то поставьте цифру "6"

если - ОЧЕНЬ ВАЖНО, то поставьте цифру "7". Во время работы полезно к каждому утверждению проговаривать фразу "Для меня сейчас (ваша оценка)...


1. постоянно повышать свою профессиональную квалифи­кацию.

2. учиться, чтобы узнавать что-то новое в изучаемой облас­ти знаний.

3. чтобы облик моего жилища постоянно изменялся.

4. общаться с разными людьми, активно участвуя в обще­ственной деятельности.

5. чтобы люди, с которыми я провожу свободное время, ув­лекались тем же, чем и я.

6. чтобы участие в спортивных состязаниях помогало мне в установлении личных рекордов.

7. испытывать чувство симпатии ко всем людям без исклю­чения.

8 иметь интересную работу, полностью поглощающую меня.

9 создавать что-то новое в изучаемой мною области зна­ний.

 

10регулировать взаимоотношения членов моей семьи.

11чтобы не отставать от времени, интересоваться обще­ственно-политической жизнью.

12 в своем увлечении быстро достигать намеченных целей'.

13 чтобы физическая подготовленность позволяла надежно выполнять работу, дающую хороший заработок.

14 всегда сочувствовать людям, когда у них неприятности.

15 учиться, чтобы "не зарывать свой талант в землю".

16 вместе с семьей посещать концерты, театры, выставки.

17 применять свои собственные методы в общественной де­ятельности.

18 состоять членом какого-либо клуба по интересам.

19 чтобы окружающие замечали мою спортивную подтяну­тость.

20 не испытывать чувства досады, когда высказывают мне­ние, противоположное моему.

21 изобретать, совершенствовать, придумывать новое в сво­ей профессии.

22 чтобы уровень моей образованности позволял чувство­вать себя уверенно в общении с самыми разными людьми.

23 вести такой образ семейной жизни, который ценится об­ществом.

24. добиваться конкретных целей, занимаясь общественной

деятельностью.

25 чтобы мое увлечение помогало укрепить мое материаль­ное положение.

26 чтобы физическая подготовленность делала меня неза­висимым в любых ситуациях.

27 чтобы семейная жизнь исправила некоторые недостатки моей натуры.

28 находить внутреннее удовлетворение в активной обще­ственной жизни.

29 в свободное время создавать нечто новое, ранее не суще­ствовавшее.

 

30 чтобы моя физическая форма позволяла мне уверенно общаться в любой компании.

31 не испытывать колебаний, когда кому-то нужно помочь в беде.

32 иметь приятельские отношения с коллегами по работе.

33 учиться, чтобы не отстать от людей моего круга.

34 чтобы мои дети опережали в своем развитии сверстни­ков.

35 получать материальное вознаграждение за общественную деятельность.

36 чтобы мое увлечение подчеркивало мою индивидуаль­ность.

37 развивать свои организаторские способности, занимаясь общественной деятельностью.

38 полностью сосредоточиться на своем увлечении, прово­дя свободное время за хобби.

 

39 придумывать новые упражнения для физической раз­минки.

40 перед длительной поездкой всегда продумывать что взять с собой.

41 какое впечатление моя работа оказывает на других лю­дей.

42 получить высшее образование или поступить в аспиран­туру, или получить ученую степень.

43 чтобы моя семья обладала очень высоким уровнем мате­риального благосостояния.


44 твердо отстаивать определенную точку зрения в обще­ственно-политических вопросах.

45 знать свои способности в сфере моего хобби.

46 получать удовольствие даже от тяжелой физической на­грузки.

47 внимательно слушать собеседника, кто бы он ни был.

48 в работе быстро достигать намеченных целей.

49 чтобы уровень образования помог бы мне укрепить мое материальное положение.

50 сохранять полную свободу и независимость от членов моей семьи.

51 чтобы активная физическая деятельность позволяла из­менять мой характер.

52 порадоваться, когда неприятный мне человек получил по заслугам.

53 чтобы на работе была возможность получения дополни­тельных материальных благ (премии, путевки и т.п).

54 учиться, чтобы "не затеряться в толпе".

55 всегда говорить правду.

56 чтобы моя профессия подчеркивала индивидуальность.

57 отслеживать и осваивать новые направления в своей про­фессии.

58 учиться, получая при этом удовольствие.

59 постоянно интересоваться новыми методами обучения и воспитания детей в семье.

60. участвуя в общественной жизни, взаимодействовать
с опытными людьми.

61 завоевать уважение у людей благодаря своему увлечению.

62 быть физически способным достигать лучших результа­тов, чем все остальные.

63 не бросать что-то делать, если я не уверен в своих силах.

64 увлекаться процессом работы в своей профессиональной деятельности.

 

65 повышать уровень своего образования, чтобы внести вклад в изучаемую дисциплину.

66 активное взаимодействие с моими детьми.

67 чтобы мои общественно-политические взгляды совпада­ли с мнением моих авторитетов.

68 занимаясь на досуге любимым делом, детально проду­мывать свои действия.

69 участвуя в различных соревнованиях и конкурсах, завое­вать какой-либо приз, вознаграждение.

70 не говорить с умыслом неприятных вещей.

71 знать, какого уровня образования можно достичь с мои­ми способностями, чтобы их совершенствовать.

72 в супружестве быть всегда абсолютно надежным.

73 чтобы жизнь моего окружения постоянно изменялась.

74 увлекаться чем-то в свободное время, общаясь с людьми, увлекающимися тем же.

75 участвовать в спортивных соревнованиях, чтобы проде­монстрировать свое превосходство.

76 никогда не уклоняться от оказания услуги, даже если не хочется этого делать.

77 чтобы приемы моей работы изменялись.

78 повышать уровень своего образования, чтобы быть вхо­жим в круг умных интересных людей.

79 иметь супруга (супругу) из семьи высокого социального положения.

80 достигать поставленной цели в своей общественной дея­тельности.

81 в своем увлечении создавать необходимые в жизни вещи (одежду, мебель, технику и т. п.)

82 чтобы физическая подготовка, давая свободу в движени­ях, давала ощущение личной свободы.

83 научиться понимать характер моей супруги (супруга), чтобы избежать семейных конфликтов.

84 быть полезным для общества.

85 вносить различные усовершенствования в сферу моего хобби.

86 чтобы среди членов моей спортивной секции (клуба, ко­манды) было много друзей.

87 внимательно следить за тем, как я одет.

88 чтобы во время работы постоянно была возможность общаться с сослуживцами.

89 чтобы уровень моего образования соответствовал уров­ню образования человека, мнение которого я ценю.

90 тщательно планировать свою семейную жизнь.

91 занимать такое место в обществе, которое укрепляло бы мое материальное положение.

92 чтобы мои взгляды на жизнь проявлялись в моем увлече­нии.

93 заниматься общественной деятельностью, учиться убеж­дать людей в своей точке зрения.

94 чтобы увлечение занимало большую часть моего свобод­ного времени.

95 чтобы моя выдумка проявлялась даже в утренней зарядке.

96 всегда охотно признавать свои ошибки.

97. чтобы моя работа была на уровне и даже лучше, чем

у других.

98. чтобы уровень моего образования помог бы мне занять

желаемую должность.

99. чтобы супруг (супруга) получала высокую зарплату.

100 иметь собственные политические убеждения.

101 чтобы круг моих увлечений постоянно расширялся.

102иметь, прежде всего, моральное удовлетворение от дос­тигнутых успехов в спорте.

103 не придумывать вескую причину, чтобы оправдаться.

104 перед началом работы четко ее распланировать.

105 чтобы мое образование давало возможность для полу­чения дополнительных материальных благ (гонорары, льготы).

106 в семейной жизни поступать по-своему, независимо от мнения других членов семьи.

107 тратить много времени на чтение литературы, просмотр передач и фильмов о спорте.

 

108не завидовать удаче других.

109 иметь высокооплачиваемую работу.

110. выбрать редкую, уникальную специальность для обуче­ния, чтобы лучше проявить свою индивидуальность.

111 вести себя за столом дома так же, как и на людях.

112 чтобы моя работа не противоречила моим жизненным принципам.


ТЕСТ "ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЮ СИСТЕМУ ЦЕННОСТЕЙ"




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.172 сек.