КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мотивация личности и карьера 2 страница
Таблица 2 ТЕСТ"ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ЛИЦ И ВЫЯВЛЕНИЯ МОТИВАЦИОННЫХ ПЛАСТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ" Вам даются 15 утверждений. Сравните эти утверждения попарно между собою. Начинайте сравнивать первое утверждение со вторым, потом первое утверждение с третьим и т.д. Результаты вписываете в колонку 1. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым предпочтительным для себя вы сочтете второе, то в начальную клеточку вписывайте цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то вписывайте цифру 1. И так делайте при каждом сравнении. Далее проделывайте аналогичные операции сО вторым утверждением: сравнивайте его сначала с третьим, потом с четвертым и т.д. Результаты вписывайте в колонку 2. Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк. Каждое сравнение пар делайте после прогова-ривания "Я хочу...". "Я хочу..." Добиться признания и уважения Иметь теплые отношения с людьми Обеспечить себе будущее Зарабатывать на жизнь Иметь хороших собеседников Упрочить свое положение Развивать свои силы и способности Обеспечить себе материальный комфорт Повышать уровень мастерства и компетентности
Избегать неприятностей Стремиться к новому и неизведанному Обеспечить себе положения влияния Покупать хорошие вещи Заниматься делом, требующим полной отдачи Быть понятым другими Когда заполните весь бланк, подсчитайте сколько раз в бланке встречается каждое утверждение. Полученные суммы впишите в клетки, выделенные жирными линиями. Эти операции дают вам возможность определить предпочтение по всем утверждениям. Далее подсчитайте суммы баллов по пяти шкалам:
I шкала - материальное положение. Подсчитывается сумма II шкала - потребность в безопасности: сумма по позициям 3, I I I шкала - потребность в межличностных связях: по позициям 2, 5, 15. I V шкала - потребность в уважении со стороны: по позициям 1,9,12. V шкала - потребность в самореализации: по позициям 7, 11, от 0 до 13 баллов, частичная удовлетворенность - от 13 до 26 баллов; полная неудовлетворенность - от 26 до 39 баллов. Доминирующая потребность будет обозначаться высшим баллом. Как использовать данный тест для оценки мотивационного климата организации? Для этого по методике случайной выборки оцениваются отобранные совокупности. Это 0,1-0,5% опрашиваемых, если оценивается климат крупной компании, и 3-5%, если оценивается организация численностью до 1000 человек. Данные оценки должны помочь руководству в деятельности по управлению организацией. МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" М. РОКИЧА Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни". Наиболее распространенной в настоящее время является методика изменения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться: инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Инструкция Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку-значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию. СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Список А (терминальные ценности): активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) здоровье (физическое и психическое) интересная работа красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) наличие хороших и верных друзей общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)
развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) счастливая семейная жизнь счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) творчество (возможность творческой деятельности) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Список Б (инструментальные ценности): аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах воспитанность (хорошие манеры)
высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) жизнерадостность (чувство юмора) исполнительность (дисциплинированность) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) непримиримость к недостаткам в себе и других образованность (широта знаний, высокая общая культура) ответственность (чувство долга, умение держать слово) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) честность (правдивость, искренность) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) чуткость (заботливость). Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимуль-ный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.
Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы: "В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?" "Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?" "Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?" "Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?" "Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?" " через 5 или 10 лет?" "Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?" Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформирован-ность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов. Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.
ТЕСТ "ДИАГНОСТИКА СТРУКТУРЫ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ" Оснащение Опросник "Морфологический тест жизненных ценностей", ответный лист. Порядок работы Испытуемому выдается ответный лист и опросник с инструкцией. Опрос необходимо проводить при соблюдении благоприятного эмоционального климата. Экспериментатор должен уметь ответить на возникающие вопросы, но не провоцировать определенные ответы. При групповом проведении опроса каждый испытуемый должен иметь свой текст опросника. Допускается зачитывание утверждений вслух для группы, но каждый испытуемый должен ответить индивидуально. Порядок обработки полученных результатов Прежде чем приступить к обработке полученных данных, необходимо убедиться в том, что бланк ответов полностью заполнен. Далее суммируем баллы ответов в таблицу-дешифратор в соответствии с ключом (табл. 1). Таким образом, получаем первичные тестовые результаты. В шкале достоверности при подсчете необходимо учитывать знак. Все ответы со знаком минус инвертируются, т. е. если, например, испытуемый ставит 5 баллов в ответе на утверждение, относящееся к шкале достоверности, то ему соответствует 1 балл. Если же за утверждение испытуемый ставит 1 балл, то ему будет соответствовать 5 баллов.
Таблица 1
После подсчетов все результаты заносятся в таблицу-профиль (таблица 2). Предложенные ценности относятся к разнонаправленным группам: нравственно-деловые и эгоистически-престижные. Это важно для определения направленности жизнедеятельности личности. К первым относятся: саморазвитие, духовная удовлетворенность, креативность, активные социальные контакты. Соответственно ко второй подгруппе ценностей относятся: престиж, достижения, высокое материальное положение, сохранение индивидуальности.
Морфологический тест жизненных ценностей Просим оценить Ваши желания и стремления, побуждающие Вас к определенным действиям, по 7-балльной шкале следующим образом: если утверждение имеет значение ВАЖНО, НО КРАЙНЕ ОТРИЦАТЕЛЬНО, то поставьте в бланке цифру "1" если - ОТРИЦАТЕЛЬНО, то поставьте цифру "2" если - НЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНО, то поставьте цифру "3" если - НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ, то поставьте цифру'4" если - ОПРЕДЕЛЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ, то поставьте цифру "5" если - ВАЖНО, то поставьте цифру "6" если - ОЧЕНЬ ВАЖНО, то поставьте цифру "7". Во время работы полезно к каждому утверждению проговаривать фразу "Для меня сейчас (ваша оценка)... 1. постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. 2. учиться, чтобы узнавать что-то новое в изучаемой области знаний. 3. чтобы облик моего жилища постоянно изменялся. 4. общаться с разными людьми, активно участвуя в общественной деятельности. 5. чтобы люди, с которыми я провожу свободное время, увлекались тем же, чем и я. 6. чтобы участие в спортивных состязаниях помогало мне в установлении личных рекордов. 7. испытывать чувство симпатии ко всем людям без исключения. 8 иметь интересную работу, полностью поглощающую меня. 9 создавать что-то новое в изучаемой мною области знаний.
10регулировать взаимоотношения членов моей семьи. 11чтобы не отставать от времени, интересоваться общественно-политической жизнью. 12 в своем увлечении быстро достигать намеченных целей'. 13 чтобы физическая подготовленность позволяла надежно выполнять работу, дающую хороший заработок. 14 всегда сочувствовать людям, когда у них неприятности. 15 учиться, чтобы "не зарывать свой талант в землю". 16 вместе с семьей посещать концерты, театры, выставки. 17 применять свои собственные методы в общественной деятельности. 18 состоять членом какого-либо клуба по интересам. 19 чтобы окружающие замечали мою спортивную подтянутость. 20 не испытывать чувства досады, когда высказывают мнение, противоположное моему. 21 изобретать, совершенствовать, придумывать новое в своей профессии. 22 чтобы уровень моей образованности позволял чувствовать себя уверенно в общении с самыми разными людьми. 23 вести такой образ семейной жизни, который ценится обществом. 24. добиваться конкретных целей, занимаясь общественной деятельностью. 25 чтобы мое увлечение помогало укрепить мое материальное положение. 26 чтобы физическая подготовленность делала меня независимым в любых ситуациях. 27 чтобы семейная жизнь исправила некоторые недостатки моей натуры. 28 находить внутреннее удовлетворение в активной общественной жизни. 29 в свободное время создавать нечто новое, ранее не существовавшее.
30 чтобы моя физическая форма позволяла мне уверенно общаться в любой компании. 31 не испытывать колебаний, когда кому-то нужно помочь в беде. 32 иметь приятельские отношения с коллегами по работе. 33 учиться, чтобы не отстать от людей моего круга. 34 чтобы мои дети опережали в своем развитии сверстников. 35 получать материальное вознаграждение за общественную деятельность. 36 чтобы мое увлечение подчеркивало мою индивидуальность. 37 развивать свои организаторские способности, занимаясь общественной деятельностью. 38 полностью сосредоточиться на своем увлечении, проводя свободное время за хобби.
39 придумывать новые упражнения для физической разминки. 40 перед длительной поездкой всегда продумывать что взять с собой. 41 какое впечатление моя работа оказывает на других людей. 42 получить высшее образование или поступить в аспирантуру, или получить ученую степень. 43 чтобы моя семья обладала очень высоким уровнем материального благосостояния. 44 твердо отстаивать определенную точку зрения в общественно-политических вопросах. 45 знать свои способности в сфере моего хобби. 46 получать удовольствие даже от тяжелой физической нагрузки. 47 внимательно слушать собеседника, кто бы он ни был. 48 в работе быстро достигать намеченных целей. 49 чтобы уровень образования помог бы мне укрепить мое материальное положение. 50 сохранять полную свободу и независимость от членов моей семьи. 51 чтобы активная физическая деятельность позволяла изменять мой характер. 52 порадоваться, когда неприятный мне человек получил по заслугам. 53 чтобы на работе была возможность получения дополнительных материальных благ (премии, путевки и т.п). 54 учиться, чтобы "не затеряться в толпе". 55 всегда говорить правду. 56 чтобы моя профессия подчеркивала индивидуальность. 57 отслеживать и осваивать новые направления в своей профессии. 58 учиться, получая при этом удовольствие. 59 постоянно интересоваться новыми методами обучения и воспитания детей в семье. 60. участвуя в общественной жизни, взаимодействовать 61 завоевать уважение у людей благодаря своему увлечению. 62 быть физически способным достигать лучших результатов, чем все остальные. 63 не бросать что-то делать, если я не уверен в своих силах. 64 увлекаться процессом работы в своей профессиональной деятельности.
65 повышать уровень своего образования, чтобы внести вклад в изучаемую дисциплину. 66 активное взаимодействие с моими детьми. 67 чтобы мои общественно-политические взгляды совпадали с мнением моих авторитетов. 68 занимаясь на досуге любимым делом, детально продумывать свои действия. 69 участвуя в различных соревнованиях и конкурсах, завоевать какой-либо приз, вознаграждение. 70 не говорить с умыслом неприятных вещей. 71 знать, какого уровня образования можно достичь с моими способностями, чтобы их совершенствовать. 72 в супружестве быть всегда абсолютно надежным. 73 чтобы жизнь моего окружения постоянно изменялась. 74 увлекаться чем-то в свободное время, общаясь с людьми, увлекающимися тем же. 75 участвовать в спортивных соревнованиях, чтобы продемонстрировать свое превосходство. 76 никогда не уклоняться от оказания услуги, даже если не хочется этого делать. 77 чтобы приемы моей работы изменялись. 78 повышать уровень своего образования, чтобы быть вхожим в круг умных интересных людей. 79 иметь супруга (супругу) из семьи высокого социального положения. 80 достигать поставленной цели в своей общественной деятельности. 81 в своем увлечении создавать необходимые в жизни вещи (одежду, мебель, технику и т. п.) 82 чтобы физическая подготовка, давая свободу в движениях, давала ощущение личной свободы. 83 научиться понимать характер моей супруги (супруга), чтобы избежать семейных конфликтов. 84 быть полезным для общества. 85 вносить различные усовершенствования в сферу моего хобби. 86 чтобы среди членов моей спортивной секции (клуба, команды) было много друзей. 87 внимательно следить за тем, как я одет. 88 чтобы во время работы постоянно была возможность общаться с сослуживцами. 89 чтобы уровень моего образования соответствовал уровню образования человека, мнение которого я ценю. 90 тщательно планировать свою семейную жизнь. 91 занимать такое место в обществе, которое укрепляло бы мое материальное положение. 92 чтобы мои взгляды на жизнь проявлялись в моем увлечении. 93 заниматься общественной деятельностью, учиться убеждать людей в своей точке зрения. 94 чтобы увлечение занимало большую часть моего свободного времени. 95 чтобы моя выдумка проявлялась даже в утренней зарядке. 96 всегда охотно признавать свои ошибки. 97. чтобы моя работа была на уровне и даже лучше, чем у других. 98. чтобы уровень моего образования помог бы мне занять желаемую должность. 99. чтобы супруг (супруга) получала высокую зарплату. 100 иметь собственные политические убеждения. 101 чтобы круг моих увлечений постоянно расширялся. 102иметь, прежде всего, моральное удовлетворение от достигнутых успехов в спорте. 103 не придумывать вескую причину, чтобы оправдаться. 104 перед началом работы четко ее распланировать. 105 чтобы мое образование давало возможность для получения дополнительных материальных благ (гонорары, льготы). 106 в семейной жизни поступать по-своему, независимо от мнения других членов семьи. 107 тратить много времени на чтение литературы, просмотр передач и фильмов о спорте.
108не завидовать удаче других. 109 иметь высокооплачиваемую работу. 110. выбрать редкую, уникальную специальность для обучения, чтобы лучше проявить свою индивидуальность. 111 вести себя за столом дома так же, как и на людях. 112 чтобы моя работа не противоречила моим жизненным принципам. ТЕСТ "ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЮ СИСТЕМУ ЦЕННОСТЕЙ"
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |