КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационная емкость мозга человека
Из всех организмов homo sapiens имеет наибольшую массу мозга на единицу тела. Следующими за ним идут дельфины — люди и дельфины тем самым могут быть отнесены к самым разумным организмам на Земле. Чтобы проиллюстрировать эволюционную природу разума, применим два метода: 1) выразим картину эволюции мозга живых существ в хронологическом порядке, приняв длительность всей истории Вселенной за один космический год; 2) выразим эту же картину в показателях объема информации, содержащейся в генах и в мозге организмов за всю историю Земли. 1. Если начало Вселенной, т. е. Большой взрыв, обозначить датой 1 января Космического года, то образование планеты Земля датируется 14 сентября, а появление жизни на Земле выпадает на 25 сентября. Первые деревья в таком случае появились 23 декабря, первые млекопитающие — 26 декабря космического года. Первые приматы могут быть отнесены к 29 декабря, а первые люди появились 31 декабря в 22.30 по космическому календарю. Вся остальная человеческая история, таким образом, умещается в полуторачасовой период, оставшийся до Нового года, т. е. до настоящего времени, — здесь и переход к широкому применению каменных орудий, открытие огня, земледелия, металлургии, письма, рождение таких наук, как астрономия, математика и т. д., вплоть до создания средств, способных уничтожить весь род людской. Большинство цивилизационных достижений осуществлено в последнюю минуту до истечения космического года (начиная с расцвета пещерной живописи, соотносимой с 23 ч. 59 мин. 31 декабря космического календаря). 2. Исключим из этой картины эволюцию внесоматической информации и сосредоточим свое внимание на биологической эволюции и объеме информации, накапливающейся в организмах (генах и мозге). При этом надо исходить из аксиомы, что чем сложнее организм, тем больший объем информации содержится в нем1. Книга жизни очень богата: типичная молекула ДНК одной хромосомы человека состоит из пяти миллиардов частей (нуклеотидов), иначе — содержит 5-109 битов информации. Поскольку в ДНК существует четыре типа нуклеотидов, то она содержит уже 2-1010 битов информации. Это количество информации можно выразить примерно 3 миллиардами букв. В среднем в одном слове примерно 6 букв, тогда информация, содержащаяся в хромосоме человека, соответствует примерно пятистам миллионам слов (5-109: 6 = 5-108). На одной странице печатного текста умещается около 300 слов, тогда получим цифру в два миллиона страниц (5 108: 5108 = 2 106). Если средняя книга содержит пятьсот таких страниц, то информация, заключенная в одной единственной хромосоме человека соответствует четырем тысячам таких томов (2 106: 5 102 = 4-103). Ясно, что последовательность ступенек ДНК по объему заключенной в ней информации сравнима лишь с гигантской библиотекой. Средний человеческий мозг весит примерно 1375 граммов (у женщин его меньше примерно на 150 граммов — доказано, что такая разница не ведет ни к каким последствиям). К шести годам жизни ребенок имеет 90 % «полагающегося» ему мозга. Мозг взрослого человека может содержать информацию до десяти триллионов битов. Если бы его мозг имел всего один синапс (связь между нейронами выражается «да — нет», или 0—1 в двоичной системе), то мозг мог бы быть лишь в двух состояниях, что соответствовало бы уровню монументальной глупости. Если бы в нем было два синапса, то он имел бы уже четыре состояния, и т. д. Человеческий мозг имеет около 1013 синапсов. Благодаря столь большому числу возможных функциональных конфигураций человеческого мозга никакие два человека, даже близнецы, выращенные вместе, не могут быть совершенно одинаковыми. Этим же самым можно объяснить непредсказуемость человеческого поведения в те моменты, когда мы удивляем даже самих себя тем, что делаем1. Правда, не все возможные состояния мозга реализованы за всю историю человечества (мы практически используем лишь 4—6 % возможностей мозга. Загадочным остается, однако, вопрос о причинах появления такого большого запаса прочности у мозга — вряд ли это можно объяснить с помощью теории эволюции). Из всего сказанного можно сделать вывод, что каждое человеческое существо неповторимо и что оно представляет собой целые миры, загадочные и обычно не раскрываемые при жизни. Этическое следствие такого вывода — принцип неприкосновенности каждой личности, благоговение перед жизнью (А. Швейцер). Если для выживания человека необходимы десятки миллиардов битов информации, то недостающее количество должно быть поставлено внегенетическими средствами. Например, средовые воздействия могут вызывать различные мутации, являющиеся дополнительными источниками дальнейшей эволюции организма. Но для homo sapiens основными внегенетическими источниками развития являются внесоматические информационные системы. Так мы «логически» объясняем возникновение и развитие культуры, т. е. науки, образования, искусства, а также средств массовой информации как институтов общества, обязанных своим появлением знанию — социальному и научному. Следуя методу восхождения от абстрактного к конкретному, перейдем от описания исторической эволюции информационной емкости человека к описанию информационных морей различных государств, наполненность которых оказывает непосредственное влияние на интеллектуальное развитие каждой личности — граждан тех или иных государств. В последнее время (начало XXI века) в мире сформировался феномен информационного неравенства. Так, пятая часть богатых землян имеет 74 % мировых телефонных линий и 91 % пользователей Интернета. Другая пятая часть — самые бедные жители Земли имеют 1,5 % мировых телефонных линий и 1 % пользователей Интернета1. В структуре мирового информационного неравенства по показателю развития информационных и коммуникативных средств Россия занимает 53-е место среди 110 стран мира2. Рассмотрим соотношение данных, информации, знаний и интеллектуальной культуры в двух гипотетически разных государствах. Под «данными» надо понимать факты, введенные в семиотические системы (обозначение их символами, словами, знаками, письмом), имеющие практическое значение прежде всего в повседневной жизни. Под «информацией» понимается сообщение, содержащее сведения о системе фактов, снимающее неопределенность в той или иной ситуации. Под «знаниями» — результаты познания действительности, проверенные практикой и вошедшие в социальную жизнь как прочные ориентиры в процессах взаимодействия в системах «субъект—субъект» и «субъект—объект». То, что является информацией для одного общества, может быть лишь данными для другого, и наоборот. Уровень информации во втором равен уровню знаний в первом, следовательно, второе общество пока лишь овладевает тем, что для первого стало привычным, общеупотребительным. Усложнение знаний есть показатель развития интеллектуальной культуры общества. Современные средства массовой коммуникации и связи вырабатывают свои информационные технологии для поддержания и развития информационного моря (поля). Разумеется, каждая отдельная технология развивается с целью получения (в условиях рыночных отношений) максимальной прибыли, но в целом все информационные технологии формируют, поддерживают рост интеллектуальной культуры страны (общества). Наше сознание, а следовательно, и восприятие информации интенциональны по своей природе — внимание к ней возбуждается и поддерживается нашим интересом. Ниже приводится таблица, показывающая сегментацию рынка видеопродукции в США (она составлена на основе данных общенационального исследования 2476 телезрителей в 1333 семьях, имеющих телевизоры)1. Области типичных интересов телезрителей
В информационном обществе все люди выступают потребителями массовой информации — каждая квартира, дом сейчас подключены к информационным сетям, так же как к воде, теплу, свету; радио, телевидение, газеты, телефон, персональные компьютеры несут массу информации каждой семье. Дети, как показывают исследования бюджета времени населения, проводят перед телевизором столько же времени, сколько в школе (5—6 часов). Потребитель информации превращается порой в «пожирателя» информации. Все эти тенденции заставляют ставить вопрос о защите и самозащите интеллекта человека, его сознания от информационного «порабощения». Известно, что сознание человека всегда находится под воздействием четырех источников информации: мира как такового, социокультурной среды (микросреды с ее ценностно-нормативными координатами поведения), сферы организованной информации (средств массовой информации, систем образования) и самого мозга (памяти, ассоциаций, глубинных резервов, таящихся в подсознании). В информационном обществе главным источником начинает выступать организованная информационная сфера. Именно она и выступает механизмом духовного порабощения личности. Понятно, что в этих условиях главным средством защиты и самозащиты интеллекта является умение выбирать самим потребителем те или иные каналы коммуникации, сюжеты и виды развлечений в виртуальных мирах. Культура потребления информации становится такой же актуальной проблемой, как и вообще культура потребления в век лавинообразного нарастания количества вещей в мире людей. Объективным условием такого умения в нашем случае является, конечно, разнообразие предоставляемых информационных услуг. Однако в информационном море существует весьма грозный для человека враг — дезинформация. В условиях плюралистического рыночного общества возрастают возможности для многообразной дезинформации в виде коммерческой и политической рекламы («недобросовестная реклама»), обмана в межличностных взаимодействиях и т. д. Люди достаточно часто становятся жертвами дезинформации в условиях конкурентной и жизненной борьбы, если не умеют вовремя распознать обман, отличить правду от лжи, истину от заблуждения. Интеллектуальная культура личности и группы обязательно включает в себя эти умения. Достоверная информация несет людям (если мы отвлечемся от сообщений о данных) знания двоякого рода: знания для овладения той или иной социальной, экономической или политической ситуацией (социальное знание) и знания, относящиеся к наукам о природе (естественно-научное знание). Социальное знание, призванное конст- руировать социальную реальность, может нести в себе истину или заблуждение, правду или обман (ложь); естественно-научное знание бывает лишь или истиной, или заблуждением. Почему же существует такое различие между этими видами знания? Английский философ Локк говорил, что геометрические аксиомы были бы уже давно пересмотрены, если бы они задевали интересы людей. Социальное знание касается интересов различных групп и классов людей, поэтому оно может быть средством манипуляции сознанием множества людей ради интересов отдельной группы, класса или нации. В отношении именно такого рода сообщений (информации) и следует формировать у личности умения и навыки самозащиты от дезинформации. Исходным условием развития таких умений является четкое знание природы истины, заблуждения, правды и лжи (обмана). Обратимся к Аристотелю, оставившему нам классические определения этих понятий. Они просты и точны. По Аристотелю, истина есть соответствие мысли предмету, заблуждение же — несоответствие мысли предмету исследования. Такая адекватность или неадекватность обнаруживаются лишь в процессе практического освоения предмета (верификации). Понятно, что тот или иной человеческий интерес не сможет исказить результаты исследования (разумеется, мы здесь не берем случаи злонамеренного сокрытия научной истины). Люди «входят» в природу в соответствии с ее познанными законами, но переделывают ее в направлении своих интересов (обратите внимание на то, что эти законы на Земле и во Вселенной всюду одинаковы — можно сказать, что естественно-научное знание по своей природе космополитично, интернационально). Естественно-научное знание, если оно истинно, абсолютно верифицируемо, т. е. любой человек в любом месте может воспроизвести любой эксперимент, приведший к научной истине. Заблуждение же в сфере научного знания — явление естественное, оно не злонамеренно, свидетельствует лишь о трудностях на пути движения к истине. Природа обычно глубоко прячет свои тайны, но не хитрит с человеком. Интересы людей обнаруживаются со всей очевидностью, когда встают вопросы о том, как использовать добытое истинное знание. В жизненной борьбе людей и государств злонамеренность может проявиться лишь в виде сокрытия знания, да и то временно (вспомним борьбу за овладение атомным оружием). Перенесемся в область социального знания. Антагонизм интересов различных общностей ведет к тому, что в условиях информационного общества формируются и пропагандируются социальные доктрины и проекты в интересах групп, имеющих в своем распоряжении основные средства жизнеобеспечения людей, в том числе и средства массовой коммуникации. В этих случаях манипулирование сознанием масс приводит к формированию «ложного сознания» (Маркс, Мангейм), т. е. «отчужденного» сознания, когда между реальностью и сознанием индивида (группы) формируются различные фетиши и клише, заставляющие его поступать даже вопреки своим очевидным интересам. Следовательно, когда речь идет о социальном знании (в большинстве своем оно есть обыденный уровень картины мира человека), мы должны раскрыть, что значит «правда» и что значит «ложь». По Аристотелю, правда есть соответствие слов мыслям. Понятно, что мысли при этом могут быть и заблуждением, но намерения говорящего искренни — у него нет «задних мыслей». Ложь же есть несоответствие мыслям говорящего его слов — т. е. ложь есть сознательный обман. В целом обман есть разновидность дезинформации. В ценностном аспекте правда выступает для людей как высшая ценность в общении1. Ложь же — антиценность, однако, когда результат ложного сообщения в ценностной иерархии индивида (группы) превышает престиж источника информации, люди могут пойти даже на откровенную ложь. История свидетельствует, что «Большой обман» обычно массой своевременно не улавливается. Правдивость человека или института вызывает чувство доверия к нему — основу всякой легитимности (законности, моральности, доверительности, чувства «своего»), А. Швейцер в своей известной книге «Благоговение перед жизнью» утверждает, что «здание истины не может быть построено на зыбкой почве скепсиса» и «только то время, которое имеет мужество быть правдивым, может обладать истиной как духовной силой»2. Различие между научным и социальным знанием выражено и лингвистически: если носители высших уровней научного знания вознаграждаются общественным и государственным признанием в виде, например, ученых званий академиков, докторов наук и т. д. вплоть до высшего признания в качестве гения, то высший уровень социального знания увенчивается в общественном мнении званием «мудрого», «святого», знатока тайн человеческих отношений и соответственной техники поступков и выдвигается в качестве нравственного образца. Олицетворения этих знаний обычно не совпадают — мудрый еще не значит гений, а гений — может и не быть мудрым. Постижение истин в науке требует накопления знаний в специальной области, постижение же истин в человеческих отношениях требует понимания жизни, накопления осмысленного опыта в проникновении в суть социальной и индивидуальной жизни с целью оказания помощи себе и другим в выходе из различных трудных ситуаций. Мудрый обычно высоко ценится в общении, гений — в сфере действий, деятельности. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Сможете ли доказать, что информационная емкость человека больше, нежели информационное поле Вселенной? 2. Согласны ли Вы с различением понятий «научное знание» и «социальное знание»? ЛИТЕРАТУРА
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Биографический метод. История, методология, практика. М., 1994. Дельгадо X. Мозг и сознание. М., 1971. Дубровский Д. И. Обман. Философско-психологический анализ. М., 1994. Заблуждающийся разум. Многообразие вненаучного знания / Под ред Н. Т. Касавина. М., 1990. Кардаии С. Измененные состояния сознания. М., 1998. Магарил С. Г. Социокультурный стереотип. // Социально-гуманитарные знания. М., 2004. № 6. Налимов В. В. В поисках иных смыслов. М., 1993. Петрович Н. Т. Люди и биты. М., 1986. Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология — миллионные прибыли. М., 1993. Проблемы человека в западной философии. М., 1988. Проблемы преодоления «цифрового неравенства» в России и странах СНГ. Сб. статей. М., 2001. Саган К. Драконы Эдема. М., 1986. Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском конгрессе. М., 2003. Федоров Ю. М. Универсум морали. Тюмень, 1992.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1044; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |